Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Особенности проведения практических уроков с учащимися 6-х классов по теме «Правила поведения на природе»

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Упражнение в социально ценном поведении изначально опирается на приучение. Приучение — побуждение учеников к систематическому выполнению определённых действий и выполнение ими этих действий с целью формирования умений, навыков и привычек правильного поведения. Из определения следует, что необходимо так планомерно и регулярно организовывать выполнение учащимися определённых действий, чтобы они… Читать ещё >

Особенности проведения практических уроков с учащимися 6-х классов по теме «Правила поведения на природе» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

безопасность жизнедеятельность учащийся обучение Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. Современное общество несет колоссальные людские, материальные и моральные потери, от различных опасных факторов, угрожающих человеку во всех сферах его обитания. Статистически установлено, что ежегодно в России в результате несчастных случаев, различных чрезвычайных ситуаций обрывается жизнь десятков тысяч людей, а сотни тысяч становятся инвалидами или получают все возможные заболевания.

Проблема обучения детей безопасному образу жизни имеет важное государственное значение. В сложной социально-экономической обстановке, в процессе неуклонной урбанизации подверженность детей различным опасностям постоянно возрастает. Способность принимать решения в различных ситуациях — главная ценность человека XXI века.

Формирование навыков безопасного поведения у учащихся достигается через общее образование. Детям и подросткам легче прививать мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения в природной и техногенной средах.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) способствует формированию и развитию навыков быстрой оценки обстановки (ситуации) в экстремальных условиях, принятию целесообразных решений по действиям в такой обстановке и их выполнению.

В настоящее время многие учебные заведения по различным причинам не могут обеспечить качественную практическую подготовку учащихся по программе ОБЖ, что приводит к неспособности учащихся использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Цель исследования — выявить дидактические условия успешного применения практических методов и приёмов обучения, при проведении уроков в 6-х классах по теме «Правила поведения на природе».

Объект исследования — процесс обучения учащихся 6-х классов правилам поведения на природе.

Предмет исследования — методы и приёмы обучения, используемые при проведении практических уроков в 6-х классах по теме «Правила поведения на природе».

Задачи:

— на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить методы и приемы обучения, наиболее приемлемые при проведении практических уроков в 6-м классе по теме «Правила поведения на природе» курса ОБЖ;

— определить методику проведения практических уроков в 6-м классе по теме «Правила поведения на природе»;

— разработать планы-конспекты практических уроков по теме «Правила поведения на природе»;

— проверить эффективность предложенной методики.

Методы исследования — анализ специальной литературы по проблеме, анализ опыта работы учителей ОБЖ, беседа, наблюдение, тестирование, анализ результатов деятельности учащихся.

1. Теоретическое обоснование методики проведения практических уроков с учащимися 6 классов по теме «Правила поведения на природе»

1.1 Проблема формирования навыков безопасного поведения на природе учащихся 6 классов в процессе обучение курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

Техническая революция, появление все более совершенных конструкций транспортных средств и эффективных средств радиосвязи не только не снимают проблемы автономного существования в природных условиях, но и усложняют ее. Они делают человека более самоуверенным, готовым броситься в путешествие без опыта и навыков выживания, а также зависимым от технических средств, которые, как известно, могут выходить из строя.

Опыт свидетельствует, что люди способны длительное время переносить самые суровые природные условия. Однако человек, не привыкший к этим условиям, попадающий в них впервые, оказывается в значительно меньшей степени приспособленным к жизни в незнакомой среде, чем ее постоянные обитатели. Поэтому чем жестче условия внешней среды, тем короче оказываются сроки автономного существования, тем строже должны выполняться правила поведения, тем выше цена расплаты за каждую ошибку.

Большое значение для жизнеспособности человека имеют физико-географические условия природной среды. Их активное воздействие на организм человека увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания. Каждая природная зона характеризуется своими особенностями климата, рельефа, растительного и животного мира. Они обуславливают специфику жизнедеятельности человека: режим поведения, способы добывания воды и пищи, строительство убежищ, характер заболеваний и меры их предупреждения, передвижение по местности и т. д.

Благоприятный исход автономного существования во многом зависит от психофизиологических качеств человека: уверенности в себе, воли, решительности, собранности, изобретательности, физической и специальной подготовки, выносливости и устойчивости. Основа успеха в борьбе с силами природы — умение человека выживать, для этого необходимы определенные теоретические и практические знания. Сегодня проблеме выживания уделяется серьезное внимание.

Под выживанием понимают активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни и работоспособности в условиях автономного существования, которые заключаются в преодолении стрессов, использовании различных способов защиты своего здоровья, эффективном использовании аварийного снаряжения и подручных средств для защиты от неблагоприятного воздействия факторов природной среды и обеспечения потребностей организма в пище и воде [12, 76].

Главный постулат выживания: человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых физико-географических условиях, если сумеет использовать свои знания, навыки и умения и морально-волевые качества, а также все, что дает окружающая среда.

В последнее время мы слышим о том, что все чаще дети и подростки попадают в экстремальные ситуации природного характера и становятся жертвами в результате незнания основных правил поведения в природе. Это и отравления различными растениями и грибами, гибель в результате несчастных случаев на воде и в лесу. По данным статистики дети — это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных ситуациях природного характера. Они же являются самыми незащищенными.

Безопасность жизнедеятельности является важнейшим условием существования человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище, информации и предполагает подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера.

Физическая и психологическая готовность к встрече с чрезвычайной ситуацией для человека очень важна. Быть готовым самому часто означает спасти свою жизнь. Способность человека защитить себя формируется на основе обучения и формирования определенного типа сознания.

Курс ОБЖ, включенный в школьную программу представляет собой одну из многочисленных форм психолого — педагогического воздействия на процесс формирования личности. Программы по этой дисциплине ориентированы преимущественно на изучение правил и социальных норм поведения человека в различных ситуациях как природного, так и социального характера, в том числе и экстремальных. Целью курса ОБЖ является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретении или способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим [8, 127].

Знание приемов самоспасения приобретает наибольший коэффициент полезного действия в случаях, когда теория подкрепляется практикой. Иначе говоря, когда человек владеет навыками практического выживания, когда не только знает, что делать в той или иной ситуации, но знает, как это делать.

1.2 Характеристика практических методов и приемов, используемых в процессе обучения учащихся 6 классов теме «Правила поведения на природе»

В школьном образовании наряду с установлением объема содержания учебного предмета и отбором материала для занятия большое значение имеют методы обучения, под которыми понимаются способы совместной деятельности преподавателя и учащихся, направленные на улучшение усвоение знаний, привитие определенных умений и навыков, развитие самостоятельности и творческих возможностей школьников.

В современной педагогической практике преподавателем-организатором ОБЖ используется большое количество методов и приемов обучения.

Под методами обучения понимается дидактическая категория, дающая теоретическое представление о системе норм взаимодействия преподавателя ОБЖ и учащихся, в ходе, которой осуществляется организация и регулирование деятельности учащихся, обеспечивающей усвоение ими содержания и тем самым достижение целей обучения [26, 208].

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения [25, 154].

Методы обучения зависят от целей и содержания образования. Методы обучения имеют психологическое обоснование. Возрастные возможности усвоения знаний и развития личности оказывают существенное влияние на способы преподавания и учения. Глубокое понимание мыслительной деятельности учащихся и свойств личности позволяет найти более эффективные способы обучения.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

Следует выделить три основные группы методов обучения [18, 43]:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Предлагают классифицировать методы по следующим основаниям:

— по источнику знаний (выделяют словесные, наглядные и практические методы, ибо иных источников, кроме слова, образа и опыта, не существует);

— по соответствующему этапу обучения, на каждом из которых решаются специфические задачи (ориентация на методы подготовки обучаемых к изучению материала, предполагающие возбуждение интереса, познавательной потребности, актуализацию базовых знаний, необходимых умений и навыков; на методы изучения нового материала; на методы конкретизации и углубления знаний, приобретения практических умений и навыков, способствующих использованию познанного; на методы контроля и оценки результатов обучения);

— по способу руководства учебной деятельностью — непосредственного или опосредованного (выделяют методы объяснения педагога и разнообразные методы организации самостоятельной работы студентов);

— по логике учебного процесса (опора на индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетические методы);

— по дидактическим целям выделяют методы организации деятельности обучаемых, методы стимулирования деятельности, например: конкурсы, состязания, игры, поощрения и другие методы проверки и оценки [4, 59].

Прежде чем перейти к характеристике практических методов обучения, необходимо отметить, что каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании порой методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения.

Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели [25, 39].

Источником знания является практическая деятельность учащихся. Она обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному развитию.

Практические методы обучения курсу ОБЖ основаны на практической деятельности учащихся. Прививку от страха и растерянности, обусловленных незнанием того, как поступить, чтобы уцелеть и выжить в опасной ситуации, надо делать в юные годы. И не путём вооружения ребят теоретическими знаниями, а формированием у них, прежде всего практических умений и навыков. Они формируются в ходе применения практических методов, к которым относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Так как большое значение в процессе обучения учащихся курсу ОБЖ играют упражнения, то более подробно остановимся на этом методе.

Упражнениями называют многократное выполнение определённых действий или видов деятельности, имеющее целью их освоение, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой.

Сущность метода упражнения состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т. е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путём углубляют знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают своё мышление и творческие способности. При выборе метода упражнений важно, чтобы они сочетали в себе не только подражательную, но и творческую деятельность учащихся и требовали от них сообразительности, размышления, поиска собственных путей решения той или иной задачи. К. Д. Ушинский отмечал, что подражание только тогда полезно, когда из него вырастает самостоятельная деятельность.

Метод упражнений при среднем темпе обучения позволяет решать такие образовательные задачи, как формирование фактических знаний, практических и трудовых умений, наглядно-образного мышления, самостоятельности, развитие памяти, познавательного интереса, навыков учебного труда, воли, эмоций.

Специфика применения метода упражнений в обучении курсу ОБЖ заключается в его непосредственной направленности на формирование опыта поведения учащихся, тем самым, реализуя воспитательные задачи обучения. В этом свете упражнение носит следующее определение: упражнение — многократное совершение определённых поступков на основе осознанной нравственной нормы.

Упражнение в социально ценном поведении изначально опирается на приучение. Приучение — побуждение учеников к систематическому выполнению определённых действий и выполнение ими этих действий с целью формирования умений, навыков и привычек правильного поведения. Из определения следует, что необходимо так планомерно и регулярно организовывать выполнение учащимися определённых действий, чтобы они превратились для них в привычные формы общественного поведения. Формы общественного поведения, ставшие для учеников привычными, отличаются гибкостью и обобщённостью. Они легко проявляются в разных обстоятельствах, принимая соответствующие этим обстоятельствам конкретные способы действия, что напрямую связано с воспитанием личности, способной во всеоружии встретить любые опасности и трудности, личности, адаптирующейся в реальной жизни [9, 117].

Одним из испытанных средств приучения к заданным формам поведения является режим жизни и деятельности учащихся. Чем строже и определённее режим, тем лучше формируется динамический стереотип, который лежит в основе образования привычек. Режим жизни и деятельности школьников имеет своей основой приобретение таких навыков, как правильная организация рабочего места. Выполнение режима дня и гигиенических правил, воспитание в себе следующих качеств: скромность, выдержка, самообладание, дисциплинированность.

Применение этого метода требует соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле. На каждый данный отрезок времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых складывается данная форма поведения. Для выработки привычки требуется время, торопливость здесь не приводит к поставленной цели. Вначале следует добиться точности производимого действия и лишь затем быстроты. Метод приучения предполагает контроль за характером выполнения действия. Контроль требует благожелательного, заинтересованного отношения учителя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы. Еще более важно организовать самоконтроль учащихся.

Выделяют следующие типы упражнений — устные, письменные, графические, учебно-трудовые.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения развивают логическое мышление, культуру письменной речи, самостоятельность в работе. Эти упражнения могут сочетаться с устными упражнениями и графическими.

Применение графических упражнений способствует развитию пространственного воображения.

Учебно-трудовые упражнения играют немалую роль в трудовом воспитании учащихся.

Упражнения только тогда эффективны, когда при их выполнении соблюдаются определенные требования. Одним из важнейших является требование сознательного подхода к их выполнению. Это проявляется в том, что ученик знает и понимает, на какой учебный материал дается данное упражнение или задача (ученику известно, где он может прочесть правило, объяснение); с какой целью выполняется данное упражнение (для овладения умением действовать в опасной ситуации); каким образом следует выполнять данное упражнение (здесь очень важен показ учителя или использование образца, даваемого иногда в начале упражнения, а также подробные объяснения). При решении ситуационных задач, однако, часто важен и самостоятельный поиск решения.

Особое значение имеет соблюдение определенной дидактической последовательности в выполнении упражнений, обусловленной закономерностями протекания процесса обучения курсу ОБЖ (табл. 1).

Таблица 1. Последовательность упражнений в процессе усвоения учащимися навыков и умений в ходе изучения курса ОБЖ

Дидактическая цель (задача)

Виды упражнений

Актуализация опорных знаний и навыков

Подготовительные упражнения

Усвоение знаний (правил, понятий)

Вводные упражнения (мотивационные, познавательные)

Первичное применение знаний

Пробные упражнения

Овладение навыками в стандартных условиях

Тренировочные упражнения

Творческий перенос знаний и навыков в нестандартные условия (усвоение умений)

Творческие упражнения

Контроль, коррекция и оценка навыков и умений

Контрольные упражнения

Рассмотрим несколько подробнее виды упражнений.

Подготовительные упражнения имеют своей целью подготовить школьников к восприятию новых знаний и способов их применения на практике. Для этого в первую очередь актуализируются знания и навыки, приобретённые на прежних уроках и являющиеся опорой для усвоения новых способов выполнения действий, овладения навыками и умениями. Опорные знания и практические навыки актуализируются главным образом на основе выполнения упражнений, в состав которых входят отдельные элементы новых способов выполнения действий. Подготовительные упражнения имеют в основном репродуктивный характер. Самостоятельность учащихся при выполнении этих упражнений минимальная.

Вводные упражнения применяют для того, чтобы:

— создать у учащихся проблемную ситуацию как способ мотивации учения;

— подготовить условия для самостоятельного поиска новых способов выполнения действий или формирования соответствующего правила (алгоритма);

— подвести учащихся к пониманию опорного теоретического материала;

— подготовить их к осмыслению правила, закона, являющегося основой усвоения соответствующих навыков и умений.

Вводные упражнения могут иметь различный характер и предусматривать выполнение ряда мыслительных операций и практических действий: ответы на познавательные вопросы, доказательства, выводы, сравнения, обобщение, поиск способов выполнения действий. Для того, чтобы учащиеся осмыслили изучаемый материал, учителя нередко используют проблемные задания, эвристические беседы, познавательные задачи и другие способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся [11, 79].

Пробные упражнения — это самые первые задания на применение только что полученных знаний. Их используют тогда, когда новый материал усвоен ещё не прочно и учащиеся могут допустить ошибки в его применении. Пробные упражнения выполняются обязательно при непосредственном руководстве и под контролем учителя. Выполнение этих упражнений учащиеся сопровождают словесным объяснением своих действий и кратким их обоснованием. Сочетание слова и действия может иметь несколько этапов в зависимости от места объяснения и действия в процессе применения знаний. Выделяют три этапа: предварительное, сопутствующее и последующее объяснение приёмов и действий.

Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков в стандартных условиях. От пробных они отличаются большей степенью самостоятельности и инициативы, учащихся в их выполнении, а также большим разнообразием заданий, сложность и трудность выполнения которых постепенно нарастает. Навыки и умения, которые формируются у учащихся общеобразовательной школы, характеризуются определённой сложностью и значимостью, как для дальнейшего обучения, так и для подготовки к жизни.

Творческие упражнения по своему содержанию и методам или приёмам выполнения приближаются к ситуациям, которые могут возникнуть в жизни каждого человека. Дидактическая цель этих упражнений заключается в том, чтобы сформулировать у учащихся умения успешно ориентироваться в жизни, чётко, правильно и быстро решать проблемы на основе творческого применения полученных знаний и приобретённых навыков.

В систему упражнений и заданий входят так называемые попутные упражнения. Они не составляют отдельного этапа работы, а входят в состав упражнений различных видов (пробных, тренировочных, творческих). Это задания на применение ранее изученных правил. Они дают возможность глубже и прочнее усвоить ранее сформулированные навыки и умения.

Контрольные упражнения носят главным образом обучающий характер. Это комплексные задания, в которых сочетаются репродуктивные и творческие элементы.

Очень существенно, чтобы упражнения были разнообразными: даже в процессе работы над одним умением или навыком желательно чередование разных видов упражнений, так как учащиеся устают от однообразной деятельности. Полезно предъявление заданий одного типа, но в вариативной форме. Не менее важным является и требование систематичности в подборе упражнений учащимся. Проявляться оно может в повторении определенных типов упражнений при однородной работе (над новыми словами, новыми правилами); в соблюдении из урока в урок последовательности расположения упражнений нарастающей сложности, в оформлении заданий и т. п.

Упражнения должны даваться в количестве, достаточном для усвоения того или иного вида знаний или выработки определенных умений и навыков. Выполнение этого требования зависит как от требуемой степени усвоения знаний и сформированности умений и навыков, так и от индивидуальных познавательных возможностей учащихся [9, 47].

Лабораторная работа относятся к числу исследовательских методов, с помощью которых учащиеся сами «открывают» для себя новое. Цель лабораторных работ — применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных, хозяйственных и др. навыков.

И хотя в примерных учебных программах по курсу ОБЖ лабораторный практикум не предусмотрен, многие учителя БЖД в последнее время активно используют этот метод, особенно в старших классах для закрепления и углубления теоретических знаний, полученных на уроке.

Разновидностью этого метода является наблюдение, которое представляет собой целенаправленное восприятие объектов, предметов и явлений окружающей среды, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают связь и взаимозависимости между ними и на основе этого делают обобщения, выводы, принимают решения.

В процессе наблюдений учащиеся не только познают окружающий мир, но и приобретают, совершенствуют наблюдательность. Навыки наблюдательности лежат в основе осмотрительности в предметной деятельности, предвидения возникновения опасной ситуации, своевременной реакции на опасность. Поэтому развитию наблюдательности у учащихся следует уделять большое внимание.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа в противорадиационных укрытиях, воинских частях и т. п.).

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с использованием компьютера, тренажеров и т. п.

Имея большой арсенал методов обучения, начинающий учитель БЖД, естественно, испытывает затруднения с выбором метода, соответствующего задачам обучения, стоящим как перед изучением всего курса в целом, так и перед каждым конкретным уроком.

Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы, а также анализ выполненной работы, что наиболее благоприятно совершить при личном контакте с обучаемым.

Методы очень редко используются в чистом виде. Обычно учитель сочетает различные методы обучения. Выбор и сочетание методов зависит от темы и типа урока, а также психолого-возрастных особенностей учащихся.

2. Оптимизация методики обучения учащихся 6 классов теме «Правила поведения на природе»

2.1 Планирование уроков с учащимися 6 классов по теме «Правила поведения на природе»

Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании — это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.

Правильное планирование обеспечивает: необходимое направление, структуру и качество обучения; рациональное распределение времени на темы учебного материала; логичную организацию навыков и умений; продуманное использование учебной и учебно-методической литературы, технических средств обучения и оборудования.

При планировании учебного процесса анализируются действующие образовательные программы и учебные издания, изучается методическая литература. Наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике ОБЖ. Наряду с традиционными источниками информации следует активно использовать глобальную информационную сеть Интернет. В первую очередь ее русскоязычные ресурсы: законодательные акты Российской Федерации и указы Президента Российской Федерации; законодательные акты органов государственного управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; сайты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; правила поведения в экстремальных и опасных ситуациях, данные о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; рекомендации и методические разработки учебных заведений.

В тематическом плане производится распределение учебного времени на изучение каждой темы, уточняется список учебной, методической и другой литературы, определяется учебно-материальное обеспечение и межпредметные связи, устанавливаются формы контроля за качеством подготовки учащихся.

Для разработки тематического планирования уроков по теме «Правила безопасного поведения на природе» необходимо выбрать учебную программу.

При выборе учебной программы преподаватель — организатор ОБЖ должен учитывать наличие в школьной библиотеке книг по ОБЖ. Выбор программы зависит от параметров образовательной среды (местных условий, специфики обучения, учебно-материальной базы, квалификации преподавателя).

Специфика обучения в школе может быть обусловлена направленностью обучения. Учебно-материальная база школы (оснащение школы учебниками, плакатами, средствами индивидуальной защиты, тиром, специальной площадкой).

При составлении календарно-тематического плана в каждой теме или разделе необходимо выделить знания, подлежащие усвоению и определяющие содержание учебного материала, а также умения, которые должны быть сформированы у учащихся. При этом важно определить не только объем знаний и умений, но и необходимый уровень их усвоения на каждом этапе. Большую роль при составлении календарно-тематических планов играет определение последовательности подачи всех элементов знаний. Эта последовательность подчиняется общей логике изложения темы.

Руководствуясь стандартом, программой, учебниками, преподаватель — организатор ОБЖ определяет образовательные (образовательно-воспитательные) цели каждого занятия, его содержание, опорные знания, практические и самостоятельные работы, средства обучения. В свою очередь, на основе тематических планов разрабатываются поурочные планы и планы-конспекты уроков, в которых более подробно раскрыты цель структура, содержание, методы, приемы обучения.

Задания, используемые для самостоятельной работы, могут быть типовыми и проблемными (творческими). Первые соотносятся с репродуктивным методом обучения и характеризуется тем, что выполняя их учащийся действует в знакомой учебной ситуации «по образцу», здесь типовые задания ведут к получению новых знаний и отработке, закреплению уже известных способов действий. Проблемные задания используются в составе частично-поискового, исследовательского методов, служат главным средством их осуществления. Эти задания требуют применения знаний и умений в новой учебной ситуации, самостоятельного поиска хода рассуждения; их выполнение предполагает не только нахождение новых знаний, но и новых путей поисков этих знаний.

При определении состава понятий, подлежащих изучению и систематизации в каждой теме необходимо:

— выделить основные вопросы темы, а внутри них — понятия (общие, единичные) и взаимосвязи (а возможно — умения и навыки);

— определить по программе, какие понятия данной темы были до сих пор неизвестны слушателям и должны изучаться ими впервые;

— выяснить, на какие знания (понятия, представления, факты, умения, навыки) по дисциплине (смежным дисциплинам, междисциплинарным связям), приобретенные ранее следует опираться при формировании новых понятий темы;

— указать, на каких занятиях данной темы (или последующих), в каких новых связях и взаимосвязях следует повторить изученные новые понятия с целью их развития и закрепления;

— установить, какие понятия (в соответствии со степенью трудности) доводятся до сознания слушателей преподавателем и какие из них могут быть освоены в процессе самостоятельной работы.

Таким образом, в самых общих чертах алгоритм составления тематического плана может быть представлен следующим образом:

1. Руководствуясь программой (учебной литературой), выделить основные вопросы, а внутри них понятия, умения и навыки, которые должны быть сформированы при изучении данной темы.

2. Определить на какие прежние знания (понятия, представления, факты, умения, навыки) по дисциплине (смежным дисциплинам, междисциплинарным связям), приобретенные ранее следует опираться при формировании новых понятий темы; обратить внимание — какие следует только повторить, а какие расширить и углубить с целью систематизации знаний.

3. Распределить материал темы на отдельные занятия и определить целевые установки к каждому из них, обеспечивая логику учебного процесса в течение изучения всей темы (дисциплины).

4. Определить характер вопросов и заданий для занятий, самостоятельных и практических работ, позволяющих восстановить опорные (ранее приобретенные) знания, необходимые для усвоения нового материала на каждом занятии по теме.

5. Произвести методическую отработку материала (выделение смысловых частей, в том числе и по учебной литературе с целью выявления возможных затруднений при изучении и определении пути их преодоления).

6. Составить задания для самостоятельной работы, при выполнении которой учащиеся могут выявить существенные признаки понятий.

7. Для обеспечения обратной связи после изучении нового материала продумать систему вопросов, ответы на которые позволят вскрыть качественную и практическую стороны вновь приобретенных знаний.

Таблица 2. Тематическое планирование в 6-х классах по разделу «Правила безопасного поведения на природе»

№ п/п

Тема урока

Общеучебные знания умения и навыки

Внеклассная работа

Вид контроля

Учебно-методическое обеспечение

Дом.

задание

Если ты отстал от группы

Оценка ситуации, принятие решения

опрос тестирование

Энциклопедия «Я познаю мир»: ОБЖ, А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях»

§ 8

Если ты заблудился в лесу

Ориентирование на местности, определение сторон света, движение по ориентирам, использование подручных средств для ориентирования

опрос тестирование

Энциклопедия «Я познаю мир»: ОБЖ, А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях»

§ 9

зад. стр. 40

Сигналы бедствия

Сигналы местонахождения, способы подачи сигналов, Сигналы международного кода

«Как подать сигнал о местонахождении, просьбу о спасении»

опрос

Энциклопедия «Личная безопасность» «Аванта+»,

А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях»

§ 10;

Ориентирование по компасу.

Компас, правила пользования, ориентирование по компасу

«Ориентирование по компасу!»

опрос

Энциклопедия «Личная безопасность» «Аванта+», А. Ильин «Школа выживания при авариях и стих. бедствиях»

§ 11

Ориентирование по Солнцу, Луне, звездам.

Гномон, солнечные часы, звездное небо

опрос тестирование

Энциклопедия «Личная безопасность» «Аванта+», А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях»

§ 12

Ориентирование по местным признакам

Природные ориентиры

опрос тестирование

Энциклопедия «Личная безопасность» «Аванта+», А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях»

§ 13 зад. 1, 2

Как находить дорогу к жилью.

Сакма, тропа человека, звериная тропа, приметы дороги в лесу, в песках, степи

опрос

Энциклопедия «Личная безопасность» «Аванта+», А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях»

§ 14

Устройства временных укрытий (жилищ)

Временное укрытие, выбор места, постройка укрытия в разное время года из различного материала

«построй укрытие» (кубики, карандаши, ткань, веревка и др.)

опрос

Энциклопедия «Личная безопасность» «Аванта+», А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях»

§ 15

Добывание огня, разведение костра.

Место для костра, способы добычи огня, Разжигание костра: растопка, «зажигательные палочки». Сохранение огня. Типы костров. Очаг.

«Типы костров»

опрос

Энциклопедия «Личная безопасность» «Аванта+», А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях»

§ 16

Поиск и добывание воды.

Водно-солевой режим человека. Как сохранить воду в организме. Природные признаки определения воды, добыча воды летом и зимой. Правила обезвреживания воды. Опреснение воды. Фильтрование.

опрос тестирование

Энциклопедия «Личная безопасность» «Аванта+», А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях»

§ 17

Организация питания. Добывание пищи. Рецепты походных блюд.

Голод. Источники пищи в лесу, в пустыне, в степи, в пресной, соленой воде. Как добыть пищу. Орудия лова и охоты. Сохранение пищи.

«Меню для лесного, морского, степного обеда»

опрос

Энциклопедия «Личная безопасность» «Аванта+», А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях»

§ 18

Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению.

Правила поведения при встрече со зверем, как переправиться через водную преграду, как пройти по болоту, движение в горах, страховка. Защита от молнии

опрос тестирование

Энциклопедия «Я познаю мир»: ОБЖЭнциклопедия «Личная безопасность» «Аванта+», А. Ильин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях»

§ 19

Контрол.-обобщающий урок по изученным темам.

Памятки и правила при автономном существовании

«Робинзона-да»

турнир

Приступая к созданию плана-конспекта урока, следует помнить, что планируемые задачи отдельных уроков должны выступать как составная часть общей задачи изучаемой темы по ОБЖ. Компоненты знаний, раскрываемые на уроке, должны обеспечивать часть решения той или иной целостной задачи. Конкретные задачи отдельных уроков должны рассматриваться во взаимосвязи с другими.

2.2 Методические подходы к проведению практических уроков в 6-м классе по теме «Правила поведения на природе»

Качество подготовки учащихся по ОБЖ во многом зависит от организации учебно-воспитательного процесса от правильного выбора и сочетания форм, и методов обучения. Основной формой организации обучения принято считать урок. На любом уроке, в какой бы форме он не проводился, в тесном сочетании применяются несколько методов, один из которых всегда выступает как ведущий. Он определяет вид занятия, а также деятельность преподавателя и учащихся, то есть показывает пути и способы передачи знаний и умений от учителя к ученикам.

Программой по ОБЖ предусмотрены виды занятий: теоретические и практические. Теоретические знания, проводимые методом устного изложения (рассказ, беседа, объяснение) должны давать основу научных знаний по основам безопасного поведения в бытовых условиях; раскрывать в диалектической взаимосвязи наиболее сложные вопросы учебного материала; способствовать развитию творческого мышления у учащихся и формированию у них научного мировоззрения; отражать актуальные вопросы теории и практики. Это является основой для организации и проведения практических занятий.

Практические занятия являются основным видом занятий и проводятся с целью обработки основных способов защиты от опасных и вредных факторов в бытовых условиях и ликвидации негативных последствий проявления опасностей. На практических занятиях также совершенствуются приобретенные учащимися знаний и навыки. Практические занятия могу проводиться методом объяснения с показом и тренировкой.

Организация и проведение учебных занятий по разделу «Правила безопасного поведения на природе» с учащимися 6-х классов осуществляются на основе учебной программы. В ходе уроков учащиеся приобретают практические и теоретические навыки. Занятия должны включать в себя элементы беседы, игры, практических заданий и т. д., это делает уроки интересными и запоминающимися.

Непосредственная подготовка к каждому отдельному уроку начинается с анализа предшествующего урока, которого — установить, была ли достигнута намеченная цель, выполнен ли план урока, имеются ли пробелы в знаниях и практической подготовке учащихся. На основе этого анализа, анализа программы, которая относится к предстоящему уроку, а также к предыдущему и последующему, учитель определяет тему и цели нового урока. В формулировке цели необходимо дать предельно ясный ответ на вопрос, чему предполагается научить учеников на данном уроке, как развить у них умения и навыки.

Определив четко тему и цели урока, следует внимательно изучить характер изложения учебного материла в школьном учебнике: — какие приведены тезисы и аргументы, какова последовательность их изложения, доступность материала для учащихся, соответствие примеров изложенным общим положениям.

Следующим этапом в подготовке учителя к уроку является планирование средств обучения, оптимальный отбор форм и методов деятельности, определение дидактического взаимодействия учителя и учащихся в процессе урока, разработка форм текущего контроля, самоконтроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Во время предварительной проверки определяется наличие и качество знаний, умений и навыков учащихся, если преподавателю неизвестен уровень их подготовки. Если же уровень подготовки известен можно проводить практические занятия.

Практические занятия проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводится не только в классе, но и за пределами школы.

Важной обязанностью преподавателя является проверка практических навыков. На основании этих проверок создается точное и верное представление об умении каждого обучаемого четко решать поставленную задачу.

Оценка практических навыков учащихся позволяет: выявить школьников, правильно выполняющих практические задания, а так же тех, у кого возникли затруднения; чтобы организовать с ними дополнительные занятия, определить способность каждого учащегося ориентироваться в чрезвычайной или неотложной ситуации и принимать адекватные меры.

Во время практических занятий должна быть постоянно обратная связь учащихся с преподавателем, который следит за работой учащихся и помогает им сосредоточить внимание на отработке основных элементов того или иного навыка. Проверку практических навыков можно производить как индивидуального, так и по группам. При этом рекомендуется руководствоваться следующими правилами:

— обучаемый должен продемонстрировать выполнение действия от начала до конца;

— во время демонстрации примера обучаемым, необходимо убедиться в правильности выполнения каждого этапа;

— если вы что-то говорите обучаемому во время показа, это может быть только подсказка, как действовать дальше;

— если во время показа учащийся допускает ошибку, необходимо остановить его и указать на допущенную ошибку;

— если допущенная ошибка не слишком существенная, позвольте продолжить показ, обучаемый может исправить ее в ходе дальнейших действий;

— если допущенная ошибка свидетельствует о полном непонимании всей процедуры, поправьте ошибку и дайте обучаемому возможность еще раз прочитать учебник и потренироваться.

Результаты контроля практических занятий и оценка знаний, навыков и умений являются важной составляющей для анализа организации и составления учебного процесса. На основании этого анализа вносятся необходимые коррективы в методическую систему обучения учащихся.

В процессе обучения учащихся 6-х классов правилам безопасного поведения на природе целесообразно использовать практические методы обучения. При изучении таких тем как: «Смена климатогеографических условий», «Акклиматизация и реакклиматизация» следует использовать вводные упражнения: ответы на познавательные вопросы, доказательства, выводы, сравнения, обобщение, поиск способов выполнения действий.

Пробные упражнения используются при изучении тем: «Способы ориентирования на местности», «Оборудование кострового места и разведение костра», «Оборудование временного укрытия». Например, при изучении темы «Способы ориентирования на местности» учащимся на этапе закрепления изученного материала предлагается выполнить практическое задание, направленное на формирование умений и навыков определять стороны горизонта, масштаб и расстояние по карте, азимут и расстояние до условной точки, выбор направления движения и т. п.

На уроке по теме «Оборудование кострового места и разведение костра» учащимся предлагается выполнить практическое задание — «Типы костров и их значение в походных условиях».

Класс делиться на группы по 4 человека. У каждой команды на столе макеты «дров». По заданию учителя участники укладывают тип костра, который они считают правильным. Выполняют задание команды одновременно, после этого проверяется правильность выбранного типа костра. За каждый правильно выбранный тип костра при задании команда получает по 1 баллу.

1. Какой тип костра лучше использовать при приготовлении нескольких блюд?

2. Какой тип костра лучше использовать для обогрева временного укрытия, если вы решили заночевать?

3. Какой тип костра требует постоянного присмотра, чтобы не потух огонь?

4. Какой тип костра лучше использовать для быстрого приготовления одного блюда?

Проверка у учащихся полученных знаний, умений, отработка навыков выживания в условиях автономного существования проводится на итоговом уроке по данному разделу, который проводится на местности в форме турнира «Робинзонада». На данном занятии учащиеся закрепляют полученные теоретические знания на практике, отрабатывают навыки по ориентированию на местности, разжиганию костра, поиску и транспортировки пострадавшего, оказанию первой медицинской помощи, преодолению препятствий, подачи сигналов бедствия и т. д.

2.3 Планы-конспекты уроков

Тема: Оборудование кострового места и разведение костра.

Цель: познакомить учащихся с требованиями к оборудованию кострового места и приемами разведения костра.

Задачи:

Обучающие:

— рассмотреть основные способы добывания огня, требования к выбору места для разведения костра, виды костров;

— изучить меры противопожарной безопасности;

Развивающие:

— развивать навыки коллективной работы и совместного поиска решений;

— развивать логическое мышление, память, внимание;

Воспитательные:

— воспитать чувства товарищества и бережное отношение к своей жизни и здоровью, воспитание любви к природе;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, объяснительно — иллюстративный, практический.

Учебные вопросы.

1. Требования к выбору места для разведения костра.

2. Приемы добывания огня.

3. Разведение костра. Виды костров. Меры пожарной безопасности.

Материальное обеспечение: презентация, учебник ОБЖ 6 класс, макеты дров.

Структура урока:

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление полученных знаний.

5. Подведение итогов.

6. Задание на дом.

Ход урока

1. Организационный момент: проверка подготовки учащихся к уроку, объявление темы и задач урока. (2 минуты).

2. Проверка домашнего задания. (10 минут). Фронтальный вопрос.

Перечислите типы временных укрытий? Какой материал можно использовать для строительства временного укрытия? В какое время суток необходимо начать строительство укрытия? Какие необходимо соблюдать правила при выборе места для укрытия? От чего должно защищать укрытие?

3. Объяснение нового материала. (20 минут).

Порой бывает очень важно вовремя развести костер. Не одну человеческую жизнь в автономном существовании спас костер.

Функции костра многогранны (слайд 2):

· приготовление пищи;

· сушка одежды;

· освещение;

· обогрев;

· отпугивание насекомых и зверей;

· подача сигнала.

Место для костра (слайд 3).

Правила выбора места под костёр и оборудования кострища:

1. Площадка под костёр выбирается на открытом месте (нельзя разводить костёр под деревьями, особенно высохшими, огонь может поджечь нижние сухие ветки; нельзя разводить костёр и на открытых корнях деревьев, а также ближе, чем в 5−6 метрах от кустарника; не нужно разводить костёр в молодых хвойных посадках, на участках с сухим камышом, тростником, мхом или высокой сухой травой, по ним огонь распространяется с большой скоростью; нельзя жечь костры на вырубках и торфяниках, даже основательно погашенный, залитый водой костёр может незаметно тлеть длительное время в толще торфа и привести к большому пожару через несколько дней).

2. Площадку для костра выбирают на защищённом от ветра месте (например, под склоном оврага или стеной густого леса; в поле или на сухих почвах костёр следует разводить в небольших ямках).

3. Когда это, возможно, используют старое кострище

(чтобы лишний раз не наносить вреда природе выжигая, траву и плодородный слой почвы).

4. Необходимо расчистить место под будущее кострище

(расчищают в радиусе 1.5 метров, весной — от опавшей хвои, листвы, сухих веток, зимой — от снега).

5. Иногда перед разведением костра необходимо снять дёрн (в пригородных лесах, лесопарках и на лугу на месте будущего костра предварительно срезают дёрн, укладывают в стороне корнями вниз и обильно поливают дёрн водой, при уходе с бивака дёрн укладывают обратно и поливают водой).

Как правильно развести костер?

Чтобы развести костер, нужны спички и дрова. Но крупные поленья вы спичкой не зажжете. Поэтому прежде, чем достать спички, соберите мелкие сухие веточки и сухую траву для растопки. Для этой цели подойдет и березовая кора (только не сдирайте ее с живых деревьев). Лучшая растопка — тоненькие, сухие веточки, которые вы увидите на нижней части ствола молодой елочки или на концах высохших нижних ветвей взрослой. Недаром туристы эти веточки называют порохом. Они разгораются моментально и бывают сухими даже при небольшом дожде.

Приготовив растопку, приготовьте ветки потолще. Ведь как только разгорится растопка, надо подкладывать веточки все толще и толще. А потом уже укладывать толстые поленья.

Сложнее разжечь костер в непогоду, когда идет дождь или снег. Постарайтесь тогда чем-нибудь накрыть растопку. Пригодятся в этих случаях и различные искусственные горючие материалы — оргстекло, бумага, резина.

Костер разгорелся, и вам стало хорошо. Но теперь вы должны следить за костром, ведь его надо постоянно «кормить» дровами. Дрова надо заготовить заранее в большом количестве, чтобы не пришлось ночью ходить по лесу, собирать сушняк.

Для заготовки дров не обязательно иметь пилу и топор. В лесу всегда достаточно сухостоя и валежника.

Большая просьба к вам: без нужды не используйте для костра живые деревья. К тому же они плохо горят.

Разведение костра. Слайд 4.

Что нельзя делать, разводя костер. Слайд 5.

Виды и типы костров. Слайды 6−11.

Выбирать тип костра надо по обстоятельствам. Общее правило: дров необходимо запасти заранее и побольше, чтобы, например, вместо отдыха не провести всю ночь в поисках топлива. Нельзя, однако, забывать, что при любом количестве дров за костром нужно постоянно следить: костер все время живет, меняется.

Еще важно знать, что греет не только прямой огонь, но и отраженный.

У костра можно даже замерзнуть. Вот поэтому необходимо костер объединить с временным жилищем или навесом — отражателем тепла. Он может быть и летним, и зимним.

Зимой навес особенно важен, даже на коротком привале. И сделать его нетрудно. Можно на воткнутые в сугроб палки или ветки нагрести снег. Он подтает и образует козырек. А можно воткнуть в снег крепкие палки и повесить на них кусок полиэтилена или ткани.

Костры бывают трех основных видов:

· пламенные;

· жаровые;

· дымовые.

Пламенные костры используют для приготовления пищи, освещения бивуака, жаровые — для приготовления пищи, обогрева, сушки вещей. И те и другие могут стать дымовыми, если подбросить в них зеленую траву или ветки. Используют их для отпугивания комаров, мошкары и для подачи сигналов.

Жаровые костры значительно безопаснее, чем пламенные, так как пламя у них низкое.

Самый простой костер — «шалаш». Дрова ставят над растопкой по кругу так, чтобы они соприкасались верхними концами. При такой конструкции пламя получается узким и мощным. На таком костре можно быстро вскипятить воду.

Если над костром надо повесить два-три ведра или котелка, то разводят костер, пламя у которого широкое и низкое. Это «колодец», или «решетка». Чтобы дрова хорошо горели, им необходим кислород. Поэтому не кладите дрова вплотную друг к другу. Если и неплотно уложенные дрова горят плохо, раздувайте костер, дуя на него или размахивая кепкой, куском коры, густой веткой. При этом поток воздуха надо направлять не на пламя, а под основание костра.

Жаровые костры, как правило, горят долго и дают много тепла. Для них используют крупные бревна, а для разжигания — сухие ветки. Среди них назовем «звездный», «таежный» и «нодью». Чтобы бревна быстрее разгорелись, их надо затесать топором, т. е. сделать на бревне насечки.

Отдельно нужно сказать о костре «нодья» (еще одно название — «три бревна»). Главное его достоинство — сильный и долгий жар. Сухостойное бревно диаметром больше 40 сантиметров, разрубленное на три части по 2−3 метра длиной, будет гореть в таком костре несколько часов. Это позволит не заботиться о дровах и долгое время практически не заниматься костром (надо только очищать время от времени бревна от золы и пепла, постукивая обухом топора или поворачивая их). Легко понять эти преимущества, если ты хочешь выспаться.

Укладывая нодью, между бревнами надо оставлять зазоры; если бревна ложатся слишком плотно, между ними следует вставить ветки-клинья. Сверху должно быть самое толстое бревно (например, нижняя часть ствола), потому что верхнее бревно горит быстрее. Разжигать нодью надо с середины. Чтобы разгореться, такому костру обычно требуется не меньше получаса.

Если вы ночуете под навесом, то желательно как можно больше тепла от костра направить на себя. Для этого за костром, разведенным перед навесом, можно устроить экран. За таким костром надо следить и ночью, назначая для этого дежурных.

Способы добывания огня. Слайд 12−13.

Для разжигания костра нужны спички. А если их нет?

Вы, наверное, знаете, что в каменном веке огонь добывали при помощи огнива, кремня и трута. Роль кремня может играть твердый камень, огнива (или кресала) — топор, нож или какой-то другой предмет из твердой стали. В качестве трута подойдет любой сухой легковоспламеняющийся материал: мох, вата, гнилушки, распушенные куски веревки, мелко раздробленная кора, птичьи гнезда, древесная пыль, которую образуют насекомые под корой засохших деревьев.

Ударяя огнивом по кремню, высекайте искры. Трут расположите так, чтобы искры падали на него. Как только трут начнет тлеть, аккуратно раздувайте его до появления огня.

Вы знаете, что, используя увеличительное стекло, лупу, в солнечную погоду несложно; воспламенить трут. Выпуклое стекло собирает солнечные лучи на маленькой поверхности трута, вследствие чего там значительно повышается температура, становясь достаточной для возгорания. Для этого можно использовать линзы от оптических приборов: фотоаппаратов, биноклей, других приборов.

Можно воспользоваться еще одним способом, пришедшим к нам из древнейших времен. Заостренную палочку вставьте в углубление куска древесины или коры и терпеливо вращайте до появления дымка. Затем раздувайте тлеющий трут, который предварительно надо уложить в углубление и возле него. Некоторые племена, находящиеся на низкой стадии развития, до сих пор пользуются таким способом добывания огня.

Этот способ можно усовершенствовать.

Вращение можно осуществлять при помощи лука. В качестве тетивы используйте веревку, ремень, шнурок от ботинка…

Сохранение огня. Слайд 14.

Если нет спичек, возникает еще одна проблема — как сохранить огонь. Можно постоянно жечь костер. Тогда ночью у вас должен быть дежурный. Можно угли от прогоревшего костра засыпать слоем золы, утром их раздуть и положить на них сухую растопку. И костер вспыхнет с новой силой. Только постарайтесь вечером использовать дрова, дающие хорошие угли, ведь некоторые породы деревьев прогорают, оставляя только золу.

Но как быть, если вы выходите к населенному пункту и после ночлега должны двигаться? Тогда можно сделать переносное хранилище огня" - факел. Для этого надо приготовить кору, сухой мох, тонкие длинные лучины. Прокладывая мох между лучинами, плотно оберните полученную конструкцию корой. Факел толщиной до 15 см и длиной 70 см будет хранить огонь около 6 часов.

«Хитрости» для кострового. Слайд 15.

· При отсутствии мелких сухих веток для разжигания хорошо использовать «лапшу» из резины, срезанной с каблуков обуви;

· отсыревшие спички лучше всего сушить на голове: там наименьшая влажность;

· не нужно стараться развести костер одной спичкой, надежнее поджигать растопку двумя сложенными вместе спичками, а иногда даже тремя.

4. Закрепление полученных знаний. (10 минут)

Выполнение практического задания.

Типы костров и их значение в походных условиях.

Класс делиться на группы по 4 человека. У каждой команды на столе макеты «дров». По заданию учителя учащиеся укладывают тип костра, который они считают правильным.

Выполняют задание команды одновременно, после этого проверяется правильность выбранного типа костра. За каждый правильно выбранный тип костра при задании команда получает по 1 баллу.

1. Какой тип костра лучше использовать при приготовлении нескольких блюд?

2. Какой тип костра лучше использовать для обогрева временного укрытия, если вы решили заночевать?

3. Какой тип костра требует постоянного присмотра, чтобы не потух огонь?

4. Какой тип костра лучше использовать для быстрого приготовления одного блюда?

5. Подведение итогов. (2 минуты) С чем мы познакомились сегодня на уроке? Что нового вы узнали?

6. Задание на дом. (1 минута) Домашнее задание: прочитать материал учебника, конспект и ответить на вопросы в конце параграфа.

Тема урока: «Робинзонада»

Цель: проверка у учащихся полученных знаний, умений, навыков выживания в условиях автономного существования.

Задачи:

Образовательная — закрепить знания, умения и навыки учащихся, которые помогут сохранить жизнь и здоровье в экстремальных ситуациях в природных условиях.

Воспитательная — прививать качества коллективизма, взаимопомощи, находчивость в решении трудных ситуаций.

Развивающая — развивать навыки использования измерительных инструментов, с топографическими картами и компасом, при оказании 1-ой помощи с перечнем вложений, входящих в медицинскую аптечку, быстроту и правильность вязания узлов.

Методы: самостоятельная работа, практическое выполнение задания.

Время: 2 ч.

Ход урока

1. Организационная часть — 3 мин.

Проверка готовности команд.

Объявить цели проведения турнира и план.

План проведения турнира.

1. В турнире участвуют учащиеся 6 класса. Класс делится на 2−3 команды. Каждая команда имеет капитана, который решает, кому из членов своей команды отвечать на вопрос, а также подать протест при неправильном решении жюри. В жюри входят учащиеся школы, занимающиеся в туристическом кружке.

2. Ведущий турнира преподаватель — организатор ОБЖ.

3. Турнир состоит из 9 этапов — заданий, которые оцениваются в баллах.

4. По окончании каждого этапа жюри объявляет, сколько баллов заработала каждая команда. После последнего этапа, жюри подводит подсчёт баллов каждой команды и объявляет команду победительницу в турнире. При равном количестве баллов по окончании турнира у команд, проводится дополнительный этап для выявления победителя.

5. За правильное дополнение, команда получает по 1 баллу.

6. Количество участников — от 6 до10.

Ведущий: — Дорогие друзья! Я приветствую всех с началом турнира «Робинзонада». Да, выживание — это наука, и овладеть ею необходимо. He только искателям приключений или любителям адреналина. Каждый из вас может стать жертвой обстоятельств, а в таких ситуациях полагаться на авось просто преступно. Но наши отважные робинзоны прошли теоретический курс и необходимую физическую подготовку для выживания в природных условиях. Бросить вызов природе и проверить себя согласились:… (представление участников). Давайте познакомимся с ними поближе: 1. Любите ли вы ходить в походы? 2. Могли бы вы прожить в одиночестве? 3. Каждый ли человек эгоист? 4. Нужно ли попробовать в жизни абсолютно все? 5. Что бы вы взяли с собой на необитаемый остров (что-то одно)? Почему именно это?

Итак, знакомство состоялось. Жюри (представляется) будет оценивать готовность участников к такой опасной игре на выживание, как «Робинзонада». Выжить или не выжить — зависит только от вас, от силы вашего духа и разума, от психологического настроя и веры в себя. А если к этому еще прибавить навыки и умение противостоять обстоятельствам, то вы наверняка окажетесь победителем. He позволяйте беде застигнуть вас врасплох. Я желаю вам всем удачи — и вперед! Девиз урока — «Выживи сам и спаси другого».

Дорогие робинзоны! У вас есть немало: ноги, руки, а главное, голова. На каждом этапе будут выдавать все необходимое для выполнения задания

I этап. Решение задач по теме: «Ситуации, связанные с изменением часового пояса».

Каждая команда получает задание по определению времени в том или ином часовом поясе после перелёта. Если команды 2, то каждой по 3 задачи. 3, то по 2 задачи. Первая команда, которая решила задачу вперёд и правильно, получает ещё одну и при правильном решении получает добавочные баллы. За правильное решение задачи команда получает — 3 балла.

Разница во времени городов разных часовых поясов с Москвой и Санкт — Петербургом.

Москва — Санкт — Петербург — 0;

Тбилиси — + 1 час;

Екатеринбург — + 2 часа;

Ташкент — + 3 часа;

Иркутск — + 5 часов;

Благовещенск Якутск — + 6 часов;

Хабаровск — + 7 часов;

Магадан — + 8 часов.

II этап. «Медицинская аптечка».

Каждой команде даётся по одному заданию. Необходимо выбрать медикаменты и перевязочный материал:

1. При травмах.

2. При желудочно-кишечных и простудных заболеваниях.

3. При сердечнососудистых заболеваниях, а также при ожогах и обморожениях. Команда имеет право перечислить другие медикаменты и перевязочный материал, которых нет в аптечки, за что получает дополнительный — 1 балл. За правильный отбор медикаментов и перевязочного материала, команда получает — 3 балла.

III этап. «Оказание первой помощи при укусе ядовитой змеи и насекомых».

Каждой команде по одному вопросу. Вопрос теоретический. За правильный и полный ответ команда получает — 3 балла.

1. Рассказать последовательность оказания 1-ой помощи при укусе ядовитой змеи?

2. Рассказать последовательность оказания 1-ой помощи при укусе пчелы в язык?

3. Рассказать последовательность оказания 1-ой помощи при укусе клеща?

IV этап. «Преодоление заболоченного участка по кочкам»

Зигзагообразно устанавливаются искусственные кочки (резиновые покрышки, обрезки досок и т. д.). Участники по очереди должны пробежать по кочкам, стараясь не наступить мимо них. Длина этапа может быть до 10−12 м. За правильные действия — 10 баллов, с ошибками (срыв с кочки) — 5 баллов, неправильные — 0 баллов.

V этап. Поиск «пострадавшего»

Команда при помощи компаса определяет азимут на указанный предмет (дерево). При ошибке до 50 — 3 балла, до 150 — 1 балл, свыше 150 — 0 баллов.

VI этап. Транспортировка «пострадавшего»

Команда изготавливает из подручного материала (палки, штормовка и т. д.) носилки и транспортирует «пострадавшего» на расстояние до 50 м. В зависимости от вида «травмы» нести его можно на спине одному человеку или вдвоем — на сложенных руках. За правильную транспортировку команда получает 5 баллов, с ошибками — 2 балла, неправильно — 0 баллов.

VII этап. Разжигание костра

Между двумя стойками на высоте 50−60 см натягивается нить. Участник команды должен разжечь костер и пережечь нитку. Разрешается использовать для разжигания только сухие подручные материалы. Если нитка пережжена — 5 баллов, если нет — 0 баллов.

VIII этап. Сигналы бедствия. Международная кодовая таблица сигналов бедствия.

Ведущий называет сигнал, а участники турнира каждой команды одновременно с помощью подручных средств выкладывают на земле нужную фигуру, обозначающий этот сигнал.

1. Нужен врач.

2. Следую в этом направлении.

3. Нужна вода и пища.

4. Здесь возможна посадка

5. Нужен компас и карта.

6. Укажите направление следования

7. Нужны медикаменты За каждый правильно выложенный сигнал команда получает — 1 балл.

IX этап. Вязание узлов.

На столе у каждой команды лежат верёвочки на каждого по одной, а также карточки узлов в перевёрнутом положении. Каждый участник берёт по одной карточке, переворачивает её, читает название узла и вяжет его. Кладёт завязанный узел на карточку и жюри оценивают правильность завязанного узла. Если в команде 10 участников, то каждому по одному, если же участников в команде например 6, то оставшиеся 4 узла команда может не вязать, но она не получит дополнительные баллы. Если команда решила вязать ещё узлы (для победы не хватает 3 балла), то за каждый правильно завязанный узел команда получает 1 балл, при не правильном завязывании узла у команды отнимается 1 балл из общего количества набранных баллов.

Узлы: прямой, встречный, проводник двумя концами, проводник одним концом, проводник восьмёрка, проводник под нагрузкой, двойной проводник, восьмёрка, стремя, штык.

Жюри подводит окончательные результаты и объявляет победителя.

Я благодарю всех участников «Робинзонады» за стремление испытать себя, за смелость и находчивость, за взаимовыручку, которые вы нам здесь продемонстрировали. Под песню «Последний герой» идет награждение победителей, и объявляются оценки за урок.

2.4 Опытно-экспериментальная работа

Для того чтобы подтвердить эффективность использования практических методов обучения учащихся 6-х классов правилам безопасного поведения на природе нами была проведена опытно-экспериментальная работа. С учащимися 6 «А» класса было проведено тестирование по теме «Правила безопасного поведения на природе» (приложение 1) до проведения уроков с использованием практических методов обучения и после.

На контрольном этапе эксперимента только 10% учащихся ответили на вопросы теста на «отлично», на «хорошо» и «удовлетворительно» — 40% и 35% соответственно, 15% учащихся не справились с заданием. На констатирующем этапе эксперимента все учащиеся справились с заданием, ответили на «отлично» — 50% учащихся, на «хорошо» и «удовлетворительно» — 35% и 15% соответственно. Результаты тестирования представлены на диаграмме.

Следовательно, использование практических методов обучения при обучении учащихся 6-х классов правилам безопасного поведения на природе более эффективно в использовании по сравнению с традиционными методами обучения.

Заключение

В ходе работы были рассмотрены основные методы и приемы, которые используются преподавателями-организаторами ОБЖ при обучении учащихся основам безопасности жизнедеятельности, дана их характеристика и варианты использования в учебном процессе.

Цели, поставленные в данной курсовой работе, выполнены. В ходе проведения исследования были выявлены условия успешного применения практических методов обучения при проведении занятий в 6-х классах по правилам безопасного поведения на природе, обеспечивающее оптимальное овладение, усвоение закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

В процессе написания курсовой работы были разработаны: тематический план обучения учащихся 6-х классов по правилам безопасного поведения на природе, планы-конспекты уроков по данной теме. Рассмотрены основные формы контроля знаний и умений учащихся, разработаны тестовые задания для учащихся 6-х классов по теме «правилам безопасного поведения на природе».

Подводя итог нашего исследования можно сделать вывод: знание приемов самоспасения приобретает наибольший коэффициент полезного действия в случаях, когда теория подкрепляется практикой. Иначе говоря, когда человек владеет навыками практического выживания, когда не только знает, что делать в той или иной ситуации, но знает, как это делать.

1. Абаскалова Н. П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: уч. пособие для студентов пед. вузов/Н.П. Абаскалова — Новосибирск: АРТА, 2011. — 304 с.

2. Анисимов В. В. Технологии целостного педагогического процесса/ В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. // Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2006. С. 298−344.

3. Анисимов В. В. Формы обучения и организации учебного процесса в школе/В.В. Анисимов // Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2006. С. 118−128.

4. Антипов, В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В. В. Антипов // Психология для всех. — 2002 — С. 94.

5. Бубнов В. Г. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учеб. Пособие для учащихся 9 — 11 классов: М., АСТ-ЛТД, 2007.

6. Дарман П. Выживание в экстремальных ситуациях / П. Дарман. — М.: ООО Изд-во Яуза, Формула-Пресс, 2002. — 352 с.

7. Елисеева, Н. В. Значение подготовленности человека к действиям в экстремальных ситуациях / Н. В. Елисеева // Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону. Материалы X региональной научно-технической конференции Том первый. Естественные и точные науки. Технические и прикладные науки. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2006 — С. 215−216.

8. Кириллов Г. Н. Обучение учащихся и студентов по вопросам безопасности жизнедеятельности // Право и безопасность — 2005 № 4 — С. 12−17

9. Культура безопасности: проблемы и перспективы [Текст]: материалы первой междунар. науч.-практ. конф, Екатеринбург, 19 — 21 апр. 2006 г.: в 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т; сост. и общ. ред. В. В. Гафнер.-Екатеринбург: [б. и.]. Ч. 1. — 2006. — 188 с.

10. Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности: метод. реком. по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. 5−11 классы/ С. К. Миронов. М.: Дрофа, 2006. 92 с.

11. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана. Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 апреля 2007 г. № 03−898.

12. Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник нормативных документов: федерал. компонент гос. стандарта: федерал. базис. учеб. план / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2006. — 48 с.

13. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. — М.: издательский центр «Академия», 2007. — 176 с.

14. Просандеев А. А. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ /А.А. Просандеев, А. В. Попков // ОБЖ. 2005. — № 2.

15. Ситаров В. А. Организационные формы обучения // Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. А. Ситаров; под ред. В. А. Сластенина. М.: «Акадамия», 2004. С. 244 — 260.

16. Смирнов С. А. Технологии в сфере образования /Смирнов С.А. // Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений. М.: «Академия», 2007. С. 287 — 352.

17. Смирнов С. А. Формы организации обучения /С.А. Смирнов // Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений. М.: «Академия», 2007. С. 177 — 193.

18. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2007. 512 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой