Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Развитие речи

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исключительно для удобства рассматривания картин, для того, чтобы точно указать то место на картине, которое привлекло наше внимание, можно пользоваться такими выражениями, как «на переднем, или первом плане… справа, слева, в центре», «на среднем, или втором плане… справа, слева, в центре», «на заднем, или третьем плане… слева, справа, в центре». Объясняю, что если мы будем употреблять эти… Читать ещё >

Развитие речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воспитание всесторонне развитой личности невозможно вне совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. Поэтому задача развития речи учащихся является в настоящее время одной из главных задач школы, а в первую очередь уроков русского языка.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся осознать, что овладеть языком как средством общения — это значит овладеть четырьмя видами речевой деятельности — чтением, слушанием, говорением и письмом.

На первый взгляд может показаться, что для средней школы эта задача неактуальна — все наши учащиеся в определённой мере уже владеют родным языком: они умеют читать, понимают устную речь, могут говорить и писать по-русски.

Однако все мы знаем, как ограничены их речевые возможности. Знаем, с каким трудом многие из них читают, как плохо они понимают прочитанное, особенно учебно-научные тексты. Знаем, что они не умеют слушать, следить за мыслью говорящего, выделять в высказывании главную информацию. Знаем, как несовершенна их собственная устная и письменная речь.

Не овладев родной речью в школе, подросток вступает в жизнь неполноценным человеком, не умеющим общаться с другими людьми, неспособным защитить словом свои интересы, полноценно участвовать в производственной и общественной жизни страны, успешно организовать свою собственную жизнь.

Задача уроков родного языка в средней школе в том и состоит, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки во всех четырёх видах речевой деятельности. Успешно совершенствовать же речь учащихся можно лишь тогда, когда ученик начнёт относиться к ней сознательно.

Проблема речевого развития, в частности совершенствования навыков говорения, решается путём единства двух подходов: через раздел «Речь» и через речевой аспект раздела «Язык», нацеленной на формирование навыков научной речи.

В разделе «Речь» даётся система заданий, сочинений и изложений, рассчитанных на всестороннее развитие у учащихся навыков связной речи в опоре на речеведческие понятия стилей и типов речи, текста.

Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать весь арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в соответствии с нормами литературной речи, а также умение пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учётом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника.

На уроках предусматриваются высказывания учащихся (типа небольших своеобразных сочинений) на основе репродукций картин и фотографий с заданием употребить определённые части речи, грамматические конструкции (односоставные предложения, предложения осложнённого типа).

Теоретическая часть

Особую роль в воспитании речевого развития составляет культуроведческий аспект, он будет наиболее действенным, если на уроках русского языка и литературы учащиеся будут знакомиться с разными видами искусства, и прежде всего с живописью.

Живопись, как особый вид искусства, отображающий и обобщающий реальную действительность при помощи своих художественных средств, знакомит учащихся с действительностью, вместе с тем, воспитывает любовь к родной природе, уважению к человеческому труду, учит видеть и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Насколько богаче и красочнее становится мир, окружающий учеников, как внутренне и внешне меняются они сами, когда познают искусство.

Работа по картине имеет образовательно-воспитательное значение: воздействуя на мышление и эмоции учеников, она вызывает у них определённое отношение к действующим лицам и даёт возможность сделать оценку их поступков.

Работа по картине, как один из разнообразных видов работ по развитию речи, начинается с первых дней пребывания ребенка в школе и, постепенно осложняясь и углубляясь, продолжается на протяжении всего периода обучения.

Работа по картине, являясь средством художественного воздействия, в то же время обеспечивает:

· поощрение связанных с наблюдением интеллектуальных процессов мышления, воображения, логического суждения;

· упражнение способностей к наблюдению;

· развитие языка ребёнка.

Первые впечатления от всякой картины с близким и понятным сюжетом бывают всегда наиболее яркими и памятными, а потому учителю легко завязать с учащимися оживлённый разговор по анализу картины, овладеть их вниманием, активизировать их интерес. Сюжет картины вызывает у детей их собственные переживания, приводит в действие их воспоминания и приучает к творческой работе.

Рассматривание картины и высказывания детей под руководством учителя помогают детям осознать содержание картины: где происходит действие, когда, кто участники действия, их взаимоотношения и т. п. Такой анализ формирует восприятия детей и организует в них способность в логической последовательности толково и ясно излагать свои мысли. При работе над картиной дети могут дополнять, расширять и освещать материал картины собственными вставками, догадками, данными своего личного опыта, могут расширять содержание прибавлением предыдущего или последующего моментов.

Каждая картина даёт повод для разговоров, для выявления запаса детских впечатлений, для обогащения их словаря запасом новых слов, понятий, представлений.

В связи с содержанием картины учащиеся охотно рассказывают о любимых играх, забавах и занятиях, о прогулках в поле, в лес, на речку, о явлениях природы, поразивших их воображение, и о других фактах, с которыми связаны различные их переживания. Всё это способствует развитию воображения, интеллектуальных способностей и речи учащихся.

Упражнения в развитии речи идёт в трёх направлениях:

1. Работа по картине расширяет и уточняет словарь детей, учит употреблять каждое слово с полным пониманием его значения.

2. Зрительные и моторные образы, которые даёт картина, вызывают у детей эмоции и воспитывают картинность, образность, яркость речи.

3. Работа по картине помогает детям научиться грамотно строить предложения.

Особенно большое значение имеет работа по картине в выработке навыков устного рассказа и письменного сочинения.

Успех работы по развитию речи в связи с картинами обеспечен, если сам учитель владеет литературной речью, если его речь служит хорошим образцом речи для учащихся. Нужно, чтобы учитель осознал всю ответственность в деле развития речи учащихся и начал, прежде всего, работать над собой.

При подготовке к уроку учителю необходимо сделать выборку вопросов, приёмов и методов, которые наиболее применимы в условиях работы с картиной.

Можно выделить шесть общих условий, которые определяют выбор метода обучения:

1. закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них.

2. содержание и методы определённой науки вообще и предмета, темы в частности.

3. цели и задачи обучения.

4. учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классного коллектива).

5. внешние условия (географические, производственное окружение).

6. возможности учителей (опыт, уровень подготовленности) Исходя из условий выбора методов обучения, я использую такие приёмы и методы:

· словесный (рассказ, лекция, беседа, дискуссия),

· наглядный (иллюстрация, демонстрация),

· практический (упражнения),

· работа с книгой (чтение, реферирование, конспектирование),

· видеометод (использование компьютерных технологий).

При работе над картиной можно выделить следующие основные моменты:

· подготовительная работа;

· молчаливое рассматривание картины в целях выяснения её содержания;

· анализ содержания картины;

· определение названия картины;

· подготовка к устному рассказыванию и сочинению;

· устное рассказывание и письменное изложение.

На первом этапе — при подготовительной работе, учитель активизирует внимание учеников и подготавливает их восприятию нового материала. Эта работа может быть построена в виде рассказа или беседы учителя о художнике и его творчестве. Рассказ — словесный метод, монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Эффективность данного метода зависит от умения учителя рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для учащихся и соответствуют их уровню развития. Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли. В предварительной беседе следует использовать непосредственные впечатления детей и их опыт. Она должна быть краткой, но содержательной. Подготовительная работа повышает познавательную активность, развивает интерес ученика к изучаемому материалу.

Второй этап работы — молчаливое рассматривание картины — должен быть хорошо подготовлен как предварительной беседой, так и правильным показом картины. Ведущим методом на данном этапе урока, является наглядный метод — иллюстрация. Он тесно связан с методом демонстрации и предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, портретов, фотографий, рисунков, репродукций и т. д. Для обеспечения качественной иллюстрации я довольно часто использую экранные технические средства. Использование экранного преподнесения информации (проекторов, киноаппаратов, телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров), как отдельного метода обучения, позволяет дать учащимся:

· более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

· повысить роль наглядности в учебном процессе;

· удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся,

· освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, умений и т. д.;

· наладить эффективную обратную связь;

· организовать полный и систематический контроль, объективный учёт успеваемости.

Картина вывешивается или проецируется на классную доску, чтобы она была видна всему классу. Учащиеся рассматривают картину в течение 1−3 минут. В это время они могут обмениваться друг с другом своими впечатлениями от картины.

Учитель прислушивается к репликам детей и начинает беседу с того, что учеников больше всего заинтересовало. Беседа должна иметь непринуждённый характер. Учитель осторожно указывает ученикам их ошибки в понимании сюжета картины и в построении речи.

Чтобы беседа была исчерпывающей и полной, учитель заранее намечает круг вопросов, которые охватывают содержание картины. Вопросы для беседы следует группировать по двум разделам: действующие лица и обстановка, в которой происходит действие. Если ученик в своих высказываниях упустил что-либо существенное, учитель ставит им дополнительные вопросы, на которые отнюдь не нужно требовать непременно полных ответов, так как это делает речь детей искусственной и громоздкой.

Таким образом, беседа, как один из методов обучения, в данном случае, помогает учителю дать детям глубже и яснее понять содержание картины: определить взаимоотношения действующих лиц и их переживания, развивает творческое воображение ребенка. Преимущество беседы в том, что в каждом ответе учитель получает информацию о знаниях ученика, уточняет ход его мыслей, и тем самым получает хорошие возможности управления познавательной деятельностью учащихся.

Синтезирующим моментом в работе по картине является определение названия картины. Это очень важная часть работы, так как в выборе заглавия выясняется, как дети поняли основное в содержании картины. Кроме того, подбор заглавия является прекрасным упражнением для выработки умения выражать свои мысли в сжатой форме. Не нужно ограничиваться только одним названием. Пусть дети придумывают разные названия, сопоставляют их между собой и выбирают наиболее удачное. При выборе заглавия каждый раз следует обосновать, почему это заглавие удачнее других.

Чтобы подготовить учащихся к сочинению по картине, целесообразно обогатить их язык образными меткими выражениями и словами, которые для лучшего запоминания следует под руководством учителя записать в тетради по тематическим разделам.

Последним этапом в работе над картиной является устное рассказывание по всей картине и написание сочинения. При обучении устному и письменному рассказу приходится постоянно помнить, что учащихся необходимо приучать к последовательности изложения, к правильному переходу от одной части к другой, к тому, чтобы рассказ, будучи наполнен определенным содержанием, оставлял целостное впечатление, то есть был бы композиционно строен.

Практическая часть

Работу над живописным произведением я осуществляю через систему упражнений. Упражнение — это практический метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Достоинство данного метода состоит в том, что обеспечивает эффективное формирование умений и навыков.

Данная система упражнений ставит учащихся в ситуацию многократного и вариативного применения полученных знаний и умений в различных связях и условиях; формирует не только способность анализировать произведения изобразительного искусства, намеренно использовать различные средства речевой выразительности, конструирования текстов, но и требует от учащихся решения разнообразных учебных задач, что обеспечивает интенсивную работу мышления, направленную на поиск путей и средств решения, активность и самостоятельность учащихся.

Такие упражнения, как:

· Рассматривание картины без предварительной установки учителя

· Рассматривание картины под музыкальное сопровождение

· Мысленное воспроизведение ранее рассмотренной картины

· Определение «звучания» картины (Какие звуки можно услышать при рассматривании картины?)

· «Вхождение» в картину (Что захотелось бы сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?)

· Определение жанра картины (портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетная картина)

· Определение темы картины формируют умение определять тему, основную мысль картины, выделять наиболее яркие изобразительные средства (цвет, свет, соотнесение центра и фона и др.), умение различать картины различных жанров и тем, полотна, созданные разными художниками.

Упражнения вида:

· Сравнение темы, основной мысли, изобразительных средств литературного произведения и картины (Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина. Соответствует ли образ очаровательной Джованины Паччини (К.П. Брюллов «Всадница») женскому образу, воспетому А. С. Пушкиным в стихотворении «Красавица»?)

· Сравнение основного настроения картины и музыкального произведения (И.С. Остроухов «Золотая осень» и П. И. Чайковский «Времена года»: пьеса «Сентябрь. Охота» .)

· Сравнение картин, близких по теме (И.С. Остроухов «Золотая осень» и И. Э. Грабарь «Ясный осенний вечер»)

· Сравнение картин, сходных или контрастных по настроению (И.И. Левитан «Осенний день. Сокольники.», «Золотая осень»; И. С. Остроухов «Золотая осень»)

· Сопоставление образов, созданных одним художником, но в разных картинах (И.И. Левитан «Осенний день. Сокольники.», «Золотая осень») направлены на синтез различных образных решений в рамках одной и той же темы, сюжета, идеи, средств выразительности. Их цель — развитие ассоциативности мышления детей, эмоционального отношения к произведениям различных видов искусства, формирование умений сравнения и обобщения художественных явлений.

Следующая группа упражнений направлена на формирование умения выполнять целостный анализ произведений изобразительного искусства в единстве его содержания, структуры и изобразительных средств. Сюда входят такие упражнения:

· Объяснение названия картины (Как вы думаете, почему картина так называется? Обоснуйте своё мнение.)

· Придумывание названия картины (Придумайте своё название для этой картины.)

· Сравнение названий придуманных детьми с авторским

· Выбор названия картины из нескольких заголовков предложенных учителем (Какое из названий более точно отражает содержание картины?)

· Выделение и характеристика отдельных элементов картины, способствующих созданию образа.

· Анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникших под ее воздействием, их сравнение

· Определение основной мысли картины на основе ее целостного анализа. Выявление роли формата, композиции, освещения, цвета и ее реализации

· Определение изобразительных средств, помогающих созданию определенного настроения (С помощью каких средств художник смог выразить такое настроение?)

· Выявление характера персонажа на основе анализа его внешнего облика (позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими героями картины.

· Соотнесение картины к какому-либо живописному жанру на основе ее целостного анализа (К какому жанру живописи можно отнести эту картину? Что позволяет нам сделать такой вывод? Можно ли назвать эту картину пейзажем (портретом, натюрмортом?)

· Анализ текста, созданного на основе картины, с точки зрения соотносительности использованных в нем языковых средств, содержания и коммуникативной задачи

· Анализ структуры текста, созданного на основе картины (Разделите текст на части. Определите, как связаны части текста между собой. Найдите слова, помогающие соединить предложения в тексте.)

Одна из групп упражнений предполагает обогащение словаря учащихся, с помощью которого можно не только проводить анализ картины, но и создать собственные суждения на основе восприятия произведений изобразительного искусства.

· Выбор подходящего для данной картины или данного текста слова из тех, которые предложены учителем или самими учащимися (какие из данных слов уместно употребить для описания картины «Витязь на распутье»: витязь, воин, богатырь, силач, всадник, храбрец, военный, атлет, солдат, боец, вояка)

· Подбор контекстуальных синонимов с целью избежания неоправданного повтора (например, художник — живописец, автор картины, пейзажист)

· Подбор синонимов, выражающих определённые оттенки значения или различающихся по эмоционально-экспрессивной окраске (например: названия каких оттенков жёлтого можно употребить, описывая осеннюю листву?)

· Подбор слов по определённым микротемам. (например, при характеристике образа на картине Крамского «Портрет сказителя былин»: глазавнимательные, задумчивые, усталые; носкрупный, большой; лицоморщинистое, продолговатое, задумчивое) (Приложение 1 «Материал к сочинению»)

· Объяснение значений слов с помощью различных приёмов (определения, найденного в словаре, развёрнутого описания, включения слова в контекст, подбора синонимов)

· Работа со словарём терминов и понятий изобразительного искусства Следующая группа упражнений творческого характера, направлена на формирование у учащихся всего комплекса коммуникативно-речевых умений на основе восприятия и осмысления картины.

· Конструирование предложений по данным моделям. (Приложение 2 «Составление предложений»)

· Сочинения по сюжетным картинкам.

· Сочинения по одной картине.

· Описание героя картины

· Описание места действия.

· Сочинение от имени одного из героев картины. (Приложение 3 Сочинение по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»)

· Письмо от своего имени герою картины.

Последовательность анализа произведения живописи может быть разной, в зависимости от особенностей самой картины, от поставленных целей, возраста учащихся и уровня развития у них художественного восприятия.

На первых этапах работы над анализом картины иногда использую следующую последовательность, особенно при рассматривании пейзажей:

· Низ картины (земля, вода, фон)

· Средняя часть (основная), где как правило находится композиционный центр картины

· Верх картины (фон, небо) Второй вариант анализа (Приложение 4 К. П. Брюллов «Всадница») требует от учащихся определенных знаний и умений. Он может идти приблизительно по следующему плану:

· Жанр картины

· Ее предметное содержание

· Настроение, вызываемое произведением изобразительного искусства

· Основные микротемы картины

· Изобразительные средства, которые использует художник для создания образов (формат, композиция, свет, цвет и др.), роль этих средств в выражении основной мысли картины, авторской позиции.

В третьем варианте анализа исхожу:

· на первом этапе от общего, целостного впечатления от картины. Вместе с детьми пытаюсь «схватить» художественный образ целиком. Для этого работаем с названием картины, если оно содержательно (как, например, «Московский дворик», «Берёзовая роща», «Витязь на распутье»). В тех случаях, когда в самом названии не содержится ничего примечательного «Портрет Е.Н.Арсеньевой» Боровиковского (5 класс), «Портрет А.Г.Рубинштейна» И. Е. Репина (7 класс), сразу обращаюсь к личности изображенного человека, и это обращение и удержит необходимую целостность первого впечатления от картины.

· на втором этапе анализа идет подробное рассматривание произведения живописи. Если это портрет, (Приложение 5 В. А. Серов «Девочка с персиками»), то речь идет как о внешних способах характеристики человека (поза, одежда, прическа, интерьер или пейзаж или просто фон, на котором он изображен, окружающие его вещи), так и об анализе внутреннего мира человека (обнаруживающихся в выражении лица: возрасте, чертах характера, состоянии, настроении). Если это пейзаж или сюжетная картина, (Приложение 6 И. С. Остроухов «Золотая осень», Приложение 7 В. М. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке») стараюсь, чтобы ни одна изображенная художником деталь не осталась незамеченной, чтобы дети как можно точнее характеризовали каждую подробность. Например, не просто «дом», но «покосившийся старенький домик», не просто «голубое небо», но «еще холодное серо-голубое небо», не просто «зеленая трава»; но «первая нежная ослепительно яркая зеленая травка» и т. д. Вместе с тем, чувствовали общую атмосферу (не настроение художника, но то, что относится собственно к изображению: время года и дня, погоду, «температуру воздуха», то есть попытались почувствовать, ощутить движение воздуха, тепло солнечных лучей или, напротив, разлившуюся в атмосфере влажность и прохладу). Если на уроке анализируем натюрморт, важно, чтобы дети могли дать точную характеристику каждой вещи (обнаруживали ее тяжесть или хрупкость, плотность или прозрачность, ее цветовые особенности, но за всем этим — ее возраст, то есть не только ту жизнь в конкретном пространстве, которое представлено у художника, но и жизнь во времени). Необходимо, чтобы за каждой вещью (где это возможно, конечно) дети могли обнаружить присутствие человека: его привычки, вкус, само протекание его жизни, которое вплотную связано с окружающими его вещами. Речь идет, опять же, не о вкусе самого художника, который выбрал именно эти вещи и именно таким образом их расположил. Речь идет о людях из того созданного художником мира, которые оказались за кадром натюрморта, но присутствие, которых все-таки чувствуется.

· На третьем этапе обращения к картине необходимо вновь обратиться к целостному впечатлению, которое теперь уже будет более богатым, насыщенным теми подробностями, которые удалось обнаружить во время внимательного исследования деталей. Вновь обращаюсь к названию картины или к личности изображенного человека. Учащимися формулируется уже более содержательно то общее впечатление (например, впечатление «сильной, умной, творческой натуры конкретного человека», ощущение «свежести летнего утра», впечатление «сложности этого детского характера», ощущение «таинственности и одухотворенности русского леса» и т. д.), которое исходит от художественного образа, воплощенного в картине.

Исключительно для удобства рассматривания картин, для того, чтобы точно указать то место на картине, которое привлекло наше внимание, можно пользоваться такими выражениями, как «на переднем, или первом плане… справа, слева, в центре», «на среднем, или втором плане… справа, слева, в центре», «на заднем, или третьем плане… слева, справа, в центре». Объясняю, что если мы будем употреблять эти выражения, нашим слушателям или читателям можно будет без труда отыскать на картине нужное место. После этого говорю, что эти специальные выражения нужны нам только в ходе черновой работы, когда мы, рассматривая картину, что-то обнаружили и хотим этим поделиться с окружающими. В ходе самого устного сочинения к этим выражениям лучше не прибегать.

Таким образом, система упражнений и анализ произведения живописи помогают глубже изучить теорию, формируют способы научного анализа, имеют большое воспитательное значение, дают возможность проявления творчества и сообразительности.

Вместе с тем, недостаточная сформированность тех или иных коммуникативно-речевых умений учащихся приводит к появлению в устных и письменных высказываниях детей ошибок различного рода. Совместная работа учителя и учащихся по анализу и редактированию письменных работ учащихся — одна из основных видов работы по развитию их речевых умений.

После написания учащимися творческих работ — сочинений по картине, провожу анализ. При анализе сочинений говорю детям о том, раскрыта ли тема и основная мысль сочинения, верно ли отобран материал, соблюдены ли границы темы, каково языковое оформление сочинения. Знакомлю с лучшими сочинениями учащихся, с сочинениями, в наибольшей степени соответствующими задачам развития речи, поставленным на данном этапе обучения. Читаю не только целые сочинения, но и фрагменты, удачные начало и концовка, точное и выразительное описание предмета речи. Умелое использование изобразительно-выразительных средств и т. д. Детям, допустившим определенные ошибки, предлагаю выполнить задания по редактированию текста. Работу по совершенствованию текста предлагаю выполнить в классе и продолжить дома. Это дает возможность видеть пути совершенствования текста, формирует у детей умения исправлять допущенные ошибки, создавать более совершенные тексты.

Анализ сочинений имеет большое значение. На учащихся он оказывает благотворное обучающее и воспитывающее воздействие: возрастает интерес к созданию текста и ответственность за его выполнение, быстро развивается умение сознательно решать все проблемы в работе над текстом, крепнет вера в свои силы.

речевой развитие живописный изобразительный

Заключение

В своей работе я пыталась доказать, что воспитание всесторонне развитой личности невозможно вне совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь.

Я считаю, что систематическая работа над произведением живописи способствует развитию речи школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства.

Учащиеся могут осуществить выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения. Могут проанализировать содержание, образный язык произведений изобразительного искусства, определить средства выразительности; свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме.

К концу обучения школьники овладевают определёнными речевыми и искусствоведческими понятиями, основными содержательными, композиционными, языковыми средствами различных речевых высказываний.

На основе этих знаний свободно используют приобретённые речевые умения в речевой практике при рассмотрении картины, её анализе, конструировании и переконструировании текстов, созданных на основе восприятия произведений изобразительного искусства.

Все это позволяет школьникам в целом более осознанно и свободно пользоваться богатством родного языка для передачи определённых мыслей, чувств, отношения к окружающему миру.

Приложение 1

Материал к сочинению Картина И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин». (5 класс)

Ягоды

Душистые, ароматные; нежно-розовая спелая клубника, сочная малина, веточки с ягодами; грозди ягод смородины, бусинки агата, похожи на янтарь, необычный букет.

Кувшин

Белый, глиняный, пузатый, глянцевый, расположен в глубине.

Цвет

Белый; янтарный; бордовый, красный, кумачовый, розовый; заманчивы и ярки, полный разнообразных оттенков, создающий настроение, передаёт цветом.

Картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка». (7 класс)

Комната

Большая, просторная, светлая, уютная, освещенная, залита солнечным светом, шторы раздвинуты, чистота и порядок.

Стены

Высокие, голубовато-серые, географическая карта.

Стол

Круглый, покрытый белой льняной скатертью.

Мальчик

Притихший, в виноватой позе, опустив голову, неопрятный вид, взъерошенные светлые волосы, коньки вместо учебников, портфель перевязан верёвкой.

Мама

Сидит на стуле, с укором смотрит, заботливая, трудолюбивая, натруженные руки.

Малыш

Ехидно улыбается, сидит на велосипеде,

Сестра

С возмущением смотрит, придерживает рукой страницы учебника, стоит у стола, аккуратно причёсанная, в школьной форме.

Колорит

Скромный, неяркий, приглушённые тона, располагающий к размышлению.

Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели». (8 класс)

Небо

Рыхлые облака, грязно-серое, проблески солнца.

Снег

Талый, грязный, серый, пористый, нерастаявший.

Берёзы

Кривые, корявые, старые, с прошлогодними гнёздами, голые тонкие ветви.

Грачи

Неугомонные, шумливые, крикливые, суетливые, драчливые, вестники весны.

Церковь

Старая, каменная, ветхая, с облупившейся штукатуркой.

Поля

Дальние, побуревшие, невспаханные, бескрайние, расстилающаяся ширь полей, бурая почва.

Пейзаж

Скромный, простой, задушевный, знакомый и дорогой.

Настроение

Мир и покой, лиричное.

Приложение 2

Составление предложений, связанных с описанием анализируемой картины

Художник, живописец, автор

обратился

к какому-либо изображению…

к какой-либо сказке…

к какому-либо эпизоду…

выделил

какую-либо фигуру…

какой-либо предмет…

каким-либо цветом…

композиционно…

добивается

какого-либо настроения…

точности изображения…

ясности композиционного построения…

противопоставлением каких-либо цветов…

благодаря какому-либо контрасту.

Приложение 3

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером Волке»

Я сильный, умный и волшебный волк. Я мчусь над землёй и болотом, синие леса мимо глаз пропускаю, реки и озёра хвостом заметаю. У меня быстрые ноги, широкий лоб и чуткие уши, а глаза, похожие на человеческие, видят далеко сквозь непроницаемую тьму.

Верхом на мне сидит Иван-царевич, спасший меня. Он крепко держит Елену Прекрасную и с тревогой глядит назад. Хочет убедиться, что мы оторвались от погони. Я легко несу свою ношу, потому что мне нужно отплатить добром своему спасителю, только столетние деревья мрачного тёмного леса мелькают по сторонам. Смотрю я вперёд, но вижу и то, что происходит сзади.

Я не просто волк, я волшебный Серый Волк. Я спасу, уберегу от беды Ивана-царевича и Елену Прекрасную.

Батурин Сергей, 5 «Б» класс

Приложение 4

Урок развития речи по картине К. П. Брюллова «Всадница»

Цели урока:

1. научить понимать язык художественных произведений, проникать в художественный строй картины;

2. развивать речь учащихся: строить устные и письменные высказывания, собирать рабочий материал к описанию картины;

3. приобщить ребят к искусству, чувствовать живительную силу искусства.

Оборудование:

1. автопортрет художника

2. репродукция картины «Всадница»

Оформление доски:

1. картины,

2. тема урока: «Сочинение по картине К. П. Брюллова «Всадница»,

3. вопросы к картине,

4. текст стихотворения:

«Красавица»

Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В ее сиянье исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,

Хоть на любовное свиданье,

Какое б в сердце не питал

Ты сокровенное мечтанье, ;

Но, встретясь с ней, смущенный ты

Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.

А.С.Пушкин

Ход урока:

1. сообщение темы и целей урока.

2. сообщение учащихся о художнике, особенностях его творчества.

3. молчаливое рассматривание картины.

4. беседа по картине:

посмотрите на картину и передайте ее сюжет словами. Если вам сложно выполнить задание, то используйте вопросы к картине, которые находятся на доске и у вас на столах:

· что изображено на картине?

· Что привлекает ваше внимание на картине?

· Что можно сказать об образах, изображенных на картине?

· Попробуйте рассказать о воспитанницах графини Самойловой. Рассмотрите их фигуры (их возраст, одежда и прочее).

· Опишите животных, изображённых на картине, их поведение.

· Каково состояние природы?

· О чем говорят краски, использованные художником для создания картины?

· Какое настроение вызывает у вас картина?

· Какие эпитеты, сравнения можно употребить, рассказывая о картине?

· Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина. Соответствует ли образ очаровательной Джованины Паччини женскому образу, воспетому А. С. Пушкиным в стихотворении «Красавица»?

5. составление плана сочинения

6. сбор материала к сочинению (можно организовать в группах по анализу отдельных образов).

7. орфографическая минутка по правописанию причастий, прилагательных, существительных с разными суффиксами

8.устная работа по плану сочинения.

Учащиеся предлагают свои варианты сочинения по картине. Если варианты сочинения не выразительны, то ребятам предлагается послушать сочинение учащегося параллельной группы.

В конце урока дается домашнее задание: написать сочинение с использованием лексики урока, собственных впечатлений.

Приложение 5

Урок развития речи в 8 классе по картине В. А. Серова «Девочка с персиками»

Цели урока:

· научить понимать язык художественных произведений, проникать в художественный строй картины; строить текст в определённой композиционной форме; путём речевой подготовки предупреждать недочёты и грамматические ошибки в сочинениях;

· развивать речь учащихся: строить устные и письменные высказывания, собирать рабочий материал к описанию картины;

· воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.

Оборудование:

· репродукция картины В. А. Серова «Девочка с персиками»

· орфографические словари Оформление доски:

· репродукция картины,

· тема урока: «Сочинение по картине В. А. Серова «Девочка с персиками»

Ход урока:

1. сообщение темы и целей урока.

2. сообщение учащихся о художнике, особенностях его творчества.

3. молчаливое рассматривание картины.

4. беседа по картине:

· Интересуюсь у детей: можно ли эту картину назвать портретом? (В этой картине есть и портрет, и натюрморт, и элементы бытового жанра, такие как комната, стол, стулья).

· А что вы считаете главным в картине? (Главное, что хотел показать художник, — портрет девочки, которая сидит за столом.).

· Какой нам показал её художник? Опишите её позу, одежду. (Девочка сидит спиной к окну, прижавшись к столу, в руках персик; на ней розовая блузка, в волосах большой тёмный бант).

· Попробуйте описать её лицо и определить, как к ней относится художник. (Художнику нравится эта девочка. У неё слегка зарумянившееся лицо, высокий чистый лоб, обрамлённый тёмными волосами. Большие карие глаза очень выразительны. Лицо у девочки красивое.)

· Художник нам показывает образ милой, привлекательной девочки. А не можете ли вы предположить, какой у неё характер? (Девочка серьёзная, любознательная. Очень внимательно всматривается в окружающий мир. Но спокойной её не назовёшь. Кажется, ей хочется встать и убежать).

· Как вы думаете, почему рядом с девочкой художник изобразил персики? Почему он выбрал именно эти фрукты? (Персики такие же бархатистые, румяные, как загорелое лицо девочки. Они очень свежи, спелы и ароматны, вызывают желание их попробовать. И от портрета девочки веет свежестью, красотой, обаянием).

· Каких тонов в картине больше: светлых или тёмных? (В картине преобладают светлые тона. Свет вливается в окна, заполняет всю комнату. Художник добавляет в цвета и разные оттенки. Например, на розовой блузке мы видим оттенки и сиреневого, и жёлтого, и сероватого цветов. На белой скатерти голубоватые, сероватые, розоватые отсветы).

· Почему художник использует эти оттенки? (Он хочет показать, что свет как бы играет в комнате, заполняет её всю. Свет помогает создать радостное, приподнятое настроение).

· При помощи чего среди светлых тонов художник сумел выделить лицо девочки? (Тёмные волосы, тёмные глаза, тёмный бант, тёмные стулья позади девочки помогают выделить её лицо).

· Что Серов пытался выразить в этой картине? (Он пытался передать огромное обаяние, исходящее от юной Веры Мамонтовой, прославляет юность и красоту.)

5. В качестве домашнего задания можно предложить сочинение на тему: «Похожа ли Верочка на меня или на кого-нибудь из моих друзей?»

Приложение 6

Урок развития речи в 7 классе по картине И. С. Остроухова «Золотая осень»

Цели урока:

· научить понимать язык художественных произведений, проникать в художественный строй картины; строить текст в определённой композиционной форме; путём речевой подготовки предупреждать недочёты и грамматические ошибки в сочинениях;

· развивать речь учащихся: строить устные и письменные высказывания, собирать рабочий материал к описанию картины;

· воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.

Оборудование:

· репродукция картины И. С. Остроухова «Золотая осень»;

· музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года»

· орфографические словари Оформление доски:

· картины,

· тема урока: «Сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень»,

· вопросы к картине,

· эпиграф Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

А.С.Пушкин

1. Ход урока:

1. сообщение темы и целей урока.

2. сообщение учащихся о художнике, особенностях его творчества.

3. молчаливое рассматривание картины.

4. беседа по картине:

· посмотрите на картину и передайте ее сюжет словами. Если вам сложно выполнить задание, то используйте вопросы к картине, которые находятся на доске и у вас на столах:

· что изображено на картине?

· Каково ваше общее впечатление от пейзажа: грустное или радостное?

· Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

· Каков, по вашему мнению, замысел художника? Почему она названа «Золотая осень»?

· Когда лес бывает таким, каким он изображён на картине: в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

· Какие цвета преобладают на картине? О чем говорят краски, использованные художником для создания картины?

· Какие эпитеты, сравнения можно употребить, рассказывая о картине?

· Прочитайте эпиграф к уроку. Соответствует ли настроение художника утверждению А. С. Пушкина?

4. Вывод-обобщение.

Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но золотая осень рождает чувство бодрости, жизнерадостное настроение, очарованное огненнозолотистого и багряного цветов на картине завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник даёт нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной её силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом «Времена года». Послушаем пьесу: «Сентябрь. Охота» .

· Что вы представляете, когда слушаете музыку?

· Что общего между впечатлениями от картины и музыки?

5. Составление плана сочинения

6. Сбор материала к сочинению, орфографическая минутка по правописанию причастий, прилагательных, существительных с разными суффиксами, наречий (здесь, справа, слева, вблизи, вдали, вверху)

7. устная работа по плану сочинения.

Учащиеся предлагают свои варианты сочинения по картине. Если варианты сочинения не выразительны, то ребятам предлагается послушать сочинение учащегося параллельной группы.

8. домашнее задание: написать сочинение с использованием лексики урока, собственных впечатлений.

Приложение 7

Урок развития речи по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» (5 класс)

Цели урока:

4. научить понимать язык художественных произведений, проникать в художественный строй картины;

5. развивать речь учащихся: строить устные и письменные высказывания, собирать рабочий материал к описанию картины;

6. приобщить ребят к искусству, чувствовать живительную силу искусства.

Оборудование:

3. русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

4. репродукция картины «Иван-царевич на Сером Волке»

5. орфографический и толковый словари

Оформление доски:

5. репродукция картины,

6. тема урока: «Сочинение по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»,

7. вопросы к картине.

Ход урока:

5. сообщение темы и целей урока.

6. молчаливое рассматривание картины.

7. чтение отрывка из русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк».

8. сравнительная беседа по русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк» и картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»:

· Кто вспомнит, из какой сказки эти слова? Ответ записываю на доске. Учащиеся вспоминают основных героев сказки.

· Рассказываю о том, что многих художников привлекали сюжеты сказок, по мотивам которых были созданы картины.

· Обращаю внимание на картину В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Название картины также записываю на доске.

· Чем отличаются названия картины и сказки? Почему слова «Серый Волк» в названии картины написаны с заглавной буквы? Каково отношение художника к этому персонажу? Почему в названии картины использован не союз и, а предлог на? (Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван-царевич; предлог указывает на то, что в картине отражён лишь эпизод сказки).

· При помощи каких глаголов передаётся движение Волка в сказке? Как показан стремительный бег Волка на картине? (Поскакал, помчался, поехал. Самое быстрое движение передаёт слово «помчался». На картине волк как будто летит. Скорость движения подчёркивается сильным взмахом передних лап. Волосы Елены Прекрасной развеваются на ветру от быстрой езды.)

· Что чувствуют герои картины? Какие особенности живописного полотна передают ощущение тревоги? (картина расположена вертикально: впереди и позадинеизвестность. Лицо Ивана-царевича выражает тревогу и в то же время отвагу, он оглядывается назад, готовый встретить преследователей. Художник использует красный цвет как символ тревоги: красная шапка, красные ножны, красные сапоги, красный язык Волка).

· Опишите одежду героев. Используя устаревшие слова: парча, голевой, кафтан, кушак, сафьян, скатный жемчуг, червлёный, яхонты. Значение незнакомых слов установите по словарю.

· Сравните центр и фон картины. Как передаётся контраст между ними? (Тёплые. яркие цвета одежды героев противопоставляются тёмным, мрачным деревьям, лишённым листвы; центральные фигуры, как бы освещённые со всех сторон, и потонувшие в сумерках лесные дебри).

· Какие детали картины помогают понять, что герои находятся в волшебном лесу? (Непонятно, откуда падает свет; неясно, какое время года: цветут две переплетённые яблоньки и лилии, в то время как на деревьях не видно ни одного зелёного листочка).

· Как Васнецов изображает Серого Волка? Чем он отличается от реального зверя? (Лапы не касаются землион как бы летит над болотом; глаза похожи на человеческие; только этот персонаж смотрит вперёд и может увидеть то, что ждёт героев).

9. Далее коллективно составляется план сочинения. Он может быть таким:

1. Художник-сказочник.

2. Главные герои картины, их облик, мысли и чувства.

3. Тайны волшебного леса.

4. Чувства, навеянные картиной.

6. домашнее задание.

В зависимости от речевой подготовки учащихся предлагаю задание на выбор: 1) создать описание картины по предложенному плану; 2) написать сочинение от имени героя картины (Ивана-царевича, Елены Прекрасной или Серого Волка).

Приложение 8

Сочинение по картине И. И. Левитана «Лесистый берег»

На картине И. И. Левитана «Лесистый берег» изображено раннее утро.

На переднем плане мы видим крутой обрыв, старые корявые пни. Небольшая тихая речка даёт изгиб. В прозрачной, чистой воде отражаются верхушки могучих сосен.

Картина написана в тёплых пастельных тонах, которые передают сказочност хвойного леса. Яркое пятно глинистого обрыва освежает всю картину, и лучи утреннего солнца дополняют её яркость.

Противоположный берег, менее выразительный, написан в блёклых коричнево-зелёных тонах, за счёт чего усиливается контрастность тёмного леса.

Небо затянуто дымкой. Оно изображено в бледных, серо-бирюзовых тонах. Этим создаётся впечатление, что вся природа как будто затаилась в ожидании чуда — восхода солнца.

Макарова Юлия, 6А класс.

Приложение 9

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатырский скок»

Я очень люблю читать сказки и былины. Увидев картину В. М. Васнецова «Богатырский скок», я сразу поняла, что этот удивительный художник тоже бесконечно любит и ценит неисчерпаемую сокровищницу русской народной литературы.

Огромный богатырский конь только оттолкнулся копытами от земли, а уже дремучий лес кажется низкой травой, а облака-всё ближе и ближе. Такой конь в считанные секунды сумеет преодолеть любые расстояния, чтобы доставить грозного седока к желанной цели.

Красив и суров богатырь, крепко сжимающий сильными ногами бока ретивого скакуна. Это настоящий русский воин, такому не страшны даже полчища врагов — пусть они сами дрожат и трепещут! Серебристый шлем, надёжная кольчуга, щит сумеют защитить богатыря от мечей и стрел неприятеля, а длинное крепкое копьё вселит ужас в захватчиков русской земли. Гордо и внимательно оглядывает воин бесконечные просторы родины, при первой же опасности он готов постоять за свой народ.

Вот что почувствовала я, рассматривая картину В. М. Васнецова «Богатырский скок».

Макарова Юлия, 6 А класс

Приложение 10

Сочинение по картине В. А. Тропинина «Портрет сына»

В одна тысяча восемьсот восемнадцатом году великим русским художником В. А. Тропининым была создана картина «Портрет сына» .

На ней изображён мальчик десяти — двенадцати лет. Для создания образа сына портретист использует тёплые тона. Фон картины достаточно тёмный (художник использует цвета от светлодо тёмнокоричневого).

Ярким пятном выделяется лицо ребёнка. Здесь автор картины использует солнечные тона, красновато-жёлтые. У мальчика светлые, золотистые волосы, тёмно-синие глаза, правильные полукруглые брови, маленький прямой нос, припухлые губы, острый подбородок и чуть выступающие скулы.

На нём надета белая рубашка, ворот которой не застёгнут. Серовато-белые и голубоватые тона воротничка придают лицу свежесть. Поверх рубашки — тёплая коричневая курточка, из-под которой виден жилет.

Глядя на портрет мальчика, я могу сказать, что ребёнок спокойный, уравновешенный и очень внимательный. Сосредоточенный взгляд его направлен влево. Вероятно, он ждёт окончания сеанса, чтобы пойти поиграть во дворе с друзьями, ожидающими его за дверью.

Эта картина вызывает чувства доброты, нежности, любви.

Кондратьева Инна, 7А класс.

Сочинение по картине В. А. Тропинина «Портрет сына».

Рассматривая книгу по искусству, я обратил внимание на репродукцию картины В. А. Тропинина «Портрет сына», на которой изображён мальчик лет десяти.

Общий фон картины написан тёмными красками, поэтому очень хорошо выделяется смугловатое лицо ребёнка.

Его большие тёмные глаза с тайным огоньком смотрят куда-то вдаль. В плотно сжатых губах таится намёк на серьёзную мысль. Можно подумать, что мальчик мечтает о чём-то интересном, загадочном. Золотистые локоны освещают лучи солнца, проникающие из окна.

А высоко поднятый воротник рубашки говорит не только о добродушном характере мальчика, но и о его юности, задорности.

Всматриваясь в образ, созданный художником, нельзя не отметить, с какой теплотой и любовью написан портрет. Кажется, автор желает навсегда сохранить юный и наивный образ своего сына.

Кирилов Максим, 7А класс.

Приложение 11

Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»

День приближался к полудню. Очень скоро все начнут собираться к обеду. Мама должна закончить домашние дела: она хлопочет на кухне, готовит обед. Её младший сынишка катается на велосипеде. Ему спокойно рядом с мамой.

Вот и звонок. Это старшая сестра Маша пришла из школы. Теперь надо дождаться прихода Ивана, и семья может садиться обедать. Но Ваня не идёт.

Маша решила начать делать уроки. Она разложила на столе учебники и тетради. Петя не мешает сестре, он поиграл с собакой и снова сел на велосипед.

Наконец раздался звонок. Но прозвучал он как-то несмело. Мама пошла открывать дверь, за ней побежал, весело виляя хвостом, Тузик.

И вот Ваня стоит посреди комнаты. Он даже не стал снимать пальто. В руках у него портфель, из которого торчат коньки. На вопрос мамы, как дела в школе, Ваня отводит глаза, ему стыдно. Ведь сегодня он получил двойку. Опять двойку!

Настроение у всех испортилось. «Что же ты так подвёл всех, Ваня?" — такой вопрос читается в глазах мамы. С укором смотрит на брата старшая сестра. С удивлением наблюдает за всем происходящим Петя. И только Тузик продолжает радоваться приходу хозяина и друга.

Что же будет делать Ваня? Наверное, он постарается подготовиться к урокам так, чтобы исправить свою двойку.

Моисеев Дмитрий, 7 «А» класс

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой