Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Современные педагогические технологии

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: целей, концептуальной платформы, содержания, форм, методов и средств — от применяемой технологии. Существуют различные трактовки отличий обучения и воспитания, предполагающие и разные пути их объединения в единый процесс. Согласно одной точке зрения обучение… Читать ещё >

Современные педагогические технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Глава 1. Понятия «технология», «педагогическая технология», Признаки педагогической технологии

1.1 Классификация педагогических технологий

1.2 Принципы педагогической технологии

1.3 Структура педагогической технологии Глава 2. Сравнительный анализ педагогической технологии и методики обучения и воспитания

2.1 Технология воспитательного дела Список использованной литературы

Современная отечественная педагогическая теория рассматривает обучение и воспитание в единстве. Это предполагает не отрицание специфики обучения и воспитания, а глубокое познание сущности, функций, организации, средств, форм и методов обучения и воспитания.

В дидактическом аспекте единство обучения и воспитания проявляется в общности цели развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитательной функций. Этот дидактический аспект и послужил условием для накопления представляемого опыта.

Образовательный аспект обучения, как известно, связан с расширением объёма усваиваемого содержания, развивающий — с увеличением числа и усложнением характера связей, устанавливаемых в сознании учащегося, между элементами содержания. Воспитательный аспект связан с целенаправленным формированием личностного отношения к этому содержанию и к обществу в целом. Для развития учащегося, вовлечённого в образовательный процесс, характерно взаимодействие между педагогическими условиями и активной реакцией на них личности школьника. Этому посвящена внеклассная работа, описанная в опыте.

Актуальность исследования. Связь обучения и воспитания — одна из самых актуальных проблем образования. В. Ф. Шаталов писал, «обучение без воспитания — это острый меч в руках сумасшедшего». Большинство педагогов-практиков абсолютно согласны с этим утверждением, так как нам не безразлично, на что будут направлены полученные школьником знания в будущем.

Связь обучения и воспитания с точки зрения организации деятельности определяется тем, что в воспитании главное — приобретение воспитанниками личного жизненного опыта, позитивных духовных впечатлений. Этому и способствует, на наш взгляд, глубокая интеграция предметов гуманитарного цикла и внеклассной работы.

Цель исследования — теоретический обзор современных авторских педагогических технологий.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть современные технологии обучения учащихся.

2. Раскрыть современные технологии организации образовательного процесса.

3. Обозначить современные авторские педагогические технологии.

Объект исследования — педагогические технологии.

Предмет исследования — педагогические технологии, разработанные в современной педагогической науке.

В основе методологии исследования лежит совокупность приёмов, методов и принципов, применяемых в науке. В исследовании использовались методы анализа документов и литературы, сравнительный анализ.

Новизна исследования в том, что в центре описываемого опыта мы ставим «воспитывающее обучение», при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, к усваиваемому учебному материалу. Термин «воспитывающее обучение» введён в педагогику И. Ф. Гербартом.

Цели и задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Понятия «технология», «педагогическая технология». Признаки педагогической технологии

Любая технология исходит из представлений об источниках, первопричинах, определяющих психическое развитие человека. В зависимости от основного ведущего фактора развития, на который опирается технология, можно выделить:

§ биогенные технологии, предполагающие, что развитие психики определяется биологическим наследственным (генетическим) кодом; внешняя среда лишь реализует наследственные данные;

§ социогенные, представляющие личность как «tabula rasa», на которой записывается социальный опыт человека, результаты обучения;

§ психогенные, результат развития, в которых определяется, главным образом, самим человеком, его предшествующим опытом, психологическими вопросами самосовершенствования;

§ идеалистические, предполагающие нематериальное происхождение личности и ее качеств.

Педагогические технологии Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.

Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В.Г. Афанасьеву):

§ интегративные качества (такие, которыми не обладает ни один из отдельно взятых ее элементов);

§ составные элементы, компоненты;

§ структура (связи и отношение между частями и элементами);

§ функциональные характеристики;

§ коммуникативные свойства (связи с окружающей средой);

§ историчность, преемственность.

Существенными характеристиками системы являются целевые ориентации и результаты.

В качестве основы, системообразующего каркаса целесообразно использовать новое для педагогики понятие — «технология» и новый — «технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов.

Понятие педагогической технологии В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

§ Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

§ Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.П. Лихачев).

§ Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

§ Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

§ Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

§ Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

§ Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

§ Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

§ Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

1) научным: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т. е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).

Технологическая схема — условное изображение технологии процесс разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

Технологическая карта — описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

Терминологические нюансы. В литературе и практике работы школ термин педагогическая технология часто применяется как синоним понятия педагогическая система. Понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объект, деятельности.

Встречается также применение терминов-ярлыков, не совсем научно корректное, утвердившееся за некоторыми технологиями (коллективный способ обучения, метод Шаталова, система Палтышева, вальдорфская педагогика и др.). К сожалению, избежать терминологических неточностей, затрудняющих пони понимание, не всегда удается.

1.1 Классификация педагогических технологий

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп (рис. 1).

По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий:

§ По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

§ По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

§ По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния 6иогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип — педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.

§ По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.

§ По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знании, умении, навыков по предметам ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий — СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений — СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности — СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы — СДП).

§ По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и — групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет и проникающие технологии.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных — комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

По типу организации и управления познавательной деятельностью В. П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В. П. Беспалько — дидактических систем):

1) классическое лекционное обучение (управление — разомкнутое, рассеянное ручное);

2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное автоматизированное);

3) система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4) обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) — самостоятельная работа;

5) система «малых групп» (цикличное, рассеянное ручное) — групповые, дифференцированные способы обучения;

6) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

7) система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) — индивидуальное обучение;

8) «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное); для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических систем, самыми распространенными из которых являются:

§ традиционная классическая классно-урочная система Я. А. Каменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

§ современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;

§ групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

§ программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

§ Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

а) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

6) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект — объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект — субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, со-творчества.

е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом, подсознательном») знании — Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс — это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:

§ массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

§ технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

§ технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т. п.);

§ различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифлоолигофренопедагогика);

§ технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

И, наконец, названия большого класса современных технологий оделяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии) которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий.

а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, не жестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е. Н. Ильина и др.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В. Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е. И. Пассова и др.

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В. К Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.

г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, технология «Диалог культур» В. С. Библера и С. Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л. В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М. Б. Воловича и др.

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л. Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др.

е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А. М. Лобка.

ж) Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных — «Школа самоопределения» А. Н. Тубельского, «Русская школа» И. Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е. А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др.).

Описание и анализ педагогической технологии.

Описание технологии предполагает раскрытие всех основных ее характеристик, что делает возможным ее воспроизведение.

Описание (и анализ) педагогической технологии можно представить в следующей структуре.

1. Идентификация данной педагогической технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной системой).

2. Название технологии, отражающее основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса.

3. Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования):

§ целевые установки и ориентации;

§ основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения);

§ позиция ребенка в образовательном процессе.

4. Особенности содержания образования:

§ ориентация на личностные структуры (3УН, СУД, СУМ, СЭН, СДП)

§ объем и характер содержания образования;

§ дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.

5. Процессуальная характеристика:

§ особенности методики, применения методов и средств обучения;

§ мотивационная характеристика;

§ организационные формы образовательного процесса;

§ управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция);

§ категория учащихся, на которых рассчитана технология.

6. Программно-методическое обеспечение:

§ учебные планы и программы;

§ учебные и методические пособия;

§ дидактические материалы;

§ наглядные и технические средства обучения;

§ диагностический инструментарий.

Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной. Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.

Содержание образования в рамках технологии рассматривается с позицией современных теорий общего среднего образования, принципов системности, развивающего обучения и социального заказа.

В процессуальной характеристике прежде всего определяется целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых.

Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к учителю, ученику и общественно-родительскому контингенту лиц.

педагогический обучение воспитательный авторский

1.2 Принципы педагогической технологии

Для описания таких сложных объектов, какими являются педагогические технологии, следует прежде всего выделить их основные общие качества (принципы).

Системность Важнейшим качеством любой технологии выступает системность как особое качество множества определённым образом организованных компонентов, выражающееся в наличии у этого множества интегральных свойств и качеств, отсутствующих у его компонентов Комплексность. Многофакторность и содержательное разнообразие педагогических процессов делает педагогические технологии комплексными, требующими координации и взаимодействия всех элементов.

Целостность. Целостность педагогической технологии заключается в наличии у неё общего интегративного качества при сохранении специфических свойств элементов.

Научность Педагогическая технология как научно обоснованное решение педагогической проблемы включает анализ и использование опыта, концептуальность, прогностичность и другие качества, представляет собой синтез достижений науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Концептуальность. Педагогический процесс всегда совершается во имя каких-то глобальных социальных целей на основе системы взглядов на педагогический процесс, идей, принципов, на основе которых организуется деятельность.

Развивающий характер современных педагогических технологий.

Структурированность Наличие определённой внутренней организации системы (цели, содержания), системообразующих связей элементов (концепция, методы), устойчивых взаимодействий (алгоритм), обеспечивающих устойчивость и надёжность системы.

Иерархичность. Четыре иерархически соподчинённых класса (уровня) педагогических технологий, о которых говорилось выше, адекватных организационным уровням социально-педагогических структур деятельности, и образуют модель «матрешки»:

1. Метатехнологии (социально-политический уровень).

2. Отраслевые макротехнологии (общепедагогический и общеметодический уровни).

3. Модульно-локальные мезотехнологии: частнометодический (модульный) и узко методический (локальный) уровни.

4. Микротехнологии (контактно-личностный уровень).

Логичность. Формально-описательный аспект технологии выражается в логике и чёткости действий, зафиксированных в различных документах (проект, программа, положение, устав, руководство, технологическая схема, карта) и учебно-методическом оснащении (учебно-методическое пособие, разработки, планы, диагностические и тренинговые методики).

Алгоритмичность пространственной структуры данной технологии состоит в разделении на отдельные содержательные участки (ступени, шаги, кадры, порции и т. п.), которые совершаются в определённом порядке, по алгоритму.

Преемственность. Любая из нижерасположенных в иерархии технологий является частью вышерасположенной, т. е. связана с ней узами преемственности: принимает идеологию, решает определённую часть общей задачи, координируется по содержанию, времени и другим параметрам.

Системные качества педагогических технологий выступают также в единстве научного, процессуально-действенного и формально-описательного аспекта. В деятельностном аспекте технологии выступают также качества субъекта (профессионализм) и качества объекта (способности, потребности).

Вариативность и гибкость технологии основываются на изменении последовательности, порядка, цикличности элементов алгоритма в зависимости от условий осуществления технологии.

Процессуальность (временной алгоритм). Педагогическая технология рассматривается как процесс — развивающееся во времени взаимодействие его участников, направленное на достижение поставленных целей и приводящее к заранее запланированному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств объектов. Развитие целенаправленного и управляемого технологического процесса включает последовательные этапы целеполагания, планирования, организации, реализации целей и аналитический.

Управляемость.

Управление исходит из стратегической направленности технологии, определяемой ее ценностями и целями. Оно предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования педагогического процесса, варьирование средствами и методами в целях коррекции, адаптации и т. д. Цели и управление рассматриваются как системообразующие факторы педагогических технологий.

Диагностичность выражается в диагностически сформулированных целях, в возможности получения информации о ходе процесса и контроля его отдельных этапов, возможности мониторинга результатов.

Прогнозируемость результатов является обобщённым качеством любой технологии и выражается, в частности, в «гарантированности» достижения определённых целей.

Педагогические процессы отличаются вероятностным характером и подчиняются статистическим законам, а не детерминистским. Прогнозируемый результат характеризуется еще и степенью его вероятности и допустимыми отклонениями. Гарантия может быть дана лишь с определенной степенью вероятности и в пределах определённого доверительного интервала значений результата.

Эффективность. Под эффективностью технологии понимается отношение результата к количеству израсходованных ресурсов. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам.

Оптимальность — это достижение максимума результата при минимуме затрат; оптимальная технология представляет лучшую из возможных для данных условий.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (переноса, повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других условиях и другими субъектами.

Критерии технологичности педагогического процесса. Все вышеперечисленные качества представляют собой одновременно и методологические требования к технологиям и критерии технологичности. Наличие и степень проявления этих качеств — мера технологичности педагогического процесса. Основными критериями технологичности являются: системность (комплексность, целостность);

§ научность (концептуальность, развивающий характер);

§ структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, преемственность, вариативность);

§ процессуальность (управляемость, диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).

1.3 Структура педагогической технологии

Вертикальная структура. Любая педагогическая технология охватывает определённую область педагогической деятельности. Эта область деятельности, с одной стороны, включает в себя ряд ее составляющих (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня. В этой иерархии (вертикальной структуре) можно выделить четыре соподчинённых класса образовательных технологий (адекватных уровням организационных структур деятельности людей и организаций).

1. Метатехнологии представляют образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении. Примеры: технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе, технология воспитательной работы в данной школе.

2. Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии, охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический и общеметодический уровни). Примеры: технология преподавания учебного предмета, технология компенсирующею обучения.

3. Мезотехнологии, модульно-локальные, — технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технологии урока, технологии усвоения, повторения или контроля знаний.

4. Микротехнологии — это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный уровень). Примеры: технология формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств индивида.

Структура понятия «педагогическая технология» может быть представлена в виде логико-смысловой модели (семантического фрактала по В.Э. Штейнбергу). Семантический фрактал представляет логико-смысловую модель знания в виде многомерной системы координат. Геометрически он изображается как плоский радиально-концентрический каркас, на котором размещены смысловые элементы знания (знаково-символические элементы, опорные сигналы, понятийные, графические и символические обозначения), образующие семантически связную систему. Инвариантная многомерная структура педагогических технологий содержит следующие компоненты:

§ уровень технологии (метатехнологии, отраслевые, модульно-локальные, микротехнологии);

§ научный компонент (идеи, принципы, закономерности, классификации, философские основы, методологические подходы, факторы и механизмы развития, техническая база, обобщение передового опыта и т. д.);

§ формализовано-описательный компонент (содержание, модель, цели и задачи, структура);

§ процессуально-деятельностный компонент (целеполагание, планирование, учёт ресурсов, организация, формы и методы деятельности, реализация целей, управление, анализ результатов, рефлексия);

§ свойства субъекта технологии (ориентация педагогического взаимодействия, профессионализм, технологическая компетентность, коммуникативность, педагогическая техника, мастерство, творчество, индивидуальность, подход к учащимся, стиль);

§ свойства объекта технологии (обученность, обучаемость, способности, потребности, Я — концепция, воспитанность, направленность, индивидуальные и возрастные особенности).

Горизонтальная структура педагогической технологии содержит три основных аспекта:

1) научный: технология является научно разработанным (разрабатываемым) решением определённой проблемы, основывающимся на достижениях педагогической теории и передовой практики;

2) формально-описательный: технология представляется моделью, описанием целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов;

3) процессуально-деятельностный: технология есть сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организация, реализация целей и анализ результатов.

Итак, педагогическая (образовательная) технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К Селевко).

Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности; он позволяет:

§ с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;

§ анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;

§ комплексно решать образовательные и социально воспитательные проблемы;

§ обеспечивать благоприятные условия для развития личности;

§ уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;

§ оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;

§ выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.

Однако следует заметить, что технологический подход к образовательным и педагогическим процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии и других направлений науки и практики.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки (область педагогической теории), исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и регулятивов деятельности, и в качестве реального процесса обучения и воспитания. Она может быть представлена либо всем комплексом своих аспектов, либо научной разработкой (проектом, концепцией), либо описанием программы действий, либо реально осуществляющимся в практике процессом.

Глава 2. Сравнительный анализ педагогической технологии и методики обучения и воспитания

Методы обучения.

Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические и т. д. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Если в основу классификации положить, например, степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор методов: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Рассмотрим классификацию методов обучения, предложенную В. А. Оганесяном:

§ объяснительно-иллюстративный — ОИ;

§ программированный — ПГ;

§ эвристический — Э;

§ проблемный — ПБ;

§ модельный — М.

Введем некоторые пояснения приведенной классификации методов обучения.

Так как эта модель относится к определенному периоду обучения, то здесь под конечным результатом понимаются планируемые результаты обучения за этот период, а под начальными условиями — текущее состояние ученика к началу периода. В частном случае периодом обучения можно считать урок. Тогда начальные условия — это те знания, умения, представления, ценности, которые уже есть у ученика и к которым должны прибавиться новые результаты обучения.

Если ученик знает, из чего надо исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучении темы, как их достичь, то его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в должный момент воспроизвести. Таким образом, можно говорить о репродуктивном или объяснительно-иллюстративном методе (ОИ).

Если до ученика не доводятся промежуточные результаты, но открыто все остальное, то имеем программированное обучение (ПГ). Действительно ученик знает, из чего исходить и что делать. Получив результаты по первой части программы действий, надо перейти к выполнению второй части программы и так далее до получения планируемых результатов. Если промежуточные результаты открыты, но способ их получения ученику не сообщается, то приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик. Так повторяется после получения каждого объявленного промежуточного результата. Перед нами стандартная схема эвристического поиска, то есть мы говорим об эвристическом методе обучения (Э).

Далее, если не известны и промежуточные результаты, и пути их достижения, ученик сталкивается с противоречием между имеющимися знаниями и необходимыми, то есть попадает в проблемную ситуацию. Его поиск приобретает более сложный характер. В этом случае учитель использует проблемный метод обучения (ПБ).

Рассмотренные методы строились на том, что ученик знал исходные условия. Это достигалось с помощью домашнего задания, вводного повторения, специальных форм опроса и так далее. Однако в последнее время все большей популярностью пользуется обучение, при котором исходные условия не выделяются учителем, а отбираются самим учеником в зависимости от его понимания задачи. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми. При наличии расхождений с целью ученик возвращается к начальным условиям, вносит в них изменения и вновь проходит весь путь. Этот процесс повторяет процесс моделирования, вследствие чего и метод получил название модельного (М). Не исключено, что, закрывая от ученика разные элементы схемы вместе с начальными условиями, мы получим разновидности модельного метода, например, модельно-эвристический.

Ситуации с неизвестным конечным результатом не характерны для школы, используются в подготовке научных кадров, а также в таких специфических областях педагогики, как теория решения изобретательских задач.

Сведя воедино все методы обучения, мы можем схематично представить их классификацию.

Формы организации обучения. Матрица разнообразия.

Рассмотренные методы обучения могут реализовываться в разных формах. Поэтому рассмотрим теперь методы и формы организации обучения в их взаимосвязи. Для конкретности ограничимся двумя элементами учебного процесса: изучение нового материала и закрепление.

Представим взаимосвязь форм и методов обучения в виде матрицы. Расположим по горизонтали методы обучения, а по вертикали — организационные формы (без претензии на какую-либо полноту перечисления форм изучения нового материала и закрепления выберем десять из них).

Возможно, одним из показателей мастерства учителя является то, сколько клеток этой матрицы он сможет заполнить.

Естественно, что чем больше заполненных клеток у учителя, тем выше разнообразие его деятельности в управлении учебно-познавательным процессом.

Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках — целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители…). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, или иные технологии — в состав методик обучения.

2.1 Технология воспитательного дела

Воспитание — одна из основных, но весьма многозначных категорий педагогики; это и общественное явление, и деятельность, и процесс, и ценность, и система, и воздействие, и взаимодействие и т. д.

В отечественной педагогической литературе выделяют воспитание:

1) в широком социальном смысле, как воздействие общества и социальной среды на человека в целом, Т. е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;

2) в широком педагогическом смысле, как педагогический компонент социализации, целенаправленное воздействие на ребёнка воспитательными институтами общества;

3) в узком педагогическом смысле — воспитательная работа как целенаправленное формирование у детей системы определённых нравственно-эстетических качеств;

4) в ещё более узком значении — решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определённых нравственных качеств).

Современная школа представляет собой сложную социально-педагогическую систему — метатехнологию подготовки подрастающих поколений к жизни, труду, дальнейшему профессиональному образованию, к включению в общественную жизнь, социальному функционированию. Эти цели достигаются с помощью воспитания и обучения.

Школьное воспитание представляет ту часть процесса социализации, которая организуется, целеполагается, планируется, осуществляется и отслеживается специалистами — педагогическими работниками.

Для процесса воспитания, как и для обучения, весьма значим правильный выбор педагогических средств, которые, с одной стороны, помогают ребёнку интериоризировать социальные нормы, с другой — реализовать себя и соответственно определить свой индивидуальный способ поведения в социальной структуре.

Одним из важнейших воспитательных средств являются школьные коллективы. От их интегративных характеристик (сплочённость, ценностные ориентации, общественное мнение, психологический климат и др.) в огромной мере зависят результаты воспитания детей.

Наряду с коллективными, огромное значение имеют средства индивидуального воспитания. Индивидуальный подход в воспитании позволяет учитывать потребности и возможности каждого ребёнка. При этом индивидуальное воспитание рассматривает свой объект и в качестве субъекта.

Концепция ещё не представляет технологию, она лишь определяет научно-методологическую платформу, на которой может строиться воспитательная технология. Многие из указанных концепций не доведены до уровня технологии или существуют лишь в локальном варианте.

Воспитательный процесс подчиняется следующим общим закономерностям:

§ воспитание детерминировано культурой общества;

§ характер и содержание воспитания определяются общественноисторическими условиями;

§ воспитание и обучение — два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;

§ эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включённостью его в самовоспитание;

§ эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: целей, концептуальной платформы, содержания, форм, методов и средств — от применяемой технологии. Существуют различные трактовки отличий обучения и воспитания, предполагающие и разные пути их объединения в единый процесс. Согласно одной точке зрения обучение обслуживает познавательную деятельность и играет ведущую роль в формировании мировоззрения, а воспитание (в узком смысле) направлено главным образом на организацию общественной и другой деятельности и формирует нравственные и правовые нормы.

Другая позиция исходит из определения воспитания (в широком смысле) как целенаправленной, специально проектируемой и организуемой деятельности по приобщению человека к жизни общества.

Двумя составляющими этой деятельности является обучение как деятельность по передаче интеллектуального опыта обучающими посредством преподавания и его усвоение обучающимися в ходе обучения и воспитание как деятельность по непосредственному включению обучаемых и воспитуемых в жизнь.

В реальной педагогической действительности эти виды деятельности сливаются. Однако обеспечить такое единство можно только путём специально организованной работы. Этим обусловлено различение методов обучения и методов воспитания.

Целостность учебно-воспитательного процесса не изначально присущее ему свойство. Любое обучение приводит к формированию у учащегося определённых отношений к обществу, природе, собственной личности и деятельности, черт характера и качеств личности.

Не всякая обученность влечёт автоматически влечёт за собой воспитанность. Обучение, не учитывающее сознательно поставленных воспитательных целей, может привести учащегося к успеху в учении, но в то же время и к формированию у него негативных черт личности. Хотя и в этом случае происходит процесс социального формирования. В этом проявляется относительная автономность как воспитания, так и обучения как целостных объектов.

Дидактические отношения, складывающиеся в учебно-воспитательном процессе, по своему характеру отличаются от воспитательных отношений. Если дидактическое отношение «преподавание-учение» представлено через множество создаваемых учителем учебных ситуаций, то воспитательное отношение напрямую способствует социализации личности, напрямую выводит школьника в жизнь.

Специальная воспитательная работа нужна потому, что путём обучения передаётся не сама деятельность и формы отношений, а их идеальная модель, общие принципы, нормы, фиксированные в сознании общества.

В ходе обучения, путём включения в его содержание специально подготовленного учебного материала (предметов гуманитарного цикла), можно влиять на формирование определённых качеств личности, однако применение только методов обучения может оказаться недостаточным дл навыков поведения в реальных жизненных ситуациях Целесообразно различать момент усвоения норм поведения в процессе обучения и момент обучения в процессе формирования поведения.

Воспитательная функция обучения реализуется полнее при соединении учебной и внеклассной деятельности учащихся (например, читательские конференции, очные и заочные экскурсии, школьные вечера, литературные и музыкальные гостиные и др.). Учитель-воспитатель использует в процессе обучения имеющиеся у школьников знания, жизненный опыт и информацию, которую они получают вне школы. С другой стороны, результаты учебной деятельности применяются во внеучебной жизни ученика (например, владение практической грамотностью, навыками общения, сформированными на уроках русского языка и литературы).

В формировании мировоззрения учащихся каждый учебный предмет выполняет свою специфическую функцию. Именно систематическое изучение всей совокупности гуманитарных предметов повышает уровень всей работы по усвоению школьниками духовной культуры и норм нравственности.

Воспитывающее обучение обеспечивается также путём активизации познавательной и практической деятельности учащихся, усилением роли самостоятельной работы с книгой (учебной и художественной литературой), способствующих сознательному усвоению знаний и создающих условия для их творческого применения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой