Введение.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Выбор темы связан с необходимостью решать проблему воспитания культурно — гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, которую можно эффективно решить через игровую деятельность, т.к. в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, посредством игры малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи. Особенно актуальна эта проблема в младшем… Читать ещё >
Введение. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.
" Здоровье — это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём" .
" Здоровье детей — богатство нации". Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена.
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В. И. Молчанов, Г. Н. Сперанский, М. С. Маслов, Н. М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно — гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.
Программы воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков.
Дошкольный возраст — это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.
Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Умения — это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.
Навык — это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.
Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
" Как ни важны навыки не следует забывать что, одно только овладение ими ещё не обеспечивает правильного поведения. Взрослые должны подавать пример во всём и требуя от ребёнка выполнения определённых правил, сами всегда их соблюдали, были аккуратны, опрятны внешне и т. п." .
Цель исследования — изучение процесса формирования культурно — гигиенических навыков и апробация системы способствующей эффективному использованию игровых методов.
Объектом исследования является процесс формирования культурно — гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является влияние игрового метода на формирование навыков личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- — Изучить теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
- — Выявить уровень сформированности навыков личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
- — Выявить особенности воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста и выстроить систему работы, определить степень эффективности использованных игровых методов для формирования навыков личной гигиены.
- — Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования В процессе работы использовать разные методы педагогических исследований:
- — изучение и анализ психологической, педагогической литературы;
- — создание проблемных ситуаций;
- — опытно — педагогическая работа;
- — беседа с ребёнком;
- — целенаправленное наблюдение за детьми в их самостоятельной деятельности.
Выбор темы связан с необходимостью решать проблему воспитания культурно — гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, которую можно эффективно решить через игровую деятельность, т.к. в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, посредством игры малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи. Особенно актуальна эта проблема в младшем дошкольном возрасте, так как этот период является сенситивным — наиболее благоприятным для развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.