Методика изучения оптических квантовых генераторов в курсе физики средней школы с использованием современных компьютерных технологий
Диссертация
Одна из важнейших тем, изучаемых в школьном курсе физики, связана с лазерами. Квантовые генераторы света — лазеры, были созданы в начале шестидесятых годов прошлого столетия. Их уникальные свойства обусловили широкое применение этих приборов в науке, промышленности и бытовой жизни. Сегодня без использования лазеров невозможно представить ни однойсовременной отрасли, лазерные технологии лежат… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Аналитический обзор литературы и постановка задач исследования
- 1. 1. Роль физики в контексте современной парадигмы образования
- 1. 2. Основные задачи обучения физике
- 1. 3. Современные компьютерные технологии в учебном эксперименте по физике
- 1. 3. 1. Преимущества использования компьютерной техники в обучении
- 1. 3. 2. Основные направления использования компьютерных технологий в школьном эксперименте
- 1. 3. 3. Автоматизация учебного эксперимента
- 1. 3. 4. Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения
- 1. 3. 5. Педагогическое обоснование использования компьютерных технологий в обучении
- 1. 4. Методика преподавания курса «Лазеры» в средней школе
- 1. 5. Выводы
- Глава 2. Методика изучения лазеров с использованием компьютерных технологий
- 2. 1. «Лазеры» в классах с углубленным изучением физики
- 2. 2. Компьютерные технологии при изучении лазеров
- 2. 2. 1. Применение лазеров
- 2. 2. 2. Структура лазеров и их классификация
- 2. 2. 3. Спонтанное излучение
- 2. 2. 4. Поглощение
- 2. 2. 5. Вынужденное (индуцированное) излучение
- 2. 2. 6. Коэффиь}иенты Эйнштейна. Инверсная заселенность
- 2. 2. 7. Оптический резонатор
- 2. 2. 8. Способы получения инверсной заселенности в различных средах
- 2. 2. 8. 1. Трехуровневая схема работы лазера
- 2. 2. 8. 2. Четырехуровневая схема работы лазера
- 2. 2. 8. 3. Изучение принципа работы рубинового лазера
- 2. 2. 8. 4. Изучение принципа работы гелий-неонового лазера
- 2. 2. 8. 5. Изучение принципа работы полупроводникового лазера
- 2. 2. 8. 6. Сводная таблица по основным характеристикам лазеров
- 2. 3. Использование индивидуального рабочего места учащегося для постановки лабораторных работ при изучении темы «Лазеры»
- 2. 3. 1. Характеристики индивидуального рабочего места учащегося
- 2. 3. 2. Лабораторно-учебный комплекс «ЛУК-1»
- 2. 4. Лабораторные работы по изучению лазеров
- 2. 4. 1. Лазерная система связи
- 2. 4. 2. Дифракция через точечное отверстие и одинарную щель
- 2. 4. 3. Компакт диск как дифракционная решетка
- 2. 4. 4. Вольт-амперная характеристика лазерного диода
- 2. 4. 5. Расходимость лазерного пучка
- 2. 5. Выводы
- 3. 1. Основные этапы и содержание педагогического эксперимента
- 3. 2. Использование методов математической статистики для обработки результатов педагогического эксперимента
- 3. 3. Выводы
Список литературы
- Анофрикова, C.B. Методическое руководство по разработке фрагментов уроков с использованием учебного физического эксперимента./ C.B. Анофрикова, JI.A. Прояненкова. — М.: 1989.
- Анцифиров Л.И., Пищиков И. М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. М.: Просвещение, 1984. — 254с.
- Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Педагогика, 1984.
- Астратов Ю. Размышления об использовании компьютера в учебном процессе/ ИНФО, 1987. № 5. — с. 92−94.
- Бабанский Ю. К. Педагогическая наука и творчество учителя // Сов. педагогика. 1987.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Просвещение, 1977. —256 с.
- Басов Н.Г., Лебо И. Г., Розанов В. Б. Физика лазерного термоядерного синтеза. М.: Знание, 1988. — 176с.
- Батищев Г. И. Педагогическое экспериментирование. М.: Сов. Педагогика, 1990
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). Изд-во МОДЭК, 2002. — 351с.
- Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе/ Д. Н. Богоявленский, H.A. Менчинская.// — М.: АПН РСФСР, 1959. — 146 с.
- Брунер Дж. Психология познания. —¦ М.: Прогресс, 1977. — 410 с.
- Бутиков Е.И., Быков A.A., Кондратьев A.C. Пособие по физике. Поступающим в ВУЗы. М.: «Оникс 21 век», 2004, -639с.
- Васильева O.A. Физика и экология: Тематическое и поурочное планирование к учебнику A.B. Перышкина «Физика» 7 класс: Методич. пособ./ Ряз.обл. ин-т развития образования. — Рязань, 2004. 47с.
- Венда В.Ф., Ломов Б. Ф. Взаимодействие человека и ЭВМ и проблемы познавательного процесса/ В. Ф. Венда, Б.Ф. Ломов// В кн. Философские вопросы техн. Знания. — М., 1984
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Просвещение, 1960. — 170 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под. ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. -480с.
- Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. —¦ М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1985. —45 с.
- Гельденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика-10 учебник базового уровня. Изд-во Илекса, 2005. — 288с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. — М.: 1998.
- Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. /Дж. Гласс, Дж. Стенли. —М.: Прогресс, 1976. —495 с.
- Грабрь М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. / М. И. Грабарь. К. А. Краснянская. — М.: Педагогика, 1977. -— 136 с.
- Громов C.B. Учебник по физике для 11 класса общеобразовательных учреждений. -М.: «Просвещение», 2005
- Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе. М.: Народное образование. -2002.-№ 9.-С.113−122
- Гулд X. Компьютерное моделирование в физике, М.: Наука, 1990
- Гуткин В.И., Масальский Е. И. Безопасность жизнедеятельности специалистов, работающих с ПЭВМ. СПб.: СЗПИ, 1995. — 94с.
- Давыдов B.B. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 233с.
- Денисюк Ю.Н. Принципы голографии. Ленинград, изд-во государственного оптического института им. С. И. Вавилова, 1978. — 124 с
- Дик Ю. И. Экологическое образование обязательная составляющая общего среднего образования // Наука и школа, 1997. — № 3.
- Дмитриев В.Г. Нелинейная оптика и обращение волнового фронтам, М.: «Физматлит», 2001 256с.
- Дулин М.В. Лазерная локация и связь. М.: «Знание», 1969. — 46 с.
- Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. — М.: Совершенство, 1997. — 203 с.
- Дьяков В.А. Введение в квантовую электронику. М.: «Энергия», 1969. -264с.
- Ельцов A.B. Интегративный подход как теоретическая основа осуществления школьного физического эксперимента/ дис.. доктора пед. наук. — Рязань, 2007. — 341 с.
- Ельцов A.B., Привалов Д. В., Трегулов В. В., Степанов В. А. Автоматизированные работы физического практикума: Дидактический материал. Рязань, 2003. — 66с.
- Ельцов A.B. Захаркин И. А. Современные компьютерные технологии в учебном эксперименте по физике //Вестник РГУ 1(14)/2007/. Рязань, РГУ имени С. А. Есенина, 2007. — с. 124−130
- Ельцов A.B. Захаркин И. А. Шуйцев A.M. Уфимский Р. В. Использование современных компьютерных технологий при изучении лазеров в средней школе. // М.: «Информатика и образование» вып. № 12, 2007 г. с. 115
- Ельцов A.B., Захаркин И. А., Шуйцев A.M. Обучение физике в условиях профильной старшей школы. // «Российский научный журнал» вып. № 4(5), 2008 г. с. 68
- Ельцов A.B., Захаркин И. А., Степанов В. А. Компьютерные технологии при осуществлении школьных физических экспериментов. // Физическое образование в вузах. Т. 15. № 1, 2009. С. 91−99
- Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. -М., 1982
- Захаркин И.А. Изучение лазеров в школе. //Физика в системе современного образования (ФССО-07). Материалы IX Международной конференции. -Санкт-Петербург, 2007. с. 68−70
- Захаркин И.А. Методика изучения лазеров в школе с использованием компьютерных технологий. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции «Учебный физический эксперимент: Актуальные проблемы. Современные решения». М.: ИСМО РАО, 2007, № 1
- Захаркин И.А., Мириноятов М. М., Степанов В. А. Использование ЭВМ при изучении структуры лазерного излучения. Материалы республиканской конференции «Оптические методы в современной физике» (с международным участием). Ташкент: НУУз, 2008. — С. 80−82
- Захаров. A.A., Захарова Т. Г. Дневник аспиранта. (Алгоритм подготовки диссертации). М., 2005. — 48с.
- Захаров A.A., Захарова Т. Г. Как написать и защитить диссертацию. СПб.: Изд. Дом «Питер», 2006. — 157с.
- Звелто О. Принципы лазеров. М.: Изд-во «Мир», 1984. — 395 с.
- Иванов В.А., Привалов В. Е. Примененеие лазеров в приборах точной механики. С.-П.: «Политехника», 1993. — 216 с.
- Извозчиков В.А. Дидактические основы компьютерного обучения физике. -Л.: ЛГПУ, 1987.-32 с.
- Изнар А. И. Федоров Б.Ф. Оптические квантовые приборы (лазеры) и их применение в военной технике (по материалам зарубежной печати). М.: «Советское радио», 1964. — 174с.
- Ищенко Е.Ф. Открытые оптические резонаторы. — М.: Изд-во «Советское радио», 1980.-207 с.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М.: Просвещение, 1968. 177 с.
- Кабинет физики средней школы / Под ред. A.A. Покровского. М.: Просвещение, 1982
- Карлов Н.В. Лекции по квантовой электронике. Учебное пособие. М.: Наука, 1983.-320 с.
- Касьянов В.А. Программа среднего (полного) общего образования по физике: базовый уровень. 10−11 классы. -М.: Дрофа, 2001
- Касьянов В.А. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2003
- Квантовая электроника: Маленькая энциклопедия. — М.: «Советская энциклопедия», 1969. 431 с.
- Кок Уинстон Лазеры и голография. Пер. с англ. Г. И. Кузнецова. Под ред. проф. Я. А. Смородинского. М.: «Мир», 1971. — 136 с.
- Коменский Я.А. Учитель учителей М.: «Карапуз», 2008. 287 с.
- Компьютер и здоровье: гигиенические требования. (Серия «Охрана труда»). М.: Социальная защита, 1998. — выпуск № 3 — 96с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и самосознание. — М.: Просвещение, 1984. 132 с.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.2002 № 2783.-М., 2002
- Красников A.C., Глушков Ю. И. Петруцкий A.A., Моисеев С. Г. Методические разработки к лабораторным занятиям специального физического практикума. Физика твердого тела. Часть 1. Рязань: РГПИ, 1984.-107 с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972
- Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. М.: Ось-89, 2004. — 224с.
- Кузнецов A.A. Профильное обучение: проблемы, перспективы развития. -Народное образование, 2003. № 4. — С. 85−88
- Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Е. Каменецкий, C.B. Степанов, Е. Б. Петрова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 304 с.
- Лернер, И .Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Майер В.В. Полное отражение света в простых опытах: Учеб. руководство / Под ред. Я. А. Смородинского. М.: Наука, 1986. — 128 с.
- Марголис A.A. Практикум по школьному физическому эксперименту./ A.A. Марголис, Н.Е. Парфентьева// М., 1997
- Межпредметные связи курса физики средней школы /Под ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева. -М.: Просвещение, 1987
- Микаэлян А.Л., Тер-Микаелян М.Л., Турков Ю. Г. Оптические генераторына твердом теле. — М.: Изд-во «Советское радио», 1967. 384 с.
- Монахов В.М., Рубцов В. В. Психолого-педагогические проблемы новых информационных технологий как средства учебной деятельности/ В. М. Монахов В.В. Рубцов// Информатизация школьного образования. Москва-Берлин, 1990.-С. 47−58
- Никифоров Г. Г. Погрешности измерений при выполнении лабораторных работ по физике 7−11 кл. М.: Дрофа, 2004. — 106с.
- Новикова Т. Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. М., 2002
- Оборудование школьного физического кабинета / под ред. A.B. Смирнова. М.: Школа Будущего, 2001.- 168 с.
- Образовательный стандарт по физике (средняя школа и педагогический ВУЗ). М.: МПУ, 1993. — 136 с.
- Оноприенко, О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике. М.: Просвещение, 1988
- Основы методики преподавания физики в средней школе / Под ред. A.B. Перышкина, В. Г. Разумовского, В. А. Фабриканта. М.: Просвещение, 1984.-398 с.
- Песталоцци И.Г. Лебединая песня. М.: «Агентство образовательного сотрудничества», 2008. — 237 с.
- Пидкасистый, П.И. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения / П. И. Пидкасистый, О. Б. Тыщенко // Педагогика. — 2000. — № 5.
- Пинский, A.A. Учебный эксперимент при изучении основных физических теорий. / A.A. Пинский. В. Н. Юшин. // Физика в школе — М., 1985. — № 5.
- Поташник М. М, Организация опытно-экспериментальной работы в школе. -М., 1991
- Поташник M. M. Эксперимент в школе: организация и управление. М., 1991
- Привалов В.Е. Газоразрядные лазеры в судовых измерительных комплексах. Ленинград: «Судостроение», 1977.- 151 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Физика / B.C. Данюшенков, О. В. Коршунова, C.B. Громов. Н. В. Шаронова, П.Г. Саенко//.- М/, 2006. 134 с.
- Прояненкова Л.А., Стефанова Г. П., Крутова И. А. Сборник задач и упражнений по физике: 7 класс: к учебнику C.B. Громова, H.A. Родиной «Физика. 7 класс». -М.: «Экзамен», 2006. 158 с.
- Прояненкова Л.А., Стефанова Г. П., Крутова И. А. Поурочное планирование по физике: 7 класс: к учебнику C.B. Громова, H.A. Родиной «Физика. Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений». М.: изд-во «Экзамен», 2006. — 319 с.
- Пурышева Н. С. Каспржак А.Г. Александров В. Н. Применение новых информационно-коммуникационных технологий в преподавании. СПб., 2001.-с. 71−75
- Разумовский В.Г. Проблемы общего образования школьников и качество обучения физике//. М.: Педагогика, 2000. -№ 8. С. 12−15
- Сборник нормативных документов. Физика / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. — 111 с.
- Селевко. А.Г. Современные образовательные технологии: учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998
- Сидельников, И.В. Применение компьютерных технологий в учебном эксперименте / И. В. Сидельников, Е. Б. Петрова. М.: Академия, 2002. -304 с.
- Сиденко А. С., Т. Г. Новикова. Эксперимент в образовании. М., 2002
- Сидоров H.K. Введение в волновую нелинейную оптику. Изд-во Саратовского университета, 1991. — 264 с.
- Смирнов A.B., Рыльков С. А., Степанов C.B. Школьный физический кабинет: учебное пособие. М.: Прометей, 1992. — 120 с.
- Соболев H.A. Лазеры и их будущее. -М.: «Атомиздат», 1968. 192с.
- Современный учебный физический эксперимент: Учебное пособие / Под ред. Ю. А. Воронина. Воронеж: Воронежский ГПУ, 1999. — 295 с.
- Степанов В. А. Ельцов A.B. Захаркин И. А. Квантовая электроника. Учебное пособие. Рязань: «Таваксай», 2006. — 280 с.
- Тарасов Л.В. Оптика, рожденная лазером. Книга для внеклассного чтения. 8−10 кл. М. «Просвещение», 1977. — 143 с.
- Тарасов Л.В. Физика процессов в генераторах когерентного оптического излучения. М.: «Радио и связь», 1981. — 440 с.
- Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М.: Академия, 2000. — 368 с.
- Учебник по физике для 11 класса под ред. A.A. Пинского. М.: «Просвещение», 2003
- Ушинский К.Д. Избранные труды. Учебное пособие. Кн. 3: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Дрофа, 2005.-557 с.
- Физика: Учеб. для 11 кл. школ с углуб. изучением физики /Под ред. Пинского A.A. М.: Просвещение, 2003
- Федеральный закон Российской Федерации // Вестник образования. — 2000. -№ 12
- Федорков Б.Г. Микросхемы ЦАП и АЦП: функционирование, параметры, применение. Б. Г. Федорков, В. А. Телец. М.: Энергоатомиздат, 1990. — 282 с.
- Федоров Б. Ф. Гордон С.А. Что такое лазер. М.: Доссаф, 1967. — 120с.
- Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: Дидактический материал/ Под. ред. Ю. И. Дика, О. Ф. Кабардина. М.: Просвещение, 1993. — 208 с.
- Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989.-815 с.
- Фридман JL М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984.-80 с.
- Хорошавин, С.А. Демонстрационный эксперимент по физике в школах и классах с углубленным изучением предмета. — М.: Просвещение, 1994. — 305 с.
- Шамова Т.П. Активизация познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы (по предметам естественно-математического цикла). М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1976. — 54 с.
- Шахмаев Н.М., Шахмаев С. Н., Шодиев Д. Ш. Учебник по физике для 11 класса.-М.: «Просвещение», 1991
- Шаронова, Н.В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физики М.: Mill У, 1995
- Шиляев С.Н. Один компьютер — вся измерительная лаборатория / С. Н. Шиляев, П. И. Руднев // Электроника: наука, технология, бизнес. — М., 2000.-№ 2
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. -с. 24
- Эксперимент. БСЭ. 3-е изд. т. 30.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: Просвещение, 1974. — 156 с.