Методические особенности воспитания выносливости у детей 8-9 класса на уроках физической культуры
Межмышечная координация помогает при вовлечении в работу лишь тех мышц, которые несут основную нагрузку при выполнении определенного упражнения. Это влияет на экономию энергии, а, также, обеспечивает возможность выполнения большего объема и интенсивность работы. Хорошая межмышечная коррекция внешне проявляется в плавности и слитности движений, отсутствии скованности. При недостатках… Читать ещё >
Методические особенности воспитания выносливости у детей 8-9 класса на уроках физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оглавление Введение ГЛАВА 1. Теоретико-методические основы воспитания выносливости на уроках физической культуре учащихся 8 — 9 классов
1.1 Возрастные особенности учащихся 8 — 9 классов
1.2 Понятие и виды выносливости как физического качества
1.3 Особенности проведения уроков физической культуры в 8−9 классах Глава 2. Методические особенности воспитания выносливости у детей 8 — 9 класса на уроках физической культуры
2.1 Методы воспитания выносливости у учащихся 8 — 9 классов на уроках физической культуры
2.2 Методы воспитания общей выносливости на уроке физической культуры в 8 — 9 классах
2.3 Особенности воспитания специфических типов выносливости на уроках физической культуры в 8−9 классах
2.4 Эффективность применения методик воспитания выносливости на уроках физической культуры в старших классах Заключение Список используемой литературы Приложения
Введение
На базе крепкого здоровья и хорошего развития систем организма, может быть, достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
Развитие физических качеств является одной из главных задач на уроках физической культуры и спорта. При правильном подходе развития физических качеств, происходит укрепление здоровья школьника, что тоже важно. Ведь здоровые дети — это здоровая нация в будущем.
Выносливость является одним из основных физических качеств человека. А что такое физическое качество? Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека (10, с.58).
Актуальность: учитывая то, какое огромное значение имеет выносливость для здоровья, физического развития, трудовой деятельности и успешной воинской службы, актуальность данной темы вне всяких сомнений. Именно поэтому выбрал эту тему для написания дипломной работы.
Многие думают, что бег на средние и длинные дистанции им не под силу. Ведь даже при попытке пробежать сравнительно небольшое расстояние они задыхаются, у них бешено бьётся сердце. В боку покалывает, лицо сильно краснеет или, наоборот, бледнеет.
Что говорит по этому поводу Юрге Хазе: «Здесь нет ничего удивительного, так как неподготовленные люди не могут заниматься бегом. Тому, кто намеревается выйти на старт надо долго и регулярно тренироваться. Нельзя курить и употреблять спиртные напитки т.к. никотин и алкоголь ослабляет организм. Кто желает тренироваться в беге на средние и длинные дистанции должен быть здоровым, сильным и волевым, поскольку каждый забег является преодолением собственной слабости. Ноги становятся ватными, тяжелыми, как будто подошвы наливаются свинцом»
Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях, от клеточного и до целостного организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, в преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения — сердечнососудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе (4,с.143).
Объект исследования: выносливость как физическое качество учащихся 8−9 классов.
Предмет исследования: методы воспитания выносливости у учащихся 8 — 9 классов на уроках физической культуры
Цель исследование: изучение методику воспитания выносливости на уроках физической культуры в 8 — 9 классах.
Задачи:
Подобрать и изучить литературу по теме исследования.
Раскрыть понятие выносливости и её видов.
Рассмотреть возрастные особенности учащихся 8 — 9 классов.
Изучить методы воспитания выносливости учащихся 8−9 классов на уроках физической культуры.
Гипотеза: применение разнообразных методов воспитания выносливости на уроках физической культуры в 8−9 классах позволит повысить уровень развития кондиционных способностей.
урок физический выносливость
Глава 1. Теоретико-методические основы воспитания выносливости в процессе физического воспитания учащихся 8 — 9 классов Главная задача при развитии выносливости у детей старшего школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей анаэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания (9,с.57) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Задачи воспитания выносливости состоят в первую очередь в том, чтобы обеспечить развитие общей аэробной выносливости. Хотя аэробные возможности организма достигают абсолютного максимума в зрелом возрасте, тем не менее, условия для их направленного увеличения можно и нужно создавать в физическом воспитании уже с детского возраста. Это — важнейшая предпосылка повышения общего уровня физической работоспособности и развития специфической выносливости (11, с.135). По мере возрастного созревания организма в воспитании общей выносливости (в широком смысле этого слова) увеличивается значение комплексного воздействия на все ее факторы. Основная задача при этом заключается в обеспечении неуклонного соразмерного повышения функциональных возможностей, лимитирующих способность противостоять утомлению при разнообразных видах двигательной деятельности. Главное здесь, следовательно, не избирательно воздействие на какие-либо отдельные факторы выносливости, а создание условий для повышения общего уровня работоспособности по отношению к все более широкому кругу видов деятельности, связанных с проявлением выносливости. Это предполагает систематическую адаптации к разнообразным видам утомительной работы, предъявляющей комплексные требования к двигательным способностям (12, с.70).
Основными задачами развития общей выносливости являются:
— способствовать повышению максимального уровня потребления кислорода как важнейшего фактора аэробной производительности;
— развивать способность и поддерживать длительное время работу в условиях максимального потребления кислорода;
— совершенствовать быстроту развертывания согласованной работы сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма
1.1 Возрастные особенности и развитие физических качеств учащихся 8 — 9 классов По мере возрастного созревания организма для воспитания выносливости используются все более широкий комплекс упражнений — циклических, ациклических и смешенных. Причем основной организационно-методической формой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях является круговая тренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной работы (2, с.257).
В процессе воспитания выносливости у детей чрезвычайно важно создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями «на выносливость» применяются специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить занятия в атмосфере, богатой кислородам.
Однако из определенных черт методики воспитания выносливости в 8−9 классе — постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей, к воспитанию специальной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности (13, с.61).
Возрастной период учеников 8-го класса благоприятный для развития силовых и скоростно-силовых способностей мальчиков.
Возрастной период учеников 9-го класса благоприятный для развития выносливости мальчиков, незначительной развития силы мальчиков и скоростно-силовых способностей девочек.
Общая выносливость мальчиков имеет высокий темп прироста от 14 до 15 лет. В возрасте от 15 до 16 лет темп развития общей выносливости у мальчиков резко снижается, в другие периоды наблюдается средний темп прироста выносливости.
Скоростная выносливость имеет высокий темп прироста в возрасте от 13 до 14 лет и от 15 до 16 лет. Средние темпы прироста выпадают на возрастной период от 14 до 15, от 16 до 17 лет (15, с 45).
Существенно отличается от мальчиков динамика природного прироста выносливости у девочек. У них в 14 -15 лет повышается медленно скоростная выносливость, а в возрасте от 15 до 17 лет повышается в среднем темпе (12, с. 68).
Учитывая особенности возрастной динамики выносливости у девушек (падения ее показателей после 14 лет) для них предусматривают менее значительные нагрузки на выносливость, чем у юношей. Дозирования физических нагрузок характеризуется для подростка интенсивным половым созреваниям, который существенно влияет на уровень трудоспособности учеников. Вместе с тем и для девушек необходимо предусмотреть такую систему упражнений, которая исключила бы у них регресс выносливости в старшем школьном возрасте (16, с.72).
1.2 Понятие и виды выносливости как физического качества
Разные люди имеют разные способности выполнять разные виды работ. Если человек выполняет какую-либо достаточно напряженную работу, то через некоторое время он ощущает, что выполнять ее становится все труднее. Со стороны это можно объективно отметить по ряду видимых признаков, таких, например, как напряжение мимической мускулатуры, появления испарины. Одновременно в организме происходят и более глубокие физиологические изменения. Несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы благодаря большим волевым усилиям. Выносливость человеческого организма имеет большие ресурсы, которые в определенных обстоятельствах можно реализовать (7, с. 136).
Выносливость — это способность совершать работу заданной интенсивности в течение возможно более длительного времени. Так как длительность работы ограничивается, в конечном счете, наступающим утомлением, то выносливость можно охарактеризовать как способность организма противостоять утомлению (14, с. 152).
Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности (19,с. 103).
Материалом выносливости является время, в течении которого осуществляется мышечная деятельность определённого характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание, лыжная подготовка измеряется минимальное время преодоление дистанции). В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложно координационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание), показателем выносливости является стабильность технически правильно выполнять действия (19, с103).
Физическая выносливость как двигательная способность человека — это способность преодолевать утомляемость в процессе подвижной деятельности.
Виды выносливости.
В зависимости от специфики работы различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость как двигательная способность человека — это способность длительное время выполнять мышечную работу умеренной интенсивности с преобладающим участием скелетных мышц. Общая выносливость базируется на усовершенствовании работы вегетативных систем организма, и это создает условия для широкого переноса с одного вида подвижной деятельности на другой (17, с. 43).
По-другому общую выносливость называют, аэробной. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде, лыжная подготовка). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биохимическая экономизация (19,с.104).
При этом установлено, что перенос общей выносливости с цикличных упражнений на ацикличных больше работе, различают три вида физического утомления, а следовательно, выносливости:
— локальная, когда к работе задействовано более трети общего объема мышечной массы;
— региональная, когда в работе берет участие от трети до двух третей мышечной массы;
— тотальная, когда одновременно работает больше двух третей скелетных мышц.
Утомляемость развивается постепенно, в ее развитии можно условно выделить три фазы:
— фаза обычного утомления;
— фаза компенсированного утомления;
— фаза некомпенсированного утомления В зависимости от интенсивности работы время ее выполнения будет разным: чем выше скорость движения, например бег, тем короче будет время, в течение которого эту скорость можно сохранять, и наоборот, с уменьшением скорости время работы увеличивается. Выяснилось, что факторы утомления в разных случаях будут различными.
В основе утомления, вызванного любой мышечной деятельностью, лежат изменения, происходящие, прежде всего, в соответствующих нервных центрах, — понижается их возбудимость. Причиной этих изменений является как сила и длительность возбуждения нервных элементов, так и влияние на них со стороны рабочих органов, в которые мышечная деятельность большие или меньшие изменения (6, с.39).
Вместе с тем факторы утомления при работе разной интенсивности и длительности имеет и свои специфические особенности. Так, при беге на короткие дистанции развивается очень большое возбуждение в нервных центрах, отмечается высокая интенсивность химических изменений, как в нервных клетках, так и в мышцах, хотя абсолютные величины выраженный, чем наоборот (4, с. 123).
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.
Выносливость относительно конкретного вида подвижной деятельности (в том числе производственной) называется специальной.
Среди специальных видов выносливости наиболее важными являются скоростная, силовая и координационная (8, с.270).
Скоростная выносливость человека — это его способность как можно дольше выполнять мышечную работу с около пограничной и пограничной интенсивностью. Она имеет важное значение, для обеспечения эффективности цикличности подвижных движений, спортивных игр.
Силовая выносливость человека — это ее способность как можно продуктивнее продолжительное время преодолевать относительное внешнее сопротивление.
Имеется в виду разноплановый характер функционирования мышц (фиксирование позы, повторное выполнения максимальных усилий, циклическая работа определенной интенсивности). Различают статическую и динамическую силовую выносливость. Статическая силовая выносливость, связанная с необходимостью продолжительное время напрягать мышцы или удерживать позу (конькобежный спорт, гимнастика, борьба, парусный спорт). Динамическая силовая выносливость характерна для цикличных упражнений (бег, гребля), спортивных игр, поединков (7, с.280).
Координационная выносливость — это способность человека продолжительное время выполнять сложные по координации упражнения без нарушения ритма выполнения, равновесия и согласованности (фигурное катания, гимнастика) (13, с.76).
Нет радикального способа повышать выносливость организма, кроме систематического утомления. Если избавить организм от утомления, выносливость постепенно угасает. Утомляя организм, мы стимулируем возобновление процесса, вследствие чего повышается наша выносливость.
В зависимости от объема мышц, которые берут участие в этих изменениях, могут быть и не очень велики. Восстановление работоспособности после прекращения работы происходит довольно быстро.
При беге на средние дистанции, изменение внутренней среды организма приобретают большое значение (более резкие сдвиги реакции среды в кислую сторону, скопление большого количества молочной кислоты и углекислоты в крови). Резкие изменения в составе крови оказывают влияние на состояние нервных центров, которым приходится сопротивляться отрицательному воздействию этих изменений и удерживать высокий уровень возбуждения (3,с.300).
При беге на длительные дистанции особенно большую роль играют уровень развития дыхательной и сердечнососудистой системы, а также величина энергетических запросов организма и возможность их экономического использования. Из приведенных данных следует, что для воспитания различных видов выносливости требуются разные средства и методы тренировки (3,с.320).
Факторы, влияющие на развитие выносливости учащихся 8 — 9 классов Важным для учителя является знание факторов, которые предопределяют выносливость, поскольку их учет и разносторонность лежат в основе методики воспитания выносливости:
— структура мышц. Люди, у которых преобладают красные мышечные волокна, имеют генетическую предрасположенность к продолжительной работе. Однако изменить структуру мышц мы не можем, и потому этот фактор мы можем только учитывать;
— внутримышечная координация проявляется в попеременном вовлечении в работу двигательных мышц при продолжительном выполнении упражнения с неограниченной интенсивностью. Она хорошо развивается при выполнении упражнений на фоне незначительного утомления. При жестоком режиме нагрузок и отдыха к работе привлекают каждый раз большую численность двигательных единиц мышц, которые несут основную нагрузку в данном упражнении. Это в свою очередь, ускоряет развитие усталости;
— межмышечная координация помогает при вовлечении в работу лишь тех мышц, которые несут основную нагрузку при выполнении определенного упражнения. Это влияет на экономию энергии, а, также, обеспечивает возможность выполнения большего объема и интенсивность работы. Хорошая межмышечная коррекция внешне проявляется в плавности и слитности движений, отсутствии скованности. При недостатках тренированности, на фоне утомления снижается активность основных (необходимых) мышечных групп и повышается активность мышц, которые не должны брать участия в выполнении данных двигательных действий. Это приводит к снижению эффективности движений, увеличению энергетических затрат, увеличивается утомления, как следствия, падения трудоспособности. Межмышечная координация усовершенствуется при выполнении заданий только на фоне умеренного утомления;
— продуктивность работы систем энергетического обеспечения. В достижении высоких показателей выносливости, важное значение имеет фактор энергетического обеспечения мышечной деятельности, которая достигается эффективным функционированием системы подачи кислорода в организме (аэробные источники). Показателями эффективности работы этой системы является ее мощность, емкость подвижность и экономичность:
— мощность — определяется уровнем МПК (выдающиеся атлеты мира в видах спорта на выносливость имеют МПК: женщины 70 мл кг минуту, а мужчины 80 мл кг минуту);
— емкость системы энергетического обеспечения определяется объемом запасов субстратов окислительных реакций, которые могут быть применены при длительном исполнении напряженной работы;
— подвижность системы аэробного энергетического обеспечения характеризуется быстрым развитием процесса окисления в начале интенсивной продолжительной работы и при значительных изменениях интенсивности исполнения продолжительной работы. Чем быстрее разворачивается аэробные процессы до оптимального уровня, тем экономней проходит энергетическое обеспечение и продуктивность работы. При слабой физической подготовке функциональные возможности аэробной системы разворачиваются на 3−5 мин, при хорошей физической подготовке действие системы начинается в конце первой минуты;
— экономичность подвижных действий. Чем меньше энергии растрачивает человек на единицу выполненной работы, тем продуктивней она будет (19, с.259).
Экономичность подвижных действий — это комплексный показатель, который включает:
функциональную экономичность, обусловленную уровнем согласованности в работе вегетативных систем и способностью продолжительное время работать в стабильном состоянии;
техническую экономичность, обусловленную рациональной структурой подвижных действий и их автоматизацией;
физическую экономичность, обусловленную запасом силы, скорости, гибкости и координации движений (15, с.147).
Значительное влияние на проявления выносливости имеют психические качества, которые характеризуются силой мотивов и стойкой установкой на результат.
Из выше сказанного следует, главная задача учителя по физической культуре при развитии выносливости у учащихся 8−9 класса повышение общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных в обязательных программах физического воспитания. При эффективном использовании методов и приемов по развитию скоростной, силовой и общей выносливости можно добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей.
1.3 Особенности проведения уроков физической культуры в 8−9 классах Для развития общей выносливости на уроке физической культуры в 8 — 9 классах наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15−20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом учитель физической культуры придерживается следующих правил.
1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям учащихся. Учитывается возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т. е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону её усложнения. Таким образом, доступность нагрузки должна соответствовать требованиям, которые создают оптимальные предпосылки воздействия на организм занимающегося без ущерба для здоровья.
2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. На первых уроках по воспитанию выносливости должна сочетаться нагрузка с отдыхом. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т. е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.
3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо, прежде всего, определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 140−150 уд./мин. для школьников в возрасте 14−15 лет — 20−30 мин.(12, с.103).
При развитии выносливости используют метод переменного упражнения. Сущность этого метода заключается в изменении скорости на отдельных участках и во включении стартов и ускорений на отдельных участках дистанции в сочетании с равномерной работой. Это позволяет осваивать большие объемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействия. При применении метода переменного непрерывного упражнения на некоторых участках дистанции образуется кислородный долг, который в последующем на очередном отрезке дистанции должен быть погашен (11, с.241).
Значительный эффект при воспитании общей выносливости дает метод интервального упражнения. Анаэробная работа является сильным раздражителем, стимулирующим функциональные перестройки сердечной деятельности. Повышается потребление кислорода, увеличивается ударный объем крови. Основная сложность при применении данного метода заключается в правильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха.
При составлении конспектов по развитию общей выносливости учитель физической культуры может использовать упражнения В. И. Лях:
1. Бег в равномерном темпе (со скоростью 2,5−3 м/с) с постепенным увеличением продолжительности бега (например, с 10 до 25−30 мин).
2. Бег в равномерном темпе (от 20 до 40 мин при ЧСС 130−170 уд/мин), чередуемый с ускорениями на отрезках произвольной длины (т.е. бег с переменной скоростью).
3. Бег по пересеченной местности (кросс) 2000;5000 м при ЧСС 140−160 уд/мин.
4. Челночный бег 4×100 м.
5. Плавание в равномерном темпе (до 30 мин).
6. Безостановочное длительное плавание (от 10 до 30 мин) в медленном темпе, прерываемое произвольными ускорениями.
7. Марш-бросок на 3−4 км и более (примерная схема: 100−200 м ходьба, 600−800 м бег и т. д.).
8. Продолжительное передвижение на лыжах до одного часа в равномерном темпе (оптимальная ЧСС 140−160 уд/мин).
9. Лыжные гонки на 5−10 км (на время).
10. Спортивные игры (футбол, баскетбол) 40−60 мин.
11. Подвижные игры «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Эстафета-поезд» и др.
12. Прыжки через короткую скакалку. Длительность непрерывных прыжков 3 мин и более. Темп прыжков — 135−140 раз в минуту.
13. Преодоление несколько раз подряд отдельных элементов и их сочетаний из полосы препятствий.
Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем (19,с.106).
Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника: интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.
Средствами развития общей выносливости являются разнообразные физические упражнения, преимущественно циклического характера при соблюдении следующих условий:
— активное участие в работе крупных групп мышц;
— значительная продолжительность работы;
— интенсивность выполняемой работы должна быть умеренно-большой, но не выходить за пределы аэробного энергообеспечения.
При выполнении большинства физических упражнений суммарная нагрузка на организм достаточно полно характеризуется по В. И. Зацирскому следующими компонентами:
— интенсивность упражнений;
— продолжительность упражнений;
— число повторений;
— продолжительность интервалов отдыха;
— характер отдыха.
В процессе воспитания выносливости необходимы специальные меры повышения устойчивости к неблагоприятным сдвигам внутренней среды организма. При этом решаются две задачи:
— повышения физиологических границ устойчивости (увеличение буферной емкости крови, тканевая адаптация к недостатку кислорода и избытку углекислоты и т. п.);
— повышения психологических границ устойчивости.
Физиологические границы устойчивости повышаются в процессе любой деятельности, в которой занимающийся испытывает утомления. Чтобы повысить их, кроме общих средств и методов воспитания выносливости используют и специальные приемы, в частности дозированные задержки дыхания (17,с.246). Например, пловцу предлагают плыть какую либо дистанцию, делая вдох один раз на 3−4 цикла движений. Таким путем в организме создается искусственный недостаток кислорода, что позволяет достигать значительных сдвигов во внутренней среде организма при относительно небольшом объеме нагрузки.
Подходить к продолжительной беспрерывной нагрузке необходимо постепенно. При этом следует помнить, утомление больше зависит от интенсивности, чем от продолжительности нагрузки, в связи с этим сначала необходимо достигнуть продолжительной беспрерывной нагрузки на нижней ступени его влияния интенсивности (120−130 уд / мин).
Начинать урок рекомендуют с дозированной быстрой ходьбы, соединяя ее с бегом трусцой, вначале преобладает ходьба. Постепенно преобладание дается бегу, соединяя его с дозированной ходьбой и доводят беспрерывный бег до оптимальной продолжительности (7,с.213).
Закрепившись на достигнутом времени можно постепенно повышать нагрузку.
Интенсивность работы в необходимых рамках поглощения кислорода можно определить за результатами частотой сердечных сокращений, поскольку известно, что между частотой сердечных сокращений (в пределах 120 — 130 — 170 — 180 уд минуту) и поглощением кислорода есть прямая связь. Например, начинающим необходимо выполнять задание продолжительностью 20−30 мин и интенсивностью на уровне 40−70% поглощения кислорода от уровня максимального потребления кислорода при частоте сердечных сокращений 130−160 уд минуту (8,с.217).
Продолжительность нагрузки, которая вызывает увеличения частоты сердечных сокращений до 120−130 уд минуту, недостаточно активизирует функции сердечно сосудистой система и других вегетативных систем, а то, что вызывают увеличения частоты сердечных сокращений превыше 170−180 уд минуту, резко стимулирует анаэробный энергетический обмен, что влияет на развитие общей выносливости и может вызвать перегрузку сердечно сосудистых сокращений.
В 8−9 классах на уроках физической культуры используются подвижные игры с длительным бегом. Эти уроки обычно проводят в конце урока, однако игры «Круговорот», «Семена лидеров» в 8 — 9 классах часто применяют в начале урока для разминки. В играх «Кто меньше?», «Кто точнее?» длина дистанции для девочек равна 600 м, для мальчиков 800 м с повторением не более двух раз; темп невысок (4 мин. на 800 и 3мин. на 600м). Благодаря последовательному применению длительного бега расширяются возможности организма, есть смысл вводить интервальный бег. Отличным средством для этого служит игра «Эстафета — преследования».
«Эстафета — преследования». Участвует две команды (белые и черные) с неограниченным числом игроков. Каждая команда делится на 2 группы — четные и нечетные. Беговая дорожка стадиона размечена так. Белые с четными номерами находятся на линии Б, а с нечетными — с линии А. Четные номера черных стартуют с линии А, а нечетные — с линии Б. Первые номера стартуют одновременно с линии, А и Б, бегут пол круга по своей дорожке и передают эстафетную палочку своим вторым номерам, вторые номера на противоположной прямой передают палочку своим третьим номерам и т. д. Команда, догнавшая своих соперников выигрывает. Затем игру можно повторить. Количество повторений зависит от длины беговой дорожки, однако сумма отрезков, пробегаемых одним учеником, не должна превышать дистанции 400 — 600 м. Команды должны быть более или менее равные по силам (18,с.46).
Глава 2. Методические особенности воспитания выносливости у детей 8 — 9 класса на уроках физической культуры
2.1 Методы воспитания выносливости у учащихся 8 — 9 классов на уроках физической культуры В зависимости от цели и индивидуального уровня физической подготовки количество занятий по развитию выносливости может колебаться от 3−4 до 6−7 за неделю. При этом важно взять во внимания, что и после большой нагрузки, по развитию выносливости, восстановление может продолжаться до 2−3 недель (2, 248).
Методы воспитания специальной выносливости.
Воспитание специальной выносливости характеризуется двумя основными особенностями. В то время как общая выносливость воспитывается преимущественно посредством циклических движений, специальная выносливость — с помощью тех видов физических упражнений в которы? спортсмен специализируется. Другая особенность заключается в том, что упражнения при воспитании специальной выносливости выполняются с интенсивностью, адекватной соревновательной или близкой к ней. Однако воспитанию специальной выносливости должно предшествовать воспитание общей выносливости (4, с.169).
Методы развития скоростной выносливости Для воспитания скоростной выносливости применяются преимущественно методы комбинированных и соревновательных упражнений.
С целью усовершенствования функциональных возможностей и улучшения экономичности движений применяют такие режимы нагрузки:
— продолжительность упражнений от 10−12 до 25−30 с. Оптимальная продолжительность для начинающих 10−17 с;
— интенсивность упражнений от 70 до 100%. Для усовершенствования координации используют интенсивность — 70 — 90%. Отдельные упражнения и их серии могут применяться со стандартной скоростью ее вариационной изменчивостью, или с ускорением. Например, в первой серии бега (4−60) используется с интенсивностью 80% (усовершенствование техники), а другой с прогрессирующей интенсивностью (1-х 60м — скорость 85%; 2-х — 90%; 3-х — 95%; 4-х — 100%). В этой серии установка делается на усовершенствования функциональных возможностях креатина фосфатного механизма
— интервал отдыха между упражнениями относительно полный
(ЧСС 110−120 уд минуту); между сериями — полный
(ЧСС — 100−80 уд минуту);
— характер отдыха — активный между упражнениями и комбинированный между сериями;
— количество повторений в одной серии от 3 до 6; количество серий — от 2−3 до 4−5.
При усовершенствовании возможностей лактатного энергетического обеспечения меняется продолжительность исполнения упражнения, которое находится в границах от 20−30 с до 120 с (для слабо тренированных от 20−30 с до 50−60 с). Все другие параметры нагрузки остаются те же, что и при усовершенствовании креатина фосфатного механизма энергетического обеспечения (3,с.507).
Развития скоростной выносливости посвящают отдельное занятие. При возможности происходит на комплексных уроках, в объединении:
— воспитательная техника + развитие скоростной выносливости;
— скоростная — силовая подготовка + скоростная выносливость;
— усовершенствование коронационных способностей или гибкости + развитие скоростной выносливости;
— развитие скоростной выносливости + усовершенствование силовой выносливости.
Неуместно в одном занятии развивать общую и скоростную выносливость.
В недельном цикле развития выносливости посвящается от двух до четырех занятий (14, с.89).
Методы развития силовой выносливости Выносливость в каком-либо силовом упражнении обычно характеризуется числом возможных повторений его (предельным числом подтягиваний, отжиманий в упоре лежа, приседаний на одной ноге и т. д.). Так же как и во всех аналогичных случаях, здесь существуют абсолютные парциальные показатели выносливости. Абсолютные показатели существенно зависят от силы: люди с большей силой могут, как правело, и большее число раз повторить силовое упражнение. Однако эта зависимость наблюдается лишь тогда, когда величина силового напряжения достаточно велика: не менее 25 -30% от уровня максимальной силы (15,с.37).
При меньших отягощениях число возможных повторений растет быстро и практически не зависит от максимальной силы. Парциальные показатели силовой выносливости (которые учитываются в данном случае применительно к индивидуальному уровню силовых качеств) не зависят от силы; более того, между ними нередко находят отрицательную корреляцию.
Поскольку ни в повседневной жизни, ни в спорте никогда не уравнивают людей по их силе, то практически представлять интерес должны лишь абсолютные показатели выносливости. Как уже было отмечено, эти показатели существенно зависят от уровня развития силы и притом тем больше, чем большее сопротивление приходится преодолевать. В связи с этим если необходимо повторно преодолевать значительные сопротивления (примерно больше 75 -80% от максимальной силы), то в данном случае выносливость как бы автоматически развивается вследствие развития силы (5, с.129).
При меньших сопротивлениях приходится уделять специальное внимание воспитанию как силы, так и выносливости. Способы развития силовой выносливости являются различные динамические и статические упражнения и их комбинация. Чаще всего методом ее усовершенствования является метод повторения упражнения и круговая тренировка.
При использовании упражнений с отягощением массой предметов, используют такие параметры нагрузки:
— величина сопротивления в пределах 20−70%;
— количество повторений упражнений в одном подходе от 15−20 до 150 раз и даже больше. Оптимальный тренированный эффект наблюдается при повторениях в границах от 60−100% повторного максимума (ПМ);
— продолжительность упражнения в одном подходе по времени 15−20 с.
Если достичь необходимого количества упражнений в одном подходе сразу не получается, что часто бывает в работе со школьниками, тогда необходимо облегчить условия выполнения упражнения или выполнения серии упражнений с 3−4 подходов до 46 повторений в каждом из них. При этом между подходами отдых жестокий, а между сериями — полный;
— количество походов в серии при глобальной работе колеблется в пределах от 4−6 до 10−12. это количество подходов может быть выполнена в одной или в 2 — сериях (12,с.152).
При локальном развитии силовой выносливости отдельных групп мышц:
— общее количество подходов в одном занятии может составлять 40−50. Они объединяются в серии с 4−6 подходами для отдельных групп мышц;
— оптимальный темп выполнения упражнения — средний, но с целью расширения адаптационных возможностей организма целесообразно периодически варьировать темп от медленного до быстрого и наоборот.
— оптимально продолжительный отдых между подходами — 20−90 с. При этом, тренировочный эффект достигается через кумулятивное влияние серий упражнений с нескольким кратковременными подходами (15−20), тогда очередной подход необходимо делать в состоянии неполного отдыха (ЧСС=120−110 уд минуту). Если продолжительность упражнений в отдельных подходах значительная (2 минуты), и тренировочный эффект достигается в каждом подходе, тогда отдых — относительно полный (ЧСС=120−110 уд минуту). Аналогично определяется и продолжительность отдыха между сериями упражнений;
— характер отдыха между упражнениями — активный; между сериями и продолжительными упражнениями — комбинированный.
При применении изометрических упражнений параметры нагрузки будут такими:
— оптимальная величина нагрузки является 50−70% без задержки дыхания;
— продолжительность напряжения от 10−12 до 20−30с. Эффективность также кратковременно (5 с) напряжения с минимальными интервалами (2−3 с) отдых. Критерием достижения результата является возможность в очередной раз достичь запланированной величины;
— количество подходов на одну группу мышц — 4−10;
— интервал активного отдыха между подходами — жесткий (ЧСС=130−120 уд минуту), а между сериями — относительно полный, или экстремальный (ЧСС=120−100 уд минуту).
При развитии силовой выносливости ног с помощью упражнений используют прыжки: со скакалкой; с отталкивание двумя ногами и передвижениям в разные направления; с ноги на ногу; прыжки на одной ноге. При этом необходимо придерживаться таких правил:
— прыжок необходимо выполнять пружинисто;
— при приземлении напрягать мышцы ног;
— не выполнять прыжки на жесткой поверхности;
— при их применении хорошо укрепите опорно-двигательный аппарат;
— не форсируйте тренировочные нагрузки.
При определении тренировочных нагрузок необходимо придерживаться таких параметров:
— оптимальная продолжительность упражнения от 10−15 до100−120 с;
— интенсивность упражнения 70−90% (процент от максимального прыжка)
— характер отдыха между упражнениями — активный, между сериями — комбинированный;
— количество повторений упражнений в одной серии от 2−3 до 4−6, количество серий от 1−2 до 4−5.
Развивать силовую выносливость можно 2−4 раза в неделю, на отдельных занятиях или комплексно. При комплексном решении педагогических задач на уроках силовую выносливость развивают в конце занятия. На таких занятиях не рекомендуется совершенствовать максимальную силовую возможность учеников (19, с.413).
Основные методы воспитания общей выносливости
Начинать воспитания общей выносливости целесообразно с применения метода беспрерывной стандартизированного упражнения.
Этот метод позволяет повысить уровень МПК, обеспечить быстрое разворачивание системы энергетического обеспечения, приучит учеников переносить негативные изменения во внутренней среде организма (14,с.126).
Способы воспитания выносливости Физические упражнения как основной способ усовершенствования выносливости должны отвечать таким требованием:
быть простыми по технике исполнения и доступными для всех учеников;
при их исполнении должны активно функционировать большинство скелетных мышц; их исполнение должно вызывать активность функциональных систем, что лимитирует проявление выносливости;
их исполнение позволяет дозировать и регулировать тренировочные нагрузки;
возможность их выполнения продолжительное время (от нескольких минут до нескольких часов).
К перечисленным требованиям следует отнести циклические упражнения (ходьба, бег, плаванье, лыжня и т. д.), но монотонность и низкий уровень эмоциональности делает их мало эффективными для детей и подростков. Для них остаточно эффективными способами развития являются спортивные и подвижные игры, танцы и аэробика (10,с.148).
Дополнительными способами комплексного развития выносливости является дыхательные упражнения. Они сводятся к регулированию изменений частоты, глубины и ритма дыхания, легочной гипервентиляции и нормирования задержки дыхания, целесообразно синхронизировать дыхания с фазами движений, выборочными применениями дыхания разного типа — ротового и носового, грудного и брюшного.
Эти же упражнения целесообразно применять для развития скоростной выносливости. Для развития силовой выносливости применяется циклические упражнения в усложненных условиях (бег в горку, плавание против течения) и ациклические движения с дополнительной нагрузкой. Повышению эффективности упражнений на развитие выносливости влияет целенаправленное использования факторов внешней среды: температуры воздуха, относительная влажность, ультрафиолетовое облучение, атмосферное давление. Среди них наибольшее влияния имеет горный климат (17,с. 151).
2.2 Методы воспитания общей выносливости на уроке физической
культуры в 8 — 9 классах В общей образовательной программе В. И. Лях, А. А. Зданевич поставлены задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте
— содействовать укреплению здоровья и нормальному физическому развитию;
— способствовать развитию двигательных качеств: быстроты, скоростно-силовых, мышечной силы, выносливости и подвижности в суставах;
— закреплять навык правильной осанки при передвижениях и в статических позах;
— формировать рациональные и сложные жизненно-прикладные, а также спортивные виды движений в игровой и соревновательной обстановке;
— обучать основам техники выполнения отдельных упражнений гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжного и конькобежного спорта, спортивных игр (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол);
— ознакомить с основами самоконтроля и дозирования нагрузки по ЧСС во время занятий физическими упражнениями В жизни детей школьного возраста большое значение имеет уровень развития общей выносливости. Школьники, которые имеют высокие показатели общей выносливости, как правило, лучше усваивают общеобразовательные предметы, реже болеют на протяжении учебного года, лучше сдают контрольные нормативы. В. П. Филин считает, что воспитание общей выносливости должно стать самой важной составной частью всеобщей физической подготовки (4, с.319).
Общую выносливость необходимо развивать у детей уже в 1-м классе, поскольку в этот период наблюдается лучший результат физической подготовленности и интенсивное приспособление систем организма учеников к физическим нагрузкам.
Что касается развития силовой выносливости, то как правило, она развивается незначительно. Развитию динамической и статической силы обращают внимания позднее, в подростковом возрасте и старших классах (7,с.274).
Решая задачу воспитания выносливости в 8−9 классе, нужно тщательно учитывать возрастные особенности в реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам. Продолжительные нагрузки могут вызвать замедления прибавки в весе растущего организма, подавлять функции желез внутренних секреций, обуславливать ряд патологических процессов. Нагрузки, направленные на развития выносливости допустимы лишь при систематическом врачебном и педагогическом контроле.
Основными методами развития общей выносливости являются:
1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;
2) метод повторного интервального упражнения;
3) метод круговой тренировки;
4) игровой метод;
5) соревновательный метод (16,с.59) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ2).
Для развития специальной выносливости применяются:
1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);
2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);
3) соревновательный и игровой методы.
Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.
Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т. п.
Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1—3 мин (иногда по 15—30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости (11,с.125).
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6—10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.
Соревновательный метод предусматривает использование различных соревнований в качестве средства повышения уровня выносливости занимающегося.
Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.
Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Несмотря на физиологически эффективность метода строго регламентированного упражнения, в работе со старшими школьниками преобладает игровой метод. Для этого используют специальный подбор подвижных игр, эстафет, элементы спортивных игр и разновидности физических упражнений. Этот метод в большей мер отображает особенности деятельности центральной нервной системы учащихся старших классов, в каких процессах возбуждения преобладает над процессом торможения. Дети быстро устают от монотонности, они не способны к продолжительной концентрации внимания на определенном объекте.
При использовании игрового метода нагрузка регламентируется путем изменения продолжительности игровых заданий и перерывы для отдыха, уменьшением или увеличением размерами игрового поля, количеством игроков изменение их игрового амплуа. Общая продолжительность игровых заданий составляет от 20−30 до 60 минут при ЧСС от 110−120 до 160−170 уд минуту. Урок, в котором используется игровой метод влияет на общую, силовую, скоростную выносливость. Развитием общей выносливости целесообразно отдавать отдельные занятия, но если ее воспитание проводится на уроке в объединении с другими педагогическими заданиями, то это следует делать после их решения (15,с.128).
2.3Особенности воспитания специфических типов выносливости Анализ литературных источников показывает, что в настоящее время можно назвать свыше 20 типов специальной выносливости.
Скоростная выносливость проявляется в основном в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работ (3,с.519).
Предельная продолжительность развития выносливости на уроке в 8−9 классе не превышает 15−20с. Для её воспитания используют интервальный метод, который часто используют в прохождение соревновательной дистанции с максимальной интенсивностью. В целях увеличении запаса прочности практикуют прохождение более длинной дистанции, чем соревновательная, но с максимальной интенсивностью.
Скоростная выносливость в зоне субмаксимальных нагрузок в основном обеспечивается за счет анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения и часто анаэробного, поэтому можно говорить, что работа совершается в аэробно-анаэробном режиме. Продолжительность работы не превышает 2,5 — 3 мин.
Основным критерием развития скоростной выносливости является время, в течение которого поддерживается заданная скорость или темп движений.
Силовая выносливость отражает способность длительно выполнять силовую работу без снижения её эффективности. Двигательная деятельность при этом может быть ациклической, циклической и смешанной (2, с.241).
Для воспитания силовой выносливости на уроке используют разнообразные упражнения с отягощениями, выполняемые методом повторных усилий с многократным преодолением непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа», а также методом круговой тренировки. В случаях, когда хотят воспитать силовую выносливость в статическом режиме работы мышц, используют метод статистических усилий. Упражнения подбираются с учетом оптимального угла в том или ином суставе, при котором в специализируемом упражнении развивается максимум усилий.
По критерию Попова В. С. по которому можно судить о развитии силовой выносливости, является число повторений контрольного упражнения, выполняемого «до отказа» с отягощением — 30−75% от максимума.
Развитие координационной выносливости применяется на уроках гимнастики, спортивных игр, характеризующимися многообразием сложных технико-тактических действий. Методы повышения координационной выносливости достаточно разнообразны. Например, практикуют удлинение комбинации, сокращают интервалы отдыха, повторяют комбинации без отдыха между ними.
Для воспитания выносливости в игровых видах с учетом присущих этим видам характеристик двигательной деятельности увеличивают продолжительность основных упражнений, повышают интенсивность, уменьшают интервалы отдыха. Например, чтобы добиться высокого уровня выносливости в баскетболе, можно поступить следующим образом. Время игры в баскетболе (2×20 мин) делят на 8 периодов по 5 мин. Игроки получают задание играть с высокой интенсивностью. Постепенно с ростом тренированности игроков время отдыха между периодами сокращается и уменьшается число самих периодов (4,с.361).
2.4 Эффективность применения методик воспитания выносливости на уроках физической культуры в старших классах Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 2» г. Пикалево 9 классе.
В исследовательской работе ставятся следующие задачи:
1. Определить уровень развития общей выносливости, силовой выносливости, скоростной выносливости у учащихся 9 класса;
2. Определить динамику прироста выносливости у учащихся 9 класса.
В исследовании приняли участие 20 человек, учащиеся 9-ого класса МБОУ «СОШ № 2» г. Пикалево. Все участники относятся по данным медицинского осмотра к основной медицинской группе и приблизительно одинакового уровня развития и физической подготовки. Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе проводился анализ и обобщение литературных источников, определялись задачи исследования, уточнялись формулировки цели, объекта, предмета и гипотезы исследования.
На втором этапе проводился сравнительный эксперимент. При проведении исследования применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, контрольные испытания, педагогический эксперимент.
Исследования проводились на начальном этапе преддипломной практики и в конце эксперимента (16.02.2013;15.03.2013). Все тесты проводились на уроке физической культуры в основной части. Перед каждым тестом проводится инструктаж по выполнению теста. После этого участники выполняют задания.
Для исследования выбрали три теста:
— для проверки развития общей выносливости используем результат по бегу на лыжах дистанции 3 км. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
— для проверки развития скоростной выносливости используем результат спринтерского бега (на 30м) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
— для проверки развития силовой выносливости воспользуемся результатом теста по подтягиванию на высокой перекладине из виса (мальчики), на низкой перекладине из виса лёжа (девочки) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
Общая выносливость учащихся определяется по времени преодоления ими дистанции 3 км на лыжах. Старт даётся по сигналу учителя и учитывается время. Результатом считается время прохождения дистанции и по таблице оценивается физическая подготовленность учащихся. При оценке общей выносливости результаты занесли в Приложении 5.
В данном классе наблюдается значительный прирост общей выносливости у юношей 8% и у девушек 4%.
Силовая выносливость учащихся определяется по подтягиванию на высокой перекладине из виса (мальчики), на низкой перекладине из виса лёжа (девочки). Юноши из исходного положения хватом сверху, не касаясь ногами пола, подтягиваясь на руках до пересечения подбородком линии перекладины. Задержки в движении не допускаются. Девушки принять положение виса лежа, затем подтягиваться до касания грудью перекладины. Результат оценивается общее количество подтягиваний (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
В данном классе наблюдается значительный прирост силовой выносливости у юношей 8% и у девушек 4%.
Скоростная выносливость учащихся определяется по бегу с низкого старта на дистанции 30 метров. По команде «На старт!» принять положение низкого старта у стартовой черты. По команде «Марш!» бежать 30 метров с предельно высокой скоростью. Не снижать скорость перед финишем. Результат время бега на 30 метров (показатель скорости) с точностью до десятой доли секунды (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
В данном классе наблюдается значительный прирост скоростной выносливости у юношей 4% и у девушек 10%.
Между первым и вторым тестированием во время проведения уроков физической культуры в 9 классе использовали комплекс упражнений на развитие выносливости (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
Итак, результат наблюдения за воспитанием выносливости у учащихся 9-го класса показал, что как следствия применения на уроках разнообразных способов и методов является прирост показателей выносливости на протяжении проведения эксперимента. В данном классе наблюдается значительный прирост общей выносливости у юношей и скоростной выносливости у девушек. Наименьший прирост показателей у юношей данной группы по развитию скоростной выносливости у девушек силовой выносливости, в дальнейшем предлагается уделить больше внимания к их развитию.
Результаты вторичного эксперимента по сравнению с первичными выросли, что свидетельствует о повышении уровня выносливости.
Заключение
Таким образом, в выпускной квалификационной работе раскрыли цель, поставленную перед нами: изучение методики воспитания выносливости на уроках физической культуры в 8 — 9 классах.
В ходе написания данной работы была изучена научно-методическая литература по теме исследования. Многие авторы занимались изучением данного вопроса, каждый из них давал свое определение этому физическому качеству, но все авторы сходились на том, что выносливость — это способность человека длительное время выполнять работу, преодолевая утомление. Также были раскрыты основные понятия такие как: «физические качества», «двигательные способности», «выносливость», рассмотрены виды выносливости и возрастные особенности учащихся 8−9 класса.
Для успешного развития общей и специальной выносливости были определены средства и методы развития. Исходя из изученных средств и методов, можно сделать следующий вывод: приступая к развитию выносливости необходимо придерживаться определённой логики построения урока физической культуры. Нерациональное сочетание в занятиях нагрузки различной функциональной направленности может привести не к улучшению, а наоборот, к снижению уровня физической подготовленности. Необходимо отметить, что на начальном этапе развития выносливости необходимо сосредотачивать внимание на развитие аэробных возможностей с одновременным совершенствованием функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплением опорно-двигательного аппарата, т. е. на развитии общей выносливости.
На втором этапе необходимо увеличивать объём нагрузки в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения, применяя непрерывную равномерную работу в форме темпового бега, кросса, плавания.
На третьем этапе необходимо увеличение нагрузок за счёт применения более интенсивных упражнений, выполняемых интервальным и повторным методом. Нагрузку следует повышать постепенно.
Во время проведения исследований были рассмотрены тесты для определения уровня развития общей, силовой, скоростной выносливости. В исследовательской работе определили результат наблюдения за воспитанием выносливости у учащихся 9-го класса. Применение на уроках разнообразных средств и методов будет являться прирост показателей выносливости на протяжении проведения эксперимента.
Из выше сказанного следует, что выносливость является необходимым физическим качеством в любом виде спорта. Без воспитания выносливости учащийся не сможет пройти на новый уровень развития, а следовательно, не добьется наивысших результатов в избранном виде двигательной деятельности. Развитие выносливости — важная часть учебного процесса, которую невозможно не учитывать при подготовке учащихся к соревнованиям.
Гипотеза: данного исследования базируется на предположении, что урок по физическому воспитанию в школе будет способствовать развитию у детей выносливости.
1.Бутин И. М. Лыжный спорт: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия».
2.Волков В. М. Теория и практика физической культуры: учебное пособие. — М.: Издательство «Спорт», 2007.-315с.
3. Германов Г. Н., Никитушкин В. Г. Легкая атлетика в школе: учебное пособие. — Воронеж: Истоки, 2012. — 603с.
4.Евстафьев Б. В. Физические способности, как вид способностей человека: учебное пособие. — М.: Издательство «Спорт», 2008.-405с.
5.Ковалько В. И. Поурочные разработки по физической культуре.:Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. — М.:ВАКО, 2005 — 272 с.
6.Коренберг В. Б. Теория и практика физической культуры: учебное пособие.-Спб.: Издательство «Питер», 2007.-215с.
7.Курамшин Ю. Ф. учебник Теория и методика физической культуры. — М.: «Спорт», 2007.-311с.
8.Лях В. И. Двигательные способности. Физическая культура в школе: учебное пособие.- М.: Издательство «Просвещение», 2007.-300с.
9.Лях В. И., Зданевич Программа общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 1 — 11 классов — М.: «Просвещение"2010 — 130 с.
10.Лях В. И. Теория и практика физической культуры: учебное пособие.- М.: Издательство «Просвещение», 2010.-258с.
11.Максименко А. М. Теория и методика физической культуры: учебник.- М.: Физическая культура, 2005. — 372с.
12. Матвеева Л. П. и Новикова. А. Д. Теория и методик физического воспитания. Часть 1. — М.: ФиС, 2005; с. 354.
13. Матвеева Л. П. и Новикова. А. Д. Теория и методика физического воспитания. Часть 2. — М.: ФиС, 2005 — с. 367.
14.Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебное пособие.- М.: Издательство «ФиС», 2008.-169с.
15.Менхин, Ю. В. Физическое воспитание: учебное пособие.-М.: Издательство «Спорт», 2010.-150с.
16.Попов В. С. Теоретико-практические основы развития физических качеств.:Учебное пособие к практическим занятиям по дисциплине «Физическая культура» ЮРГТУНовочеркасск, 2009. — 82 с.
17.Наталов Г. Г. Теория физического воспитания: учебное пособие.- Алма-Ата. Издательство «Просвещение», 2012.-318с.
18. Научно-методический журнал «Физическая культура в школе» № 4;
ООО Издательство «Школа-Пресс» 2010. — 63с.
19.Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта — М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480с.
Приложение 1
Уровень физической подготовленности учащихся 8 — 9 классов. В.И.Лях
Физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Класс | Мальчики | Девочки | |||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | ||||
Скоростные | Бег 30 м, с | 5,5 | 5,3−4,9 | 4,5 | 6,0 | 5,4 | 4,9 | ||
Силовые | Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики); На низкой перекладине из виса лёжа (девочки), количество раз | 7−8 | 12−13 | ||||||
Выносливость | бегна лыжах3 км. мин/с | 14.30 | 15.00 | 16.00 | 19.00 | 19.30 | 20.30 | ||
Приложение 2
Методы и характерные показатели нагрузки при развитии специальных видов выносливости (по В. И. Ляху, 1998)
Вид выносливости | Нагрузка | Отдых | Упражнение (средство) | Метод | |||
Число повто-рений | Длитель-ность | Интен-сивность | |||||
Силовая | От 10 до 15−30 | От 10 до 30 с | От средней до субмакси-мальной | Не полный, 20−40с | Круговая тренировка: 20−30 сработа, 20сотдых | Интервальный | |
Скоростная, основанная на анаэробно-креатинфосфатном энергетическом источнике | 3−5 | От 8 до 45 с | Максима-льная | Пассивный | 3Ч100м, 4Ч60м | Повтор-ный | |
Скоростная, основанная на анаэробно-гликолитическом механизме | 1−2 | От 45 с до 2 мин | Субмакси-мальная ; 85−95% от максима-льной мощности | Не полный, 30−60с | Темповый бег 2Ч200м | Интервальный | |
Скоростная, основанная на анаэробно-аэробном механизме | 1−3 | 2−10 мин | Средняя ; от 60−65 до 70−75% от максима-льной мощности | Не полный | Бег 2Ч3 мин, минимум 1 мин активного отдыха | Интервальный | |
Координационная | 1−3 | 2−10 мин | То же | Без пауз | Игровые упражнения и игры, специально подобранные гимнастические упражнения и др. | Игровой | |
Приложение 3
Методы и характерные показатели нагрузки при развитии общей
(аэробной) выносливости в процессе физического воспитания детей 7−17 лет (по В. И. Ляху, 1998)
№ п/п | Метод | Нагрузка | Отдых | Упражнение | |||
Число повторений | Длительность | Интенсивность | |||||
Слитного (непрерывного) упражнения | Не меньше чем 5−10 мин (1−4 кл.), 10−15 мин (5−9 кл.), 15−25 мин (10−11 кл.) | Умеренная и переменная, ЧСС от 120−130 до 160−170 уд / в мин | Без пауз | Ходьба, бег, передвижение на лыжах, велосипед и др. | |||
Повторного интервального упражнения | 3−4 | 1−2 мин (для начинающих), 3−4 (для тренированных) | Субмаксимальная, ЧСС от 120−140 до 170−180 уд. в мин | Активный, неполный | То же | ||
Круговая тренировка по методу длительной непрерывной работы | 1−3 круга | Время прохождения круга от 5−10 мин, длительность работы на одной станции 30−60 с | Умеренная или большая | Без пауз | Повторный максимум каждого упражнения | ||
Круговая тренировка в режиме интервальной работы | 1−2 круга | 5−12 мин, длитель-ность 30−45 с | Субмакси-мальная переменная | Отдых между станциями 30−60 с, между кругами 3 мин | Бег, многоскоки, приседания, отжимания в упоре и др. | ||
Игровой | Не менее 5−10 мин | Переменная | Без пауз | Подвижные и спортивные игры типа «Минибаскетбол» | |||
Соревновательный | 1 (проводить не чаще 4 раз в год) | В соответствии с требованием программы | Максимальная | Без пауз | 6 или 12-минутный бег, бег 600−800м (1−4 кл.), 1000−1500м (5−9 кл.), 2000;3000м (10−11 кл.) | ||
Приложение 4
Оценка выносливости бег на лыжах 3 км
ФИ учащегося | |||||||
Первичный эксперимент | Вторичный эксперимент | ||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | ||
1А.Ира. | 20.00 | 19.45 | |||||
2Дмитрий А | 16.00 | 15.47 | |||||
3Алина А | 19.30 | 19.28 | |||||
4Василий Б | 15.00 | 14.56 | |||||
5Алина В | 19.36 | 19.30 | |||||
6Анна В | 19.07 | 19.00 | |||||
7Денис Г | 14.39 | 14.30 | |||||
8Светлана З | 20.30 | 20.21 | |||||
9Ульяна З | 19.38 | 19.41 | |||||
10Виктория К | 19.36 | 19.30 | |||||
11Анастасия Л | 19.04 | 19.00 | |||||
12Александр М | 14.37 | 14.30 | |||||
13Анна М | 20.10 | 20.01 | |||||
14Виктория М | 14.30 | 14.24 | |||||
15Надежда Н | 19.32 | 19.30 | |||||
16Вадим Н | 16.00 | 15.49 | |||||
17Алина Н | 14.31 | 14.25 | |||||
18Кирилл Н | 14.41 | ||||||
19Полина П | 19.30 | 19.36 | |||||
20Эмиль П | 16.00 | 15.52 | |||||
21Лариса П | 14.34 | 14.30 | |||||
22Никита П | 15.02 | 15.00 | |||||
23Сергей П | 14.29 | 14.28 | |||||
24Полина С | 19.00 | 18.53 | |||||
25Павел С | 14.37 | 14.30 | |||||
Показатель выносливости | Первичное исследование, кол-во уч-ся | Вторичное исследование, кол-во уч-ся | |||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | ||
низкий | |||||
средний | |||||
высокий | |||||
Приложение 5
Оценка скоростных способностей учащихся 9 класса
ФИ учащегося | |||||||
Первичный эксперимент | Вторичный эксперимент | ||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | ||
1А.Ира. | 5.3 | 5,0 | |||||
2Дмитрий А | 5,5 | 5.3 | |||||
3Алина А | |||||||
4Василий Б | 5,1 | 4,9 | |||||
5Алина В | 6,0 | 5,8 | |||||
6Адрей В | 4,5 | 4,4 | |||||
7Денис Г | 5,5 | 5,5 | |||||
8Светлана З | 5,6 | 5,4 | |||||
9Ульяна З | 5,3 | 5,0 | |||||
10Виктория К | 5,7 | 5,4 | |||||
11Анастасия Л | 4,9 | 4,6 | |||||
12Александр М | 5,2 | 5,0 | |||||
13Анна М | 5,4 | 5,2 | |||||
14Виктория М | 4,9 | 4,7 | |||||
15Надежда Н | 5,4 | 5,1 | |||||
16Вадим Н | 5,5 | 5,4 | |||||
17Алина Н | 6,0 | 5,7 | |||||
18Кирилл Н | 4,9 | 4.9 | |||||
19Полина П | |||||||
20Эмиль П | 5,0 | 4,8 | |||||
21Лариса П | 5,3 | 4,9 | |||||
22Никита П | 5,5 | 5.4 | |||||
23Сергей П | 5,1 | 5,3 | |||||
24Полина С | 5,1 | 4,9 | |||||
25Павел С | 4,7 | 4,5 | |||||
Показатель выносливости | Первичное исследование, кол-во учащихся | Вторичное исследование, кол-во учащихся | |||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | ||
Низкий | |||||
Средний | |||||
Высокий | |||||
Приложение 6
Оценка силовых способностей учащихся 9 класса
ФИ учащегося | |||||||
Первичный эксперимент | Вторичный эксперимент | ||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | ||
1А.Ира. | |||||||
2Дмитрий А | |||||||
3Алина А | |||||||
4Василий Б | |||||||
5Алина В | |||||||
6Адрей В | |||||||
7Денис Г | |||||||
8Светлана З | |||||||
9Ульяна З | |||||||
10Виктория К | |||||||
11Анастасия Л | |||||||
12Александр М | |||||||
13Анна М | |||||||
14Виктория М | |||||||
15Надежда Н | |||||||
16Вадим Н | |||||||
17Алина Н | |||||||
18Кирилл Н | |||||||
19Полина П | |||||||
20Эмиль П | |||||||
21Лариса П | |||||||
22Никита П | |||||||
23Сергей П | |||||||
24Полина С | |||||||
25Павел С | |||||||
Показатель выносливости | Первичное исследование, кол-во учащихся | Вторичное исследование, кол-во учащихся | |||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | ||
Низкий | |||||
Средний | |||||
Высокий | |||||
Приложение 7
Комплекс упражнений для 8 и 9 классов в лыжной подготовке.
1.Повторение всех изученных ранее ходов.
2.Преодоление дистанции девочки 2 км, мальчики 3 км.
3. Эстафета преследования.
Круг 1 км, делим учащихся на команды по 5 человек. Расставляем участников по своим номерам (через каждые 200 метров). По команде 1ые номера начинают движение в сторону 2ых номеров, добегают до них, передают эстафету и остаются на месте 2 номера, и т. д. Выигрывает та команда, у которой все участники встанут на свои начальные номера.
4. Игра гонка с выбыванием.
Круг 300, все учащиеся становятся на стартовую линию, по команде все участники начинают движение по кругу, участник который приходит последний выбывает из игры, а остальные продолжают движение. Выигрывает тот участник, который останется один.
5. Салки на горе. Упражнение выполняется без палок.
Все учащиеся находятся на горке, выбирается один или несколько водящих (в зависимости от кол-ва учеников), цель водящего запятнать рукой другого участника, а цель остальных убежать от водящего. После того как водящий запятнал игрока, игрок становится водящим.
6.Преодоление дистанции девочки 1 км, мальчики 2 км.