Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Экскурсии в начальном курсе математики

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выход, как считает К. Ефремов, прост: «…давать ребенку движение, свет и близость к природе, а также смягчать эмоциональное и информационное давление на психику». «Уменьшить давление цивилизованного и школьного стресса. И отпадет необходимость в «лекарстве от стресса». Мы солидарны с этой позицией. На наш взгляд, давать ребенку движение, свет и близость к природе, а также смягчать эмоциональное… Читать ещё >

Экскурсии в начальном курсе математики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

«ЧЕРЕПАНОВСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ».

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 50 709 (0312).

«ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ».

КУРСОВАЯ РАБОТА Экскурсии в начальном курсе математики СТУДЕНТКА 41 ГРУППЫ ЖЕРЕБНЕНКО АЛЕКСАНДРА ЮРЬЕВНА ЧЕРЕПАНОВО.

СОДЕРЖАНИЕ Введение.

1 Экскурсия как особая форма урока.

2 Общие требования к проведению экскурсии.

3 Математические экскурсии.

4 Экскурсия — здоровьесберегающая форма уроков математики.

5 Опыт проведения экскурсий Заключение Библиография Приложения.

Введение

урок математическая экскурсия обучение В настоящей работе рассматривается тема «Экскурсии в начальном курсе математики». Данная тема очень актуальна в обучении младших школьников не только в сфере математики, но и в других образовательных областях. В современных школах образование идет однотипное, и у большинства учащихся уже в начальных классах пропадает интерес к учебе. А если в обучение младших школьников включить уроки-экскурсии по математике, русскому языку и т. д., то мы поддерживаем у ребенка «здоровую любознательность» и «жажду учения», так как на этих уроках создаются необходимые условия для осуществления практического учения в условиях реальной действительности. Здоровая любознательность — основа учебной деятельности, а через уроки-экскурсии идет прямая поддержка данной деятельности. Также во время уроков-экскурсий ученики наблюдают, добывают информацию, делают это с истинным интересом и желанием, а значит, у них формируется умение видеть и учиться. Кроме того, существуют проблема, которая состоит в том, что экскурсия — это интересная форма проведения занятий, недостаточно востребованная учителями начальных классов, вследствие, чего у детей не формируется представление о связи науки и жизни. В качестве объекта исследования рассматриваются формы организации учебного процесса в предметной области математика. Предметом исследования будет являться экскурсия, как особая форма математических занятий. Исходя из вышесказанного, целью работы будет выявление места и роли экскурсии в процессе обучения математике. Для достижения цели необходимо решить такие задачи:

1. Изучение информационного пространства по данной теме.

2. Выявление и описание опыта проведения математической экскурсии.

3. Создание банка методических материалов для подготовки и проведения экскурсии.

В процессе работы для решения задач теоретического исследования будут использованы такие методы, как работа с методической литературой, поиск информации в Интернете; на практическом этапе будут проведены наблюдения, опрос и разработка дидактических материалов.

1. Экскурсия как особая форма урока.

* Определение понятия «Экскурсия Экскурсия — поездка (коллективная или индивидуальная) куда-нибудь с образовательной или увеселительной целью.

Экскурсия — это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы.

Экскурсия — это психологически грамотное средство формирования понятий и умственных действий, поскольку она дает благодатную возможность реализовать принцип поэтапности.

Основная дидактическая цель экскурсий — формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. На экскурсии дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты под непосредственным руководством учителя.

Экскурсии выполняют те же функции, что и уроки: обучающую, воспитывающую, развивающую. Вместе с тем экскурсии по сравнению с классными занятиями имеет ряд преимуществ. Они позволяют сблизить методы обучения и методы научного исследования — экскурсию можно рассматривать как аналог научной экспедиции. Неоценима роль экскурсии в экологическом образовании школьников. Большие возможности представляют экскурсии для формирования эстетических отношений, развития мышления, наблюдательности. Не случайно многие прогрессивные методисты прошлого неоднократно подчеркивали важность экскурсий в школьном обучении.

В то же время на практике мы видим, что количество экскурсий по сравнению с классными уроками незначительно — обычно не более трех-пяти в год. Это связано с тем, что далеко не все изучаемые объекты и явления можно наблюдать в окрестностях школы, своего населенного пункта. Кроме того, проведение экскурсии связано с определенными организационными трудностями. Для начинающих учителей, студентов-практикантов проведение экскурсии часто связано с трудностями управления классом (поддержание дисциплины). Дети часто воспринимают экскурсию как прогулку, на которой можно вести себя свободнее, чем на уроках.

Тем не менее, учитывая высокую эффективность правильно организованной экскурсии, учителю целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира, вопросов взаимоотношения человека и природы.

Велико педагогическое значение экскурсий. Следует, прежде всего, отметить ее огромное общеобразовательное значение. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знание учащихся.

Различают следующие виды экскурсий:

— в природу;

— в музей и на выставки;

— на производственные предприятия Экскурсии можно подразделить на предметные и комплексные. На предметных экскурсиях основное внимание уделяется изучению какого-то одного компонента природы, одного вопроса темы. На комплексных экскурсиях изучается комплекс объектов. По месту в системе других школьных занятий экскурсии можно подразделить на вводные, текущие (сопутствующие классному изучению темы), заключительные.

Вводные экскурсии, как и вводные уроки, предваряют изучения той или иной темы или большой части курса.

Цель вводной экскурсииполучить непосредственные представления об изучаемых объектах для последующего их развития и обобщения в условиях классных занятий. На этой же экскурсии собираются материалы для их последующего использования на классных занятиях при изучении соответствующей темы. Целесообразность вводных экскурсий подтверждаются словами А. В. Сухомлинского, говорившего, что «…без того, чтобы сначала учить детей задумываться над явлением природы, начинать учить детей в классе нельзя…».

Текущие экскурсии проводятся параллельно с классным изучением соответствующей темы. Заключительные экскурсии проводятся в конце изучения темы или всего курса. Главной дидактической целью таких экскурсий является научить детей соотносить полученные на уроках знания с процессами и явлениями, происходящих в окружающем мире.

2. Общие требования к проведению экскурсии СЛОВО «ЭКСКУРСИЯ» и словарях трактуется очень просто: «Это прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью». Мы рассмотрим образовательные экскурсии, на которых преследуются, прежде всего, познавательные цели.

Здоровая любознательность — основа учебной деятельности. Как утверждают психологи, отправным пунктом для учебной деятельности служат интересы и жизненный опыт учащихся, поэтому все то, что изучается или рассматривается, полезно связать с реальным миром, находящимся за стенами классной комнаты.

К. Роджерс считает, что главной проблемой в сфере образования является разработка методов, способных поддержать у всех школьников без исключения здоровую любознательность и жажду учения, которая могла бы заменить любые «кнуты и пряники» искусственной мотивации.

Наша экспериментальная работа показывает, что экскурсия как форма урока может поддерживать «здоровую любознательность и жажду учения» у всех школьников, так как на ней создаются условия, необходимые для осуществления учения и опыте. А личный опыт каждого человека является для него самоценным и заслуживающим доверия, поскольку он служит, в конечном счете, единственным критерием оценки жизненных событий. Учение, в ходе которого человек взаимодействует с реальными людьми, и сам учится быть реальным, адекватным, приносит огромное удовлетворение. Известно, что младшие школьники проявляют особый интерес ко всему, что связано с окружающим миром. Таким образом, экскурсия, особенно на природу, как вид деятельности соответствует их мотивационной сфере. Мотивирует детей, кроме этого, и доступность, привычность видов действий на уроках-экскурсиях. Адаптационный период первоклассников может проводиться в максимально привычной для них обстановке — во дворе, на улице, на природе, что позволяет организовать обучение в начальной школе менее болезненно.

БЛАГОПРИЯТНАЯ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Согласно п. 2.9.5 Санитарных правил, введенных приказом Минздрава РФ от 6 августа 1999 г., в первых классах в сентябре-октябре проводятся в учебный день только по три урока по 35 мин. Соответственно, Минобразования РФ разработало «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период». В этом документе в частности сказано: «…в сентябре — октябре проводятся — ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми».

Таким образом, в течение восьми недель (40 ч) учитель может планировать на последнем часе физической культуры, игр, театрализации, экскурсии. На уроки физкультуры рекомендуется отводить 16 ч, на другие нетрадиционные уроки — 24 ч. Эти часы можно распределить между разными предметами, в том числе провести 6−7 уроков игр и экскурсий по математике. Помимо общих рекомендаций представлена также специфика организации уроком по отдельным темам, в частности по математике.

Начальный период адаптации к школе совпадает с подготовкой к восприятию понятий «число», «величина», «действия с числами» и др. Это так называемый дочисловой период. Дети целенаправленно учатся проводить наблюдения за предметами и группами предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по принципам (цвет, форма, размер). Здесь дети получают количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта, формированием коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется обогащению математического словаря детей, их общелогическому развитию.

Известно, что большинство детей страдают различными заболеваниями. По данным Минздрава РФ, только 5% выпускников школ полностью здоровы, 80% школьников имеют хронические болезни. Состояние их здоровья, по данным Института возрастной физиологии и Центра начального образования РАО, неудовлетворительное: 80—90% детей, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья; 18—20% характеризуются пограничными нарушениями психического здоровья, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем .

В последнее десятилетие появился новый медицинский диагноз — «аллергия на школу». По мнению д-ра мед. наук, проф. В. Ф. Базарного, «главным виновником нынешней ситуации является система образования детей».

Образовательные экскурсии как форма ypoкa обеспечивают, на наш взгляд, здоровьесохраняющее обучение, поскольку позволяют устранить некоторые факторы школьной жизни; негативно воздействующие на здоровье детей. К таким факторам относятся:

— неподвижность за партой во время урока;

— длительная работа в закрытом помещении без свежего воздуха и с искусственным освещением, подавление эмоции;

— невостребованность и даже подавление в образовательном процессе творческого потенциала детей, готовности самостоятельно мыслить, рассуждать и добывать новое знание из окружающей жизни, что нарушает природосообразность обучения;

— преобладание аудиального канала восприятия и переработки информации в ущерб возрастным особенностям младших школьников, требующим многосенсорности в обучении, с опорой на наглядно-образное, наглядно-действенное мышление;

— использование методик, разрушающих целостное восприятие мира, дающих о нем отрывочные представления;

— запрещение любых движений, проявления собственной точки зрения (за это детям пишут замечания в дневник, вызывают родителей), в результате чего вырастают люди, не умеющие действовать и даже жить;

— нервно-психические нагрузки из-за оценочного общения на привычных уроках;

— книжное изучение действительности, затрудняющее применение знаний программного материала на практике.

Прогулка во время образовательной экскурсии:

— освобождает детей от длительного сидения за партой, снимает статическое напряжение, улучшает физическое здоровье, осанку, зрение;

— снижает шансы развития гиподинамии;

— открывает возможности для проявления эмоций;

— делает наглядным и доступным программный математический материал, поскольку нацелена на укрепление психического здоровья через психологический комфорт, природосообразность образовательного процесса и гармонизацию работы левого и правого полушарий.

МНОГОСЕНСОРНОСТЬ Великий русский педагог К. Д. Ушинский утверждал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств — глаз, ухо, голос, мускульные движения и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие и акте запоминания». Всему этому способствуют общении с природой, прогулки во дворе школы, по городу. Математические экскурсии, как и другие, позволяют осуществлять математическое образование многосенсорно, по принципу: вижу + слышу + осязаю + обоняю + трогаю + двигаюсь + чувствую.

Экскурсия как форма занятия позволяет учитывать возрастные особенности младших школьников с их предметно-действенным, наглядно-образным и эмоционально-чувственными мышлением. Для первоклассников характерны неустойчивое внимание, ограниченный лексический запас и недостаточный жизненный опыт. На уроках-экскурсиях учитель имеет больше возможностей для того, чтобы вовремя заметить эти недостатки ребят и более эффективно их преодолеть. Во время экскурсии реализуются и индивидуальные особенности так называемых кинестетов и визуалов, т. е. «деятелей» и «зрителей». Известно, что у младших школьников преобладают характеристики, присущие именно этим типам мышления.

РАСШИРЕНИЕ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА Если рассматривать экскурсию как средство наглядности образовательного процесса, то ее главная цель — расширение чувственного опыта детей и поиск, например, математики за пределами школьного учебника и классного кабинета (в природе, человеческой деятельности). Я. Корчак говорил: «Ребенок — это взрослый человек. Интеллектуально он равен нам, ему не хватает жизненного опыта». На образовательных экскурсиях реализуется приоритет субъективного опыта взаимодействия ребенка с окружающей средой.

Экскурсия обогащает личный опыт самого ученика, который, как считает И. С. Якиманская, включает в себя опыт его индивидуального взаимодействия с миром и результаты предшествующего обучения.

Известно, что в содержание образования входят не только знания, но и опыт осуществления известных способов деятельности (умений, навыков, творчества), эмоционально-ценностного отношения к людям, к миру, к себе. Уроки-экскурсии позволяют ученикам получать и накапливать подобный опыт, а значит, полнее овладевать знаниями.

Накопление ребенком чувственного опыта вне школьного класса в период дошкольного и младшего школьного возраста создает необходимую основу для перехода его от наглядно-образного мышления к понятийно-абстрактному. Почему в народе говорят: «За одного битого — двух небитых дают»? Напорное, потому, что у «битого» опыта больше.

РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ Следующая цель уроков-экскурсий — развитие у школьников внимания, наблюдательности и зоркости, формирование общеучебного умения видеть через наблюдение, рассматривание и выделение отдельных (например, математических) граней окружающей действительности. К. Д. Ушинский подчеркивал значимость такой задачи обучения, как развитие у ученика наблюдательности. Он считал, что важно «дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души». По мнению Л. А. Сайдаковой и Г. А. Савченко, экскурсии «помогают научить детей не только смотреть, но и видеть, приучают их изучать окружающую местность, находить новое и интересное в своем окружение.

В.А. Сухомлинский так писал о воспитательной функции экскурсий: «…для ребенка Родина начинается с куска хлеба и нивы пшеницы, с лесной опушки и голубого неба над маленьким прудом, с экскурсий в поле, лес, на берег реки, в соседние села. Задача педагога — постепенно расширять кругозор ребенка, воспитывать v него чувство гордости за свою Родину.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ И УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ Экскурсия — это психологически грамотное средство формирования понятий умственных действий, поскольку она дает благодатную возможность реализовать принцип поэтапности. Российский психолог П. Я. Гальперин утверждал, что при формировании умственных действий большое значение имеет этап материальных действий, который должен пройти учащийся. Но в современной российской школе этот этап учителя чаще всего пропускают. Согласно теории Ж. Пиаже, дети вырабатывают, «конструируют» символические понятия, или «схемы» своего окружающего мира и процессе взаимодействия с ним. На уроках-экскурсиях в начале изучения каждой темы дети имеют возможность осуществлять материальные действия, которые ложатся в основу понимания и осмысления нового материала.

Образовательные экскурсии по учебной дисциплине одна из форм процесса познания, создающая условия органического, непосредственного получения, добывания учениками знания через собственные ощущения объективнойреальности.

При проведении урока в форме экскурсий реализуются идеи системного подхода и герменевтические принципы организации образовательного процесса. Повышается уровень понимания программного материала, поскольку в новой обстановке используется интеллект учащихся.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Как показывает экспериментальная работа учителей Новосибирска и Новосибирской области по апробации данного методического направления, математические экскурсии стали эффективным средством достижения нового, современного качества образования. Образовательные экскурсии, прежде всего, помогают формировать такие ключевые компетенции, как способность ориентироваться в окружающей действительности. Наш почти 40-летний опыт убеждает в том, что формирование таких компетенций не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников, а от учащихся требуется только сидение за партой. Одним из основных аргументов в пользу модернизации отечественного образования стало то, что на международных испытаниях у российских школьников значительно снизилось число призовых мест. Причина сложившейся ситуации кроется в изменении характера предлагаемых задач, откровенно ориентированных на практическое приложение. К их решению оказались не готовы ни ученики, ни учителя.

Компетентностный подход, описанный в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г. нацеливает учителей на осуществление в школах практикоориентированного обучения. Данный подход способствует появлению у школьников умения добывать математическую информацию из окружающей жизни, формированию готовности применять программный материал на практике.

По словам Р. Роллана, «лучше узнать истину наполовину, но собственными силами, чем узнать ее целиком, но узнать с чужих слов и выучить, как попугай». Сущность человеческого сознания извлекать информацию из окружающей среды может быть использована в образовательном процессе, организованном в форме экскурсии.

Формирование коммуникативных компетенций и развитие_речи учащихся на экскурсиях осуществляется благодаря тому, что наблюдаемый детьми реальный окружающий мир дает благодатную пищу для естественного, непринужденного общения.

Эффективность сочетания аудиторного и внеаудиторного типов образования убедительно доказывают как современный отечественный, так и зарубежный педагогический опыт. Подтверждением служит и опыт российской дореволюционной школы.

Во время урока-экскурсии ученики наблюдают, добывают информацию, делают это с истинным интересом. И желанием, а значит, у них формируется умение видеть и учиться. Групповые формы проведения урока-экскурсии позволяют ученикам накопить опыт совместного принятия решений, выполнения некоторых социальных ролей — словом, договориться и реально жить вместе с теми, кто их окружает.

3. Математические экскурсии На первых этапах изучения математики в начальной школе особенно важно больше внимания уделять вопросу выделения математических фактов из реального мира. Когда-то древний человек начал отмечать общие свойства, форму и количество, отношения и зависимости предметов и их групп. Галилею принадлежат слова: «Природа говорит языком математики: буквы этого языка — круги, треугольники и иные математические фигуры». Но сегодня неоправданно мило используется этот огромный образовательный потенциал. Если взрослые, педагоги не создадут соответствующие условия ученикам, не предоставят им шанс «поискать математические факты вокруг себя (в том, что сотворила природа, что сделано человеком), то мало кто из детей заметит их и проявит к ним интерес.

Часто ли люди, проживающие много лет в одном доме и подъезде, знают, сколько там ступенек? Можно, конечно, сказать, что в этом нет необходимости, поэтому никто и не подсчитывает их количество. Данный пример подчеркивает, что наше внимание избирательно, и если его не направлять на что-то специально, это «что-то» можно не заметить. Мы должны научить современных учеников внимательно вглядываться в окружающий мир.

В предисловии к книге Я. И. Перельмана «Занимательная геометрия» Б. А. Кордемский утверждает, что люди, которые обучались геометрии только у классной доски, «не привыкли замечать знакомые геометрические отношения в окружающем нас мире вещей и явлений, не приучались пользоваться приобретенными геометрическими знаниями на практике в затруднитиалных случаях жизни».

Поучительны и слова М. Пруста: «Настоящее путешествие в открытие состоит не в том, чтобы стремиться находить все новые пейзажи, а в том, чтобы уметь, по-новому увидеть то, что окружает нас». Для этого крайне важно задавать ученикам очень простой, но, как показывает практики, очень действенный вопрос: «Что вы видите?» Обязательно следует дать детям время еще раз посмотреть вокруг, надо также выслушать всех, кто желает чтото сказать. В результат ученики, дополняя друг друга. перечислят многое из того, что они как бы впервые увидели. Учитель должен принимать все версии, а ученики сами спорят друг с другом, если какие-то из них не правдоподобны. Появившуюся во время наблюдения точку зрения ученику часто необходимо аргументировать. К аргументации его подтолкнет вопрос учителя: «Что вы видите здесь такого, что позволяет вам так считать?» (Этот вопрос часто применяется в образовательной технологии «Образ и мысль».) В результате у детей развиваются мышление и речь. Таким образом, можно реализовать не только развивающий эффект, но и исследовательский подход при изучении математики и индивидуализацию учебного процесса. Каждый ученик сделает вклад в ход урока в силу своих индивидуальных особенностей (не только по уровню, но и по стилю, способностям и склонностям, исходя из имеющегося жизненного опыта и т. д.). Расширение собственного чувственного опыта всех одноклассников, приоритет субъективного опыта взаимодействия ребенка с окружающей средой позволят каждому из них более осмысленно усваивать программный материал. Установлено, что сфера познавательных интересов младших школьников непосредственно связана с природой, явлениями естестествознания. Поэтому для изучения математики полезны экскурсии, yустанавливающие межпредметные связи с соответствующими учебными дисциплинами. Такие связи повышают мотивацию изучения математики и расширяют детский кругозор. Знакомство с математическими сторонами жизни взрослых людей, также способствует формированию мотивации, интереса изучению математики. Особенно это касается посещения рабочих мест родителей. Дети очень гордятся такими уроками, ощущают личную причастность к математике и получают дополнительную возможность общения с отцом и матерью МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ Математические экскурсии:

— развивают наблюдательность, внимание, память;

— способствуют совершенствованию мышления, речи;

— приучают к лучшей ориентировке в явлениях в окружающей действительности;

— дают возможность самостоятельно открывать новое длясебя математическое знание, в том числе из программного материала;

— помогают лучше понять учебный материал, осмыслить, усвоить его, т. е. сделать своим, прочно запомнить;

— поддерживают и углубляют интерес к учению, улучшают мотивацию.

Материал, изучаемый на экскурсии, детям доступен, поэтому у них возникает интерес к самой математике, а не к «сказочным героям, пришедшим на урок». Экскурсии пробуждают познавательную активность учеников класса, а не только избранных; создают условия для сохранения здоровья и эмоционального благополучия школьников, поскольку в большей мере соответствуют возрастным, функциональным возможностям детей; обеспечивают благоприятную адаптацию ребенка в школе, позволяют задействовать кинестетический канал восприятия «прожить» знание.

Вот что думают про математические экскурсии ученики 4 класса:

— Экскурсии по математике мне нравятся. Мы и учимся, и много узнаём. Еще очень интересно наблюдать за окружающим миром.

— И учимся, и отдыхаем. Интересно ходить, записывать что-нибудь. Это нужно, чтобы мы быстрее научились, быстрее усвоили материал.

— Как неожиданно, вдруг! Я сначала думал: «Зачем мы туда идем?» Потом оказалось, что мы наблюдали и записывали. И мне очень понравилось.

— Если мы не в классе, мы все равно должны работать. А вообще мне очень понравилось.

— Экскурсия мне очень помогла. Теперь я могу представлять решение задачи. Теперь я решаю эти задачи, как орехи грызу.

А вот что говорят первоклассники:

— Ура, сегодня на улице будем математику искать!

— Урок у моего дома!

— Ну, наконец-то поработаем!

По словам одного учителя, как-то после слов: «Сейчас начнется урок, но не в кабинете, а на улице» — класс долго и шумно ликовал. Каждый раз, отправляясь на такие уроки, школьники радуются так, будто идут на экскурсию впервые. Ни одного отсутствующего взгляда, все работают, исследуют, сравнивают, у каждого цель — найти больше каких-либо примеров, составить из природного материала более правильную геометрическую фигуру или лучше сделать запись какого-то числа, примера. Каждый для себя делает открытия.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В классе, где уроки-экскурсии по математике проводились регулярно в течение целого учебного года, дети, ко всеобщему удивлению, не пропустили ни одного из них. Подобное случилось впервые в многолетней практике учителя. В другом классе, где уроки-экскурсии по математике появились со второго полугодия, произошли заметные изменения с пропусками по болезни. В первом полугодии отсутствовали в школе по болезни 36% класса, во втором — ни один ученик из тех, кто болел и не ходил в школу в первом полугодии, не пропустил ни одного урока. В мае произошли перерывы в учебе только у двух девочек с давно имеющейся у них аллергией на цветущие растения.

Заметные изменения произошли с мотивацией к обучению в 1Б классе (Е.Н. Неустроева), где систематически проводились математические уроки-экскурсии, мотивация к учению выросла значительно — на 25%. В контрольном классе (1б)7где мотивация была изначально на более высоком уровне, она выросла всего на 2%. А в 1 Г — всего на 14%. Но у той же Е. А. Неустроевой во время ее работы в классах предыдущего набора мотивация первоклассников к учению за аналогичный период даже снижалась. Характерны данные измерения внимания учащихся экспериментального класса. В начале года внимание фиксировалось на уровне 57%, а в конце года оно достигло 73, т. е. за год увеличилось на 16%. В том же классе измерялись показатели, характеризующие память учащихся. В начале года они составляли 40%. а в конце года увеличились до 81%.

Таким образом, налицо положительная динамика показателей мотивации, памяти и внимания учащихся 1-го класса, где систематически проводились уроки-экскурсии по математике.

Рассмотрим теперь динамику уровня знаний учащихся. Остановимся на данных по пяти темам курса математики для 1-го класса. Наблюдения проводили в трех классах. Один был экспериментальный, в нем систематически проводились уроки-экскурсии по математике. Контрольными были два других класса предыдущих лет обучения.

Только по теме «Счет и измерения» результаты всех трех классов оказались примерно одинаковыми. Но и по другим четырем схемам учебные результаты в экспериментальном классе оказались стабильно выше, чем в двух контрольных. В начале года разность в показателях колебалась от 4 до 12%, а в конце года, когда проверялся уровень знаний последней темы 1-го класса, он превзошел контрольные показатели на 24%.

Итак, экспериментальные данные убеждают: математическая экскурсия не только комфортнее и интереснее для детей, но и представляет более эффективную форму урока.

Подготовка и проведение экскурсий по математике Трудности. Первая реакция на предложение провести математическую экскурсию вызывает замешательство, недоумение и растерянность даже у опытных учителей. В учебниках по методике преподавания математики нет подобных рекомендаций. Такого собственного опыта у учителей тоже нет. Они готовы провести одну внеклассную экскурсию, но не видят возможности для того, чтобы устраивать их систематически.

Основные трудности, ожидаемые учителями в связи с проведением математических экскурсий, и то, что их настораживает, можно сформулировать в виде двух вопросов.

1. Чем занять детей на улице пользой для прохождения программного материала по математике?

2. Как справиться с организационными задачами, связанными с дисциплиной, одеванием и раздеванием, с «отвлекающимися»?

В конечном счете, и то и другое относится к страху учителя потерять время, которого и так катастрофически не хватает. Типичная реакция на инновации в образовательном процессе: «и без этого ничего не успеваю», «нет времени». Эта негативная реакция отчасти может быть объяснена тем, что в последнее десятилетия многие инновации были связаны с дополнением учебного материала, распространением заданий развивающего характера развивающего характера, расширением и углублением программ и учебных пособий. Таким образом, получается, что осуществляется экстенсивный путь реформирования и «осовременивания» образования. Подобный подход привел к увеличению учебного материала за последние 30−40 лет в 1,5 раза.

Требования модернизации образования наталкивают педагогов на поиск путей интенсификаций образовательного процесса, здоровьесберегающих подходов, приемов, форм, технологий, которые помогут повысить мотивацию и эффективность обучения без увеличения программного содержания по каждому предмету. Образовательная экскурсия по математике — одно из таких методических средств.

Грамотная организация и спланированное содержание урока экскурсии — залог того, что учеников не надо будет делить на «активистов» и «отвлекающихся».

В подготовительный период педагогу нужно продумать:

— разные образовательные цели экскурсии;

— место проведения, маршрут и объекты наблюдения;

— задания и вопросы для детей.

Следует также заранее позаботиться об оборудовании урока-экскурсии, предупредить детей, что им могут потребоваться рулетки, модели прямого угла, блокноты, мелки для писания на асфальте и др.

Место поведения Выделим несколько вариантов математической экскурсии по месту проведения:

— на природе (парк, лес, берег, сквер, школьный двор и т. д.);

— на улице населенного пункта, поселка, города, во дворе жилого дома;

— на предприятии (фабрика, почта, элеватор, бухгалтерия, магазины);

— в музее (например, краеведческий);

— в школе (столовая, библиотека, рекреация);

— смешанные.

4. Экскурсия — здоровьесберегающая форма уроков математики.

Постоянные вирусные заболевания у детей, их тусклые глаза и темные круги под глазами, бледность, вялость и, как следствие, пропуски уроков по болезни многие взрослые давно считают нормой. Медики все чаще говорят о новом диагнозе конца 20 века — «аллергия на школу». По данным Института возрастной физиологии и Центра начального образования Российской Академии образования, состояние здоровья школьников неудовлетворительное (80−90% детей 6−7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18—20% этих детей имеют пограничные нарушения психического здоровья), в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. По мнению доктора медицинских наук, профессора В. Ф. Базарного, «главным виновником нынешней ситуации является система образования детей». Кандидат биологических наук, доцент Института психологии им. Л. С. Выготского Кирилл Ефремов утверждает, что поза, в которой школьник проводит «примерно 2 000 дней по 6 часов, в природе вообще не встречается! Там люди сидят на корточках или ягодицах, на коленях, но никогда — за столом, сложив ручки. То есть „школьная поза“ противоречит естественной экологии человека. Неудивительно, что она нарушает работу кровои лимфообращения, дыхания, пищеварения». Далее в своей статье автор убедительно доказывает, что школьники испытывают «перманентный стресс, результат которого — целый букет хронических заболеваний, присущий большинству учеников», описывает поучительный эксперимент, в котором на примере разных животных (крысы, вороны, черепахи) был продемонстрирован весь вред для здоровья и разрушительное действие так называемого «синдрома отличника» (очаги застойного возбуждения при старании постоянно выполнять задание правильно, неврозы). Правда, если животные могут избавиться от информационного стресса, включив такой защитный механизм, как «глупость» (утомление не наступает), то у учеников-«троечников» в аналогичной ситуации информационный стресс «заменяется стрессом заниженной самооценки».

Выход, как считает К. Ефремов, прост: «…давать ребенку движение, свет и близость к природе, а также смягчать эмоциональное и информационное давление на психику». «Уменьшить давление цивилизованного и школьного стресса. И отпадет необходимость в «лекарстве от стресса». Мы солидарны с этой позицией. На наш взгляд, давать ребенку движение, свет и близость к природе, а также смягчать эмоциональное и информационное давление на психику способны не только уроки-экскурсии по природоведению, краеведению и не только внеклассные экскурсии, но именно уроки-экскурсии по математике. Четвертый год начальной школы позволяет, не увеличивая программный материал, применять современные методики, новые эффективные и здоровьесберегающие формы проведения уроков, например образовательные экскурсии. Данная форма проведения уроков особенно важна для детей Сибири, Севера, где солнечных дней в году намного меньше, чем в других регионах. Современные школьники благодаря «стараниям» взрослых (педагогов и родителей) все чаще, возвращаясь с уроков, из групп продлённого дня, кружков, секций, музыкальных школ, уже не застают естественное солнечное освещение, не получают свои законные 20 солнечных минут в день, необходимых для выработки «нормы витамина Д».

В 2003/2004 учебном году в ряде школ Новосибирска и Новосибирской области (г. Бердск, г. Искитим) учителями из творческой группы (Неустроева Е.А., Ванькова С. Ю., Алексеева Г. Н., Винникова Л. В., Бердюгина Л. А., Селиверстова Е. В. и др.) апробировалась разработанная автором данной статьи система математического образования младших школьников на уроках в форме экскурсий. Одним из результатов проведения экспериментальной работы стало повышение уровня здоровья школьников. Так, в первом экспериментальном классе, где уроки-экскурсии по математике проводились регулярно в течение целого учебного года, за весь год не было зарегистрировано ни одного пропуска уроков учениками по болезни (школа № 2 города Бердск Новосибирской области, учитель Неустроева Е.А.). В другом классе, где уроки-экскурсии по математике начали проводиться со второго полугодия учебного года, также произошли заметные изменения. В первом полугодии пропустили уроки по болезни 36% учеников от всего класса. Во втором полугодии никто из этих учеников не пропустил ни одного урока. В мае пропускали учебу только две девочки с давно имеющейся у них аллергией на цветущие растения. При этом качество знаний и умений, мотивация, уровень внимания, познавательной активности в экспериментальных классах превосходили соответствующие показатели в контрольных классах.

Адаптационный период первоклассников на уроках-экскурсиях по математике может проводиться в максимально привычной для них обстановке — во дворе, на улице, на природе, там, где они провели дошкольное детство, — это позволяет организовать обучение в начальной школе менее болезненно. Образовательные экскурсии, на наш взгляд, обеспечивают здоровьесохраняющее обучение, так как позволяют устранить такие факторы школьной жизни, которые оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей, а именно:

§ неподвижность ребенка за партой во время урока,.

§ длительную работу учеников в закрытом помещении школьного класса без свежего воздуха и с искусственным освещением,.

§ подавление эмоций, чувств детей,.

§ невостребованность и даже подавление в образовательном процессе творческого потенциала детей, их готовности самостоятельно мыслить, рассуждать и добывать новое знание из окружающей жизни.

Это приводит к следующему:

§ нарушению природосообразности обучения младших школьников;

§ преобладанию использования в учебном процессе аудиального канала восприятия и переработке информации в ущерб возрастным особенностям младших школьников, требующих многосенсорности в обучении, с опорой на наглядно-образное, наглядно-действенное мышление;

§ использованию методик, разрушающих целостное восприятие мира, дающих отрывочные представления;

§ увеличению нервно-психических нагрузок;

§ книжное изучение действительности затрудняет применение детьми знаний программного материала на практике.

Прогулка во время образовательной экскурсии освобождает детей от длительного сидения за партой, снижает риск нарушений физического здоровья, осанки, зрения, уменьшает риск развития гиподинамии.

Доступность данной формы изучения программного математического материала нацелена на укрепление психического здоровья через психологический комфорт, природосообразность образовательного процесса и гармонизацию работы левого и правого полушарий.

В силу возрастных особенностей младшие школьники усваивают новое знание на предметно-деятельностной, наглядно-образной и эмоционально-чувственной основе. Великий педагог К. Д. Ушинский утверждал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств — глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания».

Всему этому способствует общение школьников с природой, прогулки во дворе школы, по городу. Математические экскурсии позволяют осуществлять математическое образование многосенсорно, по принципу «вижу + слышу + осязаю + обоняю + трогаю + двигаюсь + чувствую».

Ученики, изучавшие математику на экскурсиях, говорят: «Экскурсии по математике мне нравятся», «Мы и учимся, и много узнаем», «Еще очень интересно наблюдать за окружающим миром». Формирование коммуникативных компетенций и развитие речи учащихся осуществляется благодаря тому, что наблюдаемый детьми реальный окружающий их мир дает благодатную пищу для естественного, непринужденного общения.

Библиография.

1. Жильцова Т. В. Поурочные разработки по наглядной геометрии. — М., 2004.

2. Истомина Н. Б. Методические рекомендации к учебнику. — Смоленск, 2001.

3. Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке. — М., 2001.

4. Попова С. В. Уроки математической «гармонии». — М., 2003.

5. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период: Письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2001 г. № 408/13−13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы». // Вестник образования. 2001.№ 15.

6. Смолеусова Т. В. Уроки-экскурсии по математике в начальной школе. — М., 2005.

7. Тарабрина Т. И. И учеба, и игра: математика. — Ярославль, 1997.

8. Товпинец И. П. Роль экскурсии в развитии младших школьников // Нач. шк. 1987. № 1.

9. Тонких А. П. Логические игры и задачи на уроках математики. — Ярославль, 1997.

10. Труднев В. П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. — М., 1975.

11. Энциклопедический словарь юного математика. — М., 1985.

12. Энциклопедия для детей. Аванта+, Математика. — М., 1998.

Приложение.

Уроки-прогулки математике в адаптационный период первоклассников.

Урок № 1.

Прогулка-наблюдение «ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ».

Цели:

· изучать свойства предметов, с помощью которых выделяются признаки.

· предметов: цвет, форма, размер;

· формировать у учащихся приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;

· дать возможность самостоятельно открывать новое для себя математическое знание, в том числе программного материала;

· адаптировать детей к школе и мотивировать их желание учиться;

· способствовать совершенствованию мышления, речи;

· поддерживать и углублять интерес к учению.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы проведем с вами урок не в классе, а на пришкольном участке.

2. Беседа. Посмотрите вокруг.

— Какое время года наступило? (Осень).

— Что вы видите такого, что позволяет вам так считать? (Ответы детей.).

— Попробуйте отгадать загадку:

Падают с ветки золотые монетки.

— Что это такое? (Листья).

— Представили, что вы осенние листочки и повторяйте слова и движения вместе со мной.

Мы листики осенние, На ветках мы сидим, Дунул ветер — полетели. Мы летели, мы летели, И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю снова сели.

(Плавное покачивание руками вверху над головой.)(Руки в стороны.)(Присели.) (Встали.)(Плавное покачивание руками вверху над головой.).

— Сейчас вы погуляете среди деревьев и наберете разных листочков, а потом соберетесь около меня.

3. Формирование новых знаний.

Задание 1.

— Как много красивых листочков подарила нам осень! Они разного цвета, формы, размера. Пусть каждый из вас выберет любые два листика, но одинакового цвета.

Дети выполняют задание и становятся в круг вокруг учителя.

Учитель. Кто хочет показать свои листочки? (Дети показывают свои листики).

— Назовите, какого они цвета.

Учитель. А теперь поднимите руки все, у кого желтые листочки. Кто ошибся?

— Красные листочки? Кто ошибся?

— Зеленые листочки? Кто ошибся? Никто не ошибся! Молодцы!

Задание 2. Учитель подзывает к себе троих учеников. У всех листочки разного цвета: зеленые, красные, желтые.

Учитель. Сейчас мы с вами разобьемся по группам: по выделенному признаку — цвету листочков: зеленые, красные, желтые.

— Посмотрите еще раз, какого цвета у каждого из вас листочки. Как только я дам команду, каждый бежит в свою группу.

Посмотрим, какая группа выполнит задание правильно и быстрее.

— Раз, два, три — беги! (Каждый ученик бежит в свою группу, либо в группу с желтыми листочками, либо с красными или с зелеными).

— По какому признаку объединялись в группы? (По цвету).

Аналогично проводится игра «Кто быстрее?» при знакомстве с размером.

Учитель. Выполняй мою команду: «На две группы „Большие и маленькие“ разделись!» (Дети выполняют команду.).

— По какому признаку сейчас разбивались на группы? (По размеру).

Учитель. А сейчас мы с вами разделимся по другому, но для этого вам надо отгадать загадки. Слушайте:

Весной зеленела, летом загорела, Осенью надела красный наряд.

— Догадались? Это рябина. Посмотрите, какой формы у нее листочки. У кого есть листики этого дерева, соберитесь в группу.

— Слушайте вторую загадку:

По весне в лесу высоком, На опушке и в глушиВсех я вкусным, сладким сокомУгощаю от души.

— Узнали это дерево? Да, это береза. У кого есть листики этого дерева, соберитесь во вторую группу.

— Предлагаю третью загадку:

А когда наступит осень, Он, красавец молодой, Весь зальется солнцемИ станет покорять своею красотой.

— Угадали, о каком дереве идет речь? Это клен.

— Посмотрите, какие у него листочки: резные, красивые. На что похожи? Верно, листья клена похожи на звезды. У кого есть листики этого дерева, соберитесь в третью группу.

— По какому признаку объединялись в группы? (По форме).

— Скажите, по какому признаку разбивались на группы? Чем наши листики отличались? (Цветом, размером и формой).

Следует иметь в виду, что могут остаться дети, у которых листочки другого цвета или другого размера и другой формы. Их следует объединять в отдельную группу: «разный» цвет, «разная» форма, «разный» размер.

Игру «Ищу свою группу» можно провести в другом варианте. Ученик находит листочек того дерева, название которого он знает. После того, как все дети выберут листочки, каждый ищет свою группу.

Игра «Кто самый внимательный?».

— Посмотрите внимательно на наше школьное здание. Найдите объекты одинаковой формы и размера.

— А что можно сказать об окнах спортивного зала и окнах первого этажа? Об окнах в бассейне и физкультурного зала на первом этаже?

— Посмотрите на двери входные и запасные. Что можете сказать?

— Посмотрите на спортивную площадку. Что вы можете сказать о воротах на футбольном поле? (Ворота одинакового размера, цвета и формы.).

А что можете сказать о турниках? Шведской стенке? (Они одинаковой формы, одинакового цвета, но разного размера.).

Итог урока.

Вы, ребята, меня сегодня удивили. Вы были на уроке очень внимательны!

Что запомнилось больше всего?

УРОК № 2.

Тема прогулки — наблюдения «Признаки предметов».

Цели:

· формировать у учащихся приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения;

· изучать свойства предметов, с помощью которых выделяются признаки предметов: цвет, размер и форма;

· упражнять в счете различных предметов;

· развивать наблюдательность, внимание, память;

· пробуждать познавательную активность всех учащихся.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Урок математики проведем в скверике возле школы.

2. Формирование новых знаний.

Учитель. На прошлом уроке мы собрали гербарий, поместили его между страницами старых книг. Но вот…

Подул осенний ветерок, И листья полетели вниз. Давайте вместе с вами мы.

Рассмотрим их внимательно сейчас.

Достаю из своей коллекции лист сирени темно-зеленого цвета, показываю, даю задание.

Задание первое.

Учитель. Подойти ко мне тем детям, у которых есть лист, отличающийся по цвету и форме, от моего листа.

Подходят дети с листьями рябины, березы, бересклета.

Отбираю из группы тех, у которых в руках листья березы разного цвета: от ярко-желтого до желто-зеленого.

— Назвать признак сходства листьев, попавших в одну группу.

Дети. Резные, с зубчиками по бокам, кругловатые, как золотые монетки.

Учитель. Листья в ваших руках по цвету и размеру различны.

— Что вы можете сказать о форме? (ФОРМА у них одинаковая.) Вы безошибочно отличите ее от формы листочков рябины или сирени.

Задание второе.

Объединитесь в группы обладателей листьев, относящихся к одинаковой породе деревьев: клена, тополя, дуба, березы и т. д.

Каждой группе задать вопрос: по какому признаку объединились? (По форме).

Задание третье.

— Теперь давайте построимся в ряд, соблюдая такое правило:

· ученик с желтым листочком, другой — с красным, третий — с зеленым;

· продолжаем строиться в ряд, но уже самостоятельно, я буду наблюдать.

— Молодцы! Быстро поняли задание.

— По какому признаку строились? (По цвету).

Физкультминутка. Поупражняемся в счете. Считаем вместе со мной.

Один листочек полетел, Кружится голова. За ним дружок слететь хотел, Теперь их стало два. Соседям скучно так висеть, Спешат, ты посмотри, За ними вслед к земле успетьУже листочков три, Четыре, пять, и шесть, и семь… Земли не вижу я совсем! Их стало восемь, девять… Что с осенью нам делать?!

Задание четвертое.

Построиться в ряд по следующим правилам:

а) 2 ученика с желтыми листочками, 2 — с зелеными, 2 — с красными;

б) 1 — с желтым листком, 2 — с зелеными, 2 — с красными;

в) 2 — с зелеными листочками, 1 — с желтым, 1 — с красным и т. д.

Учитель. Проводим игру «Измени».

— Я поднимаю руку, например, с кленовым листочком и произношу слова: «Измени размер и цвет».

Ученики должны показать соответствующий листик.

Снова произношу: «Измени размер и цвет».

Можно провести игру «Измени цвет» или «Измени размер, цвет и форму».

(Но не следует проводить игру «Измени форму» или «Измени форму и цвет», так как в этом случае довольно трудно подобрать листочки разной формы, но одинакового размера.).

Игра «Создай фигуру».

Класс делится на три группы. По сигналу каждая группа создает свою геометрическую фигуру: квадрат, треугольник, круг.

Следует задание. «Измени форму». Дети перестраиваются, создавая другую геометрическую фигуру.

Итог урока.

— Что понравилось на уроке больше всего?

— Какое задание было самым интересным?

Урок № 3.

Тема прогулки-наблюдения «Признаки предметов».

Цель:

· находить математику вокруг себя, везде;

· приучать к лучшей ориентировке в явлениях в окружающей действительности;

· учить уточнению пространственных отношений: слева, справа, за, под, между;

· развивать наблюдательность, внимание, память;

· адаптировать детей к школе и мотивировать их желание учиться.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Урок математики проведем в скверике возле школы.

2. Формирование новых знаний.

Учитель. Послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.

Стоял ученик на развилке дорог, Где право, где лево понять он не мог, Но вдруг ученик в голове почесалТой самой рукою, которой писал, И мячик кидал, и страницы листал, И ложку держал, и полы подметал,"Победа!" - раздался ликуюший крик: Где право, где лево узнал ученик.

— Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (Ответы детей.).

— Да, на уроке мы сегодня уточним, что находится слева, справа, за, перед школой.

Мы с вами поиграем в разные игры, для этого я предлагаю поделиться на три команды.

Задание № 1. Игра «Будь внимательным».

Три человека из первой команды встаньте слева от меня, два человека из второй команды — справа от меня, четыре человека из третьей команды — впереди меня. А теперь по одному человеку из каждой команды встаньте сзади меня. Какая команда лучше всех выполнила задание?

К сведению.

В старину солдатам-рекрутам, кто не умел определять лево и право, привязывали к рукам сено и солому. Вместо команды: налево или направо подавали команду: «Сено» или «Солома». Так они выполняли повороты налево и направо.

Задание № 2.

Постройтесь в ряд так, чтобы:

а) перед каждым мальчиком стояла девочка. Кто будет первым в этом ряду?

б) между мальчиками стояла девочка. Кто будет первым в этом ряду?

в) за каждым мальчиком стояла девочка. Кто будет первым в этом ряду?

Детям надо сначала предоставить возможность самостоятельно выполнить эти задания, а после этого обсудить их.

Физкультминутка. Выполнять вслед за учителем.

Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек,.

И — направо! И ещеЧерез левое плечо (Повороты туловища влево, вправо) Хватит. Выдохнуть, вдохнуть.

Задание № 3. Игра «Назови предметы».

Выберем объект — это наша школа. Назовите предметы слева от школы, справа от школы, перед школой, за школой.

Задание № 4. Игра «Кто больше назовет?».

Назвать как можно больше объектов, находящихся рядом со спортивной площадкой.

Задание № 5. Игра «Выбери дорожку».

а) Вам необходимо дойти от школы до светофора. Перед вами две дорожки. Надо выбрать такую дорожку, чтобы кусты, посаженные вдоль этой дорожки, находились слева от вас, а справа проезжая дорога.

б) На земле раскладывают кубики разного цвета (например, синие и красные). Надо выбрать такую дорожку, чтобы красный кубик находился всегда справа, а синий — слева.

В любом месте, где много объектов, — детская площадка, жилой двор, перекресток — ученики отвечают на вопросы типа: «Что находиться слева от ???».

Задание 6. Игра «Построение в шеренгу».

Ученики строятся в шеренгу по росту. Учитель дает следующие задания.

— Кто в классе самый высокий?

— Какой по росту Филипп?

— Кто твой сосед слева? Справа?

— Между кем и кем ты стоишь?

— Шаг вперед сделает Соня.

— Рядом с ней встанет ее сосед слева. Встаньте в затылок друг другу. Кто стоит впереди тебя? Кто за тобой? Позади тебя?

— Карина, сделай шаг влево.

— Сзади Карины станет Аня, а впереди Миша.

— Все сделайте шаг вперед.

(Дети учатся соотносить слова «влево», «вправо», «впереди», «сзади».).

Итог урока.

— Что понравилось на уроке?

— Поднимите руки те, кто сегодня хорошо потрудился на уроке.

Урок № 4.

Математическая экскурсия.

Тема «Отношения. Столько же, больше, меньше».

Цель:

· раскрыть смысл отношений «больше», «меньше», «столько же»;

· научить детей выявлять, не пользуясь счетом, в какой из двух групп предметов их больше (меньше) или поровну;

· строить предметные модели, моделировать отношения «столько же»;

· упражнять в счете различных предметов;

· развивать внимание, наблюдательность и зоркость.

Ход урока.

Организационный момент.

— Урок математики проведем на природе во дворе жилого дома.

Формирование новых знаний.

Задание 1.

— Мы сейчас разобьемся на три группы. Первая группа собирает камешки, вторая группа соберет листочки, третья группа — веточки. Каждая соберет столько, сколько я покажу осенних листочков (или пальцев). 1 группа — 5 листиков (5 камешков), 2 группа — 4 листика (4 ветки),.

3 группа — 10 пальцев (10 листиков).

Задание 2.

— Ребята, посмотрите, кто-то раскидал камешки и ветки. Давайте камешки отложим в одну сторону, а ветки — в другую. Сравните, не определяя количества, не считая чего больше, а чего меньше. Как это можно сделать?

Дети. Давайте, к каждому камешку приложим веточку. (Один камешек остался без веточки.).

Учитель. Сделайте вывод о том, чего больше (чего меньше) — камешков или веточек.

Дети. Камешков больше, так как один из них остался лишним. А веток меньше на одну, поскольку одному камешку не хватило веточки.

Учитель. Молодцы! Справились с заданием. Идем дальше.

Задание 3.

Посмотрите, сколько подъездов вы видите у дома? (5 подъездов.).

Выложите столько опавших листочков, сколько видите подъездов. Теперь положите столько палочек у каждого листика, сколько вы видите скамеек возле каждого подъезда. Сколько скамеек у каждого подъезда? (по 2 скамейки).

Дети составляют картинку из листиков и палочек. У каждого из пяти листиков появляются по две палочки.

Учитель. Чего больше? Чего меньше? Как определили? Сделайте вывод.

Дети. Скамеек больше, чем подъездов. А подъездов меньше, чем скамеек.

Физкультминутка.

Сколько раз в ладошки хлопнем, Столько раз дрова разрубим. Сколько веток будет в круге, Столько раз поднимем руки. Наклонитесь столько раз, Сколько лавочек у нас. Приседайте столько раз, Сколько камешков у нас. Сколько покажу листочков, Столько сделайте прыжочков.

Задание 4.

Учитель. Посчитайте подъезды. (5 подъездов).

— Посчитайте скамейки. (10 скамеек).

— Рассмотрите, какие деревья растут у подъездов. (Березы, рябины, тополя).

— Выложите столько камушков, сколько видите рябинок у каждого подъезда.

— Что вы заметили? Что можно сказать о количестве подъездов и рябинок?

— Чего больше? Почему так считаете?

— Что можете сказать о количестве скамеек и рябинок?

Дети. Рябинок столько, сколько подъездов. Скамеек больше рябинок, значит рябинок меньше чем скамеек.

Учитель. Оглядитесь вокруг. Найдите вокруг группы предметов, про которые можно сказать «столько же», «больше», «меньше».

Закрепление. — У меня два пакета с листьями.

Подумайте, как быстро узнать, в каком пакете листьев больше. (Надо вынимать по одному листочку из каждого пакета.).

Рассматриваются различные варианты: (два ученика выполняют действие, а другие наблюдают и хором считают).

1вариант: одновременно кончились листья в двух пакетах. Какой вывод можно сделать?

2 вариант: в одном пакете листья кончатся, а в другом останутся. Сделайте вывод.

Если занятие проходит в парке или лесу, можно собрать шишки, желуди и организовать парами игру «У кого больше?», «У кого меньше?», «Положи в пакет столько же».

Рефлексия. Кого у нас больше: девочек или мальчиков? Как быстро ответить на этот вопрос? (Дети должны догадаться встать парами.).

Итог.

— Чем занимались на уроке?

— Что сегодня больше всего понравилось на уроке?

Вы хорошо поработали, а теперь стали парами. И парами мы отправимся в свой любимый класс.

Урок № 5.

Математическая экскурсия-прогулка по теме «Длина предметов».

Цель:

· повторять, закреплять и уточнять пространственные отношения «выше-ниже», «наверху — внизу», «шире — уже», «длиннее — короче», «ближе — дальше»;

· дать возможность самостоятельно открывать новое для себя математическое знание;

· сравнивать реальные предметы по длине (ширине, высоте);

· адаптировать детей к школе и мотивировать их желание учиться;

· побудить познавательную активность.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы проведем с вами урок не в классе, а на пришкольном участке.

2. Формирование новых знаний и повторение изученного материала.

Урок начнем с игры. Учитель начинает фразу, ученики заканчивают.

Скажу я слово «высоко», А ты ответишь … «низко"Скажу я слово «далеко"А ты ответишь … «близко».

— Когда мы в речи используем данные слова? (В то время, когда нам приходиться ориентироваться в пространстве).

— О чем же мы будем говорить и что будем наблюдать на экскурсии?

Вопросы-задания для уточнения понятий «ближе — дальше».

(Логические задания).

— Таня подойди ко мне ближе, чем Катя, а Маша подойди ближе, чем Таня.

— Станьте так. Петя от меня дальше, чем Сережа, а Коля дальше, чем Петя.

Вопросы-задания для уточнения понятий «выше — ниже».

— Что расположено выше — скамейка или дверь подъезда?

— Встаньте на ступеньки так, чтобы Сергей стоял выше, чем Дима, но ниже, чем Наташа.

— Кто стоит наверху, а кто внизу, если света встанет на поребрик тротуара, Виктор на тротуар, а Семен стоит на тропинке.

— Какой лист висит выше на этой ветке — зеленый или желтый?

— Что ниже расположено — самое нижнее окно этого дома или самый нижний его балкон?

Задание 1. Пусть теперь мальчики нашего класса найдут и назовут то, что находится выше таблички с номером дома и названием улицы, а девочки — все то, что находится ниже таблички.

Задание 2. Разделитесь на группы по четыре человека. Пусть каждая группа подбросит вверх шишку, листочек, камушек и сосновую иголку несколько раз, меняясь предметами. — Что всегда подлетало ниже?

— А что подлетало всегда выше?

Языковые особенности выражения «выше — ниже».

Учитель. Столб длиннее дерева, а дерево …

Дети. Короче столба.

Учитель. Разве так говорят? О предметах вытянутых снизу вверх, лучше говорить «выше — ниже». Тогда как нужно сказать?

Дети. Столб выше, дерево ниже.

Учитель. Я выше вас, а вы …

Дети. Мы ниже вас.

Учитель. Оглянитесь вокруг. А что еще можно сравнивать? Про что можно сказать «выше — ниже»?

Дети. Про деревья, кустарники, травы и т. д.

Физкультминутка.

Мы словно деревьяМы словно деревья в чаще лесной, Ветвями качаем под ветром зимой. Весною мы выше и выше растем, Тянемся к солнышку ночью и днем. А осенью листья стряхнем постепенно. И кружит, и кружит их ветер осенний.

Учитель. Про что еще можно сказать «выше — ниже»?

Дети. Про дома. (Кирпичный дом выше панельного).

Учитель. А можно ли дома сравнивать по длине?

Дети. Да, кирпичный дом длиннее, а панельный короче.

Учитель. Докажите. Почему кирпичный дом длиннее панельного? (Визуально).

Дети. У кирпичного 10 подъездов, а у панельного 5 подъездов.

(Учитель раздает детям палочки разной длины).

Учитель (показывая свою палочку). Пусть ко мне выйдут те дети, у которых палочка длиннее, чем моя.

Правильность задания проверяется. Дети прикладывают палочки друг к другу и сравнивают их по длине.

Учитель. Ребята, а как еще можно сравнивать предметы? Мы сейчас сравнивали по высоте, длине. А как еще можно сравнить?

Дети. По ширине.

Учитель. Да. Про предмет можно сказать, «шире» он или «уже», чем предмет-эталон. Посмотрите на дорогу и тротуар, Как можете их сравнить?

Дети. Дорога шире тротуара. Тротуар уже дороги.

Учитель. Про какие еще предметы можно сказать «шире — уже»?

Дети. Про тропинку и тротуар. Тропинка уже, чем тротуар. Дорога и тротуар шире тропинки.

Про окна домов — на кухне окна уже, чем в зале.

Учитель. Сделайте вывод, о том, когда мы будем говорить про предметы «выше — ниже»?

Дети. Когда предметы вытянуты «снизу — вверх».

Учитель. А когда мы говорим «короче — длиннее», «шире — уже»?

Дети. Мы говорим «короче — длиннее», когда предметы расположены произвольно, сравниваем по длине.

А когда сравниваем по ширине, то говорим «шире — уже».

«Концовки».

Учитель говорит предложение, а ученики пытаются его закончить, при этом концовка должна быть правильной по смыслу.

1. Если красный карандаш по длине равен желтому, то желтый карандаш. (по длине равен красному);

2. Если Саша выше Пети, то Петя … (ниже Саши);

3. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш… (короче линейки).

4. Если Маша одного роста с Наташей, Наташа одного роста с Катей, то Маша … (одного роста с Катей; Маша, Катя и Наташа одного роста.).

Итог.

— Что нового узнали на уроке?

— А теперь построились по росту девочки, мальчики.

— Чья команда построится быстрее, та и пойдет в класс первой.

Урок № 6.

Экскурсия в математический класс.

Цель:

· ввести детей в таинственный и прекрасный мир математики;

· попытаться дать ответ, что изучает математика;

· попытаться дать ответ, для чего изучают математику;

· развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Ход урока.

Когда вы пойдете в пятый класс, то все предметы у вас будут вести разные учителя. На каждый предмет вы будете ходить в разные кабинеты. Сегодня мы с вами познакомимся с кабинетом математики, совершив экскурсию. Математический кабинет — это царство чисел, формул, графиков, уравнений. (Дети входят в кабинет.).

Звучит «Песенка об арифметике», музыка М. Вайнберга.

Чтоб водить корабли, что в небо взлететь, Надо многое знать, надо многое уметь. И при этом, и при этом, вы заметьте-ка, Очень важная наука — а-риф-ме-ти-ка!Почему корабли не садятся на мель, А по курсу идут сквозь туман и метель? Потому что, потому что, вы заметьте-ка, Капитанам помогает а-риф-ме-ти-ка!Чтоб врачом, моряком или летчиком стать, Надо прежде всего арифметику знать. И на свете нет профессии, вы заметьте-ка, Где бы нам не пригодилась а-риф-ме-ти-ка!

Арифметика — раздел математики, изучающий простейшие свойства чисел, выраженных цифрами, и действий над ними.

Математика — одна из древнейших наук. Что изучает математика?

Математика изучает правила счета предметов. Так скажет школьник начальных классов только что приступивший к изучению арифметики.

Давайте, ребята, Учиться считать: делить, умножать, прибавлять, вычитать. Запомните все, Что без точного счета.

Без счетаНе может подняться ракета. Без счета письмоНе найдет адресата. И в прятки сыгратьНе сумеют ребята. Беритесь, ребята, Скорей за работу!

Задание.

Посчитайте.

Андрей ссыпал вместе песок из 4 кучек, а Алёнушка ссыпала вместе песок из 5 кучек. Сколько кучек песка получилось? (Две кучки песка).

Ученые говорят: математика — царица наук.

Перед вами портреты знаменитых ученых — математиков: Пифагор, Архимед, Декарт Евклид, Лобачевский, Ньютон, Ферма и т. д.

Прочитаем высказывания ученых о математике:

Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир. (Гете).

Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества. (Роджер Бэкон).

Математика… выявляет порядок, симметрию и определенность, а это — важнейшие виды прекрасного. (Аристотель).

В первом классе вы познакомитесь с симметрией.

Симметричен человечек И увидеть можно: Глаза и уха два И руки две — точно!

Две ноги и две ноздри, Щечки улыбаются, Симметричен человечек, Это всех касается.

Ученики постарше добавят к сказанному, что в понятие математики входят алгебра и изучение геометрических объектов: линий, их пересечений, плоских фигур, геометрических тел.

Вы уже знаете немножко из геометрии. (Показ геометрических плоских фигур.).

Назовите эти фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.

— А какие вы знаете математические инструменты? (Линейка, циркуль, угольник).

— Послушайте стихотворение-шутку Е. Паина «Треугольник и Квадрат».

Жили-были два брата: Треугольник с Квадратом. Старший — квадратный, Добродушный, приятный. Младший — треугольный, Вечно недовольный. Стал расспрашивать Квадрат: «Почему ты злишься, брат?» Тот кричит ему: «Смотри, Ты полней меня и шире. У меня углов лишь три, У тебя же их четыре!» Но Квадрат ответил: «Брат! Я же старше, я — квадрат». И сказал еще нежней: Неизвестно, кто нужней!".

Но настала ночь, и к брату, Натыкаясь на столы, Младший лезет воровато, Срезать старшему углы. Уходя сказал:"ПриятныхЯ тебе желаю снов! Спать ложился — был квадратным, А проснешься без углов!"Но на утро младший братСтрашной мести был не рад. Поглядел он — нет Квадрата. Онемел… стоял без слов… Вот так месть! Теперь у брата…(восемь) новеньких углов!

Вот такая история приключилась с треугольником и квадратом.

В старших классах вы познакомитесь с алгебраическими и геометрическими формулами. 2 2.

Показать алгебраические формулы: а — в = (а-в)(а+в) и др.

Математика изучает тела: призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и сферу.

(Показать различные тела.).

На уроках геометрии познакомитесь с многогранниками. Будете находить объем тел, площадь этих тел.

Среди всех многогранников выделяются своим совершенством пять правильных многогранников: тетраэдр (правильная треугольная пирамида, 4 грани), гексаэдр или куб (правильный квадрат, 6 граней), октаэдр (правильный треугольник, 8 граней), додекаэдр (правильный пятиугольник, 12 граней), икосаэдр (правильный треугольник, 20 граней). Показ этих многогранников. В старших классах вы даже сможете сами построить эти сложные фигуры.

Математика связана и с другими предметами: физикой, химией, биологией, астрономией, химией.

Математика сложна, Но скажу с почтением: Математика нужнаВсем без исключения.

Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным. (Б.Паскаль).

Задания на сообразительность.

Шли семь старичков,.

У них семь посошков,.

На каждом посошке семь сучков,.

На каждом сучке семь узелков,.

В каждом узелке семь пирогов,.

В каждом пироге семь воробьев,.

У каждого воробья семь хвостов.

Сколько было старичков?

Какие числа при чтении не изменяются от их переворачивания? (8, 69, 88, 0).

У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 — сзади. Сколько ног у животного?

— Интересная наука математика?

— Желаем вам отличных успехов в математике!

Вот и подошла наша экскурсия в кабинет математики. До свидания!

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой