Яснополянская школа Льва Николаевича Толстого
Уже в начале своей литературной деятельности Толстой придерживался того взгляда на свойства человеческой природы, который был сформулирован им позднее в «Воскресении». «Одно из самых обычных и распространенных суеверий то, писал он в этом романе, — что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д. Люди не бывают… Читать ещё >
Яснополянская школа Льва Николаевича Толстого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения Бикинского района Хабаровского края Яснополянская школа Льва Николаевича Толстого
(Литературное исследование) Автор исследования:
ученица 9 «А» класса Вдовенко Дарья
Оглавление Введение Цель и задачи Глава 1. Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого
1.1 Идея создания школы
1.2 Толстой изучает зарубежный опыт на педагогике
1.3 Журнал «Ясная поляна» как трибуна Толстого-педагога
1.4 Организация работы Яснополянской школы Глава 2. Из воспоминаний современников
2.1 Воспоминания учителя
2.2 Воспоминания ученика Вывод Заключение Список литературы
9 сентября 2014 года исполняется ровно 200 лет со дня рождения великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого. В связи с этим событием, мы обратимся к одной из ярких страниц жизни Толстого, отражающих его нравственную теорию, к его Яснополянской школе.
В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Льва Николаевича привлекают актуальностью постановки проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизацией народного образования. Идею создания новой школы и воспитания творческой личности Толстой считал наиважнейшей задачей, а занятия педагогикой — самым радостным и счастливым временем в своей жизни.
Яснополянские крестьяне как-то спросили писателя:
— Лев Николаевич, вы за границей бывали. Небось там лучше?
— Нет, — ответил он, — лучше родины нигде нет.
— Для меня самое лучшее — ЯСНАЯ ПОЛЯНА.
«…Необыкновенная красота весны нынешнего года в деревне разбудит мертвого. Жаркий вечер ночью колышет молодой лист на деревьях, и лунный свет и тени, соловьи пониже, повыше, подальше, поближе, сразу с синкопами, и вдали лягушки, и тишина, и душистый жаркий воздух — и все это вдруг, не вовремя, очень странно и хорошо. Утром опять игра света и тени от больших, густо одевшихся берёз прешпекта по высокой уж темно — зеленой траве, и незабудки, и глухая крапива, и все — главное, махание берез прешпекта такое же, как было, когда я, 60 лет тому назад, в первый раз заметил и полюбил красоту эту. «Так писал Толстой 3 мая 1897 из Ясной Поляны своей жене в Москву. Письмо это — как лирическое стихотворение, ярко передающее душевное состояние автора от прикосновения с природой, этим непосредственнейшим выражением красоты и добра».
Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Здесь, вдали от социальных контрастов города, он обретал относительное душевное равновесие и возможность заниматься творческим трудом. Здесь его посещала «самая чистая радость — радость природы». До самой старости он остро и молодо чувствовал красоту и силу родной земли. Он называл природу лучшим другом, которого потеряешь до смерти.
Историческая судьба Ясной Поляны тесно переплетена с историей России, её невзгодами и радостями. «Здесь всё соединилось воедино. Природа и история нашей Родины как бы собрали здесь, на небольшом куске земли… многие черты, необходимые для того, чтобы гениальный писатель смог нарисовать широчайшие картины русской жизни. Эти картины вместили в себя всю Россию, как она запечатлелась в сознание любимого художника — реалиста, и оборону Севастополя, и самарский голод, и московские ночлежные дома, и все же именно в Ясной Поляне, на этом сколке России, полстолетия был сосредоточен всепроникающий взгляд Толстого». Процитированный из «Книг отзывов» яснополянского музея отрывок показывает восприятия нашими современниками Ясной Поляны, её места роли в жизни и творчестве писателя. Не зная Ясной Поляны, нельзя по-настоящему глубоко понять Толстого и его произведения. Ясная Поляна приближает нас к великому художнику слова. В Ясной Поляне Толстой родился и прожил большую часть своей жизни. Отсюда начиналось его познание Родины. Здесь выросла его беспредельная и действительная любовь к России. С ясной Поляной связан весь героический литературный путь Толстого. С Ясной же Поляной связана и педагогическая деятельность писателя.
Цель и задачи Цель: рассмотреть работу яснополянской школы как практическое воплощение педагогических идей Льва Николаевича Толстого.
Задачи:
1. Изучить литературу о педагогической деятельности Л. Н. Толстого.
2. Познакомиться с особенностями работы Яснополянской школы.
3. Рассмотреть отзывы учеников и воспитанников Яснополянской школы.
Глава 1. Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого
1.1 Идея создания школы В 1857 году, после года, проведенного в Ясной Поляне, Толстой уезжает за границу.
Вернувшись в Россию, Толстой открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам преподает в ней. Выводы из своего педагогического опыта писатель сформировал в статье с вызывающим заглавием: «Кому у кого учиться писать крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». По мысли Толстого, крестьянские дети хранят душевную чистоту и естественность, утерянную в образованных сословиях. Их обучение ценностям высокой культуры едва ли необходимо. Напротив, сам писатель, занимаясь с ними, оказался в роли не учителя, а учащегося.
1.2 Толстой изучает зарубежный опыт на педагогике К концу 1859 года Толстой с увлечением отдался школьным занятиям с крестьянскими детьми, помышлял даже о том, чтобы совсем отказаться от литературной деятельности. В середине 1860 года он вторично поехал за границу.
Больше всего за границей теперь его интересовали вопросы педагогики. Он усиленно посещал школы, особенно в Германии, причём тогдашняя немецкая школа приобрела на него тягостное впечатление. В Статье «О народном образовании» он пишет: «Я мог бы написать целые книги о том невежестве, которое видел я в школах Франции, Швейцарии и Германии».
На обратном пути, проезжая через Берлин, Толстой посетил немецкого писателя Ауэрбаха, автора «Деревенских рассказов», и учёного-педагога Диспервега. В Лондоне он познакомился с Герценом, которого всегда высоко ценил как писателя и мыслителя, посетил парламент и слушал лекцию Диккенса о воспитании; в Брюсселе встречался с Прудоном и вел с ним длительные беседы, с польским революционером Лелевелем, во Флоренции познакомился с декабристом С. Г. Волконским.
1.3 Журнал «Ясная Поляна» как трибуна Толстого-Педагога Толстой в целях служения народу со страстью предается педагогической деятельности. Не ограничиваясь работой в яснополянской школе, открытой им для крестьянских детей еще в 1859 году, он организовывает ряд школ в своем посредническом участке и с 1862 года в течение года с лишним издает педагогический журнал «Ясная Поляна», в котором помещает ряд своих статей.
Лев Николаевич Толстой начинает издавать с 4 февраля 1862 года ежемесячный журнал «Ясная Поляна», каждый номер которого включает педагогический раздел и рассказы для детей (всего вышло 12 номеров). Обращаясь к учителям, он говорил о необходимости формирования творческого мышления нравственного сознания учащихся уже на первоначальном этапе обучения. В журналах публиковались статьи Льва Николаевича программного характера: «О народном образовании», «О методах обучения грамоте», «Воспитание и образование», «Прогресс и определение образования», «Дневник Яснополянской школы» и другие.
После завершения романа «Война и Мир» начинается второй период педагогической деятельности Льва Николаевича с 1870 по 1876 гг. Он приступает к составлению «Азбуки» — своеобразного комплекса учебных книг для первоначального обучения детей чтению, письму, грамматике, славянскому языку и арифметике.
Азбука состояла и четырех книг:
Первая книга включала собственную азбуку, буквы, тексты для чтения, обучение счету, методические указания для учителей. Следующие три книги — включают художественные и научно-популярные рассказы по истории, географии, физике, естествознанию.
Однако первые рецензенты, отмечая выдающиеся достоинства рассказов для детей, осуждали методику обучения грамоте, предложенную Львом Николаевичем Толстым, и отмечали, что отдел арифметики был написан неудовлетворительно. «Новая азбука» вышла в свет в мае 1875 года и значительно отличалась от прежнего пособия. Её можно было использовать в различных способах обучения грамоте: слуховом, звуковом, буквослогательном и даже так называемом методе целых слов. Остальные части «Азбуки» были переработаны в отдельные пособия: «Арифметика» и получили мировую известность — «Русские книги для чтения».
«Новая азбука» получила широкое признание, была одобрена министерством народного просвещения и рекомендована для всех учебных заведений, где обучение начинается с азбуки.
Своей педагогической работой Толстой искренне хотел помочь народу в деле его просвещения, так же как деятельностью мирового посредника стремился защитить интересы народа от посягательств на них со стороны помещиков. Он был твердо убежден в том, что его педагогические теории идут навстречу народным нуждам. И действительно, источником их была любовь к народу, признание его высоких моральных качеств, вера в его интеллектуальные и творческие силы.
Толстой небезосновательно утверждал, что народ противится образованию, к которому принуждает его общество или правительство, что народу нужно только образование, которое связано с его практическими интересами, которое не выходит за пределы его быта и не противоречит его мировоззрению.
По взгляду Толстого, «Мы не только не знаем, но и не можем знать того, в чем должно состоять образование народа». Толстой вообще был убежден в том, что педагогики как науки об образовании и воспитании не существует. В статье «О методах обучения грамоте» он отрицает пользу для народа грамоты самой по себе, а воскресные школы грамоты, открывавшиеся демократической интеллигенцией, считает бесполезными и даже вредными.
1.4 Организация работы яснополянской школы Интенсивная педагогическая работа Толстого началась с 1859 года, спустя десять лет после первых занятий с крестьянскими детьми, когда он открывает бесплатную начальную школу в Ясной Поляне. Деятельность Льва Николаевича Толстого — педагога разделяется на три периода: первый — 1859−1869 гг., второй — 1870−1876 гг., третий — 1876 до конца жизни писателя.
Первый период педагогической деятельности писатель назвал периодом «страстного увлечения педагогической деятельностью». Воспитание творческой личности ребёнка Лев Николаевич считал важнейшей задачей школы.
Учебно-воспитательная работа с детьми и внеклассные занятия Яснополянской школы непрерывно развивались, совершенствовались. Школу посещало от 30−40 мальчиков и девочек 7−13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти был обеденный перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь часов вечера. Лев Николаевич подчеркивал, что дети из народа должны получить такие же знания, как и дети из привилегированного общества. По его мнению, крестьянские дети должны быть введены в мир искусства, благородства.
Выполняя обязанности мирового посредника, Лев Николаевич Толстой почти во всех делах неизменно защищал нужды крестьян, выносил решения в их пользу и добивался открытия школ по всему уезду. Эти школы существовали на средствах, вносимые родителями, которые платили от 50 до 80 копеек серебром в месяц за обучение каждого ребенка. В этот период было открыто свыше 10 школ, в других учителями работали студенты. Лев Николаевич приглашал учителей, помогал им при составлении учебных планов, поддерживал и идейно направлял их педагогическую деятельность, старался улучшить их материальные условия.
Глава 2. Из воспоминаний современников
2.1 Воспоминания учителя
«Оглядевшись в комнате, наполненной ребятами, я стал присматриваться к их занятиям. Ребята сидят большей частью парами. Одна пара читает, другая пишет буквы или слова, третья пишет цифры, четвертая рисует. Только и слышны возгласы ребят:
— Лев Николаевич! Подойди к нам, посмотри: «Так ли мы читаем?», «Так ли мы пишем?», «Так ли мы считаем?».
И граф подходил по очереди то к одной, то к другой группе. У одних послушает, как считают, у других посмотрит, как пишут. С некоторыми посмеется, если заметит неправильность, или подскажет, что не так, но никого не похвалит и не побранит.
Ребята с большой неохотой расходились из школы, и то лишь по настойчивому приказу конторщика. Под вечер ребята опять было заявлялись, но были отосланы уже сторожем при комнатах верхнего этажа…
Как сейчас помню, как ребята вбежали в школу с оживленными личиками и с криком:
— Лев Николаевич приехал! Сейчас к нам придет!
Не успел я порасспросить крикунов, где они его видели, как граф вошел в школу, и ребята буквально облепили его. Так что минут десять положительно не было возможности подойти к нему и поздороваться…
Сказать откровенно, я не чувствовал усталости от постоянных занятий в школе. Никто здесь не обязывал быть навытяжку, как стоит солдат на часах. Всякий чувствовал себя как дома, и это вовсе не указывало на отсутствие порядка; напротив такой был именно порядок школьных занятий. Ребята приходят, уходят, не спрашиваясь ни у кого сами берутся за дело такое, какое хотят делать, не чувствуя себя ограниченными какими-либо насильственными для них правилами. И всё выходило так просто, как будто так и следовало делать".
2.2 Воспоминания ученика
«Один раз мы стали писать сочинение втроем: Лев Николаевич, Макаров и я. Все пошло у нас порядком. То Лев Николаевич скажет, то Макаров, то я. Лев Николаевич радовался нашему успеху и то и дело говорил:
— Как прекрасно у нас выходит! Как хорошо! Бог даст, окончим и напечатаем, будет книга.
К сожалению, я не могу вспомнить ничего из «знаменитого нашего произведения», как назвал его Лев Николаевич. Все забылось, исчезло из воспоминаний. И, к сожалению, тот самый наш труд не осуществился. Он был уничтожен нашими учениками в игры в хлопушки. И долго-долго Лев Николаевич сказывал о нашем сочинении, негодовал на шалунов. Я взялся было возобновить потерянное и написать точь-в-точь, что было. Мы остались на ночь в доме Льва Николаевича с Макаровым и приступили к делу.
Я радовался на свой написанный и напечатанный рассказ. Меня повысили, я как бы выдавался первым учеником Яснополянской школы. Приезжали некоторые посетители, любители школ и близко знакомые Льва Николаевича, отдавали мне должное, как маленькому писателю и я с гордостью в душе торжествовал. Лев Николаевич относился ко мне не так, как к школьному рассеянному, а серьезно, как к старшему ученику. Он никогда не хвалил меня и не возвышал ни за какие подвиги, но я, как воришка, приладился к его характеру. И хотя он относился в школе, в играх, в беседах, в гулянье со всеми нами одинаково, но я мог читать в нем, что он любит меня.
Он любил петь и играть на фортепиано, а я обладал хорошим голосом. И мы с ним пели его любимую песню:
С тобой вдвоем Сколь счастлив я, Поешь ты лучше соловья, И ключ по камушкам течет, к уединенью нас влечет…
В школе нас учили церковному пению. Несколько раз мы ездили в церковь петь хором вместе со Львом Николаевичем. Иногда хор собирал человек в 20−25. Лев Николаевич пел басом. Голос у него был хороший, сильный. Отправлялись мы в церковь так: собирались у школы утром, в школе подавали катки, и мы вместе со Львом Николаевичем насаживались в эти катки, и нас отвозили в церковь".
Заключение
Уже в начале своей литературной деятельности Толстой придерживался того взгляда на свойства человеческой природы, который был сформулирован им позднее в «Воскресении». «Одно из самых обычных и распространенных суеверий то, писал он в этом романе, — что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою».
Такой подход к формированию личности ребенка являлся мотивом всей педагогической деятельности Толстого. На основе его педагогического учения сегодня успешно сосуществуют рядом с классической школой Вальфдорфская школа, Лесная школа и др.
Прошло уже два века со дня рождения Толстого и сто лет со дня его кончины. Но время не властно над его бессмертными творениями, в которых с могучей, покоряющей силой заключена неповторимая личность гениального художника и великого мыслителя.
лев толстой яснополянский школа
1. Толстая С. А. Моя жизнь (машинопись). Музей-усадьба «Ясная Поляна», стр. 216 и 229.
2. Толстой А. Н. Полн. Собр. Соч.: в 90 т. Юбил. Изд. Т. 61. С. 271.
3. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1./ Глав. Ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 1998. — с.632−647.
4. Л. Н. Толстой. В воспоминаниях современников.