Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Состав семей. Из опыта работы социального педагога по работе с семьями "группы риска"

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей социальным педагогом, педагогом-психологом и воспитателями, ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей… Читать ещё >

Состав семей. Из опыта работы социального педагога по работе с семьями "группы риска" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • — Малообеспеченные 28%;
  • — Одинокие мамы 16%;
  • — Неблагополучные 9%;
  • — Контактные 37%;

Из общего числа семьи группы риска составляют около 30%.

Педагогам не всегда удается наладить доверительный контакт с семьей, т.к. трудно за короткий период пребывания ребенка в ДОУ изучить индивидуальные особенности родителей.

Категория семей социального риска нуждается в постоянной высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Однако социальному педагогу отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать помощь и детям, и родителям.

Механизм выявления неблагополучных семей.

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующей, воспитателей, социального педагога и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией о семье обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми, по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляются признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

  • — утомленный, сонный вид;
  • — санитарно-гигиеническую запущенность;
  • — склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
  • — неумеренный аппетит;
  • — задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
  • — привлечение внимания любым способом;
  • — чрезмерная потребность в ласке;
  • — проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
  • — проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • — трудности в обучении.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей социальным педагогом, педагогом-психологом и воспитателями, ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. «Филиалы» клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (медицинские работники, воспитатель по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель, хореограф), а также библиотекари, родители воспитанников, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой