Дополнительные индивидуальные занятия
Проводя дополнительные занятия, не следует допускать перегрузки отставшего ученика учебной работой, нужно экономно расходовать его силы. Наиболее эффективной будет та помощь, которая оказывается в индивидуальном порядке, когда учитель учитывает способности и возможности ученика, причины и характер отставания. Добиваясь активного участия в работе на уроке всех детей, учитель должен уделять особое… Читать ещё >
Дополнительные индивидуальные занятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Индивидуальная работа по предупреждению и ликвидации отставания учащихся.
Обучая детей математике, учитель обычно добивается, чтобы на уроке все ученики усвоили основной материал и закрепили его. Это предупреждает появление неуспевающих учеников. Готовясь к уроку, учитель старается предусмотреть все возможные затруднения, с которыми могут встретится ученики при изучении данного вопроса, и наметить способы их преодоления.
Добиваясь активного участия в работе на уроке всех детей, учитель должен уделять особое внимание тем из них, которые по каким-либо причинам могут отстать. Таким ученикам надо чаще предлагать отвечать на вопрос, поставленный всему классу, воспроизводить объяснение, повторять хороший ответ товарища.
Однако в отдельных случаях все же может возникнуть угроза отставания отдельных учеников. В этом случае приходится проводить внеурочную работу, так как специальная работа с отстающими учениками во время урока требует затраты большого времени в ущерб остальных учеников класса.
Проводя дополнительные занятия, не следует допускать перегрузки отставшего ученика учебной работой, нужно экономно расходовать его силы. Наиболее эффективной будет та помощь, которая оказывается в индивидуальном порядке, когда учитель учитывает способности и возможности ученика, причины и характер отставания.
Некоторым ученикам недостаточна та наглядность, которая применяется для всего класса; другим ученикам оказывается не по силам обычная скорость перехода от наглядности к отвлеченному рассуждению. Иногда ученик оказывается неуспевающим из-за невнимательности и большой рассеянности.
Индивидуальные занятия позволяют устранить все эти и другие причины отставания.
Методика индивидуальной работы с отставшими учениками сложна, и поэтому эта работа должна проходить под квалифицированным руководством учителя. Однако это не исключает участия родителей и специально подготовленных к этому учеников в занятиях с детьми, не усвоившими того или иного раздела программы. Занятия одного ученика с другим, когда это происходит под руководством учителя, приносят пользу и тому, и другому ученику: тот, кто ведет занятие, не просто механически повторяет материал, но еще глубже осознает изученное, у него вырабатывается чувство товарищеской взаимопомощи и поддержки, он получает моральное удовлетворение тем, что своим трудом принес пользу другим. Но шефство успевающих учеников над своими товарищами полезно лишь в том случае, когда интерес к этому делу проявляют сами дети, тогда они выполняют работу с желанием.
Учебный материал для индивидуальных занятий можно брать из учебников математики, но лучше, когда задача, примеры и другие упражнения составлены специально, с учетом характера отставания и способностей неуспевающего ученика. Все выполненные учеником задания нужно своевременно поверять и учитывать в дальнейшей работе с этими учениками на уроке и вне урока.
Работа по преодолению пробелов в знаниях ученика будет тем успешнее, чем больший интерес к изучаемому материалу удастся возбудить у этого ученика, чем большую активность и самостоятельность он проявит во время работы.
Рассмотрим некоторые виды заданий для отстающих учеников:
Например, учащимся нужно было решить задачу:
«Сколько килограммов масла получится из 75л молока, если из 25л молока получается 1 кг масла?».
Сильным учащимся было предложено задание: «Реши задачу. Составь похожую задачу со следующими данными: 3 кг, 75 л, 25 л».
Более слабым ученикам вместе с условием задачи дан чертёж, иллюстрирующий её содержание.
- 75л —? кг
- 25л — 1 кг
Пример карточки в помощь решения задачи:
«Хозяйка купила 10 кг картофеля и морковь. Вес картофеля на 3 кг больше, чем вес моркови. Сколько кг моркови купила хозяйка?
- — Чего меньше купила хозяйка: картофеля или моркови?
- -Чего больше купила хозяйка?"
Текст памятки, помогающей в решении задач:
«1. Прочитай внимательно задачу и подумай, что обозначает каждое число в задаче. Постарайся представить то, о чем говорится в задаче.
- 2. Если задача сложная, запиши кратко ее условие, начерти к ней схему или сделай рисунок.
- 3. Прочитай вторично задачу и перескажи про себя.
- 4. Подумай, что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос задачи.
- 5. Подумай, что можно узнать из данных и условия задачи и нужно ли это знать для ответа на вопрос задачи.
- 6. Обдумай план решения задачи.
- 7. Реши задачу.
- 8. Проверь ответ."
Занятия с учениками, проявляющие особые способности и интерес к математике Некоторые ученики отличаются от своих сверстников особыми математическими способностями: они обладают хорошей сообразительностью, прекрасной смекалкой, большой изобретательностью, быстрее, чем другие, переходят от конкретного к отвлеченному, вернее делают обобщения. Их внимание привлекают частные и общие свойства чисел и действий.
Дети с повышенными математическими способностями также нуждаются в особом внимании к ним, в специальных занятиях, потому что работа, рассчитанная на «среднего» ученика, их не удовлетворяет. Не получая должной пищи для своего ума, ученик теряет интерес к математике. Чтобы этот интерес не падал, необходимы специальные занятия.
Например, беседы по математике, во время которых рассматриваются некоторые свойства чисел и действий и их применения, сообщаются некоторые сведения из истории математики. Содержание бесед должно быть доступным для учеников и по форме изложения, и по объему, и по трудности.
На занятиях, устраиваемых специально для способных учеников, большое место должна занимать работа по изысканию различных способов решения задач различного характера. Детей надо приучить к тому, чтобы они давали сравнительную оценку различным способам решения задач, выбирали из них наиболее рациональные и остроумные.
Пример задач:
- 1. Чтобы подняться на 3 этаж дома надо пройти 48 ступенек. Сколько ступенек надо пройти, чтобы подняться на шестой этаж этого дома? (Число ступенек между этажами одинаковое).
- 2. К числу 319 572 приписать справа три различных цифры, которые входят в данное число и зачеркнуть две цифры так, чтобы получилось наибольшее число.
- 3. Сумма четырех последовательных чисел равна 196. Найти эти числа.
- 4. При делении числа на 2 получаем остаток 1, при делении на 3, остаток 2. Какой остаток будет получен при делении этого числа на 6?
- 5. Циферблат надо разделить на 6 частей любой формы, — так чтобы сумма чисел на каждом участке была одна и та же.
- 6. Перед вами восемь цифр 10 777 771. Образуйте из них две даты рождения великих математиков Эйлера и Гаусса. Известно, что Эйлер родился раньше Гаусса на 70 лет.
- 7. Сумма двух чисел равна 462. Одно из них оканчивается нулем. Если этот нуль зачеркнуть, то получится второе число. Найдите эти числа.
- 8. На какое однозначное число надо умножить 12 345 679, чтобы в результате получилось новое число, записанное одними единицами.
- 9. В автобусе попался билет № 524 127. Попробуйте, не меняя цифр, расставить между ними знаки математических действий, чтобы в итоге получилось 100.
- 10. В пакете содержится 3 кг 600 гр крупы. Имеются двухчашечные весы и гиря 200 гр. Как разделить крупу, сделав лишь три взвешивания, на три пакета: 2 пакета по 800 гр, и один пакет 2 кг?
- 11. Жил-был царь. И было у него 3 волшебных сундука, где он хранил золотые монеты для своих детей. Выросли дети и решил он подарить своим детям эти монеты. Старшему сыну он дал из 1 сундука ½ всех монет, среднему — 2/4 всех монет, а младшему — 2/3 всех монет. Затем подарил старшей дочери из 1 сундука 4 монеты, средней дочери из 2 сундука 10 монет, младшей дочери дал всего 2 монеты из 3 сундука. И осталось у царя в 1 сундуке 26 монет, во 2-м сундуке 14 монет, а в 3-м сундуке — 16 монет. Сколько монет было в каждом сундуке первоначально?