Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Этапы порождения речи (структура речевого акта)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ни одно действие человек не совершает без мотива, без причины. Мотив речи определяет, почему необходимо высказаться (письменно или устно). Существование мотива речи свидетельствует о потребности высказаться, т. е. совершить речевой акт. Мотив речи порождает цель высказывания. Речь — это деятельность по использованию языка в целях общения, а «в любой деятельности, — как пишет известный… Читать ещё >

Этапы порождения речи (структура речевого акта) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Речь — это деятельность по использованию языка в целях общения, а «в любой деятельности, — как пишет известный отечественный психолингвист А. А. Леонтьев, — можно выделить одинаковые структурные компоненты»[1]. Принято выделять четыре этапа любой деятельности:

  • 1) этап ориентировки в условиях деятельности;
  • 2) этап выработки плана действия в соответствии с результатами ориентировки;
  • 3) этап осуществления (реализации) этого плана;
  • 4) этап контроля, т. е. проверки соответствия результата тому, что было запланировано.

Такую же структуру имеет и речевая деятельность, любое речевое высказывание. Рассмотрим структуру речевого акта подробнее.

Этап ориентировки.

Речевой акт возможен только тогда, когда сложилась или специально создана речевая ситуация, ситуация общения. Речевые ситуации бывают естественные, которые складываются в результате общения людей, и искусственные, которые создаются специально в целях обучения и речевого развития. Задача учителя — создавать такие речевые ситуации на уроке, которые обладали бы большим развивающим потенциалом и порождали бы у учащихся мотив речи, желание высказываться на предложенную тему. Речь, являясь средством мышления, оказывает решающее влияние на общее развитие ребенка и одновременно зависит от этого развития.

Ни одно действие человек не совершает без мотива, без причины. Мотив речи определяет, почему необходимо высказаться (письменно или устно). Существование мотива речи свидетельствует о потребности высказаться, т. е. совершить речевой акт. Мотив речи порождает цель высказывания.

Таким образом, на этапе ориентировки мотив определяет почему надо высказаться, и возникает цель — зачем, с какой целью надо говорить или писать.

  • [1] Леонтьев А. А. Психологические основы обучения русскому языку какиностранному // Зарубежному преподавателю русского языка: Методика. М., 1977. С. 5.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой