Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Любое достижение ребёнка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий педагогической работы. В «Концепции содержания непрерывного образования» определена «значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного образования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ НОРМАЛЬНОМ- И НАРУШЕННОМ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
    • 1. 1. Теоретический анализ процесса формирования грамматической стороны речи" у дошкольников
    • 1. 2. Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии
    • 1. 3. Игровая деятельность в педагогическом и коррекционно-педагогическом процессе
    • 1. 4. Комплексно-динамический подход к формированию грамматической стороны речи
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
    • 2. 1. Констатирующий эксперимент
    • 2. 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ! ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
    • 3. 1. Содержание и методика обучающего эксперимента
    • 3. 2. Результаты обучающего эксперимента

Формирование грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Дошкольное детство — это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Создание педагогических условий: отбор определённых методик и технологий развивающего обучения, получение информации о развитии каждого дошкольника, личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком, — всё это способствует развитию свободной творческой личности.

Определённое Л. С. Выготским понятие «зоны ближайшего развития» позволяет сделать вывод о необходимости способствовать всестороннему развитию дошкольников, так как реальные способности ребёнка могут проявляться достаточно поздно. То образование, которое ребёнок получает в дошкольном детстве, максимально способствует их проявлению. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что в это время психические процессы очень подвижны и пластичны. В данный момент развитие потенциальных возможностей в большей мере зависит от того, какие условия ему для этого созданы.

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи по сравнению с недавним прошлым значительно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России, миграционные процессы порождают условия, при которых значительно снижается уровень интеллектуального, физического и нервно-психического здоровья детей.

В настоящее время все программные задачи сформулированы и представлены так, что они предполагают использование вариативных методик. Это позволяет педагогу проявлять инициативу и творчество. Значительно изменилось содержание образования. Расширена сфера познавательной деятельности детей. Важным является решение поставленной задачи обеспечения целостности первичного образа мира, который складывается у ребёнка в процессе развития. Предоставлена возможность реализации его собственных индивидуальных познавательных интересов. Особенно важно «развитие ребёнка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на возникающие у него вопросы, решении проблемных ситуаций». [90, с. 18].

Любое достижение ребёнка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий педагогической работы. В «Концепции содержания непрерывного образования» определена «значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного образования». [90, с. 10] В дошкольном образовании одним из направлений названо познавательно-речевое развитие. «На протяжении дошкольного возраста совершенствуется и обогащается речь ребёнка, становясь одним из необходимых условий познания». [90, с. 18] Речь имеет психофизиологическую природу. Речевая деятельность это работа человеческого организма и, прежде всего центральной нервной системы, направленная на использование усвоенных языковых символов в целях коммуникации. Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием и является его показателем (П.П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн).

Речевая деятельность — это сложная многоуровневая функциональная система, составные части которой: фонетическая, лексическая, грамматическая, семантическая, — зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование и развитие языковых навыков и протекание речевого развития (Д.Н. Богоявленский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, М. И. Лисина,.

М.И. Попова, Ф. А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, Т. Н. Ушакова, О. С. Ушакова, JI.B. Щерба и др.).

Формирование грамматической стороны речи является одной из приоритетных задач дошкольной педагогики и логопедии в частности. Дошкольная интегративная среда является моделью общества. Успех человека в обществе зависит, в том числе, от уровня развития его речевых способностей. Грамматическая сторона речи особенно важна для социализации, поскольку оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации в целом. Формирование грамматической стороны речи влияет на развитие познавательных процессов, так как имеет отношение ко всем сторонам мыслительной деятельности.

Грамматический строй при нормальном речевом развитии усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания речи взрослого. Каждая грамматическая форма в языке выражает какое-то общее, абстрактное значение. Овладение грамматическими закономерностями языка требует достаточно высокого уровня сформированности процессов анализа, синтеза, обобщения (генерализации), дифференциации, абстрактно-логического мышления (А.Н. Гвоздев, С. Ф. Жуйков, Н. М. Красногорский, А. Н. Леонтьев, Е. И. Негневицкая, А. Н. Шахнорович Н.Х. Швачкин и др.). Несформированность у ребёнка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечёт за собой изменение (деформирование) всей речевой системы (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, В. А. Ковшиков, P.E. Левина, А. Р. Лурия и др.).

Отечественными учёными (P.E. Левина, И. К. Колповская, H.A. Никашина, Д. И. Орлова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина A.B. Ястребова и др.) в течение многих лет осуществлялись исследования нарушений развития речи детей с сохранным интеллектом и слухом. В результате этой работы была выявлена специфика протекания психических процессов, обуславливающая патологическое формирование речевой деятельности.

Проведённые исследования позволили разработать психолого-педагогическую классификацию нарушений речи у детей. В основе еёпринцип единства педагогического подхода к детям, имеющим различную причину речевых аномалий, но проявляющим одинаковые или похожие показатели отклонений в формировании и развитии всех сторон речи. Классификация предусматривает. строгую дифференциацию речевых нарушений по степени владения системой языка и особенностям речевой деятельности.

Опираясь на принцип педагогической классификации, исследователи выделили такое отклонение в речевом развитии, как общее недоразвитие речи (ОНР), при котором у детей так или иначе нарушено нормальное усвоение всех основных компонентов языковой системы. Данное обстоятельство открыло широкие возможности внедрения в логопедическую работу научно обоснованных фронтальных методов коррекционнош воздействия на процесс формирования речи и других высших психических функций детей с отклонениями в речевом развитии, дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей, имеющих речевые нарушения.

Во многих исследованиях (P.E. Левина, Р. И. Лалаева, C.A. Миронова, В. К. Орфинская, Н. В. Серебрякова Е.Ф. Соботович и др.) отмечается, что существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормы и патологии. У детей с ОНР наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у детей с нормальным речевым развитием. Вместе с тем, имеется ряд существенных особенностей, например, позднее начало речи, аграмматизм и т. п. Своеобразие становления и развития речи, в частности, её грамматической стороны, при ОНР показано в исследованиях Б. М. Гриншпуна, Г. И. Жаренковой, Н. С. Жуковой, В. К. Орфинской, Т. Б. Филичевой, С. Н. Шаховской и других.

В настоящее время отмечается рост числа дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, при котором оказываются несформированными все её стороны, в том числе грамматическая. (Г.В. Бабина, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.). В структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи нарушение её грамматической стороны является одним из наиболее важных (Г.В. Бабина, Г. А. Волкова, Т. Н. Волковская, Н. С. Жукова, JI.H. Ефименкова, В. А. Ковшиков, И. Ю. Левченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, Ю. А. Элькин, A.B. Ястребова и др.). В связи с этим проблема формирования грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР имеет огромное значение в современной специальной педагогике, а вопрос о методике её развития — один из самых актуальных.

В Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей говорится, что основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях для детей с ОНР являются логопедические занятия, где осуществляется развитие всей языковой системы в целом [92, с.72]. Как отдельный вид, выделены занятия по формированию грамматической стороны речи.

Овладение лексико-грамматической стороной речи связано с развитием абстрактно-логического мышления. В свою очередь, развитие грамматики в её абстрагирующей функции имеет огромное значение, как для развития речи, так и для развития высших психических функций [119]. Изменение окружающей действительности ставят ребёнка перед необходимостью «оречевлять» происходящее, используя грамматические формы. В данном случае наглядно-образное мышление дошкольников также должно находиться на достаточно высоком уровне развития. Поэтому применение наглядности на занятиях по формированию грамматической стороны речи дошкольников с ОНР имеет большое значение.

Взгляды педагогов на применение наглядности существенно разнились: от гиперболизации роли наглядности в обучении (Я.А.Коменский, Г. Песталоцци), до необходимости в педагогическом процессе первостепенное место отдавать слову (Н.И. Пирогов). К. Д. Ушинский, считая преподавание родного языка главным предметом первоначального образования, наглядность называл лучшим средством для формирования самостоятельности детей в процессе развития дара слова, так как, применяя наглядность, «мы делаем наше учение доступным ребёнку и сами входим в мир детского мышления» [204, с. 266]. Идеи К. Д. Ушинского о значении и содержании наглядности в процессе обучения легли в основу методических разработок виднейших отечественных педагогов Д. И. Тихомирова, Н. Ф. Бунакова, В. П. Вахтерова, Н. И. Водовозова и других.

Большую роль в становлении современных взглядов на проблему использования наглядности в педагогическом процессе сыграло учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и особенно его учение о двух сигнальных системах коры больших полушарий головного мозга в их взаимодействии. Опираясь на учение И. П. Павлова о неразрывной связи деятельности первой и второй сигнальной систем, физиологи, психологи и педагоги смогли ответить на многие вопросы и, в частности, решать вопросы сочетания методов и тех или иных форм обучения (JI.C. Выготский, JI.B. Занков, А.Г. Иванов-Смоленский, А. Н. Леонтьев, H.A. Менчинская, Ф. А. Сохин, Н. Ф. Талызина, Е. И. Тихеева, А. Н. Шахнарович и др.). Огромный вклад в разработку вопроса использования наглядных средств в процессе обучения внёс Л. В. Занков. В своих исследованиях он определил соотношение использования наглядных и словесных средств в педагогическом процессе, в частности в процессе развития речи.

Определяя речь как деятельность, необходимо выделить её основные компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Для речевой деятельности детей дошкольного возраста характерно слияние целей и мотивов речевого общения, а также «перемещение речевого мотива в какую-либо другую деятельность, чаще всего в игровую» [131, с.6].

Одним из психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования является «формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребёнкаопора на игру при формировании, учебной деятельности» [90, с.9]. Игровая деятельность, являясь ведущим видом деятельности в дошкольный период, создаёт прочную мотивацию, вызывает интерес, что создаёт условия для более естественного и активного использования в речи (закрепления) усваиваемых навыков.

Важность игры для всестороннего развития личности ребёнка подчёркивалась в работах известнейших отечественных психологов и педагогов (П.П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, A.C. Макаренко, Д. Б. Эльконин и другие). Разработав теорию игровой деятельности, исследователи доказали, что каждому возрастному периоду соответствует определённый вид игры, начиная с раннего и заканчивая старшим дошкольным возрастом. Игровая деятельность начинается от манипулятивных действий с предметами и игрушками и заканчивается играми с правилами, которые являются своеобразным переходом к учебной деятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, О. С. Газман, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова и др.).

Для ребёнка дошкольного возраста в первую очередь важно не только то, каким объемом знаний, умений и навыков он владеет, но и то, каким способом эти знания были ребёнком усвоены. Часто логопедические занятия с дошкольниками становятся похожи на школьные уроки, а деятельность дошкольников на учебную деятельность. Наглядные средства применяются, в основном, в виде картинок, игра, организованная на занятии носит характер чисто дидактической игры: «Назовите картинку», «Проведите линию от (к) нужной картинке», «Разложите карточки под картинками» и т. п. Игровая деятельность дошкольников на логопедических занятиях по формированию грамматической стороны речи используется недостаточно. Занятие часто сводится к тренировке проговаривания речевого материала. Но при работе с дошкольниками важно уделять внимание не только достижению результата, а и способу этого достижения. Многие современные авторы отмечают, что на сегодняшний день в детских садах дети стали меньше играть по сравнению с недавним прошлым [172, с. 70]. В «Концепции содержания непрерывного образования» подчёркивается, что «в дошкольных образовательных учреждениях недооценивают значение развития игровой I деятельности, излишне увлекаются различными формами обучения, в которых, как правило, используются „школьные“ технологии: фронтальные занятия по отдельным предметам, вербальные методы обучения знаниям и умениям» [90, с.6]. Чтобы игровая деятельность выполняла функцию ведущей, необходимо её активное применение на логопедических занятиях. Для того, чтобы максимально приблизить процесс овладения грамматической стороной речи дошкольников к естественному, неформальному, необходимо применение таких средств, которые, с одной стороны несли бы на себе функцию наглядных средств, а с другой — средств для организации игровой деятельности. На любом этапе грамматических обобщений наглядность может и должна быть основой или чувственной опорой усвоения речевых умений. При этом успех может быть обеспечен лишь при обеспечении функциональности речевых умений, которую обеспечивает игровая деятельность, организованная на занятии. Этому могут способствовать наглядно-игровые средства — визуально представляемая наглядность, которая является с одной стороны перцептивной опорой при формировании речевых умений, а с другой — средством создания игровой (условной) реальности, внутри которой разворачивается игровая деятельность.

В настоящее время наглядно-игровые средства недостаточно используются в логопедической работе, в частности в процессе развития грамматической стороны речи дошкольников с ОНР. На логопедических занятиях широко применяется такой вид работы, как упражнение с использованием наглядности (чаще всего обычных картинок), дидактическая словесная игра, как фрагмент логопедического занятия. Игровая деятельность, организованная на логопедическом занятии с применением наглядноигровых средств, представлена недостаточно. Многолетний опыт работы в детском саду компенсирующего вида, наблюдение за работой других логопедов на занятиях по преодолению недостатков грамматической стороны речи, убедил нас в необходимости более широкого применения в работе наглядно-игровых средств. Для этого мы сочли необходимым изучить литературу по вопросам закономерности и специфики в овладении грамматической стороной речи в норме и патологии, применения наглядности в обучении и применения игровой деятельностив педагогическом процессе, разработать комплекс наглядно-игровых средств для формирования грамматической стороны речи дошкольников с ОНР на основе организации игровой деятельности на логопедических занятиях.

Необходимость организации специальных коррекционных занятий по развитию грамматической стороны речи дошкольников с ОНР (поскольку в отличие от детей с нормально развивающейся речью, как было указано выше, не могут овладеть ею спонтанно) предполагает возникновение определённых трудностей: игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве (П.П. Блонский, JI.C. Выготский, A.B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие), должна оставаться таковой на протяжении всего этого периода и не переходить в учебную деятельность.

На современном этапе значимым становится отбор соответствующих технологий, используемых в логопедической работе для преодоления недоразвития грамматической стороны речи. Актуальность проблемы нашего исследования определяется противоречиями между:

— потребностью педагогической практики в новых подходах к развитию речи вообще и её грамматической стороны в частности и недостаточной разработанностью таких подходов в психолого-педагогической науке, в теории и практике логопедии;

— большим педагогическим резервом наглядно-игровых средств для развития речи и коррекции речевого недоразвития и недостаточным их использованием в коррекционных целях;

— объективной необходимостью применения наглядно-игровых средств в педагогической работе в целом и в логопедической работе в частности и недостаточной разработанностью конкретизированных моделей их применения для формирования грамматической стороны речи дошкольников.

Данные противоречия обусловили проблему: разработка комплекса условий, максимально способствующих формированию и развитию грамматической стороны речи дошкольников на основе применения наглядно-игровых средств.

Цель исследования: научное обоснование и разработка модели комплексно-динамического формирования грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Ш уровня на основе применения наглядно-игровых средств.

Объект исследования: воспитание грамматически правильной речи детей в дошкольных образовательных учреждениях в процессе регламентированных и нерегламентированных видов занятий.

Предмет исследования: процесс формирования грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств.

Гипотеза исследования: Формирование грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи станет эффективнее, если: — осуществлять коррекционно-ориентированное развитие всех её уровней (словоизменение, словообразование, синтаксис) на основе реализации перцептивного подкрепления в виде наглядно-игровых средств, обеспечивающих функционально значимое использование грамматических единиц в условно-речевых и речевых ситуацияхстроить работу на основе комплексно-динамического подхода, предусматривающего с одной стороны совокупность нескольких составляющих: вербально представленный стимульный материал и наглядно-игровые средства (визуально представленные наглядные средства, тот или иной тип игры, игровые действия), с другой — поэтапное формирование конкретных грамматических явлений;

— использовать на логопедических занятиях с детьми, а также во всех видах регламентированной и нерегламентированной деятельности дошкольников предлагаемую модель комплексно-динамического формирования грамматической стороны речи на основе применения наглядно-игровых средств.

Задачи исследования:

— проанализировать теоретико-методические и методологические источники по проблеме формирования грамматической стороны речи на основе применения наглядно-игровых средств;

— изучить специфику грамматической стороны речи при нормальном речевом развитии и при общем недоразвитии речи III уровня;

— определить й обосновать возможные способы применения наглядно-игровых средств для формирования грамматической стороны речи дошкольников;

— разработать на основе использования комплексно-динамического подхода модель формирования грамматической стороны речи с использованием наглядно-игровых средств.

Теоретико-методологическая основа исследования: психолого-педагогические (ГШ. Блонский, Н. И. Жинкин, C.JI. Рубинштейн,), лингвистические (A.A. Реформатский, JI.B. Щерба), психо-лингвистические (А.Н. Гвоздев, A.A. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, A.P. Лурия, О. С. Ушакова, Т.Н. Ушакова), педагогические (С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский) концепции о развитии языка, речифизиологические (учение И. П. Павлова о взаимодействии двух сигнальных систем) и психолого-педагогические (С.Ф. Жуйков, JI.B. Занков, H.A. Менчинская, А.М. Шахнорович) принципы применения наглядностипсихолого-педагогические (A.B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. А. Сикорский, Д.Б. Эльконин) и общепедагогические (П.Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, Д. Локк, A.C. Макаренко, Д. В. Меджерицкая, А. П. Усова, К.Д. Ушинский) принципы игровой деятельности, как ведущей в дошкольный периодконцепция единства развития речи в норме и патологии (В.И. Бельтгоков, Т. А. Власова, Л. С. Выготский, P.E. Левина, В. И. Лубовский, С. С. Ляпидевский, В.Г. Петрова) — гуманистическая концепция в общей и коррекционной педагогике (В.И. Беляев, Т. А. Власова, И. Ф. Дементьева, Т. С. Комарова, Г. Ф. Кумарина, В. И. Лубовский, Л.Я. Олиференко) — коррекционная направленность обучения и воспитания дошкольников (Г.В. Бабина, Р. И. Лалаева, P.E. Левина, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова, Н. Г. Морозова, Л. П. Носкова, В. И. Селиверстов, Е. А. Стребелева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).

Основные методы исследования: сравнение, анализ, изучение психолого-педагогической, методической и специальной литературы, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение, апробация, статистическая обработка результатов исследования, обобщение экспериментальных данных.

База исследования. Исследование проводилось в течение 2004;2010 годов на базе детских садов № 10, № 12 и № 62 г. Наро-Фоминска, № 16 и № 43 г. Апрелевки, Центра психолого-медико-социального сопровождения г. Солнечногорска, средних общеобразовательных школ № 2, № 3 и основной общеобразовательной школы № 5 г. Апрелевки. В экспериментальном исследовании приняли участие 114 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня и 100 их сверстников с нормально развивающейся речью. На заключительном этапе в исследовании приняли участие 161 учащийся третьего класса общеобразовательной школы.

Этапы исследования:

1. 2004;2006 гг. Изучение и анализ литературных источников по теме исследованияпостановка проблемыопределение цели и задачпроведение обследования грамматической стороны речи дошкольников с применением адаптированных методик общей и коррекционной педагогики с применением авторских разработок.

2. 2007;2009 гг. Разработка и реализация экспериментального обученияанализ результатов обучающего эксперимента.

3. 2009;2010 гг. Обобщение результатов, формулирование выводов, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— уточнены и конкретизированы сравнительные данные о развитии грамматической стороны речи детей с ОНР Ш уровня и их сверстников с нормально развивающейся речью;

— предложена модель формирования грамматической стороны речи дошкольников с применением наглядно-игровых средств, включающая в себя комплексные составляющие (вербально представленный стимульный материал и наглядно-игровые средства) и динамические составляющие (поэтапное формирование конкретного грамматического явления);

— обосновано использование в логопедической работе, а также в развивающей и коррекционно-развивающей работе с детьми наглядно-игровых средств, представленных в виде комплекса;

— определены условия и возможности применения данного комплекса для формирования грамматической стороны речи;

— представлены катамнестические данные уровня развития грамматической стороны речи детей экспериментальной и контрольной групп через 2,5 года после обучающего эксперимента, позволяющие судить об эффективности предложенной методики.

Теоретическая значимость исследования:

— теоретически обоснован, и реализован в практике логопедической работы комплексно-динамический подход в процессе формирования грамматической стороны речи дошкольников с использованием наглядно-игровых средств, предусматривающий поэтапное параллельно-последовательное усложнение комплексных составляющих (вербального материала, наглядных средств, типа игры, игровых действий);

— расширены теоретические представления о поэтапном усложнении наглядно-игровых средств в процессе работы над конкретным грамматическим явлением;

— обосновано соотношение вербальных и наглядно-игровых средств, используемых на соответствующих этапах формирования конкретного грамматического явления.

Практическая значимость:

— предложен специально разработанный комплекс наглядно-игровых средств, направленный на формирование и развитие грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи и доказана его эффективность;

— охарактеризованы и проиллюстрированы примерами комплексные и динамические составляющие предлагаемой модели комплексно-динамического формирования грамматической стороны речи на основе применения наглядно-игровых средств;

— разработано и издано пособие, используемое учителями-логопедами на логопедических занятиях по формированию грамматической стороны речи дошкольников с ОНР и воспитателями дошкольных образовательных учреждений в различных видах регламентированной и нерегламентированной деятельности детей;

— материалы диссертационного исследования используются в системе работы по повышению квалификации учителей-логопедов, могут быть использованы также в системе дополнительного профессионального образования воспитателей дошкольных образовательных учрежденийиспользование предлагаемой модели возможно для развития грамматической стороны речи детей, не имеющих речевых отклонений.

На защиту выносятся следующие положения:

— для дошкольников с общим недоразвитием речи Ш уровня характерна различная степень сформированности грамматической стороны речи: низкий уровень, ниже среднего, средний и выше среднего, что соотносится с индивидуальной картиной проявления структуры речевого дефекта и особенностями развивающего потенциала речевой среды;

— разработанная модель комплексно-динамического формирования грамматической стороны речи, предусматривающая поэтапное усложнение всех комплексных составляющих, включающих в себя вербально представленный стимульный материал и наглядно-игровые средства, обеспечивает функционально-ориентированное использование в речи усваиваемых грамматических единиц;

— практическое применение разработанной модели способствует векторной реализации и постепенному параллельно-последовательному усложнению всех комплексных составляющих коррекционно-ориентированного формирования грамматической стороны речи.

Достоверность результатов исследования обеспечивается количеством и разнообразием научных исследований, литературных источников, привлечённых для теоретического обзора проблемы исследованияопорой исследовательского процесса на теоретические и методологические положения современных достижений общей и специальной (коррекционной) педагогики и психологии, рациональном применением теоретических, эмпирических и статистических методов, адекватным целям и задачам исследованияличным участием автора на всех этапах эксперимента.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования нашли отражение в публикациях автора. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры дефектологии Педагогической академии последипломного образования (2005;2009 гг.), обсуждались на научно-практических конференциях: «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития» (Москва 2008 г.), «Теория и практика педагогической деятельности в условиях инновационного развития системы образования» (Москва 2008 г.), «Инновационные технологии в специальном образовании» (Москва 2009 г.). Материалы исследования были представлены на методических объединениях учителей-логопедов Наро-Фоминского, Можайского районов и города Солнечногорска Московской области в 2006, 2007, 2009 гг. ч.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, «заключения, списка литературы. Работа содержит 1 таблицу, 2 схемы, 18 диаграмм. Список литературных источников составляет 239 наименований. Общий объём диссертации составляет 153 страницы.

6. Результаты исследования позволили разработать и внедрить в практику комплекс наглядно-игровых средств, способствующих лучшей компенсации речевого дефекта.

7. Разработанная модель комплексно-динамического формирования грамматической стороны речи имеет многоаспектную направленность и может с успехом применяться в общей и дошкольной педагогике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Старший дошкольный возраст, как и дошкольное детство в целом, является периодом интенсивного психического развития. Особенно важным является тот факт, что прогрессивные изменения отмечаются во всех сферахот совершенствования психофизиологических и психолингвистических механизмов до сложных личностных новообразований.

Развитие дошкольников с общим недоразвитием речи в целом подчиняется тем же законам, что и развитие дошкольников с нормальным речевым развитием. Но имеются определённые особенности. Специфика развития дошкольников с ОНР касается, прежде всего, речевого развития и, в частности, формирования грамматической стороны речи. Дети с общим недоразвитием речи неспособны, как их сверстники с нормальным речевым развитием, овладевать ею спонтанно. Данная категория дошкольников нуждается в специально организованных логопедических занятиях по формированию грамматической стороны речи.

В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с целью и задачами получены следующие основные результаты и выводы:

1. Результаты констатирующего эксперимента позволили установить, что у дошкольников с ОНР Ш уровня и их сверстников с нормально развивающейся речью различные уровни грамматических умений по степени сформированности следующих характеристик: стойкость, гибкость, ассоциативность, дифференцированность и обобщённость.

2. Комплексно-динамический подход, обеспечивает векторность этапов формирования грамматической стороны речи, что позволяет совершать плавный переход от этапа к этапу, регулируя уровень самостоятельности ребёнка и нарастание сложности в каждой комплексной составляющей модели:

— расширение вербалъно-представленного стимульного материала, а затем его редуцирование;

— изменение визуально представленных наглядных средств: от предметной наглядности к преимущественно символической;

— усложнение игровой методики: от предметной игры к различным типам игр;

— переход от формирования ориентировочной основы действия к действиям по правилам.

3. При использовании модели комплексно-динамического формирования грамматической стороны речи реализуется дифференцированный подход (внутренняя дифференциация) с учётом сложности речевого материала и структуры дефекта детей.

4. Представленная комплексно-динамическая модель имеет многоаспектную направленность, применяясь на различных уровнях формирования грамматической стороны речи: словообразовании, словоизменении, синтаксисе.

5. Модель, учитывающая комплексно-динамический подход, основанная на использовании наглядно-игровых средств, способствует функционально-ориентированному развитию грамматических умений, характеризующихся стойкостью, гибкостью, ассоциативностью, дифференцированностью и обобщенностью.

6. Ориентация на наглядно-игровые средства обеспечивает реализацию межпредметных связей: употребление формируемого грамматического явления на других как регламентируемых, так не регламентируемых занятиях.

7. Анализ контрольных катамнестических данных позволил установить более высокую результативность овладения грамматической стороной речи детей, обучавшихся в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой через 2,5 года после окончания обучающего эксперимента. Стойкость грамматических умений является базой для дальнейшего совершенствования речевого развития в целом.

Гипотеза получила своё подтверждение. Была доказана необходимость и эффективность применения в логопедической работе по формированию грамматической стороны речи детей с ОНР модели комплексно-динамического формирования грамматической стороны речи на основе применения наглядно-игровых средств.

Материалы диссертационного исследования отражены в публикациях:

1. Уварова Т. Б. Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использованием наглядно-игровых средств // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 2. — С.50−53.

2. Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.

3. Уварова Т. Б. Особенности формирования грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР // Педагогический поиск и находки. Ежегодник работ молодых учёных. — М.: ГОУ Педагогическая академия последипломного образования, 2006. — № 1С.202−206.

4. Уварова Т. Б. Дидактическая игра как средство коррекционного развития дошкольников // Организация и содержание образования детей с нарушениями развития / Материалы Международной научно-практической конференции. 2008. Ч 2. — С. 535−539.

5. Уварова Т. Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР // Логопед. — 2009. — № 5. — С.48−60.

6. Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства при обучении употреблению предлогов // Логопед. — 2010. — № 2. — С. 6−14.

7. Уварова Т. Б. Использование наглядно-игровых средств на занятиях по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 1. — С. 2934.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алексеева- MiMi, Яшина В. И. Методика развития речи- и обучения родному языку дошкольников. /М.М. Алексеева, В. И. Яшина. М.: Академия, 2000. — 400 с.
  2. А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для- воспитателей -детского сада /А.Г. Арушанова: — М.: Мозаика-Синтез, 1999.-272 с.
  3. T.B. Порождение речи- Нейролингвистический анализ синтаксиса: /Т.В. Ахутина. MI: Изд-во Моск. Университета, 1989. -125 с.
  4. Бабина F. B1, Сафонкина- Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: учебно-метод. пособие./ Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина М.: Книголюб, 2005. -96 е.: ил.
  5. Белова-Давид P.A., Нарушение речи у дошкольников. /P.A. Белова-Давид. Mi: Просвещение, 1972. — 232 с.
  6. В.П. Психолингвистика: Учебник. /В.П. Белянин 3-е изд.," испр. — М.: Флинта: Московский психолого-соц. ин-т, 2005. — 232 с.
  7. И.Е. Игра как феномен сознания. / И. Е. Берлянд. — Гуманитар, центр— Кемерово: Алеф, 1992. 96 с.
  8. Блонский-П.Ш Введение в дошкольное воспитание. / П. П. Блонский -Изд-е 2-е, испр- -М.: Практ. знания, 1917. 139 с.
  9. П.Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. /П.П.Блонский М.: АПН РСФСР Ин-т теории и истории педагогики, 1961.-695 с.
  10. П.П. Избранные психологические произведения. -/П.П.Блонский — М.: АПН РСФСР Ин-т теории и истории педагогики, 1964.-547 с.
  11. Д.Ы. Процессы абстракции и обобщения при усвоении грамматики. // Вопросы психологии. 1958. № 4. — с. 85 — 98.
  12. А.К. Дидактически игры в детском саду. /А.К. Бондаренко 2-е изд., дораб. -М.: Просвещение, 1991.-160 е.: ил.
  13. А.М. Методика развития речи детей. /А.М. Бородич М.: Просвещение, 1981.-255 с.
  14. В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие. /В.М. Букатов: Рос. акад. образования- Моск. псих.- соц. ин-т 2-е изд., испр. и доп.- М.: Моск. псих.- соц. ин-т: Флинта, 2003. — 152 с.
  15. Н.С. Синтаксис современного русского языка /Н.С. Валгина-М.: Высшая школа, 1973.-423 с.
  16. В.П. Предметный метод обучения. /В.П. Вахтеров М., 1918.-е. 387
  17. О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3-го уровня. // Логопед, 2004., № 1, с. 34 — 41.
  18. В.В. Исследования по русской грамматике: Избранные труды. /В.В. Виноградов М., Наука, 1975. — 559 с.
  19. Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. /Г.А. Волкова СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2004.-144 с.
  20. Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического1.!обследования (детей старшего дошкольного возраста): учеб.' метод. пособие /Т.Н. Волковская- под общ. ред. Т. Н. Волковской. — М.: Коррекционная педагогика, 2004. 103 е.: ил.
  21. Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим1недоразвитием речи /Т.Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. — М.: Книголюб, 2008. 95 с.
  22. В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьёва. М.: ACT: Астрель, 2006. — 158 (2) с.
  23. А.П. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. /А.П. Воронова. -М.: Детство-Пресс, 2000. 384 с.
  24. Воспитание детей в игре. /Сост.: А. К. Бондаренко, А. И. Матусик /Под ред.Д. В. Менджерицкой. -М.: Просвещение, 1979. 175 е., ил.
  25. Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка.
  26. Вопросы психологии, 1966. № 6. с. 64 — 76.
  27. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь: Проблемы психологического развития ребёнка. /Л.С. Выготский М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  28. Л.С. Педагогическая психология. /Л.С. Выготский М.: Педагогика, 1996. — 533 с.
  29. Л.С. Проблемы дефектологии. /Л.С. Выготский — М.:t1. Просвещение, 1995. 524 с.
  30. Л.С. Развитие высших психических функций. /Л.С. Выготский М.: Изд-во АПН РСФСР. Ин-т психологии, 1960. — 500 с.
  31. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод, пособие / Сост. И. Ю. Кондратенко. М.: Айрис-пресс, 2005. -224 с.
  32. О.С. О понятии детской игры /Сб. науч. трудов Игра впедагогическом процессе. Новосибирск: Hl НИ, 1989. — 121, (2) с.
  33. О.С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой: Кн. для учителя. О. С. Газман, Н. Е. Харитонов. — М.: Просвещение, 1991 — 96 е.: ил.
  34. П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий /Подг. к печати М. А. Степановой. //Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. — № 2. — С.3−8.
  35. А.Н. Вопросы изучения детской речи. /А.Н. Гвоздев. СПб.: Детство-Пресс, 2007- М.: ТЦ Сфера, 2007. — 470 (1) с.
  36. А.Н. Значение изучения детского языка для языкознания. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка. /А.Н. Гвоздев. -СПб.: Папирус, 1999. 64 с.
  37. А.Н. От первых слов до первого класса. /А.Н. Гвоздев. -Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. 323с.
  38. А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка. /А.Н. Гвоздев. М.: АПН РСФСР, 1949. — 4.1 — 268 с. 4.2 — 192 с.
  39. В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. /В.В. Гербова. -М.: Просвещение, 1984. 175 е., ил.
  40. В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 — 6 лет (старшая разновозрастная группа). /В.В. Гербова. -М.: Просвещение, 1987. 207 е.: ил.
  41. В.В. Учусь говорить. /В.В.Гербова-М.: Просвещение, 2007. -39 с.
  42. В.П. Использование игровых приёмов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников.// Дефектология, 1993., № 4, с.37−43.
  43. O.E. Технология организации логопедического обследования: метод, пособие /O.E. Грибова. — 3-е изд. М.: Айрис-пресс: Айриспресс дидактика, 2005. — 90, (1) с.
  44. O.E. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология, 1995, № 6. с. 7 16.
  45. .М. Логопедический стационар как тип учреждения о оказанию помощи детям с тяжёлыми речевыми нарушениями / Нарушение речи у дошкольников. Сост. P.A. Белова — Давид, Б. М. Гриншпун. -М.: Просвещение, 1969. 216 е.: ил.
  46. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования. /В.В. Давыдов / АПН СССР М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  47. А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределённость / А. Н. Дахин // Школьные технологии. — 2002. -№ 2. С. 62−67.
  48. A.B. Подготовка старших дошкольников к обучению в школе в системе развивающих игр. /A.B. Долгополова- Гос. образ, учреждение высш. проф. образования Самарский гос. ун-т. Самара: Сам. ун-т, 2007. — 127 с.
  49. Н.И. Механизмы речи. /Н.И. Жинкин. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. 363 с.
  50. С.Ф. Начальная дифференциация существительных, глаголов и прилагательных / Психология усвоения грамматики и орфографии /Сб. под ред. Д. Н. Богоявленского. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.-183 с.
  51. С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. /С.Ф.Жуйков. М.: Просвещение, 1964. — 300 с.
  52. Н.С. Отклонения в развитии детской речи: Учеб. пособие для студ. и логопедов. / Н. С. Жукова. М.: УНПЦ Энергомаш, 1994. — 128 с.
  53. Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учебно-методич. пособие. /Н.С.Жукова. М.: Ассоциац. Гуманитарий, 1994. -96 с.
  54. Н.С. Формирование устной речи: Учебно-метод. пособие. /Н.С.Жукова-М.: Ассоциац. Гуманитарий, 1994. 93 с.
  55. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. /Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. М.: Просвещение, 1990. — 239 с.
  56. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. ЛОГОПЕДИЯ. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. -Екатеринбург, 2003. — 320 с.
  57. Р.И. Игровые приёмы обучения в старшей группе детского сада и в первом классе школы /Подготовка детей в детском саду к школе. /Под ред. А. П. Усовой. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1955.-276 с.
  58. Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. /Р.И. Жуковская. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 160 с.
  59. Игра: Мыслители прошлого и настоящего о её природе и педагогическом потенциале: Хрестоматия. Учеб. пособие для стул! высш. пед. учеб. заведений /Сост. Е. А. Репринпева. Курск: Курск, гос. ун-т. 2005. — 404 с.
  60. Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В. И. Селиверстова.м.Просвешение. 1981. — 192 с.
  61. П.Ф. Детская и педагогическая психология. /П.Ф. Каптерев. М.: Акад. пед. и соц. наук Моск. психолого-соц. ин-т- Воронеж: НПО МОДЭК, 1999.-336с.
  62. П.Ф. О детских играх и развлечениях. / П. Ф. Каптерев. -СПб., 1898.-137 с.
  63. O.A. Игра в коррекции психического развития ребёнка. /О.А.Карабанова. -М.: Рос. пед. агенство, 1997. 191 с.
  64. Е.А. Формирование языковой способности у младших школьников с нарушениями речи: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук.-М., 2001.-159 с.
  65. A.A., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. /A.A. Катаева, Е. А. Стребелева. М.: Владос, 2004. — 224 с.
  66. P.A. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5 — 6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи. / P.A. Кирьянова. СПб.: Каро, 2002. — 368 с.
  67. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. / М. В. Кларин — М.: Арена, 1994. 222 с.
  68. В.А. Особенности употребления падежных окончаний существительных детьми с экспрессивной алалией. /Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи: Межвуз. сб. науч. тр. Л., 1989. — с. 49 — 56.
  69. В.А. Принципы формирования языкового механизма у детей с экспрессивной алалией. / Принципы и методы логопедической работы. Л., 1984. — С. 54 — 60.
  70. В.А. Экспрессивная алалия: Учеб. пособие к спецкурсу /В.А. Ковшиков. — М.: Ин-т общегумант. исслед.: В. Секачев, 2001. 94с.
  71. Ковшиков В.А., Элькин, Ю.А. К вопросу о мышлении детей с экспрессивной «моторной» алалией // Дефектология, 1980., № 2, с. 14 — 22. ¦
  72. В.В. Педагогические условия организации дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста: Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М., 1990. — 23 с.
  73. Л.А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук: Российская Академия Образования, Исслед. центр семьи и детства Ин-та развития личности. М., 1993. — 173 с.
  74. М.М. Ребёнок учится, говорить. /М.М. Кольцова. М.: Сов. Россия, 1973.-160 с.
  75. Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. /Под ред. А. И. Пискунова. -М., 1982. Т.1 — 656 е., Т.2. — 576 с.
  76. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) -М., 2004. — 32 с.
  77. Коррекционная педагогика /Под ред. B.C. Кукушкина. Ростов н/Д: Изд. центр МарТ, 2002. — 304 с.
  78. Н.М. Высшая нервная деятельность ребёнка. /Н.М. Красногорский. М.: Медгиз, 1958. — 337 с.
  79. A.B., Дроздова E.H. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня. // Логопед, 2004., № 1, с. 26 34.
  80. Р.И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: (формирование лексики и грамматического строя). /Р.И. Лалаева, Н. И. Серебрякова. СПб.: Союз, 1999. — 158 (2) е.: ил.
  81. Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева. СПб.: Наука — Питер, 2006. — 103 с.
  82. Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. /Д.И. Латышина. М.: Гардарики, 2003. — 603 с.
  83. P.E. Воспитание правильной речи у детей. /Р.И. Левина. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. — 31 с.
  84. P.E. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды. /P.E. Левина. М.: Аркти, Ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин, 2005. — 224 е., ил.
  85. И.Ю. Патопсихология: теория и практика: учебное пособие для студентов пед. вузов /И.Ю. Левченко. М.: Academia, 2000.-232 с.
  86. И.Ю., Киселёва H.A. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. /И.Ю. Левченко, H.A. Киселёва. — М.: Коррекц. Педагогика, 2006. 120 с.
  87. И.Ю., Киселёва H.A. Психологическое изучение детей с нарушениями развития /И.Ю. Левченко, H.A. Киселёва. М.: Книголюб, 2008. — 155 е.: ил. (16) л. ил.
  88. A.A. Основы психолингвистики: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. /A.A. Леонтьев. 4-е изд., испр. — М.: Смысл: Academia, 2005. — 288 с.
  89. А.Н. К теории развития психики ребёнка. /В кн.: Проблемы развития психики. /А.Н. Леонтьев — 4-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-584 е., с. 509 537.
  90. А.Н. Психологические основы дошкольной игры. /В кн.: Проблемы развития психики. /А.Н. Леонтьев. 4-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 е., с. 481 — 508.
  91. А.Н. Технология развивающего обучения: Школа 2000. /А.Н. Леонтьев, под науч. ред. A.A. Леонтьева. М.: Школа 2000, 1998.-125 с.
  92. Н.И. Язык ребёнка (онтогенез речевой коммуникации). /Н.И. Лепская. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 152 с.
  93. И.Я. Дидактические основы методов обучения. /И.Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  94. З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. /З.В. Лиштван. -М.: Просвещение, 1971. 176 с.
  95. Логопедия: Методические традиции и новаторство. /Под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. инта- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2003. — 336 с.
  96. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» /Л.С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.- под ред. Л. С. Волковой. -М.: Просвещение, 1989. 528 е., ил.
  97. А.Р. Курс общей психологии: Мышление и речь. М.: Изд-во Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 1970. — Лекции 1 — 6 — 143 с. Лекции 7 — 12 — 172 с.
  98. А.Р. Пути развития детского мышления. // Естествознание и марксизм, № 12 — с. 97 —128
  99. А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов //Психологическая наука в СССР. М., 1985. — 129 с.
  100. А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребёнка. /А.Р.Лурия, Ф. Я. Юдович. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. — 94 с.
  101. Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов — дефектологов /Т.В. Лусс. -М.: Владос, 2003. 104 е.: ил.
  102. A.A. Воспитателю о развитии ребёнка. /A.A. Люблинская. М.: Просвещение, 1972. — 256с.
  103. A.C. Лекции о воспитании детей. /A.C. Макаренко, Собр. соч. в 8 т. Т. 4.-М.: Педагогика, 1980. 347 с.
  104. А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Кн. Для воспитателя детского сада. /А.И. Максаков. 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1988. — 159 е., ил.
  105. Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст./Е.М. Мастюкова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. -304 с.
  106. Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада /Д.В. Менджерицкая, Под ред. Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 1982. 128 е.: ил.
  107. H.A. Дневник о развитии ребёнка (от рождения до 8 лет)./Н.А. Менчинская. М. — Ленинград: Изд-во АПН РСФСР, 1948. -192 с.
  108. H.A. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка: Избранные психологические труды. /H.A. Менчинская- Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2004. 511 с.
  109. H.A. Проблемы психологии обучения. /H.A. Менчинская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 14 с.
  110. H.A. Психологические проблемы активности личности в обучении. /H.A. Менчинская. М.: АПН, СССР, 1971. — 11 с.
  111. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. /Под общ. ред. Проф. Г. В. Чиркиной. — М.:, 2003.-240 с.
  112. С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. /С.А. Миронова М.: Просвещение, 1991. — 208 с.
  113. В.М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований / В. М. Монахов // Школьные технологии. — 2001. — № 5. — С. 75−89.
  114. Мышление и речь. /Сб. статей под ред. Н. И. Жинкина, Ф. Н. Шемякина. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 272 с.
  115. Е.В. Формирование лексико-грамматической организации речевого, высказывания, у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи: Дисс. На соиск. Уч. степ. Канд. пед. наук. М., 2000. -196 с.
  116. Г. И. Формирование способов глагольного формо-и словообразования в процессе развития речи младших дошкольников: Автореф. Дисс. На соиск. Уч. степ. Канд. пед. наук. — М.: Акад.пед.наук СССР, Научно-иссл. Ин-т дошк. восп., 1990. 18 с.
  117. Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. /Н.В. Нищева. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 528 с.
  118. Новиков А. М. Методология образования. Издание второе /A.M. Новиков. -М.: Эгвес, 2006.-488 с. 138., Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). /Д.А. Новиков. — М.: МЗ -Пресс, 2004. 67 с.
  119. Новосёлова C. JIi О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание, 1997. № 3, с. 84 — 87.
  120. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. /В.В. Ветрова, Д. Б. Годовикова, М. Т. Елагина и др.- под ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1985. — 207 с.
  121. Опыт исследования взаимодействия слова и наглядности в обучении, /под ред. Л.ВЗанкова. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1954.-272 с.
  122. В.К. Принципы построения дифференциальной методики обучения алаликов на основании' лингвистической классификации форм ал алии. // Развитие речи и мышления аномальных детей. -1963. С. 297−308
  123. Особенности психического развития детей 6 — 7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А.Л. Венгера- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1988.-136 е.: ил.
  124. И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. /И.П. Павлов. -М.: Наука, 1973. 659 е., ил.
  125. Л.А. Психологическая готовность к школьномуобучению детей с речевыми нарушениями // Логопед. — 2004., № 4- с. 61 ¦ -69.
  126. Парамонова Л.17. Стихи для развития речи. /Л.Г. Парамонова: -СПб.: Дельта, 1998. 208 е., ил.
  127. И.Л. Мир детства мир игры. /Как обновить педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации: Сост. И. А. Кутузова- — СПб: СПб. Гос. пед. ун-т пед. мастерства, 1996. — 207с.
  128. П.И., Хайда ров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учеб- пособие /П.И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. — Mi: Рос. пед. агенство, 1996. 269 с.
  129. М.А., Караханян Л. Р. Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике (логопедия). /М.А. Поваляева, Л. Р. Караханян. Ростов-на-Дону, 1997. — 70 с.
  130. А.Н. Решение комплексных задач // Когнитивная психология: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М: ПЕР СЭ, 2002. С. 225−233.
  131. E.H. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения // Дефектология. 2005., № 6, с. 33−40.
  132. М.И. Грамматические элементы языка и речи детей преддошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1953. № 6, с. 7 -9.
  133. A.A. Из записок по русской грамматике. Т. IV /A.A. Потебня. Л.: АН СССР, 1941. — 320 с.
  134. Предшкольное образование: содержание и методика: Экспериментальная программа дополнительного профессионального образования / Науч.ред. Г. Ф. Кумарина, O.A. Степанова. — СПб.: КАРО, 2006.-96 с.
  135. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: Учебно-методическое пособие. /Под об. Ред. Т. В. Волосовец. — М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2003. 256 с.
  136. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студентов вузов /И.Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др.- под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — 2-е изд., стер. М. Academia, 2005. — 320 с.
  137. Н.М. Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Логопед. — 2005., № 1, с.38−43.
  138. Развитие речи детей дошкольного возраста. / под ред. Ф. А. Сохина. -М., 1984. 223 е.: ил.
  139. .Т. Проявление общего недоразвития речи у дошкольников и пути коррекции его в условиях массового обучения // Дефектология. 1988. — № 1.
  140. Ребёнок, его природа и потребности: Сб. статей с предисловием П. П. Блонского. М.: Новая Москва, 1926. — 126 с.
  141. Речь и интеллект в развитии ребёнка. / Под ред. А. Р. Лурия. -М.: Акад. ком. воспитания им. Н. К. Крупской, 1927. — 263 с.
  142. С.Л. Основы общей психологии. /СЛ. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999. — 679 с.
  143. Н.П. Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2004., № 5. — с. 41 — 44.
  144. П.А. Игры детей и их педагогическое значение. /П.А. Рудик М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. — 342 с.
  145. Г. К. Технологии развивающего обучения. // Школьные технологии. 1997, № 4. С. 34 — 42.
  146. B.C. Основы общей педагогики: Теория и методикавоспитания: Учеб. пособие для студентов высш. пед. уч. завед. / Под ред. В. А. Сластёнина. — 2-е изд. испр. М.: Academia, 2002. — 336 с.
  147. В.И. Детская логопсихология: учебное пособие для студентов вузов (O.A. Денисова и др.) / под ред. В. И. Селивёрстова. — М.: Владос, 2008. 175 с.
  148. В.И. Речевые игры с детьми. /В.И. Селивёрстов. -М.: Владос, 1994. 344 с.
  149. В.И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность: учеб. пособие для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селивёрстова. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 318 с.
  150. A.C. Роль игры в образовании. /A.C. Славина — М.: Просвещение, 1991. 230 с.
  151. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Общая педагогика: Учебное пособие для студ. высш. уч. заведений /Под ред. В. А. Сластёнина: В 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 4.1. -288 с. 4.2.-256 с.
  152. Е.О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание. 2002, № 4. С. 70 — 73.
  153. Е.Ф. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. — М., 1984. — 49 с.
  154. Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб пособие для студентов. /Е.Ф. Соботович. — М.: Классике Стиль, 2003. — 160 с.
  155. Современный русский язык: Лексика и фразеология. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Словообразование. Морфология.
  156. Синтаксис: Учебник для вузов /Аникина А.Б., Бельчиков Ю. А., Вакуров В. Н. и др.- Под ред. Д. Э. Розенталя. 4-е изд., испр. и доп. -М.: Высшая школа, 1984. — 735 с.
  157. Современный русский язык. Синтаксис, /под редакцией проф., Е.М.Галкиной-Федорук М.: Изд-во Московского университета, 1958.-515 с.
  158. Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности. // Дефектология. 1996, № 6, с. 67 — 71.
  159. О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду./О.И.Соловьёва. — М.: Просвещение, 1966.— 176 с.
  160. Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребёнком грамматическим строем в свете физиологического учения И.П.Павлова // Сов. Педагогика. 1975, № 7, с. 42 — 55.
  161. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении. / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. -380 е., с ил.
  162. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.- Под ред. В. И. Лубовского. 2-е изд., исп. М.: Изд. центр Академия, 2005.-464 с.
  163. A.C. Игра это серьёзно. /A.C. Спиваковская. -М.: Педагогика, 1981. — 372 с.
  164. Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи (1−4 классы). /Л.Ф. Спирова. М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
  165. Л.Ф. Усвоение детьми с общим недоразвитием речи словосочетаний, составленных по типу предложно-падежного управления. // Дефектология. 1973, № 6, с. 30−35.
  166. O.A. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: Методическое пособие. /O.A. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2004. -144 с.
  167. O.A. Игровая" школа мышления: Методическое пособие. /O.A. Степанова. М.: ТЦ Сфера — 2003. -128 с.
  168. O.A. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. /O.A. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2003.-110 с.
  169. O.A., Рыдзе O.A. Дидактические игры на уроках в начальной школе: Методическое пособие. /O.A. Степанова, O.A. Рыдзе. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 96 е., ил.
  170. Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога /Е.А. Стребелева. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. — 256 е.: ил.
  171. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе (реализация принципа наглядности в различных формах). /Н.Ф. Талызина. М.: Знание, 1983. — 96 е., ил.
  172. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. /Н.Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 344 с.
  173. Н.Ф., Кузнецова И. В., Володарская И. А. и другие. Диагностика развивающего эффекта использования здоровьезберегающей деятельностной психологии усвоения. /Н.Ф. Талызина, И. В. Кузнецова, И. А. Володарская. М.: ЗАО МТО ХОЛДИНГ, 2003. — 236 с.
  174. А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: Автореф. Дисс. На соиск. Уч. степ. Канд. пед. наук. -М.: Акад. пед. наук СССР, Научно-иссл. Инт дошк. восп., 1983. — 24 с.
  175. Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольноговозраста. /Е.И. Тихеева. М.: Просвещение, 1972. — 175 с.
  176. Ту макова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. /Г.А.Тумакова. М.: Просвещение, 1991. — 128 е., ил.
  177. Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. М., 2005. — 45 с.
  178. JI.H. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи (сюжетно-ролевая игра). Автореф. Дисс. На соиск. Уч. степ. Канд. пед. наук. — М.: Акад. пед. наук СССР, Научно-иссл. Ин-т дошк. восп., 1984. — 25 с.
  179. А.П. Роль игры в воспитании детей. / Под ред. A.B. Запорожца. М.: Просвещение, 1976. — 96 с.
  180. О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. метод. Пособие для воспит. Дошк. образоват. Учрежд. /О.С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М.: Владос, 2008. — 287 е.: табл.
  181. О.С. Теория и практика- развития речи дошкольника / О.С.Ушакова- Рос. Акад. Образования, Ин-т развития дошк. образования РАО. М.: Сфера, 2008. — 234, (1) с.
  182. Т.Н. Речь ребёнка. Проблемы и решения / под ред. Т.Н.Ушаковой- Рос. Акад. Наук, Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. — 352 с.
  183. Т.Н. Речь человека в общении /Т.Н. Ушакова, Н. Д. Павлова, И.А. Зачесова- Отв. Ред. В. Д. Шадриков, А.Н.СССР, Институт психологии. -М.: Наука, 1989. 191, (2) е.: схем.
  184. К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. //Собр.соч. в 6 т. Т. 5. /К.Д. Ушинский М.: Учпедгиз, 1958 С. 333−356.
  185. К.Д. Родное слово (книга для учащих): О наглядномобучении. И Собр.соч. в 6 т. Т.6. /К.Д.Ушинский М.: Учпедгиз, 1958 С. 265−269.
  186. Л.П., Фомичёва Г. А., Лотарёва В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичёва, В.К. Лотарёва- М.: Просвещение, 1977. 240 с.
  187. Т.Б. Недоразвитие речи дошкольников и пути его преодоления: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — М., 1974. — 19 с.
  188. Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. — М., 2000. — 145 с.
  189. Т.Б., Чевелёва H.A. Логопедическая работа в специальном детском саду. /Т.Б. Филичева, H.A. Чевелёва. М.: Просвещение, 1987. — 142 е.: ил.
  190. Т.Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //Дефектология, 1985., № 4, с. 72 78.
  191. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи: Пособие для учителя. /O.E. Грибова, Т. П. Бессонова. М.: Просвещение, 1992. -89 с.
  192. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. /И.Ф. Храламов. -4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. — 603 с.
  193. М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. /М.Е. Хватцев М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996.-384 е., ил.
  194. Г. И. Дидактические возможности учебных кинофильмов и их реализация в учебном процессе. / Г. И. Хозяинов. — М.: Высшая школа, 1989. 29 с.
  195. Н. Язык и мышление. /Н. Хомский. М.: Просвещение, 1972. -134 с.
  196. С.Н. Окказиональные морфологические формы детской речи. /С.Н. Цейтлин. Ленинград: ЛГПИ им. АЛГерцена, 1988. — 77с.
  197. С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. /С.Н. Цейтлин. СПб.: МиМ, 1997. — 183 с.
  198. С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. /С.Н. Цейтлин. — М.: Владос, 2000.-240 с.
  199. К.И. Маленькие дети. /К.И. Чуковский. Ленинград: Прибой, 1929. — 276 е., ил.
  200. К.И. Сочинения в 2-х томах. /К.И. Чуковский М.: Правда, — 1990.1 т. — 620 е., 2 т. — 652 с.
  201. А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики: Лексика. Семантика. Грамматика. /А.М. Шахнарович- Рос. акад. наук. -М.: Ин-т языкознания РАН, 1999. 165 с.
  202. С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. -М., 1964. 19 с.
  203. С.Т. Избранные педагогические сочинения. /С.Т. Шацкий. М.: Учпедгиз, 1958. — 183 с.
  204. Швачкин Н. Х Возрастная психолингвистика: Хрестоматия.
  205. Учебное пособие /Сост. К. Ф. Седова. -М.: Лабиринт, 2004. 330 е.: ил.
  206. Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Сб.: Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. М., 1948. -с. 97−112.
  207. С.А. Игра и дети. /С.А. Шмаков. М.: Знание, 1968. -63 с.
  208. O.A. Речевое развитие ребёнка: Анализ программ дошкольного образования. / O.A. Шорохова. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
  209. В. Психология раннего детства. /В. Штерн. — Петроград: Школа и жизнь, 1922. 172с.
  210. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. /Л.В. Щерба. Ленинград: Наука, 1974. — 428 с.
  211. Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. /Даниил Борисович Эльконин- Ред.-сост. Б. Д. Эльконин. М.: Academia, 2005. — 384 с.
  212. Д.Б., Занков Л. В. Проблемы развивающего обучения. /Д.Б. Эльконин, Л. В. Занков. -М.: Педагогика, 1986. 182 с.
  213. Д.Б. Психология игры. /Д.Б. Эльконин. М.: Знание, 1978.-304 с.
  214. В.И. Развитие речи детей от трёх до пяти лет. / В. И. Ядешко М.: Просвещение, 1966. — 96 с.
  215. В.А. Педагогическая психология: Уч. пособие. /В.А. Якунин. — СПб.: Изд-во Михайлова, 1998. 630 с.
  216. A.B. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы: Кн. для учителя-логопеда. /A.B.
  217. Ястребова. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
  218. Cheek J.G. and Beeman С.Е. Using Visual Aids in Extension Teaching, (visited July 30 2004) .
  219. Funke U. Using complex problem solving tasks in personnel selection and training // Frensch P.A., Funke J. (Eds). Complex problem solving: the European perspective. Hills dale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. 1995. P. 219−240.
  220. Hutt C. Specific and diversive exploration // Advances in child development and behaviour / L.P. Lipsitt, H.W. Reese (Eds.). NY, 1970. Vol. 5. P. 119−180.
  221. Mayer R.E. Cognitive views of creativity: creative teaching for creative learning// Contemporary educational psychology/ 1989. Vol. 14 (3). P. 203−211.
Заполнить форму текущей работой