Диагностика при регулярных занятиях физкультурой и спортом
Спортивно-педагогическая диагностика органически вписывается в систему подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной подготовленности спортсменов. Программа диагностики включает функционально-диагностическое обследование и тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических систем и функций: Диагностика включает в себя… Читать ещё >
Диагностика при регулярных занятиях физкультурой и спортом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза. Основа диагностики — накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет.
Спортивно-педагогическая диагностика органически вписывается в систему подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной подготовленности спортсменов. Программа диагностики включает функционально-диагностическое обследование и тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических систем и функций:
центральной нервной системы, вегетативной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, внутренней среды, физического развития, соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте),.
психофизиологического состояния.
Для решения всех этих задач были разработаны специальные программы исследования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся в состоянии покоя и при выполнении физических нагрузок.
Так, например, комплекс исследований в состоянии покоя включает:
* врачебный осмотр, составление медицинского и спортивного анализа;
электрокардиографию (с проведением активной ортопробы);
ультразвуковое исследование сердца (при необходимости — внутренних органов: печени, почек и т. д.);
биохимический анализ крови (при необходимости определение гормонального статуса);
антропометрические исследования (измерение размеров тела), состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста и др.
При исследованиях с физическими нагрузками важное место занимает подбор средств и методов задания тестовой нагрузки. В зависимости от возраста, пола, специализации и квалификации спортсменов могут быть использованы физические нагрузки следующего характера:
ступенчато возрастающего субмаксимальной мощности с ограниченным временем работы (типа PWC170) и «до отказа» ;
предельного характера с постоянной мощностью от 1 до 7−12 мин (типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности) анаэробного порога и т. п.);
с переменной скоростью (мощностью) повторного или интервального характера;
моделирование соревновательной деятельности.
При проведении диагностики тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося.
Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70−75 ударов в минуту, у женщины — 75−80.
Обобщение и анализ исследований, проведенных на спортсменах позволяет сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых:
- * физическое развитие,
- * функциональные возможности основных физиологических систем организма,
- * иммунный статус,
- * психологический статус,
Следующую группу факторов, формирующих функциональную подготовленность, составляют:
- * спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с видом спорта,
- * продолжительность занятий,
- * успешность в достижении спортивных результатов.
Еще одна группа факторов, формирующих функциональную подготовленность, представлена методическими основами организации тренировочного процесса:
- * режимом тренировок,
- * объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок,
- * соотношением средств и методов развития физических качеств, психофизической напряженностью,
- * календарем и регламентом соревнований.
Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов, опирающегося на объективную диагностику, может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем — к возникновению заболеваний и травм [1−7].