Педагогические условия моделирования экологического образования
Представителем второго, противоположного направления, была советский педагог-методист Е. И. Тихеева. На основе педагогического наследия Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо она развила идеи Е. Н. Водовозовой, разработав дидактическую систему воспитания детей дошкольного возраста посредством ведения обучающих занятий, где основным методом обучения было использование дидактического… Читать ещё >
Педагогические условия моделирования экологического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
http://
Педагогические условия моделирования экологического образования в дошкольном образовательном учреждении
Введение
экологический воспитание дошкольный Актуальность. В современном мире сложилась достаточно сложная экологическая ситуация. Человек в процессе жизнедеятельности разрушает окружающую среду, и это негативное влияние на природу растет по мере повышения энерговооруженности и численности народонаселения. Очевидно, что от сохранения окружающей природы зависят жизнь и здоровье настоящих и будущих поколений.
Сегодня научно-техническая революция поставила перед человечеством целый ряд новых весьма сложных проблем, с которыми оно до этого или не сталкивалось вовсе, или они не были столь масштабными. Среди них отношения между человеком и окружающей средой занимают особое место.
Взаимодействие человека и общества предполагает знание и соблюдение хотя бы минимума экологической культуры. До недавних пор ее формирование велось в основном стихийно, закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через систему обычаев и традиций, в оценках и решениях, соответствующих уровню общественного развития и понимания людьми возможных экологических опасностей.
Очевидно, что такой путь себя полностью исчерпал и требуется сознательное, целенаправленное формирование экологической культуры. Это невозможно без должной постановки всего образовательного процесса, возрастания в нем роли экологического образования, т.к. оно является основой воспитания экологической культуры, причём формирование экологической культуры нужно начинать уже с раннего возраста.
Фрагментарно экологическое воспитание дошкольников ведётся уже давно, в данной курсовой работе мы поставили цель изучить динамику взглядов на экологическое воспитание дошкольников и проанализировать особенности экологического воспитания детей в современном ДОУ.
Цель исследования:
Объект исследования: экологическое образование дошкольников.
Предмет исследования: особенности экологического образования дошкольников в современном ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть oсoбеннoсти организации экологического образования в дошкольном образовательном учреждении.
2. Изучить программное содержание экологического образования дошкольников.
3. Проанализировать структурно-функциональную модель экологического образования современного ДОУ.
Глава I. Теоретическое изучение исторического становления экологического воспитания дошкольников
1.1. История развития экологического образования в дошкольной педагогике У истоков отечественной методики преподавания естествознания стоял В. Ф. Зуев, академик, профессор учительской семинарии. Он являлся основоположником российского теоретического и практического естественного образования, а также автором первого учебника «Начертание естественной истории». Материал в учебнике распределялся по частям, от неживой природы к живой: «Ископаемое царство», «Прозябаемое царство», «Животное царство», что выгодно отличало его от других учебников того времени. Свежий научно-достоверный фактический материал, изложенный живым, доступным языком, способствовал формированию у детей интереса к природе. В учебнике человек не отчуждался от природы и был помещен среди животных, а не выделен в особую категорию. Как методист, В. Ф. Зуев был сторонником изучения натуральных объектов природы. Опираясь на идеи Яна Амоса Коменского, он настаивал на предметности и наглядности в обучении, рекомендовал вести преподавание путем живого собеседования, требовал не ограничиваться рамками учебника, а совершать экскурсии в природу. Положительные черты его педагогического учения отмечает известный ученыйметодист Б. Е. Райков: «Задолго до Песталоцци русскому методисту было совершенно ясно преимущество наглядности живой, предметной перед наглядностью «графической» Моисеева Л. В. Экологическое образование: исторический ас-пект. — Екатеринбург: Уникум, 1996.
Таким образом, В. Ф. Зуевым была сделана серьезная попытка решения ряда методических проблем: соотношения научности и доступности, определения места натуральной и изобразительной наглядности в обучении, организации практической направленности естественного образования. Данный этап в развитии методики естествознания получил название практического. О современном значении методических подходов В. Ф. Зуева в экологическом воспитании дошкольников говорит тот факт, что в настоящее время в отборе содержания для различных программ по ознакомлению детей с природой в дошкольном образовательном учреждении используются его рекомендации, например, последовательность изучения окружающего мира.
К началу XIX века в науках о природе произошло усиление описательно-систематического направления, которое надолго утвердилось в отечественной методике естествознания. Развитие данной тенденции было связано с тем, что все большую популярность завоевывали идеи систематики шведского ученого-ботаника К. Линнея, описанные в его «Системе природы». Но прогрессивные идеи нашли негативное отражение в методике преподавания естествознания — заучивание сухой систематики привело к упадку естественного образования в России Газина О. Играя, познаем природу // Дошколь-ное воспитание. — 2006. — № 7. — С. 39−43.
Следует отметить также, что в этот период времени развитие биологического учебного знания шло параллельно с развитием биологии как науки. Свое наименование она получила в 1802 году, когда термин «биология» в его современном толковании предложил французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк. Формирование биологического образования происходило под влиянием методологии научного познания, разработанной Ф. Бэконом, который называл природу источником познания закономерностей.
Следующий этап в становлении биологической науки наметился к середине XIX века, когда в России активно начала развиваться промышленность. Это время ознаменовалось подъемом прогрессивных настроений в общественной жизни и возросшим интересом не только к развитию естественных наук, но и к проблеме естественнонаучного образования.
В этот период времени формировались новые пути и средства дошкольного воспитания под влиянием идей революционно-демократической педагогики, стоящей на позиции воспитывающего обучения (В.Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н.Г. Чернышевский). С одной стороны, акцент делался на изучении особенностей развития детей дошкольного возраста. С другой стороны, российские просветители выступали против формального изучения природы. В своих педагогических взглядах они исходили из того, что знания природных закономерностей позволят не только формировать нравственные качества личности, но и регулировать поведение человека в природе.
Развитие новых педагогических идей и теорий в середине 19 века было связано с критикой крепостнического воспитания и выдвижением требований об организации массовой народной школы, о разработке методики обучения и общественного дошкольного воспитания.
Так, русскиепросветители, философы-материалисты Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский, продолжая традиции Б. Г. Белинского и А. Г. Герцена, активно боролись за создание народного образования. Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский считали, что развитие детей должно начинаться с ранних лет жизни, так как период детства важен в становлении личности человека. Выступая против узкого прагматизма, утилитарного отношения к природе, они внесли свой вклад в разработку процесса обучения, одним из которых считали формирование реалистических представлений о природе. Д. Н. Писарев в своих трудах также активно пропагандировал естествознание, которое считал важнейшим средством просвещения Моисеева Л. В. Экологическое образование: исторический ас-пект. — Екатеринбург: Уникум, 1996.
Развитие дошкольного воспитания во второй половине XIX века было связано с отменой крепостного права, после чего в России наблюдался подъем в развитии науки, философии. Успехи в развитии естествознания этого этапа связаны с именами И. И. Мечникова, К. Ф. Рулье, И. М. Сеченова и др.
Новые научные открытия оказали существенное влияние на методику преподавания естествознания. Основоположник учения об эволюции органического мира К. Ф. Рулье критиковал господство систематики в образовании и рассматривал все явления природы в динамике. Он призывал к пониманию природы как единого целого, к изучению сложных взаимоотношений организма с окружающей средой. Еще до появления термина «экология» он подчеркивал, что дальнейшее развитие обучения естествознанию будет основано на биологическом (экологическом) подходе Аквилева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образо-вания пед. профиля. — М.: ВЛАДОС, 2001.
В тоже время русские ученые-естествоиспытатели А. Н. Бекетов, В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев и др., найдя опору в теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира, открытиях Г. Менделя в генетике, Л. Пастера в микробиологии, выступали против догматичного обучения, описательного подхода в естествоведческом образовании. По их мнению, наблюдения, самостоятельное исследование природы, индуктивный метод и ценностный подход — вот путь, по которому должно идти ознакомление детей с природой.
Таким образом, во второй половине XIX века виднейшими прогрессивными учеными, педагогами и методистами были сделаны серьезные попытки показать важность изучения природы в развитии личности ребенка в частности и общественного сознания в целом.
Наибольшее выражение педагогические идеи того времени нашли в работах великого русского педагога, основоположника педагогической науки в России, К. Д. Ушинского. В разработанной им научной педагогической системе особое значение придавалось воспитанию детей в период дошкольного детства, важнейшей ступени в общей системе воспитания и обучения.
Большое внимание К. Д. Ушинский уделял в своих научных трудах «воспитывающим душу впечатлениям природы» Там же. Разработанная им методика по ознакомлению детей с природой до сих пор дает богатый материал для разработки дидактики детского сада. Основу ее составляют наблюдения, получаемые детьми в процессе игры и занятий в природе. Широко известны слова К. Д. Ушинского: «Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей» Система воспитания культуры природолюбия в дошкольном об-разовательном учреждении и начальной образовательной школе / И. Л. Орехова, Е. Г. Кушнина, Р. Н. Денисенко, 3. И. Тюмасева // Воспитание у подрастающего поколения культуры природолюбия. — Челябинск, 2001. — С. 115−130. Он определил требования к отбору материала о природе, к последовательности ознакомления с окружающим миром. Его книга «Родное слово» включала естественно-научный материал, отражающий развитие науки того времени, и определяла содержание знаний о природе. При обосновании принципа наглядности и разработке методики наблюдений он постоянно обращал внимание на тесные связи детей с природой, важность их знакомства с окружающим природным миром. Он писал о природе как об «одном из могущественных агентов воспитания человека» .
Глубину научного подхода К. Д. Ушинского можно оценить по реализации в его методических работах принципа природосообразности в нескольких направлениях: глубоком понимании природы самого ребенка; в приближении содержания и организации педагогического процесса к природе; в опоре воспитания на народные традиции и обычаи.
Дальнейшее развитие идей К. Д. Ушинского о развитии ребенка в процессе ознакомления с природным окружением было продолжено основоположником отечественной методики естествознания А. Я. Гердом. Ученый высоко оценивал значение знаний о природе, как в средстве формирования мировоззрения детей, так и в воспитании любви и развитии интереса к ней. В своих методических трудах А. Я. Герд придавал огромное значение наглядности: он разработал методику проведения наблюдений. Он считал, что дети должны изучать естественные предметы в их естественной обстановке, так как это пробуждает интерес к природе: «Преподавание естествознания должно, по возможности, начаться в саду, в лесу, в поле, на болоте» Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1990. В своих педагогических работах А. Я. Герд отстаивал положения, выработанные педагогикой со времен Песталоцци: любые знания нельзя навязывать детям, они должны вытекать как естественные выводы из наблюдений, сравнений и опытов. Соглашаясь полностью с К. Ф. Рулье, большое значение он придавал экскурсиям, полагая, что только здесь можно рассмотреть животного в связи со всей его обстановкой, растение — в связи с почвой, на которой оно произрастает.
Таким образом, А. Я. Герд вплотную подошел к решению многих современных проблем экологического воспитания. Разработанный им экологический подход был построен на методике изучения детьми растений и животных в их «взаимных отношениях, в связи с их приспособленностью к условиям обитания» Там же.
Такая трансформация содержания естествознания в дальнейшем способствовала оформлению нового научного направления в рамках биологической науки — экологии.
Впервые термин «экология» появился в 1866 году, когда Эрнест Геккель в работе «Всеобщая морфология организмов» дал ему следующее определение: «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношениях живых организмов к окружающей среде…». В 1869 году Геккель добавляет к определению науки новую задачу: «она исследует… взаимоотношения живых организмов друг с другом». Этимология термина «экология» образована из слияния двух греческих слов: «ойкос» (дом, жилище, обиталище) и «логос» (наука, изучение). Таким образом, дословный перевод понятия «экология» означает наука о доме.
Таким образом, когда наука о взаимоотношениях различного типа в живой природе (организмов между собой и с окружающей средой) стала оформляться в самостоятельную отрасль знаний, в биологической науке появляется ее новое научное направление — экология.
Данная научная тенденция способствовала появлению в школьном естествознании (сначала в Германии, а затем в России) раздела, отражающего экологическую составляющую биологического образования. В результате именно в этот период времени в школьном биологическом образовании формируются зачатки его инновационной составляющей — экологическое образование Сулейманова Г. В. Организация взаимодействия дошкольников с природой в летний оздоровительный период как условие экологического воспитания: автореф. дис. … канд. пед. наук / Сулейманова Г. В. -Екатеринбург, 2004.
В результате появляется целый ряд экологических концепций, построенных на естественно-научном понимании взаимодействия общества и природы. Среди них выделяется новое направление — русский космизм. Философы-космисты Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, B.C. Соловьев и др. утверждали, что «природа Земли — часть космической гармонии, а человек и природа составляют „сущностное единство“, поэтому партнерские взаимоотношения следует строить на основе законов нравственности» Березина, Н. Воспитать «благоговение перед жизнью» // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 7. — С. 80−83. Противоречия между Разумом и Природой естественны, но Разум отвечает за поиск пути их разрешения. Эта философская мысль в условиях современного социума приобретает особую актуальность для решения проблемы экологического воспитания вообще и экологического воспитания дошкольников в частности.
Необходимо отметить также, что идея природосообразности прослеживается и в литературном наследии Л. Н. Толстого. В разностороннем творчестве великого русского писателя-мыслителя было много сторон, обогативших педагогическую мысль. Он принял активное участие в решении проблемы обучения и воспитания маленьких детей. Всегда подчеркивая педагогическую ценность укрепления гуманных чувств детей средствами природы, являлся представителем философского направления, так называемой «народной этики», которая нашла свое продолжение в идеях «универсальной экологической этики» .
Так, Л. Н. Толстой видел в окружающей природной среде идеальные условия проявления человеческой натуры, а следовательно, и условия для образования и развития ребенка. Вслед за Руссо он считал, что «детский возраст есть первообраз гармонии», поэтому воспитание ребенка в «лоне природы» дает возможность раскрыться всему тому, что в нем заложено от природы. Естественный трудовой цикл взаимодействия человека с природой был для него идеалом образа жизни, сообразного с установлением Царства Божия на земле. По его мнению, чувство гармонии с миром дано лишь ребенку и сохранить его поможет воспитатель, который способствует проявлению нравственной красоты через красоту природы.
Эти идеи Л. Н. Толстого являются актуальными на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников, так как ориентированы на формирование у них современного экологического сознания, атрибутами которого выступают: самоценность любой формы жизни; наличие в природе внутренних связей; взаимосвязь человека и природы, в рамках которой человек является ее частью и несет по отношению к ней ответственность Тюмасева 3. И. Экологическое строительство детской души: учеб. пособие. — Челябинск: Челяб. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1995.
Идеи русского космизма разделял и академик В. И. Вернандский, который последовательно выступал за претворение в жизнь традиций и принципов естественнонаучного гуманизма. Разрабатывая свое учение о биосфере, он писал, что биосфера — это «та природа, которая нас окружает, о которой мы говорим в разговорном языке. Человек — прежде всего — своим дыханием, проявлением своих функций, неразрывно связан с этой „природой“ хотя бы он жил в городе или в уединенном домике» Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы / под ред. А. В. Петровского. — М., 1989.-С.221−237.
Дальнейшее развитие идей об экологическом воспитании в дошкольном детстве связано с возникновением новой науки — дошкольной педагогики.
Большое влияние на ее становление оказали педагогические идеи Фридриха Фребеля — немецкого педагога-теоретика, создавшего особый тип дошкольного учреждения — детские сады.
В этих учреждениях была организована специальная система игр и занятий, строго соответствующая возрастным особенностям детей, с использованием дидактического материала — «фребелевскихъ даров». Ф. Фребель считал, что воспитание ребенка должно проходить в тесной связи с природой. В своем произведении «Детский сад» он писал о целесообразности обучения детей не только наблюдениям, но и практической деятельности, например, самостоятельному выращиванию растений. При этом Фребель отмечал благотворное влияние природы на образование и воспитание тех, «кто рано открывает свое сердце и ум для нее». Основной акцент в воспитании был сделан на развитие умственной деятельности и ознакомление с окружающей природной средой. Знакомство с природой осуществлялось во время игр посредством формирования отношений: «ребенок и лес», «ребенок и дерево» Шитикова О. Н. Эколого-патриотическое воспитание младших подростков в современной общеобразовательной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук — Челябинск, 2002.
Педагогические идеи ученых второй половины XIX века послужили в дальнейшем мощным стимулом для разработки в России национальной системы дошкольного воспитания. Уже в 60-ые годы XIX века возникли первые детские сады, представленные «семейными группами», «народными детскими садами» как благотворительными.
Таким образом, с появлением дошкольной педагогики как специальной отрасли науки знаний методические идеи ученых-естествоиспытателей о необходимости развития экологической составляющей в биологическом образовании получают предметное развитие в русле дошкольной педагогики, в рамках которой научное обоснование получает вопрос об экологическом воспитании дошкольников. В то же время слабая разработка содержания, методов, форм дошкольного образования тормозили развитие методики ознакомления детей с природой.
Важную роль в дальнейшем развитии дошкольного экологического образования вообще и методики экологического воспитания дошкольников в частности сыграла научно-педагогическая система педагога-натуралиста Е. Н. Водовозовой. Развивая идеи своего учителя, выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского, она впервые наиболее полно раскрыла проблемы умственного, нравственного, эстетического воспитания дошкольников средствами природы. Е. Н. Водовозова писала: «Если ребенок дошкольного возраста не уяснит себе внешних признаков окружающих предметов, он не может быть наблюдательным, природа с ее разнообразными явлениями будет чужда его сердцу, а вместе с этим ему будет недоступна огромная область знаний». Но, по ее мнению, значение природы в формировании личности ребенка этим не ограничивается. Природные объекты также служат «для пробуждения наблюдательности, внимания и интересов к природе». В своей книге «Из русской жизни и природы» Е. Н. Водовозова прямо указывала: «Если вы раскроете перед ребенком великую книгу природы и будете руководить им, то он всей душою привяжется к окружающему миру» Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Про-свещение, 1989.
Таким образом, Е. Н. Водовозовой впервые была предпринята попытка научного обоснования и раскрытия методики наблюдений с учетом возрастных особенностей дошкольников, в процессе которых ребенок «приучается получать представления о каждом наблюдаемом предмете природы» на основе активных методов воспитания: прогулок, экскурсий, постановки опытов, самостоятельного труда по уходу за растениями и животными. В этой связи Е. Н. Водовозова подчеркивает: «Обращайте внимание вашего питомца на блеск солнца, красоту неба, не пропускайте без внимания ни дерева, ни кустика, ни цветка, ни порхающей бабочки» Там же.
К началу XX века наметилась устойчивая тенденция на развитие системы дошкольного образования в России. В связи с урбанизацией произошли существенные изменения в самом названии воспитательного учреждения для детей дошкольного возраста. Так, если у Фребеля они назывались «детские сады» (сад — природное образование), то в России они стали называться — «домами ребенка» (дом — городской атрибут). Произошло также существенное увеличение количественных показателей дошкольных образовательных учреждений. В результате общая численность платных детских садов достигла 250, народных — 30.
Наметившаяся тенденция на развитие дошкольного образования в России во многом предопределила и дальнейшее развитие методики экологического воспитания вообще, а также методики экологического воспитания дошкольников в частности. Необходимо особо подчеркнуть, что именно в этот период времени были заложены научные основы частных методик, в том числе и природоведения.
В рамках биологического подхода к дошкольному образованию получило существенное развитие воспитание бережного отношения дошкольников к природе и доминирование у них практических навыков для активного освоения природы. В этот период времени появляется первый методический журнал по дошкольному воспитанию — «Детский сад». Отдельная часть научно-методических публикаций, представленных в этом журнале, была направлена на дальнейшее решение проблемы экологического воспитания дошкольников. Создателем журнала стала известный деятель по дошкольному воспитанию — педагог-методист А. С. Симонович. Методической основой являлись идеи К. Д. Ушинского, а основным принципом был родино-ведческий: ознакомление с природой своего края, чтение детям рассказов из жизни родной природы и т. д. Система воспитания культуры природолюбия в дошкольном об-разовательном учреждении и начальной образовательной школе / И. Л. Орехова, Е. Г. Кушнина, Р. Н. Денисенко, 3. И. Тюмасева // Воспитание у подрастающего поколения культуры природолюбия. — Челябинск, 2001. — С. 115−130
В первые годы становления Советской власти в России в методике дошкольного образования при рассмотрении вопросов ознакомления детей с природой доминировал метод наблюдений. Активно разрабатывалось положение о том, что необходимо «приблизить природу к ребенку»: создать в детских садах условия для ознакомления детей с животными и растениями (аквариумы, террариумы, цветники и т. д.), больше использовать метод наблюдений в природе.
Это положение впервые было озвучено на Первом Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию. В этом же году появился первый программный документ для воспитателей и родителей: «Инструкция по ведению очага и детского сада», то есть впервые были изданы методические рекомендации. В них указывалось, что общение с природой является одной из важных задач воспитания, и предусматривалось создание в детском саду специальной природной среды (аквариумы, террариумы и др.). Рекомендуемыми формами экологического воспитания дошкольников стали самостоятельный уход дошкольников за животными, выращивание растений и т. д., причем выбор занятий был свободным, а участие в них детей — добровольным.
Необходимо отметить, что в 20-е годы в системе дошкольного образования в России четко обозначились два дидактических направления. Первое направление было связано с реализацией дидактических принципов Ф. Фребеля («фребелевское направление») и с новаторскими взглядами итальянского педагога Марии Монтессори. В практической деятельности детских садов, работавших в данном направлении, доминировало большое количество дидактических материалов при ознакомлении детей с природой Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод, пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы — М.: АРКТИ, 2004.
Так, например, Мария Монтессори решала педагогические задачи на основе провозглашения принципа «свободы». Как и Руссо, она считала, что воспитание способствует развитию сил ребенка. Разработанная ею для самообучения ребенка система дидактического материала, в основном, была направлена на психолого-сенсорное развитие и замыкала познание в узкие рамки. В этой связи ценным для нашего исследования в опыте Монтессори является то, что природе она отводила ведущую роль в сенсорном воспитании, признавая ее огромное влияние на развитие у ребенка любознательности, гуманного отношения к окружающему миру. Из важнейших форм деятельности ребенка в природе выделяла наблюдения и труд по уходу за живыми объектами. Необходимо отметить также то, что большое влияние на методику дошкольного воспитания оказали и популярные в те годы на Западе идеи свободного воспитания и саморазвития, попытки решить воспитательные задачи образовательным путем Там же.
Влияние зарубежного опыта на развитие дошкольного воспитания в России выразилось в отказе от учебных программ, с одной стороны, и в ориентации детских садов на создание условий для самовоспитания и самообучения детей, с другой стороны.
Представителем второго, противоположного направления, была советский педагог-методист Е. И. Тихеева. На основе педагогического наследия Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо она развила идеи Е. Н. Водовозовой, разработав дидактическую систему воспитания детей дошкольного возраста посредством ведения обучающих занятий, где основным методом обучения было использование дидактического материала и системы дидактических игр. Е. И. Тихеева, критикуя популярную в те годы систему М. Монтессори, считала ее искусственной и в решении вопроса об ознакомлении детей с природой предлагала свою методику ознакомления детей с окружающим миром. Подчеркивая большое воспитательное значение природы, она указывала на необходимость «осуществить основное требование Руссо — воспитывать детей среди природы» — и уточняла: «Развивать чувства детей следует по возможности путем общения их с живыми объектами живой природы, на основании всего того, что выдвигает сама жизнь в своем естественном течении» Колтунова И. Р. Экополис: программа экологического образования в период детства. — Екатеринбург, 1996.
Е. И. Тихеева считала, что в восприятии природы дошкольник должен быть активным, более полные впечатления он сможет получить, если в этом будут участвовать все органы чувств, это даст материал для игр и наблюдений.
Таким образом, вслед за К. Д. Ушинским она придавала большое значение окружающему природному миру для развития наблюдательности детей. Необходимо особо подчеркнуть, что многие педагогические идеи Е. И. Тихеевой играют заметную роль для становления и развития методики современного экологического воспитания дошкольников, а именно: методика проведения бесед, экскурсии в природу, использование наглядности при обучении: «Если Вы хотите дать детям представление о лесе — прежде всего, поведите детей в лес, предоставьте им возможность собственными глазами увидеть лес во всей его красоте и разнообразии» Там же.
Е.И. Тихеева впервые в своих трудах доказала необходимость создания уголка живой природы, так как ребенка этого возраста «влечет мир животных, в лице его самых близких, знакомых ему представителей. Таким образом, дети незаметно приобретают ряд определенных знаний и представлений о природе». Требования к устройству содержания уголка природы, разработанные Е. И. Тихеевой, актуальны и сегодня. Также большое значение она придавала отбору знаний о природе для школьников. К положительным чертам педагогической методики Е. И. Тихеевой относится развитие принципа природосообразности. «Детей следует воспитывать, учить, растить среди природы и при посредстве природы» — эта мысль является истинно экологической Там же.
Л.К. Шлегель в своих «Методических указаниях» также делала акцент на реализации идеи природосообразности в процессе экологического воспитании дошкольников. Она считала природу одним из основополагающих факторов в развитии ребенка-дошкольника. Л. К. Шлегель были разработаны методики проведения экскурсий, варианты подбора содержания разнообразных знаний о природе, установки связей и взаимосвязей внутри нее, что по сути означало реализацию экологического подхода к воспитанию детей дошкольного возраста.
Определенное позитивное влияние на дальнейшее развитие дошкольного образования вообще и его экологической составляющей в частности оказали решения Всероссийских съездов по дошкольному воспитанию. Так, позитивным итогом состоявшегося в 1921 г. Второго Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию было определение форм и методов природоведческой работы, приближающих ребенка к природе через экскурсии, прогулки; работу детей в саду и огороде; уход за животными; наблюдения за природой. Таким образом, ведущим методом воспитания любви к природе стал метод, предусматривающий «исследование окружающей среды путем систематических упражнений внешних чувств» .
Позитивным итогом 3-го (1924) и 4-го (1928) съездов по дошкольному воспитанию можно считать комплексное рассмотрение задач содержания и методов ознакомления дошкольников с природой, а также определение ведущей организационной формы по ознакомлению детей с природой, которой стала организация специального занятия Моисеева, Л. В. Экологическое образование: исторический ас-пект. — Екатеринбург: Уникум, 1996.
В то же время необходимо констатировать, что в определении конкретных целей и форм учебной работы с дошкольниками по ознакомлению с природой прослеживался антропоцентрический подход. Сами полученные знания были не только бессистемными, но и лишенными экологической направленности. С одной стороны, они должны были «содействовать воспитанию любви к родной природе», а с другой — «формировать практические умения воздействовать на природу в интересах людей» .
Только к 1934 году объем знаний о природе, определенные умения и навыки по уходу за животными и растениями были определены в соответствующем программном документе («Программа и внутренний распорядок детского сада»).
В 1938 году появляется «Методическое руководство для воспитателей детского сада», в котором один из семи разделов был посвящен знакомству с природой. Существенным недостатком данного пособия является то, что задача бережного отношения к природе носила декларативный характер.
В программе по дошкольному воспитанию в 1938 году вопросам ознакомления детей с окружающей природой также уделялось незначительное внимание.
Таким образом, наметившаяся негативная тенденция на возврат к антропоцентризму была связана с тем, что в начале 30-х годов XX столетия шла активная индустриализация страны и потребительское, равнодушное отношение к природе не могло не отразиться на процессе воспитания дошкольников.
Не случайно Л. И. Пономарева в своих исследованиях, посвященных анализу отечественных методик ознакомления детей с природой, отмечает, что программные документы этого периода рассматривали человека отдельно от природы. Учебно-воспитательный процесс строился на формировании представлений о том, как человек использует природу, а не представлений о том, что человек (наряду с животными и растениями) является частью природы. Таким образом, данное положение делало невозможным изучение дошкольниками природы на основе принципа природоцентризма, предусматривающего единства человека и природы, осознание роли природы в жизни человека Пономарева, Л. И. Формирование представлений о взаимодейст-вии человека и природы в процессе экологического образования дошкольни-ков: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Екатерин-бург, 1998.
Современные педагоги-исследователи (А.В. Запорожец, A.M. Леушина, В. И. Логинова, Н. Н. Подъяков, П. Г. Саморукова и др.) отмечают, что до 50-х годов не было сформировано четкой концепции образовательной и воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении, а значит, не было концепции экологического воспитания. К этому привело несколько причин. Например, отрицание образовательных программ. Так, Л. К. Шлегер утверждала: «Раз мы хотим создать детскую жизнь, то приходится говорить о программе жизни, а не о программе знаний» .
Дальнейшее развитие вопроса ознакомления детей с природой первой половины XX века связано с появлением учебных программ и учебных пособий после решений Всероссийских съездов по дошкольному воспитанию, где основной акцент был смещен на содержание, формы, методы ознакомления детей с природой (через наблюдения, экскурсии и т. д.)
1.2 Современное состояние методики экологического образования дошкольников Положительное влияние на решение вопроса об ознакомлении детей с природой оказали научные труды А. П. Усовой. Благодаря ее усилиям в 1953 году в практику дошкольного воспитания стали входить систематические занятия с дошкольниками, ориентированные на формирование знаний об окружающем мире, предусматривающие ознакомление детей с природой, при руководящей и ведущей роли воспитателя.
Дальнейшее развитие вопроса об отношении детей к природе намети лось в первой половине 60-х годов XX столетия. Так, в 1962 году на основе методических разработок А. П. Усовой появляется первый в истории дошкольного образования нашей страны программно-методический документ, отражающий систему работы воспитания с детьми на протяжении всего дошкольного детства. Учеными-методистами Н. М. Аксариной, Р. И. Жуковской, М. Ю. Кистяковской, Д. В. Менджерицкой, Л. А. Пеньевской. Е. Н. Радиной была составлена единая «Программа воспитания в детском саду», предусматривающая формирование знаний и представлений у дошкольников о природе.
Ее отличительной особенностью стала четкая структура, определение образовательных и воспитательных целей и задач, объема знаний о природе в разных возрастных группах, видов деятельности детей в природе. Данная программа нашла положительный отклик как у педагогов-практиков, так и у руководителей системы дошкольного образования того времени. Она была доработана и переиздана в 1969 года в новой редакции.
В то же время основным недостатком данной программы являлась ее ориентация только на ознакомление детей с природой, а вопросы экологического образования детей не входили в ее содержание.
Таким образом, необходимо констатировать, что до 70-х годов XX столетия в методике дошкольного образования в частности не было системных работ, отражающих экологическое образования дошкольников Моисеева Л. В. Экологическое образование: исторический ас-пект. — Екатеринбург: Уникум, 1996.
В то же время именно в этот период впервые были предприняты попытки методического обоснования идеи гармонизации отношений Человека и Природы, прослеживающиеся в научных изысканиях Н. М. Верзилина, В. П. Горощенко, В. М. Корсунекой и др. Историческое подтверждение данному факту присутствует в антологии воспитательных программ экологического образования, где ведущим является не приобретение знаний, а формирование личности ребенка.
Есть имена педагогов, развивающих идею гармонизации взаимоотношений человека и природы на этом историческом этапе (Е.А. Валерьянова, З. А. Клепинина, М. Н. Скаткин и др.). Подтверждением является оригинальная система нравственного воспитания детей средствами окружающей природы выдающегося советского педагога В. И. Сухомлинского. Его система воспитания была построена на принципах гуманизации, регионализма и природолюбия.
В своих книгах он неоднократно подчеркивал уникальные возможности природы в развитии личности ребенка: «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, -это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Далее читаем: «Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, приобщение к жизни в природе…» Сухомлинский В. А. Школа и природа // Соч. :в 5 т.-Киев, 1980.-Т. 5.-С. 565−581.
Следует учитывать, что сама природа не является воспитателем, а воспитывает ребенка только активное взаимодействие с ней: «Любование красотой — это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности». Важно, считал великий практик, с самого раннего детства создать такие условия, чтобы ребенок мог ухаживать за животными, садить растения, беспокоиться о них («живой уголок», «птичья лечебница» и т. д.) Это пробуждает у детей мысли о единстве человека и природы, чувство тревоги за ее богатства, а в конечном итоге формирует экологическое мировоззрение.
Чтобы ребенок научился понимать природу, читать ее язык, с раннего дошкольного возраста должен быть сделан акцент на природоохранное воспитание на примере природных объектов родного края, ближайшего окружения, так как «природа — это тот край, та земля, которая нас вырастила и кормит» .
Велико влияние работ В. А. Сухомлинского на развитие методики экологического образования дошкольников. Вот один из его методических советов воспитателям: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми, поэтами» Там же. По мнению В. А. Сухомлинского, наглядность и доступность природных объектов, их красота и разнообразие способствуют не только накоплению знаний, но и формируют навыки поведения в природе, пробуждают отзывчивость, восприимчивость, гуманность.
Рассматривая вопрос о воспитании гуманных чувств, В. А. Сухомлинский отмечал, что уже в дошкольном возрасте происходит развитие эмоционального отношения к окружающему, формируется умение воспринимать красоту. Ребенок учится понимать природу, читать ее язык, а значит, по мнению автора, беречь ее в настоящем и будущем: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира» Там же. Таким образом, начиная с В. А. Сухомлинского в методике экологического образования дошкольников вновь появляется исторически сложившийся принцип природосообразности воспитания, который приводит к осмыслению важности культуры взаимоотношений в системе «человек — природа». Впоследствии опыт творческой работы школы В. А. Сухомлинского послужит прообразом современной системы экологического воспитания.
К концу 60-х началу 70-х годов в связи с обострением экологической ситуации резко возросло внимание к вопросам охраны природы. Научно-техническая революция выдвинула новые, более острые и сложные формы зависимости человека от природы. Поэтому стремление победить природу постепенно уступило место осознанию необходимости ее беречь и использовать рационально.
В разработку принципов, методов и форм экологического образования внесли свой вклад ученые-методисты: Л. П. Салеева, А. В. Яблоков и др. С этого момента начинается движение в области экологического образования по различным направлениям. Интенсивные исследования, поиск новых форм природоохранной деятельности — в методике преподавания природоведения в начальной школе. (Н.Ф. Виноградова, Л. В. Моисеева, Н. А. Погорелова, Л. П. Симонова, А.Л. Филоненко-Алексеева и др.).
Дальнейшее развитие получила и «Теория и методика ознакомления детей с природой». Это нашло отражение в исследованиях и методических рекомендациях С. А. Веретенниковой, Е. И. Золотовой, М. В. Лучич, A.M. Маневцевой, П. Г. Саморуковой и др. Термины «экологическое воспитание» и «экологическое образование» еще не рассматривались, но появились такие компоненты, как развитие гуманного отношения к природе, формирование системы знаний о природе у дошкольников и т. д.
В 1984 году, в соответствии с новыми социальными условиями развития общества и переходом на обучение детей с шестилетнего возраста, вышла новая «Типовая программ воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Р. А. Курбатовой и Н. Н. Подъякова. Это было новым шагом к экологическому образованию дошкольников. В содержании был выделен специальный раздел по ознакомлению с природой, научно определен состав уголка живой природы. Дошкольники знакомились с природой по трем линиям: многообразие животного и растительного мира, рост и развитие растений и животных, зависимость жизни живых существ от факторов внешней среды Моисеева Л. В. Экологическое образование: исторический ас-пект. — Екатеринбург: Уникум, 1996.
Общим для периода 1950;1980 годов мы считаем вывод о том, что дети дошкольного возраста в условиях организованного взрослым педагогического процесса с успехом усваивали разнообразные знания о природе, эти знания развивали детей в умственном плане, а при эмоциональной их подаче становились основой положительного отношения к природе (С.Н. Николаева, В. Д. Сыч, В. Г. Фокин и др.). Эти исследования в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников.
В дальнейшем на процесс создания новых программ существенное влияние оказала «Концепция дошкольного воспитания» (1988 год), разработанная В. В. Давыдовым и В. А. Петровским. Она изменила взгляды методистов не только на формы и методы работы, но и на воспитание отношения детей к природе. Важным здесь нам кажется, что были даны формулировки понятий «обучение в дошкольном возрасте» и «воспитание в дошкольном возрасте». Авторы считают, что это две стороны единого процесса. «Одна из этих сторон — освоение мира и основанное на нем развитие познавательных, эмоциональных, а затем и элементарных волевых процессов и качеств, другая сторона — формирование отношения к познаваемому, системы ценностей, составляющей предпосылку будущего мировоззрения». Исходя из этого, представлены дефиниции: «экологическое воспитание» и «экологическое обучение» .
" Экологическое воспитание" - это формирование ценностного отношения к природе. Процесс воспитания организуется через знакомство с объектами природы, эксперимент и т. д. Условиями формирования являются эмоциональные переживания, любознательность ребенка.
" Экологическое обучение" - это овладение представлениями о природе. Процесс обучения организуется через игру, вовлечение ребенка в практическую деятельность и т. д.
Условиями приобретения являются сенсорные эталоны и наглядные модели, которые помогают ребенку решать познавательные задачи, испытывать радость экспериментирования с объектами живой природы, открывать новое в знакомом и знакомое в новом; вычленять простейшие закономерности…". В концепции впервые появился термин «экологическое сознание». Его формирование происходит через приобщение дошкольников к миру человеческих ценностей. Отношение к природе выступает как основа формирования будущего и позволяет ребенку приобрести познавательные ценности.
Эти ценности ведут к ценностям преобразования, «стремление бережно относиться к природной среде…» и ценностям переживания: «ребенок проникается красотой природы, близости ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира…». В результате формирования ценностных основ формируется экологическое сознание.
Реализацией этих идей в сфере экологического образования дошкольников занимались И. А. Хайдурова, Е. Ф. Терентьева, С. Н. Николаева и др. Например, в работах П. Г. Саморуковой определены педагогические условия экологического воспитания: формирование системы знаний о живом; обучение навыкам ухода за растениями и животными; общение и труд в природе.
Е.И. Золотова считает, что ознакомление детей с природой может быть через: формирование представлений о животных; воспитание бережного, эмоционально-положительного к ним отношения; развитие навыков нравственного поведения в природе Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных: кн. для воспитателя дет. сада / под ред. Н. Ф. Виноградовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1988.
М.В. Лучич выделяет прогулки как основную форму ознакомления с природой, при условии, если воспитатель грамотно организует деятельность детей Лучич М. В. Детям о природе: кн. для воспитателя дет. сада / М. В. Лучич. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1989.
С.А. Веретенникова описывает процесс формирования у детей знаний о природе, считая его фактором всестороннего развития ребенка: «Это средство образования в их сознании реалистичных знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней» Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой. — М.: Просвещение, 1980.
В это время действовала «Программа воспитания в детском саду», в которой был раздел «Ознакомление дошкольников с природой». С предметами и явлениями природы дети знакомились «концентрически: неоднократно, но каждый раз шире и глубже». В программе просматривался сезонный принцип построения, при этом чувственное познание природы было неразрывно связано с овладением родным языком. Поэтому во всех группах материал по ознакомлению с природой был объединен с развитием речи и лишен ярко выраженной экологической направленности.
Научное определение экологическому образованию впервые было дано на Третьей Всесоюзной конференции по образованию в области окружающей среды, прошедшей в 1990 году в Казани, в докладе Г. А. Ягодина.
" Экологическое образование — обучение бережному отношению человека к окружающему миру и вместе с тем совершенствование внутреннего мира самого человека". В решении конференции была признана необходимость в построении системы непрерывного экологического образования в соответствии с лозунгом «Мыслить глобально, действовать локально». Впервые обозначены основные позиции экологического образования дошкольников. Определен предмет, содержание и специфика построения системы, основные методы и методики работы. Общим итогом конференции стала «Программа в области окружающей среды… до 2005 года». Одним из направлений данной программы была подготовка педагогических кадров — специалистов дошкольного воспитания. Также подчеркнута необходимость новых исследований по данному вопросу.
В это время получило развитие новое методологическое направление в педагогике — экологическая педагогика, в рамках которой разрабатывались и разрабатываются общие вопросы экологического образования. Для методики изучения окружающего мира и экологического образования дошкольников представляли интерес вопросы детского восприятия природы, феномен детской антропоморфизации природных объектов и явлений и т. д. Непосредственно с экологическим образованием связан особый раздел общей психологической науки — экологическая психология, рассматривающая не только вопросы воздействия экологических факторов на психику человека, но и экологическое сознание.
Современный этап развития методики экологического воспитания дошкольников в нашей стране начинается с создания правовой базы, определяющей государственную политику в области экологического образования: Конституция, Законы Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991г.), и «Об образовании» (1992г.), где говорится о необходимости «установления системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, которая охватывает дошкольное, школьное и т. д. образование.
В 1996 году в нашей стране состоялась конференция «Глобальные проблемы на рубеже XXI века», в ходе которой было заявлено, что именно экологическое образование наряду с наукой должно считать самым приоритетным механизмом решения глобальных проблем цивилизации и перехода к ее устойчивому развитию.
В дальнейшем постановления Правительства «О мерах по улучшению экологического образования населения» (1994 г.), Всероссийский съезд по охране природы (1995 г.) показали, что идеи экологического образования в нашей стране продолжают развиваться. В дополнение к Федеральной целевой программе «Экологическое образование населения России до 2010 г.», с учетом второго варианта Закона РФ «Об образовании» (1996г.), Указа Президента России «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996 г.) был предложен проект закона «Об экологической культуре» (2000 г.). В данном документе Статья 6 посвящена дошкольному экологическому воспитанию, где определена причина, по которой работу с ребенком по воспитанию основ экологической культуры следует начинать с раннего детства: «В период дошкольного детства закладываются основы духовного развития личности — любовь к природе, нормы и правила поведения; начинает формироваться базовая система ценностей и нравственного отношения к окружающему миру» Моисеева Л. В. Экологическое образование: исторический ас-пект. — Екатеринбург: Уникум, 1996.
Все последние годы XX века продолжались поиски и исследования специалистов в области экологического образования, шло развитие понятия «экологическая культура». В русле рассматриваемой проблемы акцентируем внимание на современном определении С. Н. Николаевой: «Экологическая культура — это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало она берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого» Николаева С. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста // Экологическое воспитание: опыт России и Германии. — М., 1997. — С. 192−207.
В концепции содержания образования (2003 г.) указывалось, что к концу дошкольного возраста «важно заложить у ребенка основы экологической культуры — подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с нормами и правилами поведения в природе», «создать условия для развития бережного, ответственного отношения к окружающей природе» .
Н.В. Добрецова считает, что стержнем экологического образования при таком подходе является устремленность к системе общечеловеческих ценностей, развитие гуманистического сознания. «Содержание современного экологического образования должно подвергнуться корректировке на основе принципов и идей гуманизма. Источниками формирования содержания являются основные сферы самоопределения личности: природа, человек, общество, ноосфера» .
Подтверждение данной мысли находим у Л. В. Моисеевой: «Путь к гуманизации содержания экологического образования лежит через обретение ребенком целостной картины мира, понимание им жизни как величайшей ценности, осознание места человека в мире, открытость его личности всему новому, а это, в свою очередь, приведет к тяге ребенка к познанию самого себя и окружающего мира» Моисеева Л. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учеб.-метод, пособие. — Екатеринбург, 2004.
В это время происходит активное обновление содержания и методов образования дошкольников, вызванное изменениями, происходящими в обществе. В русле нашего исследования трансформация целей образования связана с его экологизацией. Повышенное внимание, которое стало уделяться экологическому образованию и воспитанию, потребовало и трансформации содержания. В свою очередь новое содержание образования потребовало создания новой методики: методики ознакомления дошкольников с природой.
В педагогике методика рассматривается как частная дидактика, которая исследует теоретические основы изучения тех или иных частных дисциплин и связанных с ними видов деятельности.
Таким образом, методика, как и дидактика, может быть общей и частной. А. В. Миронов считает предмет общей методики — методику ознакомления с окружающим миром (методику экологического образования и воспитания) Миронов, А. В. Методика изучения окружающего мира в началь-ных классах: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методи-ки нач. образования педвузов / А. В. Миронов. — М.: Пед. о-во России, 2002. Из нее в последние годы выделилась частная методика — методика экологического образования дошкольников. Настоящая методика является интегрированной учебной дисциплиной, вбирающей в себя элементы различных методик, например, методики преподавания биологии. Также она связана с соответствующими науками — биологией, экологией, географией и т. д. Эти связи проявляются по двум направлениям: по линии содержания и по линии методов.
Содержание знаний, которые необходимо получить дошкольникам, включает в себя элементы знаний перечисленных наук. Имеют место связи в методах изучения. Если в биологических науках основными методами являются наблюдение и эксперимент, то в методике ознакомления дошкольников с природой эти методы (приемы) широко используются при изучении природных объектов.
Следует отметить, что становление методики экологического образования дошкольников сопряжено с определенными трудностями, связанными с тем, что эта наука не имеет длительной истории. В своем развитии она нашла опору в таких науках, как педагогика и психология.
Для обобщения истории вопроса о становлении и развитии системы дошкольного экологического образования в контексте философско-культурологических, естественнонаучных и психолого-педагогических аспектов необходимо определить сущность понятия «система экологического воспитания и образования» .
И.Д. Зверев дает следующее определение: «Система экологического воспитания и образования — некая ценность, охватывающая обучение экологии как научной дисциплине и экологизацию образования в целом» Зверев И. Д. Экологическое образование: концепция. — М., 1994. Соответственно, содержательной основой экологического образования Л. В. Моисеева определяет учение об экосистемах и экологических взаимодействиях Моисеева Л. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. — Екатеринбург, 2004.
В содержательный аспект экологического воспитания А. В. Миронов включает познание детьми явлений из области природопользования, различных сторон взаимодействия в системе: «человек — природа» (данная система всегда адекватна философской и экологической картинами мира) Мир природы и ребенок: методика экол. воспитания дошкольни-ков: учеб. пособие для пед. училищ / Л. А. Каменева, Н. Н. Конд-ратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева / под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — Изд. 3-е, стер. — СПб.: Детство-Пресс, 2000.
Л.Т. Зайцева выделяет следующие системы воспитания, основанные на взаимодействии человека с природным окружением:
Система воспитания, основывающаяся на противопоставлении человека и природы, в которой преобладает утилитарное отношение к природе, доминирование ценности человеческой личности над ценностью природы, формирующая «природопользователей», «покорителей природы» (характерна для экологического кризиса, сейчас — реальность).
Система воспитания, основывающаяся на принижении ценности человеческой личности, ее «второсортности» по отношению к природе, в которой преобладает структура биогеохимических циклов «дикой природы» (была характерна в архаическую эпоху, сейчас — утопия).
Система воспитания, основывающаяся на гармонизации взаимоотношений человека и природы, преодоление человеком своего отчуждения от природы, сознание природы как непреходящей общечеловеческой ценности (была характерна в некоторые исторические периоды, сейчас — «наше общее будущее»).
Подводя общие итоги анализа фактологического научного и методического материала в рамках третьего периода, можно сделать вывод.
Вопросы о роли природы в воспитании детей, о содержании знаний об окружающем мире, о формах взаимодействия детей с природой всегда находились в центре внимания педагогов. Смена парадигм в педагогике, выделение периодов сенситивности детей к предмету образования в области окружающей среды в психологии и переоценка подходов от антропоцентрического к био (эко) центрическому в естественных науках свидетельствуют о стремлении к обновлению, реконструкции образования и воспитания детей, его экологической переориентации. Обзор зарубежного педагогического опыта и опыт России по экологическому воспитанию показывают, что это в полной мере касается вопросов дошкольного экологического образования и воспитания — нового направления дошкольной педагогики.
Глава II. Структурно-функциональная модель методики экологического образования современного ДОУ У истоков современной системы экологического образования стоял академик РАН Моисеев Н. Н. Он утверждал, что «экологическое образование должно превратиться в стержень современного образования» Моисеев Н. Н. Экологическое образование и экологизация обра-зования // Биология в школе. — 1996. — № 3. — С. 29−33.
С его публикаций усиленно развивается концепция системного подхода к экологическому образованию как целостному явлению, предполагающая рассмотрение понятий «экологическое обучение» и «экологическое воспитание» в русле единого категориально-понятийного аппарата, отражающего сущность понятия «экологическое образование». Отличительной особенностью данной концепции является усиление позиции на развитие экологической культуры личности Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и млад-ших школьников: пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — М.: Аркти, 2001.
Проанализируем различные точки зрения ученых и методистов на раскрытие сущности понятия «экологическое образование дошкольников» .
Термин «экологическое образование дошкольников» широко используется в работах Т. А. Серебряковой, Н. А. Рыжовой, Л. В. Моисеевой и др., которые понимают его как целенаправленный процесс формирования культуры взаимодействия с миром природы, основанный на синтезе эмоционально-чувственного, интеллектуального и деятельностно-практического компонентов.
Ряд ученых полагают, что в системе общего образования, включая дошкольное экологическое образование, — это «дидактическая проекция экологии как научного естественно-гуманитарного знания образования» с целью формирования соответствующих знаний и рациональных взаимоотношений подрастающего человека и окружающей среды Кушнина Е. Г. Эколого-валеологическое образование в дошко-льном образовательном учреждении: моногр. — Челябинск: ЧГПУ, 2007.
Экологическое образование с научных позиций С. Н. Николаевой, автора «Концепции экологического воспитания дошкольников», предусматривает, прежде всего, формирование научного мировоззрения, так как оно является ядром сознания, придает единство духовному облику человека, вооружает его социально-значимым и экологически приемлемыми принципами подхода к окружающей среде Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошколь-ников: учеб. пособие для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведе-ний. — М.: Академия, 1999.
При характеристике экологического сознания обычно выделяют следующие составляющие:
1) ознакомление дошкольников с общими представлениями о взаимоотношениях и взаимодействии общества и окружающей среды, передача нужных для этого сведений и умений, положительного отношения к делу;
формирование у дошкольников системы экологических представлений с элементами научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности;
формирование мировоззрения дошкольников, основанного на представлении о своем единстве с природой и о направленности своей культуры и всей практической деятельности человека на ее развитие;
формирование у детей дошкольного возраста готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создается возможность для его восстановления Мухамедьярова Р. Р. Модель регионального центра экологиче-ской подготовки педагогов начальной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Уфа, 2002.
Экологическое воспитание в широком смысле рассматривается многими учеными педагогами как общественное явление, передача социального опыта взаимодействия в четырех ведущих сферах деятельности — природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом от одного поколения другому. (Н.Н. Верзилин, Р.И. Данилов-Данильян, Д. С. Лихачев и др.).
По мнению Н. Ф. Реймерса, экологическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования и воспитания экологической культуры Реймерс Н. Ф. Экологизация.
Введение
в экологическую про-блематику. — М.: Рос. открытый ун-т, 1992.
Экологическое воспитание с точки зрения А. В. Миронова — процесс формирования у детей экологического сознания экоцентрического типа, т. е. системы представлений о взаимоотношениях человека и природы, для которых характерны отсутствие противопоставлений человека природе, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию Миронов, А. В. Содержание экологического образования буду-щего учителя — Казань, 1989.
Исследуя экологическое воспитание дошкольников, большинство ученых (Н.Н. Вересов, Н. Н. Кондратьева, Н. Г. Лаврентьева и др.) считает, что «в дошкольный период образование предполагает в большей степени воспитание, чем обучение» Вересов, Н. Н. Психологический анализ условий формирования ос-нов экологического сознания (на материале экспериментальной учебной про-граммы по основам экологии для детей 6 лет): дис. … канд. психол. наук — М., 1991. Поэтому, говоря об экологическом образовании детей дошкольного возраста, можно использовать альтернативный ему термин «экологическое воспитание детей дошкольного возраста» .
Н.Н. Вересов предлагает начинать экологическое воспитание дошкольников с формирования у них основ экологического сознания, становления ценностного отношения к собственному дому — Земле, совпадающее с таким же отношением, выраженным и закрепленным в высоких образцах, явлениях материальной и духовной культуры Там же.
И.В. Цветкова полагает, что «процесс экологического воспитания в широком смысле — это процесс экологизации личности, формирования ее как носителя определенного типа культуры взаимодействия с окружающей средой (природной и социальной, самим собой) под воздействием различных факторов окружающей среды (включая целенаправленный педагогический процесс) и внутренней природы человека» Цветкова И. В. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. — М.: Пед. о-во России, 2000.
В узком смысле процесс экологического воспитания И. В. Цветкова определяет как «целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них целостных установок, нравственно-экологической позиции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом» Там же.
В то же время С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, Т. А. Серебрякова и др. считают, что «экологическое воспитание дошкольников» является значимой составной частью «экологического образования дошкольников» .
Таким образом, ясно просматривается тенденция: в дошкольном возрасте процесс ознакомления с окружающим миром и природой идет через решение воспитательной задачи — развитие у дошкольников способности видеть красоту, многообразие и уникальность природы, воспитание любви и бережного отношения к ней. Эта задача решается через обогащение представлений о мире природы и развитие умения выделять основные закономерности явлений природы.
Т.В. Волосникова определяет сущность экологического воспитания дошкольников в обретении каждым человеком «чувства природы», умения вникать в ее мир, в ее ничем незаменимую ценность и красоту, в понимании того, что природа есть основа всего живого на Земле Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольни-ков // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 6. — С. 16−20.
При разработке задач экологического воспитания представляется целесообразным сформулировать их следующим образом, учитывая многообразные суждения ученых (Н.Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, Л. П. Салеева, О. А. Соломенникова и др.):
воспитание у дошкольников норм отношения к природной среде, экологической ответственности за ее состояние;
выработку у детей дошкольного возраста убеждения в важности природоохранительной деятельности, формирование у них умений и навыков;
формирование у дошкольников потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;
воспитание гуманного отношения ко всему живому, высокой культуры поведения при общении с природой через понимание специфики живого организма, умение видеть в разнообразных представителях растительного и животного мира признаки живого.
5) воспитание ценностных ориентации личности ребенка, экологически мотивированного поведения детей в природе Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского са-да. Экология: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2004.
Комплексный анализ понятий «экологическое воспитание» и «экологическое обучение» позволил прийти к итоговому выводу о том, что многими учеными данные понятия рассматриваются как ведущие составляющие базового понятия «экологическое образование» .
Проанализируем третью составляющую экологического образования — понятие «экологическое развитие дошкольников» .
Развитие понимается как «объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, а обучение и воспитание есть формы развития» Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1990.
Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение чего бы то ни было в человеке, как переход жизни и деятельности от низших форм к высшим. Развитие включает в себя физическую, физиологическую, психологическую, социальную и духовную эволюцию человека Там же.
А.В. Михеев выделяет три направления экологического развития:
— развитие у дошкольников способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций — развитие интеллектуальной сферы;
— развитие у дошкольников эстетического восприятия и способности к оценке состояния окружающей среды — развитие эмоциональной сферы;
— развитие у дошкольников убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды — развитие волевой сферы Моисеева Л. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учеб.-метод, пособие. — Екатеринбург, 2004.
Определение понятия «экологическое развитие дошкольников» с точки зрения В. М. Ворошиловой будет означать, что «экологическое развитие детей — это объективный процесс последовательного количественного и качественного изменения психофизических задатков в результате взаимодействия с окружающей природо-социальной средой, выражающейся в практической экологически ориентированной деятельности» Ворошилова В. М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаи-модействии с природой: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2002.
Следует отметить также, что в «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное звено) 2003 года отражены основные подходы к экологическому развитию детей дошкольного возраста, предусматривающие:
— развитие познавательного интереса и любознательности дошкольников;
— создание условий для формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста
— развитие у ребенка способности видеть красоту природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому.
Таким образом, анализ научной и методической литературы позволил определить цель экологического развития дошкольников. Ее следует представить следующим образом: способствовать общему развитию ребенка средствами природы; формировать экологически целесообразное взаимодействие ребенка с природой; закладывать основы экологической культуры.
Достигнуть данной цели позволяют:
— трансформация экологических знаний в отношение, активное участие дошкольников в социально-значимой работе;
— включение дошкольников в экологически направленную деятельность при взаимодействии с природой;
— развитие у дошкольников познавательного отношения к природе, эмоциональной восприимчивости, опыта практической деятельности;
— повышение нравственно-эстетического потенциала процесса экологического развития: изучение историко-региональных особенностей края, ближайшего природного окружения, участие детей в общественно-полезной работе по защите и улучшению природы в знакомой для ребенка местности в посильных для выполнения работах.
Таким образом, анализ трех обозначенных нами ранее процессов экологического образования дошкольников: обучения, воспитания и развития показал, что они самым тесным образом взаимосвязаны между собой. Так, обучение и воспитание являются формами экологического развития, которое в свою очередь проявляется как развитие в интеллектуальной, эмоциональной, волевой и др. сферах личности дошкольника, направленные на становление у него базиса экологической личностной культуры.
Динамичность процесса экологического образования детей дошкольного возраста проявляется в последовательном движении от цели к результату.
В связи с этим целью экологического образования в современном ДОУ должно стать развитие у детей устойчивых познавательных интересов, мотивов, потребностей к изучению природных объектов и явлений; овладение ими системой экологических знаний, умений и навыков, формирование на этой основе позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к природному окружению, направленных на становление базиса экологической личностной культуры дошкольников.
В результате, цель развивающего экологического образования детей дошкольного возраста имеет три основных составляющих: интерес, мотив, потребность; знания, умения, навыки и опыт эмоционально-ценностного отношения к природному окружению и отражает взаимосвязь трех основополагающих функций экологического образования дошкольников: обучающую, воспитывающую и развивающую.
Заключение
В условиях модернизации российской системы дошкольного образования возникает необходимость решения проблемы обеспечения ее нового, современного качества. В первую очередь, она актуализируется для ее инновационных составляющих, одной из которых является экологическое образование дошкольников.
Исторический анализ рассматриваемой проблемы показал, что экологическое образование дошкольников как самостоятельное направление в теории и практике дошкольной педагогики стало развиваться в 70−80-ые гг. XX века и первоначально характеризовалось включением природоохранных знаний в программы по ознакомлению детей с природой.
Особенно актуальным термин «экологическое образование» стал в начале 90-х годов XX века, когда появились гуманистическая парадигма общественного сознания, ведущая идея которой «благоговение перед жизнью как явлением», и соответственно ей новая парадигма образования, согласно которой данная составляющая образования рассматривалась как приоритетная функция культуры.
Эффективность процесса экологического образования детей дошкольного возраста определяется поэтапностью его реализации. С точки зрения методики экологического образования дошкольников, динамичность процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста проявляется в последовательном движении от цели к результату. В этой связи научно обоснованы основные методологические этапы, отражающие последовательность осуществления процесса экологического образования дошкольников.
Целью экологического образования в современном ДОУ должно стать развитие у детей устойчивых познавательных интересов, мотивов, потребностей к изучению природных объектов и явлений; овладение ими системой экологических знаний, умений и навыков, формирование на этой основе позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к природному окружению, направленных на становление базиса экологической личностной культуры дошкольников.
В результате, цель развивающего экологического образования детей дошкольного возраста имеет три основных составляющих: интерес, мотив, потребность; знания, умения, навыки и опыт эмоционально-ценностного отношения к природному окружению и отражает взаимосвязь трех основополагающих функций экологического образования дошкольников: обучающую, воспитывающую и развивающую.
1. Аквилева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования пед. профиля. — М.: ВЛАДОС, 2011.
2. Березина Н. Воспитать «благоговение перед жизнью» // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 7. — С. 80−83.
3. Вересов Н. Н. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания (на материале экспериментальной учебной программы по основам экологии для детей 6 лет): дис. … канд. психол. наук — М., 1991.
4. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. — М.: Просвещение, 1980.
5. Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 6. — С. 16−20
6. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2004.
7. Ворошилова В. М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2002.
8. Газина О. Играя, познаем природу // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 7. — С. 39−43.
9. Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы / под ред. А. В. Петровского. — М., 1989.
10. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — М.: Аркти, 2001.
11. Зверев И. Д. Экологическое образование: концепция. — М., 1994.
12. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных: кн. для воспитателя дет. сада / под ред. Н. Ф. Виноградовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1988.
13. Колтунова И. Р. Экополис: программа экологического образования в период детства. — Екатеринбург, 2010.
14. Кушнина Е. Г. Эколого-валеологическое образование в дошкольном образовательном учреждении: моногр.- Челябинск: ЧГПУ, 2007.
15. Лучич М. В. Детям о природе: кн. для воспитателя дет. сада / М. В. Лучич. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1989.
16. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1989.
17. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод, пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы — М.: АРКТИ, 2014.
18. Мир природы и ребенок: методика экол. воспитания дошкольников: учеб. пособие для пед. училищ / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева / под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — Изд. 3-е, стер. — СПб.: Детство-Пресс, 2000
19. Миронов А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. образования педвузов / А. В. Миронов. — М.: Пед. о-во России, 2002.
20. Миронов А. В. Содержание экологического образования будущего учителя — Казань, 1989.
21. Моисеев Н. Н. Экологическое образование и экологизация образования // Биология в школе. — 2010. -№ 3. — С. 29−33
22. Моисеева Л. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учеб.-метод, пособие. — Екатеринбург, 2004.
23. Моисеева Л. В. Экологическое образование: исторический аспект. — Екатеринбург: Уникум, 1996.
24. Мухамедьярова Р. Р. Модель регионального центра экологической подготовки педагогов начальной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Уфа, 2002.
25. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 1999.
26. Николаева С. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста // Экологическое воспитание: опыт России и Германии. — М., 1997. — С. 192−207.
27. Пономарева Л. И. Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2008
28. Реймерс Н. Ф. Экологизация.
Введение
в экологическую проблематику. — М.: Рос. открытый ун-т, 1992.
29. Система воспитания культуры природолюбия в дошкольном образовательном учреждении и начальной образовательной школе / И. Л. Орехова, Е. Г. Кушнина, Р. Н. Денисенко, 3. И. Тюмасева // Воспитание у подрастающего поколения культуры природолюбия. — Челябинск, 2001. — С. 115−130
30. Сулейманова Г. В. Организация взаимодействия дошкольников с природой в летний оздоровительный период как условие экологического воспитания: автореф. дис. … канд. пед. наук / Сулейманова Г. В. -Екатеринбург, 2004.
31. Сухомлинский В. А. Школа и природа // Соч. :в 5 т.-Киев, 1980.-Т. 5.-С. 565−581
32. Тюмасева 3.И. Экологическое строительство детской души: учеб. пособие. — Челябинск: Челяб. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1995.
33. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1990.
34. Цветкова И. В. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. — М.: Пед. о-во России, 2010.
35. Шитикова О. Н. Эколого-патриотическое воспитание младших подростков в современной общеобразовательной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук — Челябинск, 2002