Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Занятия с ребенком с ринолалией

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У ребенка стертая форма дизартрии, что проявляется в дефектах звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания. Ребенок владеет речью, но допускает грубые ошибки в звукопроизношении. отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным… Читать ещё >

Занятия с ребенком с ринолалией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • 1. Провести обследование ребенка с ринолалией (возраст ребенка, форма ринолалии на выбор) и заполнить речевую карту (предложенную Л.В. Лопатиной) с указанием направлений логопедической работы. Составить перспективный план работы (на год) на обследуемого ребенка
  • 2. Составить конспект занятия с ребенком с ринолалией
  • 3. Провести обследование ребенка с дизартрией и заполнить речевую карту с указанием направлений логопедической работы. Составить перспективный план работы (на год) на обследуемого ребенка
  • 4. Составить конспект занятия с ребенком с дизартрией
  • Заключение
  • Список использованной литературы

В реализации концепции личностно-ориентированного подхода к воспитанию особое внимание необходимо уделять формированию эффективных механизмов рациональной, социально приемлемой адаптации личности ребенка к условиям среды.

Именно дошкольный возраст является периодом, когда предпосылки и начальный период формирования речевого дефекта у ребенка еще поддается коррекции. Поэтому возникает насущная необходимость как в изучении особенностей речевых дефектов у детей, их диагностике, так и в построении системы коррекционной работы с данных контингентом детей.

Развитие устной речи ребенка имеет важное значение. Это связано с исключительной ролью речи в психическом развитии и обучении. С помощью речи ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развивается обобщающая функция мышления.

Коммуникативная и обобщающая функция речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее.

Кроме того, с помощью речи у ребенка развивается регуляция высших психических функций. Включаясь в процесс восприятия, речь делает ее более обобщенной и дифференцированной.

Как отмечает Е. М. Мастюкова, связная речь наиболее интенсивно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте, она имеет большое значение для готовности ребенка к обучению.

Именно формирование связной речи способствует развитию у ребенка возможности адаптироваться в межличностных отношениях, овладеть интеллектуальными операциями мышлением и др.

Кроме того, в процессе развития речи у ребенка совершенствуется фонематическое восприятие, он начинает воспринимать на слух и точно дифференцировать сходные по звучанию звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия является основой для успешного овладения чтением и письмом.

Речевой дефект, возникающий в раннем возрасте является одним из факторов как психоэмоциональных нарушений у детей, так и фактором нарушения поведения. Центральная роль речи в формировании способности ребенка к осознанию своих желаний и действий подчеркивалась еще Л. С. Выготским. Важнейшая функция речи состоит в том, что она является средством преодоления актуальной, воспринимаемой ситуации и связывает действия ребенка во времени. Благодаря этому возможны действия в будущем, т. е. планирование своего поведения и саморегуляция. Речь выступает как фактор, мобилизирующий опыт ребенка. Поэтому различные речевые нарушения, особенно в раннем возрасте, могут провоцировать возникновение поведенческих нарушений, что, в свою очередь, может способствовать формированию неблагоприятных, дезадаптивных черт характера.

Педагог, психолог, работающие в детском дошкольном учреждении, должны иметь общее представление об особенностях формирования механизмов связной речи ребенка и владеть различными методиками развития речи дошкольников.

Объектом исследования является ребенок в системе речевого дефекта (речевое нарушение).

Предмет исследования: речевые нарушения в дошкольном возрасте.

Целью практической работы является выявление основных путей изучения и коррекции связной речи у детей.

Задачами исследования являются:

— анализ теоретических работ по проблеме речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста;

— выработка практических навыков диагностики нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста;

— осуществление самостоятельной коррекционной работы.

1 Провести обследование ребенка с ринолалией (возраст ребенка, форма ринолалии на выбор) и заполнить речевую карту (предложенную Л.В. Лопатиной) с указанием направлений логопедической работы. Составить перспективный план работы (на год) на обследуемого ребенка

РЕЧЕВАЯ КАРТА

1. Анкетные данные

Фамилия, имя Оля Курилова .

Число, месяц, год рождения 12.05.2006

Откуда поступил ребенок детский сад для детей с нарушениями речи

Данные о родителях Мать Отец

ФИО Курилова Светлана Семеновна Курилов Иван Дмитриевич

Место работы ООО «Славус» ОАО «Иркен»

Должность менеджер финансовый директор

Состав семьи единственный ребенок

2. Анамнестические данные

Перинатальный период развития

От какой беременности первая беременность .

Как протекала беременность угроза выкидыша с 24 — й недели.

Натуральный период развития

Как протекали роды стремительные, преждевременные (на 32-й неделе)

Постнатальный период развития.

Раннее физическое развитие

Когда ребенок начал держать голову к 4 месяцам

(N к 2 мес.)

Переворачиваться к 6 месяцам

(N к 4 мес.)

Сидеть к 8 месяцам

(N к 6 мес.)

Стоять с помощью опоры к 10 месяцам

(N к 7−8 мес.)

Ходить в 1 год 6 месяцев

(N к 1 году)

Раннее эмоциональное развитие

Комплекс оживления в 2 месяца

(N к 2 мес.)

Узнавание близких в 7 месяцев

(N к 5 мес.)

Реакция на посторонних в 13 месяцев

(N к 9 мес.)

Раннее речевое развитие

Гуление в 5 месяцев

(N в 3 мес.)

Лепет в 9 месяцев

(N в 5 мес.)

Первые слова в 2,5 года

(N к 1 году)

Первая фраза простая фраза в 3 года, фразовая речь появилась в 4 года 7 месяцев

(N — к 2 годам — простая фраза, к 3 годам — фразовая речь).

Темп речевого развития замедленный

Стимуляция речевого развития ребенка речь стимулируется на занятиях с логопедом

Условия воспитания ребенка

Социальная среда ребенок воспитывается в семье

Особенности речевой среды общение происходит с детьми с нарушениями речи, дома — с родителями без речевых патологий.

Культурно-бытовые условия благополучные.

Адаптация ребенка в коллективе у ребенка преобладает желание контактировать со сверстниками, нормальные реакции.

Какие меры принимались для устранения патологии развития ребенок занимается с логопедом, обучается в специальном учебном заведении (детский сад)

Продолжительность и результативность лечения и обучения Занятия с логопедом проводятся с двухлетнего возраста.

Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений благоприятный климат, конфликты с детьми и педагогами практически отсутствуют.

Отношение к ребенку в семье внимательное

Отношение членов к речевому дефекту ребенка внимательное.

Перенесенные заболевания ОРЗ, коклюш.

3. Объективные данные

Заключение

специалистов

Состояние интеллекта интеллект в норме

Состояние слуха слух в норме

Состояние зрения зрение в норме

Общее развитие ребенка, особенности деятельности

Контакт ребенок проявляет речевой негативизм, с трудом вступает в контакт, речь непонятна окружающим.

Отзывается на имя отзывается

Называет свое имя и фамилию речь ребенка непонятна для окружающих

Понимание родственных связей понимает

(мама, папа, бабушка)

Круг представлений об окружающем развит

Моторная сфера

Особенности общей моторики

Пройтись по комнате в норме

Пройтись по ровной линии в норме

Пробежаться в норме

Постоять, попрыгать на левой ноге удалось на правой ноге удалось

Попрыгать на двух ногах удалось

на месте правильно выполнил задание

с продвижением вперед не поняла задания

Маршировать под счет ребенок не попадает в ритм

Подбросить и поймать мяч обеими руками не ловит мяч

Бросить мяч: левой рукой получилось правой рукой получилось

Направленно бросить мяч не удалось

Перекатить мяч из руки в руку удалось

Переключение с одного движения на другое с трудом переключается, повторяет однотипные движения

Выполнение серии двигательных упражнений плохо удерживает в памяти движения.

По показу По инструкции

Руки вперед выполняет не выполняет

Присесть, руки в сторону выполняет неверно не выполняет

Руки вперед, в строну, вверх не выполняет не выполняет

Особенности мелкой моторики

Собрать спички не выполняет

Собрать мозаику выполняет неверно, раскидывает по столу

Нанизывать колечки, бусы выполняет

Пальчиковые упражнения

" зайчик" не выполняет " коза" выполняет неверно

Попеременно левая рукаправая рука не выполняет

Синхронно не выполняет

Умение держать карандаш удерживает кисточку удерживает

Умение проводить линии

вертикальные линии нечеткие горизонтальные линии нечеткие

Сделать " замочек" создает

Ведущая рука правая

4. Навыки самообслуживания

Умение самостоятельно

Застегивать пальто умеет

Расстегивать умеет

Завязывать шнурки. шарф умеет

Развязывать умеет

Надеть Снять

Колготки умеет с трудом

Носки с трудом умеет

Шапку умеет умеет

ботинки с тудом умеет

Выполнение гигиенических правил

Мытье рук умеет

Пользование полотенцем пользуется

Чистить зубы умеет

причесываться умеет

Умение самостоятельно есть ест самостоятельно, но неаккуратно

5. Особенности развития личности в эмоционально-волевой сфере

Настроение ребенка легко меняется

Преобладание настроения хорошее

Волевые особенности пассивность, инертность деятельности, вялость. слабость волевого напряжения,

Работоспособность низкая

Характер деятельности отсутствие мотивации к деятельности

Реакция на замечания пытается исправиться

Реакция на одобрение адекватная

Страхи: баба-яга, темнота, собаки

6. Характерологические особенности ребенка

Спокойныйбеспокойный спокойный

Контактность не стремится к установлению контакта

Конфликтность низкий уровень конфликтности

Добрый/ жесткий, резкий, грубый добрая

Аккуратный, бережливый/ неряшливый бережливая

7. Состояние психофизиологических процессов

Обследование процессов внимания Внимание недостаточно устойчивое. поверхностное, быстро истощается, требует переключение на другой вид деятельности

Обследование процесса восприятия

Зрительное восприятие

Узнавание предметов в условиях наложения нарушено

Узнавание предметов в неполном изображении нарушено

Условия реального изображения в норме

Условия силуэтного изображения в норме

Условия контурного изображения в норме

Условия пунктирного изображения в норме

Условия точечного изображения нарушено

Исследование сукцессивного гнизиса нарушен

Соотнесение изображения с целым нарушено

Восприятие цвета

Представление о цвете имеется

Сличает цвета сличает

Знает и называет основные цвета знает

Восприятие величины

Представления о величине на базовом уровне

Соотносит предметы по величине соотносит

Дифференцирует предметы по величине дифференцирует

Называет величину не называет

Восприятие формы

Представление о форме имеется

Соотносит предметы по форме соотносит

Различает геометрические формы различает

Называет геометрические формы не называет

Восприятие пространственных представлений

Знание частей тела знает лица знает

Ориентировка в сторонах собственного тела с трудом ориентируется

Зеркальное изображение нет

Дифефренцирование пространственных понятий

Выше-ниже знает

дальше-ближе дифференцирует

справа-слева не дифференцирует

впереди-сзади дифференцирует

в центре не знает

целостный образ предмета знает

Собрать предмет из функционально значимых частей собирает

Складывание разрезных картинок из 2−3-4 частей складывает неверно

Временные представления

Части суток не имеет представления

Времена года имеет представления

Исследование тактильного восприятия

Угадывание предметов по контуру не угадывает

Угадывание одинакового предмета по дифференциальным признакам не угадывает

Слуховое восприятие в норме

Речеслуховое восприятие

Исследование произвольного запоминания нарушено

Без нацеливания на запоминание

Смешанный ряд нарушено

Линейный ряд запоминает

Исследование непроизвольного запоминания

С установкой на запоминание запоминает частично

Исследование после нарушения порядка предметов не обнаруживает изменение в порядке предметов

Исследование после изменения количества предметов не обнаруживает разницу

Добавление предмета в линейный ряд не обнаруживает изменение

Уменьшение предметов в линейном ряду не обнаруживает изменений

Обследование процесса мышления

Обследование операции обобщения

1 ур. Обобщение словом нарушено

2. ур. Группировка по субъективным признакам не произволится

3 ур. Формирование родовидовых обобщение не сформировано

4 ур. Логическое мышление отсутствует

Обследовании операции сериации

Расположение предметов в ряду (3−4, составная матрешка) на основе

— нарастания признака осуществляет

— убывания признака осуществляет

Обследование операции сравнения в норме

8. Особенности развития игровой и перцептивной деятельности

Интерес к игрушкам проявляет

Адекватность употребления игрушек совершает адекватные действия с предметами

Характер действий с предметами-игрушками специфические манипуляции: учитывает только физические свойства предметов

Цепочка игровых действий

Складывание матрешки

Действия адекватные

Способ выполнения задания по подражанию

Складывание пирамидки

Действия адекватные

Способ выполнения задания без учета величины колец

Кубики-вкладыши

Действия адекватные

Способ выполнения задания по подражанию

" Почтовый ящик" по подражанию

Конструирование по подражанию

Складывание фигур из палочек не производит

Обучаемость помощь использует, обращает внимание на слова взрослого

9. Обследование артикуляционного аппарата

Губы: врожденная расщелина

" трубочка" не получается

" улыбка" не получается

Зубы: редкие, кривые

Действия?

улыбаться неправильно

есть неправильно

одеваться нарушено

рисовать нарушено

читать не читает

Исследование звукоподражания

Как тикают часы? отвечает невнятно

Как лает собака? отвечает невнятно

Как капает дождь? отвечает невнятно

Как кричит петух? отвечает невнятно

Выполнение поручений:

— найти мяч выполняет

— возьми книгу и положи ее на стол выполняет

— возьми куклу и положи ее в коляску выполняет

Характер экспрессивной речи связной речи нет, пользуется простыми фразами и отрывочными словами.

особенности речи недостаточное развитие лексики и грамматики

Обследование звукопроизношения замены п, б, на м, т, д на н и обратные замены к — д, т, м — б, п, обусловленные отсутствием фонологического противопоставления соответствующих звуков в устной речи; выявляются пропуски, замены, употребление лишних гласных.

Предъявление лексического материала для обследования звуков:

АИОУЭЫМННП ТТДДФВГКХЙЛЛРР

Изолированное произнесение нарушено

В составе слога нарушено

В составе слова нарушено

Обследование фонематического восприятия

Определение звука в ряду других звуков. Различение слов

нос-сон не дифференцирует.

кот-ток не дифференцирует

Различение слов-паронимов

кочка-кошка не различает

тапки-тяпки не различает

койка-корка не различает

Слоговая структура слова: усечение, пропуск.

Состояние фразовой речи отраженное повторение

Сформированность связной монологической речи не сформирована

9. Логопедическое заключение

У ребенка открытая форма ринолалии. Для ребенка характерна недостаточность в развитии лексики и грамматического строя. Обусловленность ее различна: сужение социальных и речевых контактов детей из-за грубого дефекта звуковой речи, позднее ее начало. Связная монологическая речь отсутствует. Речь ребенка в целом мало разборчива. В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития. Условия воспитания ребенка благоприятные (школа-интернат). Психические познавательные процессы нарушены. Поведение ребенка в норме, доброжелательное неагрессивное. Волевые процессы сформированы частично. Навыки самообслуживания достаточно развиты. ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД

Сентябрьоктябрь.

1) дыхательные упражнения;

2) артикуляционная гимнастика;

3) артикуляция изолированных звуков по степени их сложности для произнесения;

4) слоговые упражнения.

На этом этапе происходит в основном обучение моторным (произносительным) навыкам.

Ноябрь-декабрь

1. Дифференциация звуков

2. Воспитание фонематических представлений на основе двигательных (кинестетических) образов речевых звуков.

3. Развитие познавательных процессов.

Январь-март

1. Дифференциация звуков

2. Воспитание фонематических представлений на основе двигательных (кинестетических) образов речевых звуков.

3. Расширение словарного запаса.

4. Развитие высказываний.

Апрель-май

1. Развитие способности дифференциации звуков.

2. дыхательная гимнастика.

3. Фразовая речь.

4. Развитие письменной речи.

2. Составить конспект занятия с ребенком с ринолалией

ринолалия речевой логопедический дизартрия

Конспект индивидуального логопедического занятия в основной период с ребенком 4,5лет с открытой механической ринолалией.ФФНР.

Тема: «Звук Ш»

Этап: основной (формирование первичных произносительных умений и навыков).

Задачи:

1. активизация небно-глоточного затвора;

2. закрепить умение удерживать язык в положении «чашечка» ;

3. уточнить артикуляцию звука «Ш» в упражнении «Шарик сдулся» ;

4. закрепить умение правильно произносить звук Ш в прямых открытых слогах и в начале слова;

5. формировать умение узнавать звук Ш в прямых открытых слогах и в начале слова.

Оборудование: зеркало, воздушный шарик, ватка, стакан с водой, трубочка, карта-путь со змейкой, картинки: шапка, шорты, шуба, шарф, шишка, шмель, шлем, шут, шарик, шкатулка, сапоги, сова, жук, ящик, санки, щетка.

Ход занятия

I.Оргмомент. К нам сегодня в гости прилетел воздушный шарик. Он будет наблюдать как ты стараешься. Если ему понравится занятие, он останется у тебя.

II. Основная часть.

2.1. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Блинчик». Открой ротик, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай под мой счет до 5.

Упражнение «Вкусное варенье». Нужно слегка приоткрыть ротик и широким передним краем языка медленно облизать верхнюю губу слева направо, а затем справа налево.

Упражнение «Чашечка». Ротик открыт, а широкий язычок поднят кверху. При этом его края прижаты к верхней губе.

2.2. Дыхательная гимнастика

Упражнение «Фокус». Рот открыт, а язык в форме «чашечки» приподнят к верхней губе. Приложи руку к ротику на выдохе, какую чувствуешь воздушную струю? Правильно теплую. А теперь на выдохе нужно сдуть ватку с кончика носа вверх, попробуй.

Упражнение «Шарик сдулся». Ты знаешь, как звучит сдувающийся шарик? Давай покажем. Вдох через носик, а выдох будет длительным через ротик. При этом язычок находится в форме «чашечки» .

Упражнение «Пузырьки». У нашего воздушного шарика есть друзья — водяные пузырьки. Как ты думаешь, они похожи? Чтобы они появились нужно сделать вдох носиком, а на выдохе дуть в трубочку. В стаканчике с водой появится много пузырьков, давай попробуем.

2.3 Уточнение артикуляции звука Ш.

Упражнение «Змейка». Наш шарик очень боится змейки. Давай ему покажем, что она добрая, не кусается и умеет шипеть как он. У шарика сразу исчезнет страх. Веди пальчиком по змейке и произноси отчетливо ШШШ…

2.4. Игра «Поймай шарик». Шарик теперь совсем перестал бояться, он рад и хочет с тобой поиграть. Я буду кидать тебе шарик и говорить гласный звук, а ты к нему добавь звук Ш и брось шарик обратно. Например, А — ША.

О-ШО

У-ШУ

Ы-ШИ

Э-ШЕ

А-ША

2.5 Игра «Чистоговорки». Внимательно послушай, что будет говорить тебе шарик и повтори. Чтобы легче запомнить, найди соответствующую картинку.

Ша-ша-ша-шапка

Шо-шо-шо-шорты

Шу-шу-шу-шуба

Ши-ши-ши-шишка

Ша-ша-ша-шарф.

2.6 Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели — встали, сели — встали.

2.7. Игра «Шарик улетел». Шарик будет называть разные слоги и слова, а ты, если услышишь в них звук Ш, подбрасывай шарик вверх.

Та, ша, лапа, су, шина, колесо, ши, стакан, шофер, шуба, фа, шу, шо, рысь, шутка.

2.8. Игра «Громко-тихо». Ты хорошо справился в прошлом задании. Шарик опять будет называть тебе слова, но теперь, если ты услышишь звук Ш, найди это слово на картинке и произнеси его громко. Если в слове не будет звука Ш, найди его среди картинок и повтори тихим голосом.

Сапоги, шапка, сова, шмель, шкатулка, жук, шлем, ящик, шорты, санки, шарик, щетка, шут.

III. Итоги занятия. Наше занятие подходит к концу. Понравились ли тебе задания, которые подготовил Шарик? А ему очень понравилось с тобой заниматься, он решил остаться у тебя. Держи его в подарок!

3. Провести обследование ребенка с дизартрией и заполнить речевую карту с указанием направлений логопедической работы. Составить перспективный план работы (на год) на обследуемого ребенка

РЕЧЕВАЯ КАРТА

1. Анкетные данные

Фамилия, имя Саша Абакумов .

Число, месяц, год рождения 09.05.2006

Откуда поступил ребенок детский сад для детей с нарушениями речи № 1124 г. Москва

Данные о родителях Мать Отец

ФИО Абакумова Ирина Олеговна Абакумов Василий Степанович

Место работы домохозяйка ИП

Состав семьи единственный ребенок

2. Анамнестические данные

Перинатальный период развития

От какой беременности вторая беременность .

Как протекала беременность угроза выкидыша с 13-й недели

Натуральный период развития

Как протекали роды стремительные

Постнатальный период развития.

Раннее физическое развитие

Когда ребенок начал держать голову к 3 месяцам

(N к 2 мес.)

Переворачиваться к 4 месяцам

(N к 4 мес.)

Сидеть к 7 месяцам

(N к 6 мес.)

Стоять с помощью опоры к 10 месяцам

(N к 7−8 мес.)

Ходить в 1 год 3 месяца

(N к 1 году)

Раннее эмоциональное развитие

Комплекс оживления в 3 месяца

(N к 2 мес.)

Узнавание близких в 5 месяцев

(N к 5 мес.)

Реакция на посторонних в 1 год

(N к 9 мес.)

Раннее речевое развитие

Гуление в 5 месяцев

(N в 3 мес.)

Лепет в 7 месяцев

(N в 5 мес.)

Первые слова в 1 год 5 месяца

(N к 1 году)

Первая фраза простая фраза в 2,5 года, фразовая речь появилась в 4 года

(N — к 2 годам — простая фраза, к 3 годам — фразовая речь).

Темп речевого развития замедленный

Стимуляция речевого развития ребенка Родители читают ребенку детские книги, стихи, выполняют рекомендации логопеда.

Условия воспитания ребенка

Социальная среда ребенок обучается в детском саду для детей с нарушениями речи.

Особенности речевой среды дома общение происходит с родителями без речевой патологии, в саду — с детьми с нарушениями речи.

Культурно-бытовые условия в семье семья является благополучной.

Адаптация ребенка в коллективе у ребенка преобладает нежелание контактировать со сверстниками, ребенок не принимает участия в коллективных играх, игровая деятельность развита недостаточно.

Какие меры принимались для устранения патологии развития ребенок занимается с логопедом. посещает детский сад для детей с нарушениями речи. 1 раз в год родители ездят в санаторий с ребенком.

Продолжительность и результативность лечения и обучения Занятия с логопедом проводятся с 4-летнего возраста. По результатам логопедического обследования, за время посещения детского сада отмечается развитие речевой деятельности ребенка.

Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений благоприятный, родители проявляют заботу о ребенке, конфликты в семье происходят нечасто.

Отношение к ребенку в семье хорошее

Отношение членов к речевому дефекту ребенка роители занимаются с ребенком.

Перенесенные заболевания ОРЗ, свинка, краснуха.

3. Объективные данные

Заключение

специалистов

Неврологический статус Синдромов поражения ЦНС нет

Состояние интеллекта нарушения интеллектуальной деятельности (снижение интеллекта)

Состояние слуха слух в норме

Состояние зрения зрение в норме

Общее развитие ребенка, особенности деятельности

Контакт ребенок проявляет речевой негативизм, с трудом вступает в контакт, мимика развита недостаточно, контакт избирательный.

Отзывается на имя отзывается

Называет свое имя и фамилию называет только имя

Понимание родственных связей понимает родственные связи, но сам не называет круг ближайших родственников

(мама, папа, бабушка)

Круг представлений об окружающем не развит

Моторная сфера

Особенности общей моторики

Пройтись по комнате координация нарушена

Пройтись по ровной линии с трудом

Пробежаться неохотно. вяло

Постоять, попрыгать на левой ноге удалось со второй попытки на правой ноге удалось с третьей попытки

Попрыгать на двух ногах удалось

на месте правильно выполнил задание

с пробдвижением вперед не справился с заданием

Маршировать под счет ребенок не попадает в ритм

Подбросить и поймать мяч обеими руками ловит мяч

Бросить мяч: левой рукой получилось правой рукой удалось со второй попытки

Направленно бросить мяч не удалось

Перекатить мяч из руки в руку удалось с помощью логопеда

Переключение с одного движения на другое с трудом переключается, повторяет однотипные движения

Выполнение серии двигательных упражнений плохо удерживает в памяти движения, с трудом правильно выполняет серию, навыки самоконтроля нарушены.

По показа По инструкции

Руки вперед выполняет выполняет неверно

Присесть, руки в сторону выполняет неверно не выполняет

Руки вперед, в строну, вверх не выполняет не выполняет

Особенности мелкой моторики

Собрать спички выполняет неумело

Собрать мозаику выполняет неверно

Нанизывать колечки, бусы выполняет неверно, с трудом

Пальчиковые упражнения

" зайчик" выполняет, но движения нечетки " коза" выполняет неверно

Попеременно левая рукаправая рука не выполняет

Синхронно не выполняет

Умение держать карандаш не удерживает кисточку не удерживает

Умение проводить линии

вертикальные линии нечеткие горизонтальные линии нечеткие

Сделать " замочек" не удается

Ведущая рука левая

4. Навыки самообслуживания

Умение самостоятельно

Застегивать пальто не умеет

Расстегивать не умеет

Завязывать шнурки. шарф не умеет и не хочет делать самостоятельно

Развязывать не умеет и не хочет делать самостоятельно

Надеть Снять

Колготки с трудом с трудом

Носки не умеет с трудом

Шапку умеет умеет

ботинки умеет умеет

Выполнение гигиенических правил

Мытье рук умеет, но не выполняет

Пользование полотенцем пользуется с помощью взрослых

Чистить зубы с помощью взрослых

причесываться с помощью взрослых

Умение самостоятельно есть ест самостоятельно, но неаккуратно

5. Особенности развития личности в эмоционально-волевой сфере

Настроение ребенка неустойчивое, легко меняется

Преобладание настроения подавленное

Волевые особенности пассивность, инертность деятельности, вялость. слабость волевого напряжения, избалованность

Работоспособность крайне низкая

Характер деятельности отсутствие мотивации к деятельности

Реакция на замечания обижается

Реакция на одобрение адекватная

Страхи: темнота, чужие люди, страх речи

6. Характерологические особенности ребенка

Спокойныйбеспокойный спокойный

Контактность смущается, тяжело идет на контакт

Конфликтность неконфликтен

Добрый/ жесткий, резкий, грубый добрый

Аккуратный, бережливый/ неряшливый неряшливый

7. Состояние психофизиологических процессов

Обследование процессов внимания ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте. Внимание недостаточно устойчивое. поверхностное, быстро истощается, требует переключение на другой вид деятельности, плохое переключение внимания

Обследование процесса восприятия

Зрительное восприятие

Узнавание предметов в условиях наложения нарушено

Узнавание предметов в неполном изображении нарушено

Условия реального изображения в норме

Условия силуэтного изображения нарушено

Условия контурного изображения нарушено

Условия пунктирного изображения нарушено

Условия точечного изображения нарушено

Исследование сукцессивного гнизиса нарушен

Соотнесение изображения с целым нарушено

Восприятие цвета

Представление о цвете имеется в наличии

Сличает цвета различает цвета

Знает и называет основные цвета знает основные цвета, но не называет их

Восприятие величины

Представления о величине на базовом уровне

Соотносит предметы по величине не всегда верно соотносит

Дифференцирует предметы по величине дифференцирует только реальные предметы

Называет величину не называет

Восприятие формы

Представление о форме имеется

Соотносит предметы по форме не соотносит

Различает геометрические формы различает

Называет геометрические формы не называет

Восприятие пространственных представлений

Знание частей тела знает лица знает

Ориентировка в сторонах собственного тела с трудом ориентируется

Зеркальное изображение нет

Дифефренцирование пространственных понятий

Выше-ниже знает

дальше-ближе не дифференцирует

справа-сдева не дифференцирует

впереди-сзади не дифференцирует

в центре знает

целостный образ предмета знает

Собрать предмет из функционально значимых частей не собирает

Складывание разрезных картинок из 2−3-4 частей складывает неверно

Временные представления

Части суток не имеет представлений

Времена года не имеет представлений

Исследование тактильного восприятия

Угадывание предметов по контуру не угадывает

Угадывание одинакового предмета по дифференциальным признакам не угадывает

Слуховое восприятие в норме

Речеслуховое восприятие

Исследование произвольного запоминания нарушено

Без нацеливания на запоминание

Смешанный ряд нарушено

Линейный ряд запоминает

Исследование непроизвольного запоминания

С установкой на запоминание запоминает частично

Исследование после нарушения порядка предметов не обнаруживает изменение в порядке предметов

Исследование после изменения количества предметов обнаруживает разницу

Добавление предмета в линейный ряд обнаруживает изменение

Уменьшение предметов в линейном ряду не обнаруживает изменений

Обследование процесса мышления

Обследование операции обобщения

1 ур. Обобщение словом нарушено

2. ур. Группировка по субъективным признакам не произволится

3 ур. Формирование родовидовых обобщение не сформировано

4 ур. Логическое мышление отсутствует

Обследовании операции сериации

Расположение предметов в ряду (3−4, составная матрешка) на основе

— нарастания признака осуществляет с ошибками

— убывания признака не осуществляет

Обследование операции сравнения нарушена

8. Особенности развития игровой и перцептивной деятельности

Интерес к игрушкам не проявляет

Адекватность употребления игрушек совершает неадекватные действия с предметами

Характер действий с предметами-игрушками специфические манипуляции: учитывает только физические свойства предметов

Цепочка игровых действий

Складывание матрешки

Действия неадекватные

Способ выполнения задания перебор вариантов

Складывание пирамидки

Действия неадекватные

Способ выполнения задания без учета величины колец

Кубики-вкладыши

Действия неадекватные

Способ выполнения задания действие с силой

" Почтовый ящик" действие силой

Конструирование по подражанию

Складывание фигур из палочек по образцу

Обучаемость использование помощи, но обучаемость инзкая

9. Обследование артикуляционного аппарата

Губы: толстые, мясистые, малоподвижные

" трубочка" не получается

" улыбка" не получается

Зубы: редкие

Действия?

улыбаться с трудом

есть неправильно

одеваться нарушено

рисовать нарушено

читать не читает

Исследование звукоподражания

Как тикают часы? не отвечает

Как лает собака? отвечает неверно

Как капает дождь? не отвечает

Как кричит петух? не отвечает

Лексико-семантические особенности речи: Вербальные парафразии: — слова, трудные по семантике, заменяются более простыми, нарушено прозношение гласных и согласных звуков

Выполнение поручений:

— найти мяч выполняет

— возьми книгу и положи ее на стол не выполняет

— возьми куклу и положи ее в коляску не выполняет

Характер экспрессивной речи 2 уровень речевого развития: пользуется простой фразой, в речи много аграмматизмов.

особенности речи проявляет склонность к эхолалии

Обследование звукопроизношения дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания: отсутствие звука, замена, недифференцированное произношение, смешение.

Предъявление лексического материала для обследования звуков:

АИОУЭЫМННП ТТДДФВГКХЙЛЛРР

Изолированное произнесение нарушено

В составе слога нарушено

В составе слова нарушено

Обследование фонематического восприятия

Определение звука в ряду других звуков. Различение слов

нос-сон различает слова, но не может определить звук.

кот-ток не дифференцирует

Различение слов-паронимов

кочка-кошка не различает

тапки-тяпки не различает

койка-корка не различает

Слоговая структура слова: усечение, пропуск, перестановка

Состояние фразовой речи отраженное повторение

Сформированность связной монологической речи действует методом проб и ошибок, принимает помощь взрослого

9. Логопедическое заключение

У ребенка стертая форма дизартрии, что проявляется в дефектах звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания. Ребенок владеет речью, но допускает грубые ошибки в звукопроизношении. отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Для ребенка характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса. Отмечается нарушение познавательных процессов: памяти, мышления, внимания. Навыки самообслуживания не развиты. При этом, отмечается снижение интеллекта и несформированность игровой деятельности. Ребенок застенчив, неконфликтен, неохотно вступает в контакт. Олег также испытывает затруднения и в изобразительной деятельности.

ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД

Сентябрь — ноябрь (подготовительный этап).

Основные цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, у ребенка раннего возраста — воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

1. Диагностика речевого дефекта ребенка.

2. Массаж лица и органов артикуляции.

3. Мимическая и артикуляционная гимнастика (пассивная и активная).

4. Дыхательные, голосовые упражнения.

5. Развитие фонематического слуха.

Декабрь — март (формирование первичных коммуникативных произносительных навыков).

Основная цель: развитие речевого общения и звукового анализа.

1. Коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности — расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

2. Массаж лица и органов артикуляции.

3. Мышечное расслабление губ и языка.

3.Коррекция речевого дыхания.

4. Артикуляционная гимнастика.

5. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков.

Апрель-май (развитие связной речи)

1. Накопление словарного запаса.

2. Развитие связной речи.

3. Совершенствование звукопроизношения.

4. Составить конспект занятия с ребенком с дизартрией

Возраст: 6 лет

Логопедическое заключение: стертая форма дизартрии.

Тема: звук «ж»

Этап: формирование первичных произносительных умений и навыков. Автоматизация звука «ж» в словах.

Задачи:

1. Уточнить артикуляцию звука «ж» ;

2. Формировать умение произносить слова со звуком «ж» с разной громкостью (громко и тихо);

3. Формировать умение определять позицию звука «ж» в словах (начало, середина);

4. Формировать умение воспроизводить сложные ритмы по словесной инструкции.

Оборудование: игрушка ежик, игрушка жук, картинки для артикуляционной гимнастики: чашка, лошадь, гриб, гармошка, качели; вата, лабиринт «Полянка», дуб из картона, желуди, картинки: жук, жираф, желтый квадрат, журавль, жаба, ножи, ножницы, лыжи, ежевика, крыжовник, подснежник, баклажан.

Ход занятия.

I. Оргмомент. Привет. Смотри, кто к нам пришел. Это ежик. У ежика очень большая семья. Давай поможем насобирать еды для его семьи.

II. Основная часть.

1. Расслабляющий массаж для губ и щек. Ежик очень спешил и устал, давай немного расслабимся вместе с ежиком.

1.1. Упражнение «Барабан». Надуй щечки и постучи кулачками, как на барабане.

1.2. Упражнение «Разминаем щечки». А сейчас поразминай щечки кулачками как я.

1.3. Упражнение «Трубочка». Вытяни губки в трубочку и постучи пальчикам по ним.

2. Артикуляционная гимнастика.

Ежик забыл сделать зарядку для ротика. Давай сделаем зарядку вместе.

2.1. Упражнение «Чашечка». Давай сделаем язычок похожим на эту чашечку. Для этого открой ротик, подними язычок к верхней губе и удерживай в таком положении.

2.2. Упражнение «Лошадка». А это лошадка. Давай пощелкаем как лошадка своими копытами.

2.3. Упражнение «Грибок». А сейчас приоткрой ротик. Тебе нужно присосать широкий язычок к небу и открыть ротик. Видишь, язычок похож на грибок.

2.4. Упражнение «Гармошка». А сейчас поиграем на гармошке. Язык нужно присосать к небу и не опуская язычок открывать и закрывать ротик. Губы должны быть в улыбке,

2.5. Упражнение «Качели». Давай покачаем наш язычок на качелях. Открой ротики, тянись язычком то к носу, то к подбородку.

3. Дыхательные упражнения.

Ну, вот мы сделали зарядку, а сейчас отправляемся с ежиком в лес. Но внезапно поднялся ветер. Зашуршали листья на деревьях. Давай покажем, как шуршат листики.

3.1. Упражнение «Листья шуршат». Вдохни через носик и выдохни, произнося «ш ш ш» .

3.2. Упражнение «Одуванчик». Ой, смотри, ветер принес сюда пушинки с одуванчиков.

Давай их сдуем, чтобы они не мешали идти. Вдохни через носик и выдохни так, чтобы пушинки улетели. Смотри, чтобы воздух был теплым. Чтобы проверить, подведи ладошку к губам.

4. Упражнение «Полянка». Смотри, кого мы встретили. Это жук. Жук не может найти дорогу домой. Давай поможем ему перелететь через полянку. Вдохни через носик, возьми жука большим и указательным пальчиком и проведи его по дорожке, произнося «ж ж ж», как жук.

5. Упражнение «Желуди». Наконец мы пришли. Что это за дерево. Правильно, это дуб. А что на дубе растет. Желуди. Давай поможем ежику собрать желуди. Давай постучим по дереву, может они сами упадут. Я буду говорить, сколько раз тебе постучать (///, // //, /// //, /// ///, // ///, /// / //). Нет, не падают желуди. Но ведь ты уже большой, и сам можешь достать. За каждым желудем спрятан сюрприз. Это картинки. Если ты снимешь большой желудь, то назови картинку громко, а если маленький, то тихо.

6. Упражнение «Невидимка». Ну вот ты помог ежику собрать желуди. А сейчас нужно немного отдохнуть. Произноси вместе со мной стихотворение и выполняй движения.

С ветки яблоко упало

И по саду побежало.

Побежало мимо Мурки,

Мимо Жучкиной конурки

И в траве исчезло вдруг.

Как же яблоко без ножек

Убежало?.. Вот вопрос!

Это Ежик, серый Ежик

На спине его унес.

7. Упражнение «Лукошки». Ты молодец. А сейчас давай поможем ежику разложить желуди в лукошки. В первое лукошко ложи картинки, где звук «ж» в начале слова, а во второе, где звук «ж» в середине.

III. Заключительная часть. Молодец, ты хорошо занимался. А кто к нам сегодня приходил? А что мы помогали собирать? Что тебе больше всего понравилось?

Заключение

В последние годы акцент исследований в детской логопедии сместился в сторону более раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы.

Актуальностью проблемы является реальная возможность проведения коррекции несформированных компонентов в развитии ребенка дошкольного возраста, используя в полной мере потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции. Необходимо корректировать отклонения в развитии и предупредить возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.

Одним из важнейших образований функционального развития ребенка является уровень сформированности зрительного восприятия, определяющий успешность усвоения базовых навыков письма в начальной школе. Профилактика нарушений письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями (М.Безруких, Л. Морозова, 1996).

Современные представления об оптико-пространственных функциях старших дошкольников базируются на фундаментальных исследованиях П. К. Анохина, Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной и др., рассматривающих высшие психические функции как сложные системы, имеющие многоуровневые иерархические строения. В функциональной системе дисграфии тесно связаны друг с другом речевые и зрительные компоненты, каждый из которых имеет особое значение для формирования определенных операций оптико-пространственных представлений. (Т.А.Алтухова, С. Ф. Иваненко, Л.С.Цветкова).

Имеется ряд работ, посвященных профилактике и коррекции нарушений письма старших дошкольников (О.А.Новиковская, Л. Г. Парамонова, Е. А. Логинова, Г. Н.Брехунова). В отдельных исследованиях представлен анализ некоторых механизмов нарушения письма (О.Б.Иншакова, А. Н. Корнев, Р.Е.Левина).

В тоже время многие теоретические вопросы трудностей обучения письму остаются малоизученными.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется значимостью проблемы профилактики возникновения нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.

1. Астапов В. М. Дети с нарушениями развития. — М., 2010.

2. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. — М.: Просвещение, 2011.

3. Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб.: Изд-во «Лань», 2012

4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы.- Санкт-Петербург.2011.

5. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2010.

6. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — 2-е изд.-М., 2010.

7. Коберник Г. Н., Синев В. Н. Дефектологический словарь. — Киев, 2012.

8. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей отклонениями в развитии /Под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Академия, 2012.

9. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова: Под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Издательский центр «Академия», 2011

10. Логопедия. Под ред. Л. С. Волковой. -М.: Владос, 2012.

11. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. — М., 2012.

12. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. -М., 2012.

13. Поваляева М. А. Справочник логопеда. — Ростов-на-Дону, 2011.

14. Понятийно-терминологический словарь логопеда./Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 2012.

15. Хрестоматия по логопедии под редакцией В. И. Селивёрстова. — М., 2010.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой