Организация эстетического воспитания младших школьников через музыкальное сопровождение на уроках физической культуры
Средний уровень. У учащихся этой группы имеются частично сформированные эстетические представления, понятия и умения, однако они не прочны. В суждениях оперируют ими неумело, редко используют их в практической деятельности. У них отсутствует заинтересованность в их совершенствовании и применении. Интерес к эстетическим знаниям проявляют ситуативно, избирательно. Эстетические чувства развиты у них… Читать ещё >
Организация эстетического воспитания младших школьников через музыкальное сопровождение на уроках физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
СОДЕРЖАНИЕ Введение
1. Теоретический аспект формирования эстетического воспитания младших школьников через музыкальное сопровождение уроков физической культуры
1.1 Понятие эстетического воспитания в психолого-педагогической и методической литературе
1.2 Взаимосвязь эстетического и физического воспитания
1.3 Средства эстетического воспитания на уроках физической культуры Выводы по первой главе
2. Экспериментально-исследовательская работа по изучению организации эстетического воспитания младших школьников через музыкальное сопровождение на уроках физической культуры
2.1 Диагностическое исследование уровня эстетической культуры младших школьников
2.2 Внедрение в практику обучения музыкального сопровождения на уроках физической культуры
2.3 Анализ полученных результатов Выводы по второй главе Заключение Список использованных источников Приложения
ВВЕДЕНИЕ
эстетический воспитание физический культура Роль эстетического воспитания в формировании личности, ее всестороннем развитии трудно переоценить. Уже в древности отмечали значение красоты в жизни и деятельности человека. Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений, большую роль играет в формировании нравственности, создает условия для духовного возвышения человека.
Актуальность работы обуславливается тем, что эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше человек попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. Необходимо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей школьного возраста, начиная с начальных классов. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у младших школьников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Проблема исследования: формирование эстетического сознания пока ещё не стало одной из важнейших задач общества и государства. В семьях, СМИ, системе образования этой проблеме не уделяются должного внимания. Во многих учебных заведениях не преподают такие важные для развития личности учебные дисциплины как «Этика» и «Эстетика».
Введение
инновационных технологий в среду образования на данный момент затруднено по многим причинам, от отсутствия материальной базы до простого нежелания что-либо менять. Проблема формирования эстетической культуры личности не нова в теории и практике отечественной и зарубежной философии, культурологии, педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения. Изучая данный вопрос, мы опирались на труды философов (Аристотеля, А. Баумгардена, Г. Ф. Гегеля, И. Канта, Платона, В. С. Соловьева, Ф. Шиллера), культурологов (Г.Я. Василеску, М. С. Кагана, Н. И. Киященко, Н. Б. Крыловой, Л.Н. Столович), искусствоведов (В.В. Быкова, М. М. Бахтина, Д.С. Лихачева), психологов (Л.С. Выготского, Л. И. Божович, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна), педагогов (М.А. Верба, О. С. Газмана, В. А. Доманского, А.А. Мелика-Пашаева, Б. М. Йеменского, Л. П. Печко, В. А. Сластёнина, В.А. Сухомлинского) и др.
Музыкальное сопровождение на современном этапе развития физкультурного образования может иметь большое значение для решения многих задач, поставленных перед отраслью физической культуры. В зависимости от цели применения оно может способствовать повышению работоспособности, развитию координации движений, воспитывать у занимающихся чувство и понимание ритма, такта мелодии и соответствующей им красоты и выразительности движений, музыкального вкуса. Его использование на занятиях может также способствовать преодолению нарастающего утомления и помочь избежать однообразия в проведении занятия, а также ускорять процессы овладения техникой движения. Эстетические ценности, идеи, отражённые в музыкальных образах ненавязчиво оказывают воспитательное влияние на детей.
К сожалению, не все учителя физической культуры в полной мере используют эти возможности. Это связано с разными причинами, и одна из них — отсутствие необходимых знаний и навыков по проведению занятий с музыкой. Соответственно, представляется необходимым рассмотреть различные методические аспекты применения музыки в занятиях физической культурой.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор Темы исследования: «Музыкальное сопровождение уроков физической культуры, как средство эстетического воспитания младших школьников».
Объект исследования: уроки физической культуры, как средство эстетического воспитание младших школьников.
Предмет исследования: практическое применение музыкального сопровождения на уроках физической культуры, как средство эстетического воспитания младших школьников.
Цель исследования: выявить и практически обосновать влияние музыкального сопровождения на эстетическое воспитание младших школьников на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации эстетического воспитания, поэтому если рассмотреть различные способы объединения музыкального сопровождения с физической культурой, осуществить подбор музыкального сопровождения и применить его на практике, то вероятно можно будет повысить уровень эстетического воспитания младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить взаимосвязь эстетического и физического воспитания.
3. Подобать и апробировать на практике различные виды музыкального сопровождения на уроках физической культуры.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез, моделирование, теоретическое обобщение результатов исследования);
— эмпирические (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы и документов по проблеме исследования, тестирование, педагогическое наблюдение, фиксирование результатов воспитания, формирующий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования).
Опытно-экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе МАОУ «Болдыревская СОШ» Абатского района, Тюменской области. Всего в исследовании было задействовано 28 учащихся.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2014 по 2015гг. и включало три этапа.
I этап (2014г. в рамках курсовой работы) — предусматривал теоретический анализ исторической, философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Была предпринята оценка ее современного состояния, определены основные направления работы. Сформулированы тема, цели, задачи, гипотеза исследования; уточнен понятийный аппарат; разработана программа педагогического эксперимента.
II этап (январь-февраль 2015 г.) — предусматривал проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня сформированности эстетического воспитания у учащихся младших классов, на основании чего были обоснованы направления педагогической деятельности и разработаны критерии оценки уровня эстетического воспитания.
III этап (февраль-май 201 г.) — был посвящен организации и проведению формирующего эксперимента, обработке и анализу полученных данных, систематизации и обобщению результатов исследования, их внедрению в практику школьной системы воспитания. Сформулированы выводы и практические рекомендации.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования теоретических выводов, дидактических и методических материалов в практической деятельности учителей по физической культуре при разработке программ и учебно-методической литературы по эстетическому воспитанию младших школьников на уроках физической культуры посредством музыкального сопровождения.
Основные литературные источники. С. А. Герасимова Система эстетического воспитания школьников. Муромцева О. В. Формирование эстетического сознания личности в школе и вузе. Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Смирнова Ю. В., Сайкина Е. Г., Кадыров Р. М. Музыкальное сопровождение на уроке физической культуры в школе.
Структура выпускной квалификационной работы. Структура ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава I. Теоретический аспект формирования эстетического воспитания младших школьников через музыкальное сопровождение уроков физической культуры.
1.1 Понятие эстетического воспитания в психолого педагогической и методической литературе.
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий [22,с.370].
Воспитание детей — целенаправленная деятельность, призванная выработать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Взгляды на то, что считать воспитанием и кто призван играть основную роль в воспитании детей, существенно расходятся как в обществе, так и в профессиональной среде.
В работах Ю. К. Бабанского, Б. Т. Лихачева, Л. П. Печко, В. И. Толстых [2,12,30,35] эстетическое воспитание рассматривается как закономерная, управляемая система педагогической деятельности, включающая в себя учебную и внеклассную работу, занятия в учреждениях дополнительного образования, воспитание в семье и самовоспитание, направленной на формирование эстетической культуры учащихся.
Однако, как отмечают исследователи, в современных условиях процесс эстетического воспитания испытывает немало трудностей, они заключаются в необыкновенно малом внедрении в ежедневную практическую деятельность школ научных достижений в области эстетического воспитания.
Данное обстоятельство, как отмечают ученые, объясняется несколькими факторами:
— невниманием к проблемам эстетического воспитания личности учащихся средних общеобразовательных учреждений на уровне государственных образовательных структур;
— перегруженностью учебного плана учебных заведений, обращенного к передаче знаний, информации как основной своей задачи;
— отсутствием учебно-методического комплекса по эстетическому воспитанию учащихся, программ, учебно-методических пособий по проблемам эстетического воспитания и образования в школе;
— отсутствием должной подготовки педагогических кадров;
— малой материальной оснащенностью школ.
В самом общем виде эстетическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [12,с.51].
В «Словаре по педагогике» Г. М. Коджаспировой термин «эстетическое воспитание» описывается так: выработка и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты [8,с.378].
Понятие «эстетическое воспитание» органически связано с термином «эстетика», который происходит от греческого слова «эстезис» — чувственный. Слово это в качестве названия определенной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства Баумгартеном. Его труд «Эстетика» был опубликован в 1750 году. С того времени эстетика стала целой отраслью научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше: ее истоки уходят в глубокую древность. Уже на заре цивилизации у человека развилась способность чувствовать красоту окружающих его предметов [23,с.446].
Известный академик Борев Ю. Б. описывал эстетику как философскую науку о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и вискусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства [3,с.13].
Эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания, по мнению И. Ф. Харламова, состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства [37,с.231].
Многообразие использования понятия «эстетика» за пределами науки — свидетельство его широкой содержательности, длительности исторического пути, в ходе которого возникали разные его ипостаси. Понятие «эстетическое воспитание» является самым общим в теории эстетического воспитания. Оно включает в себя ряд зависимых от него понятий. Среди них следует отметить: эстетическое развитие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическое чувство [10,с.54].
Эстетическое развитие — процесс целенаправленного становления в ребенке сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, а также формирования духовных потребностей.
Эстетический вкус — способность человека к оценке предметов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстетических качеств. Существенным компонентом в проявлении вкуса является эстетический идеал.
Эстетический идеал — целостный, социально обусловленный, конкретно-чувственный образ, являющийся воплощением представлений людей о совершенстве красоты в природе, обществе, человеке, искусстве.
Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Эстетическое чувство выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы. Развитие и воспитание эстетического чувства направлено на формирование у воспитанников эстетического идеала и усвоения ими эстетических норм и оценок [35,с.32].
Г. С. Лабковская отмечает, что цель эстетического воспитания заключается в развитии эстетической активности личности не только в художественной деятельности, но прежде всего, в практической жизни — в отношении человека к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, наконец, к искусству [11,с.107].
Задачами эстетического воспитания являются:
1. Формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата.
2. Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотиваций (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности.
3. Формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей: выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и потребностей [11,с.112].
И. Ф. Харламов подчеркивает, что, поскольку эстетическое воспитание осуществляется, прежде всего, с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства — к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, в природе, в окружающей жизни и в поведении людей.
Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся преставлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработке умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.
Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л. Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.
Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.
В. И. Смирнов выделяет следующие пути осуществления эстетического воспитания:
— эстетическое воспитание и образование в учебной деятельности (учебные занятия по языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству, мировой и отечественной художественной культуре) и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы;
— приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т. п. [32,с.114].
Эстетическое воспитание само по себе осуществляется лишь в тесном единстве со всеми другими видами воспитания. Например, умственное воспитание учащихся, если оно проводится полноценно, не должно отрываться от нравственного и эстетического воспитания, иначе оно просто перестанет быть воспитанием, сведется к натаскиванию, зубрежке.
Единство эстетического и интеллектуального определяется тем, что эстетическое отношение человека к действительности базируется на познании. Эстетическое воспитание неотделимо от таких интеллектуальных чувств как любопытство, любознательность, интерес. Мало того, и дальнейшее, более углубленное развитие эстетического восприятия не обходится без интеллектуальных элементов.
Все школьное обучение в целом имеет своей общей задачей сформировать гармонически развитую личность. Каждый учебный предмет выполняет при этом свою особую функцию, дает знания в определенной области, развивает те или иные способности, раскрывает перед школьниками какую-то сторону действительности.
Таким образом, учебная деятельность — один из путей осуществления эстетического воспитания. Потенциалом эстетического воспитания младших школьников обладают многие учебные дисциплины: изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, литературное чтение, истоки, а также трудовое обучение. Задача современного педагога состоит в том, чтобы донести до молодого поколения, какими именно критериями следует руководствоваться для определения культурной и эстетической ценности того или иного произведения искусства. И задача эта не только педагогов, но и всего педагогического коллектива в целом.
1.2 Взаимосвязь эстетического и физического воспитания Мысли об эстетическом воспитании средствами физической культуры и спорта нашли отражение в работах многих прогрессивных педагогов прошлого. В Российской педагогике конкретные формы взаимодействия физического и эстетического развития человека исследовались В. В. Белорусовой. И. В. Бервиновой, Н. Я. Городничевой, Ю. С. Зазуля. А. А. Петерсон, И. Н. Решетень, Н. И. Шарабакиным, А. А. Фрэнкиным и др.
Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности [4,с.60]. Для того чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических), которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспитываемых, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.
В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по формированию этических и эстетических качеств личности. Духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое и поэтому позволяют в ходе физического воспитания эффективно решать и эти задачи.
Общепедагогические задачи физического воспитания уточняются в соответствии со спецификой избранного направления физического воспитания, возраста и пола занимающихся. Цель физического воспитания может быть достигнута при условии решения всех его задач. Только в единстве они становятся действительными гарантами всестороннего гармонического развития человека.
В возрастном развитии человека физическому воспитанию принадлежит очень важная роль. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствования, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.
Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.
Эстетическое воспитание развивает человека духовно, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремиться к нему. Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в спорте.
Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим заключается в том, что, с одной стороны, физическое воспитание расширяет сферу эстетического воздействия на человека, с другой — эстетическое воспитание повышает эффективность физического за счет внесения в него положительного эмоционального момента и дополнительных привлекательных стимулов к занятиям физическими упражнениями.
Перед эстетическим воспитанием в процессе занятий физическими упражнениями стоят следующие специфические задачи [20]:
— воспитание эстетических чувств и вкусов в области физической культуры;
— воспитание эстетической оценки тела и движений человека;
— воспитание умений находить и оценивать прекрасное в поведении товарищей и в окружающей обстановке.
— воспитание способности чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры, спорта и в других областях ее проявления; формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству;
— формирование эстетики поведения и межчеловеческих отношений в физкультурной (в частности, спортивной) деятельности; выработка активной позиции в утверждении прекрасного, непримиримости к безобразному в любых его проявлениях.
Гуманная суть эстетики раскрывается более всего в красоте человеческих поступков и нравственных отношений, в деятельности, направленной на достижение общественно значимых целей. Как одна из широких сфер формирования этических и эстетических отношений, физическая культура и спорт позволяют на конкретной практической основе соединять нравственные и эстетические нормы в воспитании личности.
Все сказанное характеризует большие возможности для решения задач эстетического воспитания в процессе физического воспитания. Для их реализации требуется соответствующая эстетическая направленность в применении средств и методов педагогического воздействия.
1.3 Средства эстетического воспитания на уроках физической культуры К средствам эстетического воспитания в процессе двигательной деятельности относятся, прежде всего, разнообразные виды самого физического воспитания. В каждом из них преподаватель может указать своим воспитанникам на моменты прекрасного. Средствами эстетического воспитания являются также праздники и выступления, природные и гигиенические условия, а также обстановка занятий, специальные средства художественного воспитания в процессе занятий (использование музыки и произведений искусства) и т. п.
Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания характеризуется следующими методами:
— эмоционально-выразительное объяснение физических упражнений, образное слово;
— технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения, который мог бы вызвать чувство восхищения прекрасным;
— вдохновляющий пример в действиях и поступках;
— практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями.
Эстетическая направленность в применении средств и методов педагогического воздействия достигается умелым использованием эстетических свойств, объективно присущие явлениям физической культуры, направленным подчеркиванием этих свойств, концентрацией на них внимания воспитываемых.
Так, при использовании типичных для физического воспитания методов наглядного воздействия (натуральной демонстрации разучиваемых физических упражнений и т. д.) важно обеспечить высокую выразительность движений. Причем в эстетическом отношении особенно ценна экспрессия, передающая одухотворенность двигательного действия, чувства его исполнителя. Примером может служить высокая культура движений выдающихся мастеров спорта. Направленная демонстрация таких примеров (во время посещения состязаний, по киноматериалам, видеозаписям и т. д.) с соответствующим педагогическим комментарием — один из эффективных методов формирования эстетических представлений в процессе физического воспитания [7,с.176].
Эстетическая действенность методов речевого воздействия, применяемых специалистом физического воспитания, в немалой степени зависит от образности красочности, эмоциональной выразительности слова. Монотонные, нудные разъяснения в эстетическом отношении недопустимы. Нередко даже дельное, но длинное и лишенное эмоций объяснение уступает по своему эстетическому эффекту краткому, но точному и эмоционально выразительному суждению, образному сравнению, яркому афоризму. Надо, конечно, чтобы такие речевые средства применялись к месту и в меру. Эстетичность речи не имеет ничего общего с деланной красивостью, лишенной живой мысли, трафаретным остроумием и тому подобными словесными украшениями.
В занятиях физическими упражнениями во многих случаях самым естественным образом могут быть использованы такие специальные факторы эстетического воспитания, как хореография, музыка, пение. Хореографию, эту школу выразительного движения, можно, пожалуй, с равным основанием считать средством как эстетического, так и физического воспитания. Она органично вошла в состав синхронного плавания, гимнастики, фигурного катания и некоторых других видов спорта. Гармоническая связь движений и музыки, являясь источником эстетического удовлетворения, в то же время играет определенную роль в формировании совершенных движений.
Немаловажное влияние на эстетические представления и чувства занимающихся физическими упражнениями оказывают условия среды, в которых проходят занятия. Ценность в этом отношении представляют эстетические свойства природной среды, эстетически выдержанные формы физкультурно-спортивных сооружений, их оборудование, художественное оформление, гигиенические условия, а также отвечающие требованиям прикладной эстетики снаряжение, костюм и т. д. Физкультурная деятельность несравненно чаще, чем многие другие формы жизнедеятельности человека, выводит его на лоно природы, позволяя в полной мере ощутить ее оздоровительные свойства и неподдельную красоту. Все это предоставляет специалисту физического воспитания благоприятнейшие возможности для использования средовых факторов в целях эстетического воспитания.
Итак, группой средств эстетического воспитания являются:
1. Средства, непосредственно связанные с самой двигательной деятельностью (основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метания; общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов; строевые упражнения; упражнения импровизационного характера; плавание, лыжи, туризм, спортивные игры).
2. Специально вводимые средства искусства (музыка, элементы танца, образцы художественного творчества).
3. Общение с природой (походы, экскурсии, учебные занятия в естественных условиях, закаливание).
4. Эстетическая обстановка занятий (эстетическое оформление интерьеров спортивных помещений, применение яркого красочного инвентаря, спортивного оборудования).
5. Спортивные праздники.
Необходимо отметить, что приведенная классификация средств эстетического воспитания является в некоторой степени, условной, поскольку отдельные средства можно отвести не к одной, а к нескольким группам. Так, танцы могут войти в группу средств, связанных непосредственно с двигательной деятельностью, и в группу средств, специально вводимых как отдельный вид упражнений.
Средства эстетического воспитания необходимо рассматривать в тесном единстве со средствами физической культуры, помня о том, что первые должны служить своеобразным фоном на занятиях по физической культуре (музыкальное сопровождение, общение с природой т.д.), однако это нисколько не спадает значимости и действенности самих эстетических средств.
Однако стихийное воздействие объективно существующего прекрасного в физическом воспитании не может обеспечить максимально полного эстетического влияния на учащихся. Поэтому большое значение придается направленным воздействиям, осуществляемым прежде всего под руководством опытного, обладающего высоким уровнем профессиональной подготовки учителя, человека разносторонне образованного, в совершенстве владеющего специальными навыками и умениями, дисциплинированного, сдержанного, эстетически воспитанного; педагога, которой своим личным примером в учебно-тренировочной обстановке постоянно несет элементы эстетической культуры в спортивной этики.
Музыкальное сопровождение урока физической культуры — это целенаправленно подобранные и грамотно применяемые музыкальные произведения или их часть (музыкальные отрывки, фрагменты), содействующие оптимизации урока и наиболее эффективному решению его основных и частных задач [33,с.32].
Исходя из данного определения, можно утверждать, что применение музыкального сопровождения в уроке физической культуры не является спонтанным и хаотичным процессом, а имеет определённую цель — это положительное влияние потенциала средств музыкальной выразительности, художественно-эстетических образов и физических характеристик музыкальных произведений на воспитание, образование, всестороннее развитие и оздоровление организма и психики учащихся в процессе их физического воспитания в школе.
Музыкальное сопровождение в любых форматах занятий физическими упражнениями решает несколько задач, главными из которых являются следующие:
— содействовать всестороннему гармоничному развитию личности занимающихся через искусство как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности, способ тренировки одновременно тела и души;
— способствовать четкой организации занимающихся в процессе занятий (при выполнении физических упражнений, различных перестроений, смене движений и места в зале);
— содействовать решению основных задач занятия и каждой его части;
— содействовать улучшению эмоционального фона на уроке и психоэмоционального состояния занимающихся.
Исходя из задач, можно выделить функции музыкального сопровождения на уроке физической культуры (рисунок, А 1):
— аксиологическую (ценностную) — формирование ценностного отношения к музыкальной культуре и культуре движения;
— эстетическую — формирование музыкального вкуса, истоических переживаний образа и характера музыкального произведения и единстве с движением, понимания красоты и эстетики выполнения движений в соответствии с музыкой;
— организаторскую — содействие более чёткой организации проведения занятия и конкретных комплексов упражнений;
— оптимизирующую — содействие более эффективному решению задач занятия и каждой ее части;
— психорегулирующую — содействие переключению и преодолению монотонии, снятию нервного напряжения и стресса, позитивного взаимодействия участников педагогического процесса (занимающихся и педагога, занимающихся в группе);
— гедонистическую — способствует получению удовольствия от прослушивания музыкальных произведений, выполнения двигательных действий под музыку и от занятии в целом.
Выводы по первой главе
— эстетическое воспитание учащихся мы рассматриваем как необходимую составную часть учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении, наиболее тесно связанную с совершенствованием творческих способностей. Под эстетическим воспитанием следует понимать педагогический процесс, направленный на овладение знаниями об эстетических сторонах занятий физической культурой, на развитие и совершенствование способностей правильно воспринимать и оценивать эстетическое в учебно-воспитательном процессе, на формирование потребностей и навыков выполнять свои обязанности «по законам красоты».
— целенаправленное применение функциональной музыки ведет к утверждению нового, более высокого типа педагогической организации урока, в процессе которого у учащихся улучшается координация движений, совершенствуется чувство ритма, развиваются положительные эмоции, воспитывается уверенность в себе, эстетические чувства.
Однако, как показывают данные научно-методической литературы и проведённые педагогические исследования, во многих случаях этот процесс носит стихийный характер и не всегда дает адекватный результат. Учитывая мощный потенциал воздействия музыки на организм и психику человека, выявленное и ряде исследований как положительное, так и отрицательное ее влияние, можно констатировать, что на сегодняшний вопрос грамотного и научно-обоснованного применения музыкального сопровождения в физической культуре, нуждается в научном осмыслении и учёте в физкультурной практике.
Таким образом, очевидно, что практика применения музыки в физической культуре и, в частности, в эстетическом воспитании младших школьников, нуждается в осмыслении, научно-методическом обеспечении, что и послужило основанием исследования.
Глава 2 Экспериментально-исследовательская работа по изучению проблемы организации эстетического воспитания младших школьников через музыкальное сопровождение на уроках физической культуры
2.1 Диагностическое исследование уровня эстетической культуры младших школьников При формировании теоретической базы выпускной квалификационной работы возникла необходимость анализа практического состояния вопроса об уровне эстетического воспитания младших школьников. Свое исследование мы построили на базе МАОУ «Болдыревская СОШ» Абатского района, Тюменской области.
В исследовании всего было задействовано 28 учащихся двух классов: 1"А" - контрольный класс, 1"Б" - экспериментальный класс.
Исследование проводилось с согласия родителей и преподавателя физической культуры Бухарова Виктора Анатольевича.
На данном этапе были использованы следующие методы педагогического исследования: тестирование, наблюдение, графические методы анализа полученных результатов Комплекс данных методов обеспечивал целенаправленное выявление уровней эстетического воспитания учащихся.
Эксперимент проводился с 20.04.2015 г. по 16.05.2015 г. в спортивном зале данной школы.
Уровень эстетической воспитанности учащихся экспериментальной и контрольной групп определялся с помощью теста — анкеты предоставленного в приложение Б. После заполнения анкеты обрабатывались с помощью следующего ключа таблица Б1.
В психолого-педагогической литературе предлагается немало программ изучения личности, где в качестве универсальных, интегральных критериев и показателей уровня культуры учащихся различные исследователи рекомендуют рассматривать их отношение к обществу, к людям, к труду (И.С. Марьенко, П. Т. Лихачев, В. А. Яковлев и др.), активность жизненной позиции (Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Радионова), направленность личности (Л.И. Божович, З. И. Васильева, А. И. Кочетов, Т. К. Ахаян, А.В. Зосимовский). Е. Н. Бондаревская, В. И. Пирогов и другие справедливо настаивают на системно-структурном, критериально-уровневом подходе, т. е. на изучении уровня воспитанности личности с учетом ее структурно-образующих элементов и строго дифференцированных критериев их оценки.
Таким образом, критерии — это признаки, на основании которых производится оценка, суждение. В процессе выявления критериев мы учитывали следующие требования:
а) критерии должны отражать основные закономерности формирования личности;
б) с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой системы;
в) качественные показатели должны выступать в единстве с количественными;
г) критерии должны быть раскрыты через ряд качественных признаков (показателей), по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия;
д) критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени.
Хотя ученые выдвигают в качестве критериев далеко не одно и то же и подчас существенно расходятся в суждениях на этот счет, все они единодушно говорят о необходимости изучения воспитанности личности, измерения ее уровня.
Л.П. Печко дает обобщенную модель эстетической культуры личности учащегося. Эта модель включает следующие компоненты: развитость основных форм эстетического сознания (чувств, вкусов, идеалов, потребностей); общая образованность в сфере культуры, понимание нормативности и уникальности при оценке эстетических объектов; степень освоения адекватных эстетических действий творческого диалогического характера, освоение предметноэстетической деятельности.
Свою модель основных показателей дает М. А. Верб:
— понимание сущности прекрасного, искусства, художественного творчества;
— эмоциональная отзывчивость к эстетическим сторонам жизни, искусству;
— умение адекватно оценивать художественное произведение в единстве содержания и формы;
— умение отличить истинную красоту от мнимой в искусстве, поведении, быту;
— наличие разносторонних эстетических интересов и потребностей, в том числе индивидуальных предпочтений;
— развитость тех или иных художественных способностей, участие в художественно-творческой деятельности [39,с.56].
Для выявления уровней эстетического воспитания учащихся нами были избраны следующие критерии и показатели.
1. Когнитивный:
а) сформированность эстетических знаний (представлений и понятий);
б) степень проявления интереса к эстетическим знаниям.
2. Эмоционально-волевой:
а) развитость эстетических чувств;
б) сформированность волевых качеств, необходимых для выполнения эстетической деятельности;
в) степень проявления усилий в совершенствовании своих эстетических способностей.
3. Мотивационный:
а) стремление к прекрасному и другие социально значимые мотивы в эстетической деятельности.
4. Деятельностный:
а) сформированность эстетических умений и навыков;
б) активность, инициативность, самостоятельность в эстетической деятельности.
Ориентируясь на данные критерии и показатели, в ходе констатирующего эксперимента были выделены три группы учащихся с различными уровнями эстетического воспитания (высокий уровень, средний и низкий), их описание предоставлено в приложении В. Охарактеризованные уровни являются типичными и позволяют говорить об определенных тенденциях ее развития. Эти тенденции проявляются в последовательном переходе учащихся от более низкого к более высокому уровню.
На этапе констатирующего эксперимента было изучено состояние эстетического воспитания младших школьников в образовательном пространстве современной школы. В ходе констатирующего эксперимента в изучаемых классах определялся первоначальный уровень эстетического воспитания учащихся. Предполагалось определить у испытуемых исходный уровень эстетического воспитания с учетом разработанных критериев и с помощью диагностических методик.
В ходе констатирующего этапа опытно — экспериментальной работы в результате тестирования были получены данные об исходных уровнях эстетического воспитания младших школьников таблицы Г2 и Д3. Анализ полученных результатов показал, что в экспериментальном и контрольном классах наблюдалось большое сходство данных по основным критериям и показателям сформированности у учащихся эстетической культуры, средний балл уровня эстетического воспитания составляет 15,6 В контрольном и 15,1 в экспериментальном классах. Как показывают данные констатирующего этапа экспериментального исследования, общий уровень эстетического воспитания в целом недостаточен. Результаты диагностики занесены в итоговую таблицу данных и оформлены в процентных соотношениях, таблица Е 4.
Количество учащихся с высоким уровнем эстетического развития крайне малочисленно в обоих классах и составляет всего 7% от общего числа испытуемых.
Число учащихся с уровнем ниже достаточного составило 79% в контрольном классе и 72% в экспериментальном, что составляет больше, чем две трети от общего числа испытуемых. И низкий уровень эстетического воспитания составил 14% и 21% соответственно.
Для мониторинга была составлена следующие гистограмма, где наглядно отражены результаты диагностики (рисунки Е 2 и Е 3). Данные результаты указывают на преобладание детей в контрольном и экспериментальном классах со средним уровнем эстетического развития.
Одной из основных особенностей младших школьников (средний уровень эстетического развития) является стихийное эмоциональное стремление к эстетическим явлениям искусства и действительности. Данный уровень характеризуется слабой осведомленностью школьников в области эстетических знаний и опыта.
Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, свидетельствуют о том, что большинство учащихся не задумываются о важности эстетического воспитания. Они не видят прямой связи эстетического и физического воспитания, оперируя тем, что на уроке физической культуры на первом месте развитие физических качеств и способностей, даже не догадываясь, что в процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений и что физическое совершенство составляет часть эстетического идеала.
Больше трети учащихся не волнует оценка их внешнего вида, не считают важным то, как они выглядят в глазах окружающих.
Так же подавляющее большинство помимо школьных занятий не посещают никаких секций и кружков, а если посещают, то не постоянно и с неохотой.
Что касается музыкальных произведений, особого интереса они не вызывают так же у большинства учащихся. Лишь немногие ответили, что обладают умением двигаться под музыку, имеют понятие о чувстве ритма, темпе исполнения. Среди музыкальных предпочтений называют разные музыкальные произведения, но большее предпочтение отдают все-таки развлекательной музыке и эстрадно-развлекательным телевизионным программам («Две звезды», «Золотой граммофон», «Танцы со звездами» и др.).
Таким образом, мы пришли к выводу, что необходима систематическая, целенаправленная и планомерная работа с детьми по эстетическому воспитанию.
2.2 Внедрение в практику обучения музыкального сопровождения на уроках физической культуры Целью формирующего этапа экспериментальной работы является апробирование на практике применения музыкального сопровождения в занятиях физической культурой.
В ходе формирующего этапа экспериментальной работы решался ряд приоритетных направлений опытно-экспериментальной деятельности:
— разработка новых позиций, методов и средств эстетического воспитания младших школьников на уроках физкультуры;
— создание новых образцов образовательной практики, интегрирующие процессы обучения, эстетического воспитания и развития на уроках по физической культуре посредством музыкального сопровождения.
Для того чтобы доказать выдвинутую гипотезу в экспериментальном классе на протяжении исследовательской работы были проведены уроки по физической культуре с использованием музыкального сопровождения (таблица Ж5). В приложении И приведен конспект планового урока с новой методической разработкой включения музыкального сопровождения. В целях чистоты эксперимента параллельно проводились аналогичные уроки в контрольном классе, но без музыкального сопровождения.
Исходя из особенностей форм организации занятий, направленности, цели и задач, контингента занимающихся, применение музыки имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при её выборе и дальнейшем применении.
В работе основывались на методических рекомендациях и учебно-методическом пособии современных ученых Смирновой Ю. В., Сайкиной Е. Г., Кадырова Р. М «Музыкальное сопровождение на уроке физической культуры в школе».
Выбирать музыкальное сопровождение необходимо с учётом её воздействия на организм и психику школьника, но не менее важно учитывать и саму специфику урока физической культурой. Его структура имеет три части — подготовительная, основная и заключительная, каждая из которых решает свои задачи. В зависимости от того, в какой части урока используется музыкальное сопровождение, должен осуществляться соответствующий его подбор.
Для занятий физической культурой следует подбирать музыку простую по форме и содержанию, жизнерадостную и бодрую по характеру, чтобы комплекс её выразительных средств соответствовал содержанию упражнения и помогал его выполнению. Лучше всего использовать танцевальные и песенные музыкальные произведения.
Как указывает Ю. Г. Коджаспиров [9], наряду с использованием музыки непосредственно в уроке, полезно также кратковременное её звучание до начала и после окончания занятия. Автором была выделена встречная музыка, музыка врабатывания, лидирующая, успокаивающая и провожающая, каждая из них выполняет свои частные функции, в связи с чем была условно названа функциональной.
Встречная музыка звучит до занятий и решает задачи создания соответственного настроя на урок, повышение эмоций и настроения.
В подготовительной части следует применять музыкальное сопровождение условно названное музыкой врабатывания для организации занимающихся, активизирующее внимание и способное настроить организм на ритм тренировочного процесса. Целенаправленно подбираемая педагогом музыка своими динамическими оттенками непроизвольно регулирует степень напряжения и расслабления работающих мышц, характер нарастания или ослабления мышечных усилий, плавность или порывистость выполняемых двигательных действий. Возникающая при этом гармония музыки и пластики тела доставляет эстетическое удовольствие, повышает интерес и удовлетворённость от выполняемой физической работы.
Немаловажное значение для музыкального управления процессом выполнения упражнений имеет акцентирование сильных долей, отчётливость их выражения и строгая размеренность темпа. Музыкальные темпы подбираются в зависимости от задаваемого ученикам темпа работы и ритмического рисунка выполняемых движений.
В основной части более логично подбирать музыкальный материал, прежде всего соответствующий по своему темпу и характеру звучания выполняемым упражнениям, то есть лидирующую музыку. Как правило, темп увеличивается в зависимости от режима работы: от 130 -140 акцентов в минуту (аэробный) до 150−160 акцентов в минуту (анаэробный). В основной части занятия музыка должна быть подобрана с чётким ритмическим рисунком, с учётом того, что сильные доли ассоциируются у занимающихся с нарастанием мышечного усилия и выдохом, а слабые — с ослаблением мышечного усилия и вдохом.
Содержание и дозировка лидирующей музыки зависят от педагогических задач урока, специфики изучаемого материала и особенностей основной двигательной деятельности учащихся.
Наиболее эффективным является использование лидирующей музыке при фронтальном методе организации учащихся.
Вызываемые музыкой положительные эмоции в сочетании с непроизвольной регуляцией ритма выполняемой работы снимают усталость. Наиболее выгодной для применения функциональной музыки является вторая половина основной части урока, когда идёт закрепление и совершенствование двигательных навыков и внимание учащихся становится относительно свободным, а основные волевые усилия направлены на преодоление нарастающей усталости и поддержания интенсивности выполняемой работы.
Музыкальную стимуляцию деятельности учащихся в основной части эффективнее всего применять в тех случаях, когда ученикам задание выполнить какое-нибудь упражнение или серию последовательных действий несколько десятков раз подряд или несколько минут, в запланированном режиме с определённой интенсивностью. Это относится к однообразным движениям циклического характера, а также к упражнениям, связанным с развитием двигательных способностей, например в круговой тренировке.
Таким образом, применение лидирующей музыки в основной части урока помогает поддерживать высокий темп работы на уроке, эмоционально возбуждает учащихся, способствует непроизвольному становлению наиболее рациональной техники движений.
В заключительной части занятия применяются музыкальные произведения, способствующие отдыху, снятию утомления и восстановления сил, то есть, успокаивающая музыка. Она должна содействовать снижению нагрузки, физического и психоэмоционального напряжения и перехода организма человека в относительно спокойное состояние. Темп должен быть от 60 до 90 уд. в минуту, звучание — негромкое, в пределах 60 -70 Дб. Не следует заканчивать занятие произведениями, звучащими в нижнем регистре, желательно гармонизовать внутреннее состояние учащихся, их энергетику, музыкой, звучащей в среднем или верхнем регистрах.
Эта музыка повышает коэффициент полезного действия не только проведённого урока, но и следующих за ним уроков по другим предметам, на которые ученики приходят в хорошем настроении. Под успокаивающую музыку рекомендуется проводить дыхательные упражнения, аутотренинг, упражнения в расслаблении и др. В основном это лирические мелодии, характеризующиеся медленным темпом, тихим и умеренным звучанием. Можно использовать записи естественных звуков природы: шум моря, пение птиц и т. д.
Провожающая музыка может звучать по окончании урока и содействовать ускорению процессов восстановления организма, созданию отвлекающего эмоционального подъёма, переключения внимания на другую деятельность, желанию прийти на следующий урок.
Выбирая музыкальные произведения, необходимо учитывать характер выполняемых двигательных действий, при этом можно рекомендовать следующее:
Для музыкального сопровождения строевых упражнений больше всего подходят марши. Для беговых упражнений — быстрые музыкальные произведения, имеющие размер 2/4 (быстрые галопы, быстрые польки, современные мелодии в быстром темпе и т. д.). Для простых ритмических танцев, музыкальных игр, упражнений на внимание используется ритмичная, легко запоминающаяся, бодрая музыка танцевального характера.
Музыка для общеразвивающих упражнений подбирается в соответствии с их характером. Например, к упражнениям на растягивание — плавная, спокойная, к силовым упражнениям — в среднем темпе, с чёткими акцентами, к махам — резкая, энергичная и т. д.
Если упражнение носит комбинированный характер и сочетает резкие и плавные движение, то и музыка подбирается контрастная.
Время использования музыки в уроке, её место в частях урока зависит от направленности урока (игровая, гимнастическая, легкоатлетическая), этапа овладения двигательным действием (ознакомление, разучивание, закрепление, совершенствование), характера двигательных действий.
Следует отметить, что применять музыкальное сопровождение в те промежутки урока, которые требуют от занимающихся усиленного внимания не целесообразно. Во время рапорта, сообщения задач урока, при изучении нового материала, разбора деталей техники двигательного действия, проведения соревнований музыка будет играть роль постороннего раздражителя, снижая активность восприятия необходимой информации и готовности быстрого реагирования на непрерывные изменения в режиме поступающих информативных сигналов. В результате возможен травматизм, особенно при проведении спортивных игр и выполнении сложных гимнастических элементов на снарядах.
Вместе с тем, музыкально-подвижные игры, безусловно, можно и нужно проводить под музыку. Их использование в уроке не только может не только в существенной степени обогатить арсенал педагогических средств, но и способствовать решению многих задач физического, музыкально-ритмического и эстетического воспитания.
2.3 Анализ полученных результатов После завершения формирующего этапа нашего исследования, который предполагал повысить уровень эстетического воспитания, был организован и осуществлен второй констатирующий этап исследования, цель которого — выявить уровень сформированности эстетических качеств после реализации формирующего этапа. Была сделана повторная оценка уровня развитости эстетической направленности детей. В работе применены те же методики, что и на первом констатирующем этапе. Уровни сформированности эстетических проявлений отслеживались по тем же компонентам.
В контрольном классе уровень эстетического развития незначительно повысился, на начало эксперимента средний балл составлял 15,6, при итоговом тестировании он вырос до 16,5 баллов, таблица К6. Так как в контрольном классе проводились обычные уроки по физической культуре можно сделать вывод о саморазвитии в плане эстетического воспитания.
В экспериментальном классе на начало эксперимента средний балл составлял 15,1, при итоговом тестировании он составил 21,6 балла, таблица Л 7, что говорит о том что уровень эстетического воспитания значительно увеличился.
На заключительном этапе мы сравнили статистически обработанные обобщенные показатели результатов опытно-экспериментальной работы с начальными данными изучения уровней эстетической культуры учащихся. Стало ясно, что уровень эстетической культуры учащихся в экспериментальном классе по сравнению с контрольным к концу опытно-экспериментальной работы значительно вырос. Приведенные в приложении К данные свидетельствуют о положительных результатах.
Если на начало эксперимента в экспериментальном классе доминировали учащиеся со средним уровнем эстетического воспитания (72%), то в итоге этот знаменатель снизился до 14%, за счет повышения высокого уровня эстетического воспитания, который составил 86%. Учащиеся с низким уровнем эстетического воспитания составили 0%.
Анализируя полученные данные, мы пришли к следующим выводам:
— учащиеся убедились, что целью физического воспитания является не только развитие физических качеств и способностей, но и эстетическое воспитание;
— у них изменилось отношение к своему внешнему виду, если на начало эксперимента они допускали неаккуратность и неопрятность в одежде, то в итоге они стали следить за собой, поняли, что хорошо выглядящий человек вызывает эстетическое удовольствие, с ним приятней общаться. Практически все ученики стали приходить форме (на начало эксперимента это не наблюдалось), объясняя это тем, что так гораздо «красивее»;
— большинство записались, и стали активнее посещать учреждения дополнительного образования: музыкальную школу, кружки детского творчества и танцев;
— дети увидели, что музыкальные произведения разнообразны и соответственно различные упражнения легче выполнять под ту или иную музыку. Она вызывает чувство радости, желание заниматься, и не каким-либо образом, а овладеть чувством ритма, грациозностью, выполнять упражнения не только правильно, но и красиво;
— если до эксперимента вопрос о занятиях с музыкальным сопровождением вызывал у учащихся чувство замешательства, то по его окончании они вызывали бурные радостные эмоции. Дети с огромным желанием шли на такие уроки и были несколько огорчены, когда эксперимент закончился.
Сравнительный анализ результатов (наглядно это изображено на рисунках Н 6 и Н 7) позволил нам констатировать принципиально важный факт: наибольшие сдвиги в развитии уровней эстетической воспитания учащихся удалось обеспечить в том классе, где научно-методические рекомендации удалось осуществить в наибольшей мере и наиболее последовательно.
Как показала опытно-экспериментальная практика, систематическая работа по формированию эстетической культуры учащихся позволяет к концу эксперимента сократить число ребят со средним и низким уровнями эстетического воспитания. Для мониторинга была составлена следующие гистограммы, где наглядно отражены результаты диагностики (рисунок П 8).
Выводы по второй главе
1. Одной из важнейших задач эстетического воспитания подрастающего поколения — научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности. В процессе освоения ценностей физической культуры достигаемые показатели физического совершенства воплощаются как неотъемлемые грани прекрасного в самом человеке. Особенно большой заряд эстетического воздействия, связанный с мощными стимулами к неуклонному совершенствованию физических и духовных качеств, заложен в музыкальном сопровождении уроков физической культуры.
2. Важными эстетическими качествами, приобретаемыми учащимися в процессе занятий являются их способность к образной выразительности движений, музыкальность, хороший вкус, фантазия, артистизм. Гармоническая связь движений и музыки, являясь источником эстетического удовлетворения, в то же время играет определенную роль в формировании совершенных движений.
3. В ходе педагогического эксперимента было проведено анкетирование двух классов, контрольного, где уроки проходили по обычной программе и экспериментального, в котором использовалась методика музыкального сопровождения. Анализ результатов анкетирования в начале и конце педагогического эксперимента подтвердил наше предположение о том, применение музыкального сопровождения на уроках физической культуры способствует и повышает уровень эстетического воспитания младших школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый учитель несет на себе груз ответственности не только по обучению по-своему предмету, но и воспитанию чувства прекрасного, духовного, возвышенного в детях. Эстетическое воспитание — это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в действительности. Оно предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивающих удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим эстетическое воспитание формирует стремление, готовность и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия.
Полноценное развитие детей младшего школьного возраста без активных физкультурных занятий практически невозможно. Ведь физкультурная активность в период развития и роста организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач. Эстетическое воспитание связано с формированием у детей чувства прекрасного. Педагог может осуществлять его по следующим направлениям.
1. Красота человеческого тела. Роль занятий физическими упражнениями в формировании красивого тела. Красота мужская и женская. Как стать красивым.
2. Красота движений. Техника выполнения движения и его эстетика. Выразительность движения. Различия в восприятии красоты движений мальчиками и девочками.
3. Культура выражения чувств. Умение владеть эмоциями. Построение взаимоотношений в процессе занятий физическими упражнениями.
4. Музыка и движение. Спорт и искусство. Эстетические достоинства популярных видов спорта.
Однако духовное обогащение, нравственное и эстетическое развитие, выработка активной жизненной позиции не осуществляются в процессе занятий физическими упражнениями автоматически. Главную роль в этом играет педагог. Перед учителем физической культуры встает задача максимальной активизации учебной деятельности учащихся на уроках, в вооружении его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, раскрытия потенциальных возможностей.
На наш взгляд одним из эффективных средств эстетического воспитания младших школьников на уроках физической культуры выступает музыка.
В данной работе мы попытались выяснить, при каких условиях использование на уроках физической культуры музыкального сопровождения способствует повышению уровня эстетического воспитания младшего школьника. В этой связи мы рассмотрели сущность понятий «воспитание», «эстетическое воспитание», «музыкальное сопровождение», определили специфические особенности деятельности младших школьников на уроках физической культуры, на каких этапах и видах уроков целесообразно использовать музыкальное сопровождение, рассмотрели методические основы музыкальной стимуляции уроков физической культуры.
Сравнение результатов входящей и итоговой диагностики уровня эстетического воспитания младших школьников на уроках физической культуры при реализации определенных условий использования музыки, позволили сделать следующие выводы:
— уровень эстетического воспитания не остается неизменным и способен к саморазвитию;
— музыкальное сопровождение на уроках физической культуры способствует повышению уровня эстетического воспитания;
Следовательно, мы можем говорить, что музыка является средством активизации эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Таким образом, анализ теоретических источников и практики позволяет сделать вывод о том, что в педагогической науке созданы предпосылки для постановки и разрешения проблемы эстетического воспитания младших школьников.
Соответственно, грамотное использование музыкального сопровождения на физкультурных занятиях требует специальных знаний и является важной частью профессиональных умений специалиста по физической культуре и его профессиональной компетентности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Академик. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/252 526
2. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды/Сост. М. Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев; авт. коммент. А. М. Моисеев]; Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 558с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/babanskiy_ izbrannye-pedagogicheskie-trudy_1989/
3. Борев, Ю. Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев — М: Высш. шк., 2002. — 511с.
4. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология Физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 288с. 60 про движения
5. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И. Ф. Гончаров. — М.: Педагогика, 1986. — 128 с.
6. Гончарова О. В. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ учреждения сред проф образования/ О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 256с. 77
7. Кайнова Э. Б. Общая педагогика Физической культуры и спорта: Учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. — 208с. — (Профессиональное образование).
8. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Март, 2005. — 448 с.
9. Коджаспиров Ю. Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. — М.: ООО «ДРОФА», 2004. — 176с. Серия: «Библиотека учителя».
10. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2000.-434 с.
11. Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г. С. Лабковская. — М.: Просвещение, 1983. — 304 с.
12. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
13. Люблинская, А. А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 1971. — 415 с.
14. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
15. Лях В. И. Физическая культура. 1−4 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений/В.И. Лях. — 14-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 190с.: ил.
16. Малахова Л. В. Музыкальное воспитание детей: метод пособие/Л.М. Малахова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 141с. — (Сердце отдаю детям).
17. Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников [Текст] / Молодой ученый. — 2014. — № 2. — с. 790−792. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/61/9060/
18. Мир детства: Младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой. — М.: Педагогика, 1988. — 272 с.
19. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская идр.; Под ред. Л. В. Школяр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 232с.
20. Муромцева, О. В. Формирование эстетического сознания личности в школе и вузе / О. В. Муромцева, Н. А. Туранина; НИУ БелГУ // Интеграция образования. — 2012. — № 2. — с. 51−55. Сводный каталог периодики библиотек России/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mars.arbicon.ru/?mdl=content&id=105 798
21. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. — Ростов н/Д: Феникс, 2201 — 256с.
22. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 10. Би-Ге. М.: Большая Российская энциклопедия, ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. — 512с.: ил.
23. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 10. Ун-Яя. М.: Большая Российская энциклопедия, ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. — 512с.: ил.
24. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка/ Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Г. Н. Пантелеева и др.; Под ред Н. А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1989. — 79с.: ил.
25. Организация опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении: научно-методическое пособие/Л.Н. Паукова, С. М. Курганский — Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2009. — 152с.
26. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя/Ю.Б. Алиев, Г. Т. Ардаширова, Л. П. Барышникова и др.; Под ред. Н. А. Кушаева. М.: Просвещение, 1986. — 240с.
27. Основы эстетического воспитания: пособие для учителя / под ред. Н. А. Кушаева. — М.: Просвещение, 1986. — 240 с. 48
28. Основы эстетического воспитания: учебное пособие / под ред. А. К. Дремова. — М.: Высш. школа, 1975. — 327 с.
29. Патрикеев А. Ю. Поурочные разработки по физической культуре. 1 класс. — М.: ВАКО, 2013. — 256с. — (В помощь школьному учителю).
30. Печко Л. П. Культурно-эстетические аспекты школьной образовательной и развивающей среды. Вестник МГУКИ: 2012, № 2 (46) март-апрель. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vestnik.mguki.ru.
31. Система эстетического воспитания школьников /под ред. С. А. Герасимова. — М.: Педагогика, 1983 — 264 с.
32. Смирнов В. И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд второе, перераб, испр и доп. — М.: Логос, 2002. — 304с.: ил.
33. Смирнова Ю. В., Сайкина Е. Г., Кадыров Р. М. Музыкальное сопровождение на уроке физической культуры в школе: Учебно-методическое пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. — 104 с.
34. Стрижак Л. Н. Психология и педагогика: Учебное пособие, 2-е изд., стереот — М.: МГИУ, 2007 — 335с.
35. Толстых В. И. Эстетическое воспитание: Учебник для средних проф.- техн. учеб. заведений В. И. Толстых, Б. А. Эренгросс, К. А. Макаров. М.: Высш. школа, 1979 — 288 е., ил.
36. Устинов, В. В. Об эстетическом воспитании / В. В. Устинов. — Лениздат, 1961. 128 с.
37. Харламов И. Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 1999. — 520 с.
38. Эстетическое воспитание школьников / под ред. А. И. Бурова и Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1974. — 304 с.
39. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема/М.А. Верб: СПб., 1997. — 134с.
ПРИЛОЖЕНИЕ, А Рисунок 1 — Функции музыкального сопровождения на уроке физической культуры
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест-анкета «Уровень эстетического воспитания»
1. Как ты думаешь, цель физического воспитания направлена на:
а) физическое совершенствование человека;
б) воспитание физических качеств и способностей в единстве с воспитанием духовных и эстетических качеств;
в) все выше перечисленное.
2. Играет ли эстетическое воспитание в жизни человека важную роль:
а) да;
б) да, но не сильно;
в) нет.
3. На уроках физической культуры предусматривается эстетическое воспитание:
а) да;
б) немного;
в) нет.
4. Необходимо ли эстетическое воспитание на уроках физической культуры:
а) да;
б) возможно;
в) нет.
5. Волнует ли тебя оценка, которую окружающие дают твоему внешнему виду:
а) да;
б) не сильно;
в) нет.
6. Занимаешься ли ты в какой-либо секции, посещаете кружки:
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
7. Нравятся ли тебе различные музыкальные произведения:
а) да;
б) не очень;
в) нет.
8. Умеешь ли ты двигаться под музыку (ритм, темп, динамика), нравится ли тебе это:
а) да;
б) не очень;
в) нет.
9. Хочешь ли ты заниматься на уроках физической культуры с музыкальным сопровождением:
а) да;
б) не очень;
в) нет.
Таблица 1 — Ключ к тесту: высокий уровень — 3 балла, средний уровень — 2 балла, низкий уровень — 1 балл.
а) | ||||||||||
б) | ||||||||||
в) | ||||||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ В Уровни эстетического воспитания учащихся
1. Высокий уровень. Для таких учащихся характерна сформированность эстетических представлений, понятий и умений, развитость интереса к эстетическим знаниям, которыми они умеют оперировать в своих суждениях, в практической эстетической деятельности, стремление реализовать в ней полученные эстетические знания. Учащимся с этим уровнем присущи развитые эстетические чувства, они эмоционально воспринимают все прекрасное и негативно относятся к безобразному. Они владеют необходимой способностью к волевому напряжению, умеют управлять своей деятельностью, поддерживать произвольное внимание, добиваться запланированных результатов. Учащиеся осознают зависимость своих успехов от прилагаемых ими усилий, критически подходят к себе, стремятся преодолеть имеющиеся у них недостатки. В мотивационной сфере важное место занимает стремление к прекрасному, другие социально значимые мотивы, проявляется высокий уровень саморегуляции, эстетического отношения к действительности. У этой категории учащихся наблюдается устойчивость всех компонентов сформированности эстетической культуры.
2. Средний уровень. У учащихся этой группы имеются частично сформированные эстетические представления, понятия и умения, однако они не прочны. В суждениях оперируют ими неумело, редко используют их в практической деятельности. У них отсутствует заинтересованность в их совершенствовании и применении. Интерес к эстетическим знаниям проявляют ситуативно, избирательно. Эстетические чувства развиты у них недостаточно. Они проявляются в основном на подсознательном уровне, будучи во многом обусловленными настроением на данный момент. У них недостаточно для их возраста сформированы волевые качества, необходимые для эстетической деятельности; слабо развита концентрация внимания. Учащиеся этой группы осознают зависимость своих успехов от прилагаемых ими усилий, но часто допускают халатность. Они не стремятся к совершенствованию своих способностей, социально значимые мотивы у них не развиты, в мотивационной сфере их эстетической деятельности преобладают узколичные мотивы.
3. Низкий уровень. Для учащихся данного уровня характерна частичная сформированность эстетических понятий, представлений, умений. Эти школьники не умеют оперировать имеющимися знаниями. У них не развиты эстетические интересы и соответственно эстетические способности и чувства, нет стремления и к их развитию, хотя под влиянием определенных стимулов они могут участвовать в эстетической деятельности. Слабо развиты воля, внимание. Могут концентрировать внимание в эстетической деятельности лишь при строгом контроле. Часто не осознают зависимость своих успехов от прилагаемых ими усилий. В учебе требуют постоянного напоминания, инициативу в коллективных делах не проявляют, хотя успехи коллектива их радуют.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Таблица 2 — Результаты констатирующего этапа исследования в контрольном классе
И.Ф. | Вопросы | Результат | |||||||||
Ира Анисимова | |||||||||||
Наташа Люшакова | |||||||||||
Галя Бардакова | |||||||||||
Данила Филонов | |||||||||||
Вова Золотарев | |||||||||||
Настя Веретенникова | |||||||||||
Алеша Миронов | |||||||||||
Настя Никифорова | |||||||||||
Таня Лысова | |||||||||||
Никита Сорокин | |||||||||||
Катя Бондоренкина | |||||||||||
Кирил Пшонкин | |||||||||||
Света Фролова | |||||||||||
Вика Гаева | |||||||||||
Средний балл | 15,6 | ||||||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Таблица 3 — Результаты итогового констатирующего этапа исследования в экспериментальном классе
И.Ф. | Вопросы | Результат | |||||||||
Анна Медя | |||||||||||
Алеша Рябинин | |||||||||||
Люба Зиятдинова | |||||||||||
Тарас Матвиенко | |||||||||||
Лена Кочанова | |||||||||||
Руслан Лихачев | |||||||||||
Катя Брагина | |||||||||||
Вера Нестерова | |||||||||||
Наташа Миллер | |||||||||||
Саша Гайченя | |||||||||||
Люда Киргинцева | |||||||||||
Настя Куликова | |||||||||||
Сережа Недвецкий | |||||||||||
Женя Голубева | |||||||||||
Средний балл | 15,1 | ||||||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Таблица 4 — Сравнительные результаты констатирующего этапа исследования в экспериментальном и контрольном классах
Классы | Уровень, % | |||
высокий | средний | низкий | ||
Контрольный | ||||
Экспериментальный | ||||
Рисунок 2 — Уровни эстетического воспитания учащихся контрольного класса на начало эксперимента Рисунок 3 — Уровни эстетического воспитания учащихся экспериментального класса на начало эксперимента
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Таблица 5 — Проводимые занятия физической культуры с музыкальным сопровождением
№ | Тема урока | Вид музыкального сопровождения | |
Подвижные игры для зала | |||
Беговые упражнения | |||
Тестирование бега на 30 м с высокого старта | |||
Тестирование челночного бега 3×10 м | |||
Тестирование метания мешочка на дальность | |||
Командная подвижная игра «Хвостики» | |||
Русская народная подвижная игра «Горелки» | |||
Командные подвижные игры | |||
Подвижные игры с мячом | |||
Подвижные игры | |||
В.Шаинский, М. Матусовский «Вместе весело шагать»
Ю.Чичков, П. Синявский «Лесной марш»
Кишко И. — «Вальс»
Кишко И. — «Утренняя гимнастика»
«Danza Kuduro» Самба Японская мелодия «Цветущая вишня»
А.Е. Варламов — «Красный сарафан»
Т. Суворова «Танцевальная ритмика».
Б.Савельев и А. Флярковский «Песенка друзей»
Martin Villige «PanAmericano»
Буренина А. А. «Красная Шапочка»
Буренина А. А. Полька.
Буренина А. А. «Голубая вода»
ПРИЛОЖЕНИЕ И Конспект урока № 7
Урок 7. Русская народная подвижная игра «Горелки».
Цели: провести разминку, направленную на развитие координации движений; повторить русскую народную подвижную игру «Горелки»; разучить подвижную игру «Игра в птиц», закрепить умение выполнять комплекс ОРУ под музыкальное сопровождение.
Формируемые УУД:
предметные: иметь представления о культуре русского народа, переданной через подвижные игры, такие, как «Горелки»; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки, направленной на развитие координации движений, и подвижных игр «Горелки» и «Игра в птиц»;
метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления, определять общие цели и пути их достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;
личностные: испытывать чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, уважительно относиться к культуре других народов, осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения, сотрудничать со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.
Инвентарь: секундомер, свисток, магнитофон, аудиозаписи.
Ход урока
I. Вводная часть
1. Построение в одну шеренгу. Организационные команды
— Направо! Налево в обход шагом марш! Бегом марш!
Выполняется бег (3мин), после которого перейти на шаг и выполнить дыхательные упражнения.
2. Разминка, направленная на развитие координации движений
• И. п. — основная стойка, руки ладонями на голове. На счет «раз» — поворот головы направо, развести локти максимально назад; на счет «два» — вернуться в исходное положение; на счет «три» — поворот головы налево, развести локти максимально назад; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
• И. п. — основная стойка, руки к плечам. На счет «раз» — поднять локти вверх; на счет «два» — вернуться в исходное положение; на счет «три» — отвести локти назад; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
• И. п. — основная стойка, руки на пояс. На счет «раз» — наклон вправо, левая рука вверх; на счет «два» — наклон вправо с поворотом туловища направо, левая рука тянется вперед, как будто толкаем стену; на счет «три» — наклон вправо, левая рука вверх; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение; 5—8 — повторить то же самое в другую сторону с другой руки. Повторить 4 раза: 2 раза медленно, потом быстрее.
• И. п. — стойка ноги врозь. На счет «раз» — наклон, прогнуться, руки вверх; на счет «два» — вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
• И. п. — стойка ноги врозь. На счет «раз» — наклон вперед, руки вверх, смотреть вниз; на счет «два» — поворот туловища направо; на счет «три» — поворот туловища налево; на счет «четыре» — вернуться в исходное положение; на счет «пять» — наклон вперед, руки вверх, смотреть вниз; на счет «шесть» — поворот туловища налево; на счет «семь» — поворот туловища направо; на счет «восемь» — вернуться в исходное положение. Повторить 2 раза.
• И. п. — основная стойка. Под счет до 4 — пружинистые наклоны вперед. Повторить 4 раза, на каждом четвертом счете замирая на 2 с.
• И. п. — основная стойка. На счет «раз» — прыжком в выпад, правая впереди; на счет «два» — прыжком вернуться в исходное положение; на счет «три» — прыжком в выпад, левая впереди; на счет «четыре» — прыжком вернуться в исходное положение И. п. — основная стойка. На счет «раз» — прыжком в стойку ноги врозь; на счет «два» — прыжком в стойку ноги врозь, правая впереди; на счет «три» — прыжком в стойку ноги врозь, левая впереди; на счет «четыре» — прыжком вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.
I. Основная часть
1. Подвижная игра «Горелки»
— Повторим стихотворное сопровождение игры с движениями на каждое слово.
Повторяем текст с движениями, выбираем водящего и играем. Игру повторяем несколько раз (в зависимости от качества выполнения). Оставляем 5−6 мин на разучивание другой игры.
2. Разучивание подвижной игры «Игра в птиц»
Учитель проверяет домашнее задание — ученики должны быстро придумать, кто какой птицей будет. Проводим игру 1—2 раза. Если возникают сложности, то учитель помогает, подсказывая названия птиц.
Водящего называем большой хищной птицей — орлом или коршуном, это название уже использовать нельзя. Объясняем, что хищные птицы охотятся на других птиц, поэтому наш орел или коршун будет пытаться поймать остальных.
II. Заключительная часть Проводится построение за 5—6 мин до конца урока. Дыхательные упражнения — по необходимости. Учитель подводит итоги урока и игр, у школьных дверей объявляет об окончании урока.
Рекомендации для работы дома Найти информацию о том, какие птицы существуют, знать как можно больше их названий.
ПРИЛОЖЕНИЕ К Таблица 6 — Результаты итогового констатирующего этапа исследования в контрольном классе
И.Ф. | Вопросы | Результат | |||||||||
Ира Анисимова | |||||||||||
Наташа Люшакова | |||||||||||
Галя Бардакова | |||||||||||
Данила Филонов | |||||||||||
Вова Золотарев | |||||||||||
Настя Веретенникова | |||||||||||
Алеша Миронов | |||||||||||
Настя Никифорова | |||||||||||
Таня Лысова | |||||||||||
Никита Сорокин | |||||||||||
Катя Бондоренкина | |||||||||||
Кирил Пшонкин | |||||||||||
Света Фролова | |||||||||||
Вика Гаева | |||||||||||
Средний балл | 16,5 | ||||||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Таблица 7 — Результаты итогового констатирующего этапа исследования в экспериментальном классе
И.Ф. | Вопросы | Результат | |||||||||
Анна Медя | |||||||||||
Алеша Рябинин | |||||||||||
Люба Зиятдинова | |||||||||||
Тарас Матвиенко | |||||||||||
Лена Кочанова | |||||||||||
Руслан Лихачев | |||||||||||
Катя Брагина | |||||||||||
Вера Нестерова | |||||||||||
Наташа Миллер | |||||||||||
Саша Гайченя | |||||||||||
Люда Киргинцева | |||||||||||
Настя Куликова | |||||||||||
Сережа Недвецкий | |||||||||||
Женя Голубева | |||||||||||
Средний балл | 21,6 | ||||||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ М Таблица 8 — Сравнительные результаты итогового констатирующего этапа исследования в экспериментальном и контрольном классах
Классы | Уровень, % | |||
высокий | средний | низкий | ||
Контрольный | ||||
Экспериментальный | ||||
Рисунок 4 — Уровни эстетического воспитания учащихся контрольного класса на заключительном этапе эксперимента Рисунок 5 — Уровни эстетического воспитания учащихся экспериментального класса на заключительном этапе эксперимента
ПРИЛОЖЕНИЕ Н Рисунок 6 — Сравнительные результаты констатирующих этапов исследования в контрольном классе Рисунок 7 — Сравнительные результаты констатирующих этапов исследования в экспериментальном классе
ПРИЛОЖЕНИЕ П Таблица 9 — Сравнительные результаты констатирующих этапов исследования в экспериментальном классе
Этапы исследования | Уровень, % | |||
высокий | средний | низкий | ||
Начальный | ||||
Итоговый | ||||
Рисунок 8 — Сравнительные результаты констатирующих этапов исследования в экспериментальном класс