Понятие о методе, методическом приеме и средствах обучения и воспитания.
Многообразие подходов к классификации методов в педагогической деятельности
Словесные методы обучения Данные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения. Методы упражнений, формирование опыта (задания на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций… Читать ещё >
Понятие о методе, методическом приеме и средствах обучения и воспитания. Многообразие подходов к классификации методов в педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей.
Признаки: цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.
Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода. Типы приёмов:
- ?Приемы формирования отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;
- ?Приемы, способствующие созданию проблемных ситуаций.
- ?Приемы, активизирующие переживания учащихся;
- ?Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;
- ?Приемы управления взаимоотношениями учащихся.
Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован для усвоения новых знаний.
Критерии классификации средств: по свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности.
По составу объектов средства обучения разделяются на:
- 0Материальные: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.
- 0Идеальные средства обучения — это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний: речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др.
Наиболее обоснованными на сегодняшний день являются следующие классификации методов обучения.
1. Традиционная (источник знаний):
Ѓљпрактический.
упражнения, лабораторные, практические работы, дидактические игры, учебно-производительный труд, дидактические игры.
Ѓљнаглядный:
- — метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.;
- — метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и др.
Ѓљсловесный:
рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
- 2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов), основанная на этапах:
- — приобретение знаний; - формирование умений и навыков; - применение знаний; - творческая деятельность; - закрепление; - проверка знаний, умений, навыков.
- 3. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:
- — методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, — информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод;
- — методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И. Т. Огородников и др.), — приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И. Т. Огородников и др.), — упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.
- 4. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) является наиболее известной.
Тип познавательной деятельности — это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. В данной классификации выделяются следующие методы: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептный); репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.
Словесные методы обучения Данные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения.
Методы воспитательного воздействия — это пути формирования личности учащихся.
Для практической работы педагога больше всего подходит следующая классификация методов воспитания:
- — методы убеждений (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);
- — методы упражнений, формирование опыта (задания на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);
- — методы контроля, оценки и самооценки, (критика, поощрение, рефлексия, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).
Методы воспитательного воздействия разрабатывает такая научная дисциплина, как педагогическая технология.