Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы: На материале образовательной области «Математика»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В противоречивых условиях современной действительности гарантией успешности образовательного процесса на всех ступенях обучения, в том числе в начальной школе, является способность и готовность педагогов качественно и эффективно выполнять профессиональные функции. В связи с этим становление профессиональной компетентности будущего учителя приобретает глубокий общественно значимый смысл. Таким… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Профессиональная компетентность учителя в контексте модернизации образования
    • 1. 2. Современные проблемы и опыт подготовки профессионально компетентного учителя начальных классов в педагогическом колледже
    • 1. 3. Исторические традиции развития отечественной сельской школы
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • Глава II. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ОСНОВАМИ НАЧАЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ
    • 2. 1. Дидактический потенциал начального курса математики в педагогическом колледже
    • 2. 2. Проектирование модели подготовки студентов к обучению математике в условиях сельской школы
    • 2. 3. Формирование основных компонентов профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в опытно-экспериментальной работе
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы: На материале образовательной области «Математика» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения её фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Программа модернизации российского образования гарантирует качественный уровень образования всем гражданам страны на всех ступенях обучения. Это накладывает особую ответственность на систему подготовки педагогических кадров, полагая обеспечение ею специалистов, профессиональный уровень которых соответствует уже не сегодняшним, а завтрашним требованиям к учителю. В новых социально-экономических условиях жизни нашего общества возрастает значение образования, духовности как важнейших факторов развития свободной, гуманной, творчески активной личности. На современном этапе едва ли не самыми значимыми источниками общекультурных, моральных, эстетических ценностей выступают школа, учитель. Особая миссия возложена на сельского педагога, призванного создавать очаги культуры, растить достойную молодую смену в самых отдаленных районах. Совершенно очевидно, что такие задачи может решать лишь профессионал, человек высокой общей и педагогической культуры.

Каждое новое поколение заставляет общество в очередной раз решать задачи воспитания и обучения подрастающего поколения, взаимодействия социальных институтов. Таким образом, большинство проблем педагогики корнями уходит в далекое прошлое. В психолого-педагогических исследованиях конца XX века слабо отражена роль педагогического наследия отечественной школы в формировании профессионально значимых качеств будущего специалиста в современной системе педагогического образования.

Проблема формирования профессиональной компетентности будущего педагога — это проблема подготовки учителя, способного глубоко мыслить и чувствовать, моделировать образовательно-воспитательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать в практику школы новые идеи и технологии обучения и воспитания.

Профессионально-компетентный педагог имеет потенциальные возможности как для достижения лучших результатов в учебной деятельности, так и для позитивного влияния на формирование целостной личности ученика.

Во время обучения студента в колледже происходит вхождение его в мир профессиональной культуры: осваиваются её базовые ценности и нормы, формируются основы мировоззрения и убеждений, определяются общие контуры будущей трудовой биографии. На данном этапе особенно важным представляется процесс формирования профессиональной компетентности будущего педагога, во многом зависящий от моделей обучения, используемых в средних специальных и высших учебных заведениях. Педагогические колледжи, училища ориентированы на подготовку педагога-практика, умеющего осуществлять рефлексию собственной деятельности, методически грамотно выстраивать образовательный процесс и востребованного в основном в начальной школе.

Среднее профессиональное образование выступает как самостоятельный, относительно завершённый уровень образования, и специалисты среднего звена представляют значительную группу в учительском корпусе. Педагогические колледжи и училища обеспечивают кадрами начальную школу на 47% (сельскую начальную — на 75%). Традиционная система подготовки специалистов в учреждениях среднего педагогического образования не обеспечивает сформированности ведущих качеств личности будущего педагога, его профессиональной компетентности.

Таким образом, в социальном плане исследование направлено на 4 разрешение противоречия между заказом общества на подготовку педагога широкого профиля, способного инициировать не только процессы саморазвития своих воспитанников, но и изменять их социальное окружение, и неумением современного выпускника педагогического колледжа учитывать специфику учебной и воспитательной деятельности в условиях городской и сельской школы.

В теории и практике профессионального образования будущего учителя начальных классов наиболее полно разработаны и представлены следующие аспекты:

— обще дидактические (М.А. Бантова, В. Г. Горецкий, Н. Ф. Голованова, Н. Б. Истомина, М. Р. Львов, H.H. Светловская);

— формирование педагогического мировоззрения и мышления (Г.И. Вергелес, H.H. Деменова, A.A. Люблинская, H.A. Менчинская, М.Н. Певзнер);

— выбор активных форм и методов обучения студентов (H.A. Асташов, И. А. Донина, Г. А. Орлова, М.С. Соловейчик);

— создание частно-дидактических систем гуманитарного, естественнонаучного, художественно-эстетического образования (Г.В. Бельтюкова, М. И. Моро, A.M. Пышкало, Т. Г. Рамзаева, Г. С. Щеголева).

Значительное число работ в современной педагогике и психологии посвящено исследованию феномена сельской школы:

— функции малочисленной школы в общей системе образования (В.И. Величкина, В. А. Кишеев, А. И. Ломоносова, Г. Ф. Суворова);

— своеобразие сельской школы, её развитие с учётом региональных особенностей (C.B. Тарасов, П. Т. Фролов, P.M. Шерайзина, A.M. Цирульников);

— социальное формирование личности ребёнка в условиях малокомплектной школы (М.П. Гурьянова, П. А. Жильцов, М. И. Зайкин, Г. Д. Кириллова);

— специфика педагогической деятельности учителя сельской школы (Л.Г. 5.

Борисова, E.H. Зайцев, А. Г. Козырева, И.С. Якиманская).

Особенности колледжа как нового типа средних специальных учебных заведений отражаются в работах П. Ф. Анисимова, C.B.

Васильевой, H. J1 Гунявиной, Е. И. Исаева, A. JI Коломенской, Л.Г.

Семушиной, Н. Г. Ярошенко и других. Вместе с тем, нами не обнаружено исследований по формированию профессиональной компетентности будущего педагога сельской школы в условиях педагогического колледжа, хотя определённые предпосылки к этому имеются в работах М.В.

Евдокимовой, Э. Б. Кайновой, Н. М. Конышевой, М. М. Левиной, A.A.

Пронина, П. Е. Решетникова.

Наиболее адекватно целям нашего исследования разрешение противоречия между недостаточной разработанностью в системе подготовки учителя диалоговых, коммуникативно-деятельностных и рефлексивных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса и высоким уровнем их востребованности в реальном образовательновоспитательном процессе современной школы.

В нашей диссертации проблема профессиональной компетентности рассматривается на материале образовательной области «математика».

Дидактические возможности математики нашли отражение в работах В.В.

Давыдова, Г. В. Дорофеева, А. Н. Колмогорова, A.A. Столяра (современные концепции математического образования в школе) — М. А. Байтовой,.

Н.Б.Истоминой, М. И. Моро, Л. Г. Петерсон, A.M. Пышкало, Л.П.

Стойловой (концепции содержания начального курса математики) — П.Я.

Гальперина, Л. Д. Кудрявцева, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина (психологопедагогические основы обучения математике) — В. М. Глушкова, H.H.

Моисеева, С. Л. Соболева, А. Я. Хинчина (теоретические положения о развивающих и воспитательных функциях математики).

Анализ содержания и методики начального курса математики в педагогическом колледже позволил нам сделать вывод о том, что программно-методическое обеспечение этой профилирующей дисциплины 6 не нацелено на специальную подготовку учителя к работе в малокомплектной школе. Имеется противоречие между потенциальными возможностями математики для активного формирования личности будущего педагога и неразработанностью форм и методов учебной деятельности студента колледжа, обеспечивающих реализацию этого потенциала. Таким образом, назрела необходимость построения новой модели, в которой предусматривается не только изменение характера базового учебного процесса, но и формирование у будущих специалистов способности к решению насущных и перспективных социально-педагогических задач.

Учитывая важность заявленной проблемы и недостаточное ее освещение в науке, мы сформулировали тему диссертационного исследования: Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы (на материале образовательной области «Математика»).

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки учителей начальных классов сельской школы.

Предмет исследования — профессиональная компетентность будущего учителя сельской школы, способы и условия её формирования у студентов педагогического колледжа.

Цель исследования — научно обосновать дидактическую модель развития профессиональной компетентности студентов-педагогов.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Выявить основные компоненты профессиональной компетентности будущего учителя современной сельской школы.

2. Разработать критерии, показатели и индикаторы сформированности профессиональной компетентности студента педагогического колледжа.

3. Рассмотреть особенности развития отдельных компонентов профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов на материале образовательной области «Математика». 7.

4.Определить дидактические условия формирования готовности студентов колледжа к обучению математике в начальных классах сельской школы и провести их экспериментальную апробацию. Гипотеза:

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы будет эффективным, если в образовательной деятельности педагогического колледжа более целенаправленно учитывать многофункциональность сельской школы, специфику работы учителя в условиях селаобучение ориентировать на личность студента, как носителя общекультурных и педагогических ценностейв учебном процессе приоритетным считать использование технологий развивающего обучения, проектировочной и исследовательской деятельности студентов.

Теоретико-методологическими основами исследования стали:

— концепции компетентности педагога (A.A. Воротникова, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, J1.M. Митина, В. И. Слободчиков, А.П. Тряпицина);

— идеи развития современной сельской школы (М.П. Гурьянова, Н. П. Литвинов, А. И. Семёнов, Г. Ф. Суворова, А. Н. Цирульников, P.M. Шерайзина);

— теории управления образованием (В.Н. Аверкин, В. Г. Воронцова, Ю. А. Конаржевский, В. Ю. Кричевский, М. М. Поташник, Н.Ф. Талызина^И.П. Третьяков);

— фундаментальные положения и идеи о целостности личности, её сознания и деятельности (A.A. Бодапев, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, Л.С. Рубинштейн);

— дидактические и методические основы подготовки учителей (Е.П. Белозерцев, Т. А. Каплунович, О. С. Орлов, М. Н. Певзнер, A.C. Пчелко, Л. Г. Семушина, Н.М. Чегодаев);

— концептуальные положения культуры педагогической деятельности 8.

Л.В. Бенин, Е. В. Бондаревская, М. А. Верб, Г. М. Коджаспирова, Е.О. Орлова).

Основные методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической литературы, других научных источников по исследуемой проблемеанкетирование учителей и студентовобобщение педагогического опытамоделирование условий профессиональной подготовки студентов колледжасистематизация эмпирического материаланаблюдениеретроспективный анализ педагогической деятельностиконстатирующий и формирующий экспериментыметоды измерения и статистической обработки экспериментальных данных.

База исследования: Боровичский педагогический колледж, Новгородский педагогический колледж, начальные классы школ г. Боровичи (№№ 1,4,5,7,9,11), сельские малокомплектные школы Боровичского района (Волгинская, Заречная, Пристанская). В эксперименте приняли участие 459 человек, из них 85 учителей начальных классов- 160 будущих учителей начальных классов (экспериментальная группа — 76 человек, контрольная — 84) — 89 студентов 5 курса 1998 года выпуска- 125 учащихся начальных классов базовых школ.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1998;1999 гг.) было дано обоснование изучаемой проблемы и степени её разработанности в теории и практике, определены исходные теоретические позиции, разработан понятийно-категориальный аппарат исследования.

На втором этапе (2000;2001 гг.) осуществлялись разработка и организация педагогического эксперимента, диагностика контрольной и экспериментальной групп, обобщение эмпирических данных.

На третьем этапе (2002;2003 гг.) проводилось уточнение теоретических положений работы, обоснование выводов и оформление результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

— охарактеризован феномен отечественной сельской школы в культурно-историческом контексте;

— уточнено понятие профессиональной компетентности будущего учителя сельской школы как интегральной характеристики личности специалиста;

— определена совокупность критериев, показателей и индикаторов сформированности отдельных компонентов профессиональной компетентности будущего учителя;

— доказано, что математика способствует созданию у учащихся целостной, гармоничной картины мира;

— научно обоснованы и определены организационно-педагогические условия эффективности формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже на материале одной из предметных областей.

Практическая значимость исследования:

— сформулированные критерии, показатели и методы оценки профессиональной компетентности будущего учителя сельской школы дополняют диагностическую базу педагогического образования;

— сконструирована и апробирована практико-ориентированная модель подготовки будущего учителя к обучению математике в начальных классах сельской школы;

— предложены конкретные виды педагогической деятельности, направленные на формирование отдельных компонентов профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов;

— проанализирован опыт педагогического колледжа по формированию профессиональной компетентности будущего учителя.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются теоретико-методологической базой исходных позиций.

10 исследованияприменением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследованияоптимальной организацией опытно-экспериментальной работыустойчивой повторяемостью фактов, которые регистрировались путем проведения контрольного тестирования на разных этапах опытно-экспериментальной работыиспользованием математических методов обработки экспериментальных данных. На защиту выносятся:

1. Концепция модернизации математического образования в педагогическом колледже с учетом потребностей сельской школы (изменение структурирования учебного материала по математике в колледже на принципах интеграции и уровневостиосвоение студентами содержания учебных дисциплин цикла на основе деятельностного подхода к обучению).

2. Структура профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы.

3. Совокупность условий, обеспечивающих эффективность формирования профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа на материале предметной области «Математика».

4. Критерии, показатели и индикаторы сформированности отдельных компонентов профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры естественных наук (2001г.) и кафедры профессионального педагогического образования и социального управления Института непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (2000; 2003гг.). Отдельные материалы исследования докладывались на курсах повышения квалификации учителей математики в НРЦРО (2002,2003гг.) и региональных научнопрактических конференциях преподавателей и студентов средних.

11 специальных учебных заведений: «Развитие среднего профессионального образования в регионе» (2001г.) и «Проектирование технологий обучения в контексте современных тенденций развития среднего профессионального образования» (2003г.) — на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей, аспирантов и студентов ИНПО НовГУ (2002,2003гг.).

Материалы диссертации опубликованы в ряде изданий. Общий объем публикаций — 41 п.л.

Программе «Основы начального курса математики с методикой обучения» для специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» присвоен статус авторской областным экспертным советом при Комитете образования Новгородской области в январе 2000 г., программа прошла государственную регистрацию в Информрегистре за № 187 от 10 октября 2000 г. (г. Москва).

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и 6 приложений. Содержит 5 схем, 11 таблиц, 5 рисунков — диаграмм. Библиографический список включает 175 источников. Общий объем диссертационного исследования — 148 печатных страниц (без учета приложений).

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

Дидактический потенциал основ начального курса математики включает возможности в формировании и развитии у студентов культуры умственного труда, научного мировоззрения, самостоятельности и инициативы в деятельности, овладении общеучебными умениями.

На диагностическом этапе исследования были определены исходные позиции для проведения экспериментальной работы. Данные о базовых знаниях студентов по математике мы получили с помощью входного тестирования. Анализ ответов позволил выявить различия структуры и качества математической подготовки испытуемых, а также определить уровень сформированности познавательной деятельности у студентов.

Исследование показало, что до начала преобразующей части эксперимента студенты контрольной и экспериментальной групп имели примерно одинаковый уровень математических знаний, познавательных умений и информационной культуры, которые определялись на основе разработанных нами критериев.

Оценка состояния сформированности готовности будущих учителей начальных классов к обучению математике в соответствии с совокупностью критериев и адекватных показателей, методик эмпирического исследования позволяет сделать вывод о том, что в традиционно сложившейся системе подготовка учителя к обучению математике в начальной школе остается недостаточной.

Практическая подготовка будущего учителя к обучению математике в начальных классах сельской школы может эффективно осуществляться на основе модели, которая построена с учетом теории деятельности (В.В. Давыдов, E.H. Кабанова-Меллер, А. Н. Леонтьев, H.A. Менчинская, Д.Б. Эльконин) — идеи личностно-ориентированного подхода к обучению (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская) — теоретических основ непрерывного педагогического образования (Б.С.

Гершунский, О. С. Орлов, М. Н. Певзнер, Н. К. Сергеев, P.M. Шерайзина).

Преобразующая часть эксперимента состояла в организации обучения студентов экспериментальной группы на основе разработанной нами модели. Освоение студентами основ начального курса математики осуществлялось на основе авторской программы, построенной на принципе интеграции математических дисциплин учебного плана.

Исследование подтвердило возможность конструирования и реализации эффективной системы подготовки учителя начальных классов за счет усиления теоретической составляющей курса математики, формирования активных методов познания в собственной учебной деятельности и готовности к управлению развитием познавательной самостоятельной деятельности младших школьников.

Экспериментальная апробация модели формирования готовности будущих учителей к обучению математике в начальных классах сельской школы привела к достижению положительного результата в формировании профессиональной компетентности будущего учителя на основе единства и взаимосвязи педагогических условий, мотивации студентов и преподавателя к качественному овладению избранной специальностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование позволило прийти к выводу, что профессиональная компетентность начинает формироваться в процессе обучения будущего учителя в учебном заведении. Основой профессиональной компетентности являются фундаментальные, специальные, психолого-педагогические знания, которые определяют уровень овладения умениями педагогической деятельности.

Анализ результатов проведённого теоретико-педагогического исследования и основных направлений модернизации начального звена современной школы показал, что реформа начального образования призвана устранить противоречие между особенностями психического развития ребенка младшего школьного возраста и задачами обучения в школе. Средством разрешения этого противоречия является формирование школьника как субъекта учебной деятельности. На основе анализа состояния начального образования сделан вывод о том, что значительная часть учителей начальных классов недостаточно готова к решению этой острой проблемы.

Исследованием установлено, что наибольшие затруднения учителя начальных классов связаны с формированием у младшего школьника приемов самостоятельной познавательной деятельности. Конкретно эти трудности можно сформулировать как неумение проектировать и создавать в учебном процессе соответствующие учебные и коммуникативные диалогические ситуации по поводу содержания изучаемого материала и способов его освоения, использовать необходимые приёмы педагогической рефлексии.

Выявлены характерные для системы подготовки будущих учителей начальных классов противоречия между:

— социальным заказом на формирование высокого уровня профессиональной компетентности специалистов в области образования и недостаточной разработанностью в педагогике научно обоснованных способов его достижения в системе профессиональной подготовки учителей начальных классов, отражением этого заказа в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования- - требованиями к учителю начальных классов по решению задач формирования у школьников умения самостоятельной учебной деятельности и уровнем ее сформированности у выпускников педагогических учебных заведений, преобладание в их опыте информационного, основанного на передаче готовых знаний, типа обучения;

— разносторонностью педагогической деятельности учителя начальных классов и узкопредметной направленностью процесса учения, даже для психолого — педагогических и методических дисциплин- -высоким уровнем современных требований к деятельности педагога начальной школы и недостаточностью для их решения уровня среднего профессионального образования.

В противоречивых условиях современной действительности гарантией успешности образовательного процесса на всех ступенях обучения, в том числе в начальной школе, является способность и готовность педагогов качественно и эффективно выполнять профессиональные функции. В связи с этим становление профессиональной компетентности будущего учителя приобретает глубокий общественно значимый смысл. Таким образом, проблема исследования исходит из недостаточной теоретической проработанности самого понятия «профессиональная компетентность будущего учителя сельской школы» и отсутствия чётких механизмов её развития в условиях среднего педагогического образования.

В исследовании обоснован подход к пониманию сущности профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы как к интегральному профессионально — личностному качеству, основанному на психолого — педагогическом понимании личности и деятельности. Профессиональная компетентность рассматривается как.

132 целостность взаимосвязанных компонентов, имеющая трехуровневую структуру, включающую ценностные ориентации, систему общекультурных и специальных знаний, совокупность социально — педагогических ролей учителя — воспитателя.

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя сельской школы предполагает взаимодействие внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам можно отнести специальную организацию образовательного процесса, ориентированную на подготовку молодого специалиста к работе в сельской местности. К внешним факторам относятся государственная политика в области образования, региональные возможности культурно — образовательной среды, исторически сложившиеся традиции функционирования малокомплектных школ.

Содержание образовательной области «Математика» имеет достаточный дидактический потенциал для формирования основных компонентов профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов: культуры мышления, системы профессиональных знаний, творческого подхода к решению педагогических проблем.

Формирование готовности будущего учителя начальных классов к обучению математике в начальных классах сельской школы предполагает новые подходы к структурированию содержания учебных дисциплин математического цикла на основе принципа интеграцииуглубление профессиональной направленности содержания обучения математике в колледжеприменение методов и приемов, активизирующих познавательную и творческую деятельность студентовинтенсификацию их внеаудиторной самостоятельной работы.

Теоретически обоснована и апробирована модель подготовки будущего учителя к обучению математике в начальных классах сельской школы, представляющая собой организационное единство взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов. Выделены организационнопедагогические условия эффективности реализации модели:

— механизм введения рассматриваемой модели в учебный процесс колледжа;

— построение и принятие педагогическим коллективом образовательного учреждения концептуальных оснований желательных изменений обучаемых с учетом анализа существующего положения, введение разработанных частичных новшеств в учебный процесс.

Обоснованы два подхода к введению модели подготовки будущего учителя к обучению математике в начальных классах сельской школы в практику педагогических колледжей: буквальное следование ей и включение преподавателей математики колледжа в освоение, конкретизацию, совершенствование и развитие модели.

Возник ряд перспективных исследовательских задач, требующих разработки теоретических оснований и практического решения: создание системы педагогического мониторинга качества подготовки будущего учителя к профессиональной деятельностипреемственность в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста в системе непрерывного педагогического образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования — М.: Просвещение, 1984.- 208 с.
  2. К.А., Васина Н. В., Сластенин В. А. Психология и педагогика— М.: Совершенство, 1998.- 271 с.
  3. В.Н. Теоретические основы и практика инновационного административного управления территориальными образовательными системами: Дис. докт. пед. наук В. Новгород: 1999. — 211с.
  4. В.Н., Цирульников А. Н. Теоретические проблемы регионализации образования Новгород: НРЦРО, 1998. — 83 с.
  5. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г. И. Щукиной М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  6. .Г. Психология педагогической оценки: Избр. труды М.: 1980. — Т.2, с.128−267.
  7. О.С. Методология: функция, сущность, становление (динамика и связь времен) М.: «ЛМА», 1996. — 380 с.
  8. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX вв. / Под ред.В. В. Шадрикова М.: Педагогика, 1990.- 603 с.
  9. Ю.К. Интенсификация процесса обучения М.: Знание, 1987. — 78 с.
  10. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  11. В.И. Диверсификация среднего педагогического образованияМ.: НИИВО, 1995.-44с.
  12. М.Б. Школа С.А.Рачинского как педагогическая система: Дис.канд.пед.наук СПб.: 1999.- 193 с.
  13. И.Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ М.: Просвещение, 1976.- 335 с.
  14. E.H. Совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя//Советская педагогика 1982, № 9.-с.89−90.
  15. Е.В. Формирование методологической культуры учителя/УПедагогика М.: 1996, № 4.- с.14−18.
  16. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения М.: Высшая школа, 1995. — 412 с.
  17. Бим-Бад Б. М. Опережающее образование: теория и практика//Советская педагогика-М.: 1988, № 6. с. 51−55.
  18. A.A. О взаимодействии индивидуального, личностного и субъектно-деятельностного развития человека// Мир психологии -М.: 1999, № 2. -с.44−49 .
  19. A.A., Ковалев Г. А. Психологические трудности общения и их преодоление// Педагогика -М.: 1992, № 5−6. -с.65−70.21 .Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребность к самообразованию М.: Просвещение 1985.- 12 с.
  20. Л.Г. Сельская школа: Проблемы и перспективы М.: Знание, 1978.-48 с.
  21. Большой энциклопедический словарь /под ред. Прохорова A.M. — СПб.: Наринт, 1997.- 1164 с.
  22. А.П. Человек: деятельность и общение М.: Мысль, 1978.- 216 с.
  23. Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя//Педагогика-М.: 1995, № 2. с.70−75.
  24. М.А. Педагогическая культура личности//Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие М.: Academia, 2003,-с. 105−126
  25. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  26. С.Г. Молодой учитель в системе непрерывного136образования //Педагогика М.: 1996, № 2. — с. 71 — 79
  27. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студ.высш.учеб.завед./А.С.Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. М.: Академия, 2000. — 208 с.
  28. М.Б. Наука обучать: технология преподавания математики -М.: Школа-пресс, 1995.- 280 с.
  29. Выготский J1.C. Педагогическая психология/Под ред. В. В. Давыдова -М.: Педагогика, 1991.-479 с.
  30. П.А. Размышление о судьбах русской школы // Педагогика М.: 1998, № 6, — с. 10−16.
  31. .В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике-М.: Просвещение, 1982.-144с.
  32. Городская и сельская школа: состояние и перспективы взаимодействия. Материалы седьмой научно-практической конференции/Под науч.ред. С. В. Тарасова. СПб: «Образование-Культура», 2002 г.-188с.
  33. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» (повышенный уровень) М.: Изд-во ИПР СПО, 2002, — 76 с.
  34. A.C. Научить думать и действовать М.: Просвещение, 1991. — 187 с.
  35. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию М.: Просвещение, 1983.- 27 с.
  36. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Показать перспективы и дать надежду или этапы роста компетентности учителя//Директор школы-М.:1988, № 7.-с.3−9.
  37. М.П. Сельская школа и социальная педагогика/Пособие для педагогов-Мн.:Амалфея, 2000. 448с.
  38. И.Н. Социально-педагогические условия формирования профессиональной устойчивости молодых учителей (на материале сельской школы): Дисс.канд.пед.наук Л.: 1990. — 227 с.
  39. Н.Л. Как научить младшего школьника составлять задачи по выражению//Ученые записки института непрерывного педагогического образования, выпуск 4 В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002- с. 61 -66.
  40. Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования//Математика в школе М.: 1990, № 6. -с.2−5.
  41. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Книга для учителя М.: Просвещение, 1990. — 128с.
  42. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроке М.: Учпедгиз, 1961, — 208 с.
  43. Закон Российской Федерации «Об образовании"//Российская газета -М.: 1992, 31.07−30 е.
  44. Н.Д. Моделирование методической деятельности учителя в процессе повышения его квалификации: Дисс.канд.пед.наук СПб.: 1995, — 166с,
  45. И.И. Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение//Вопросы психологии М.: 1996, № 3 .-с. 138−141.
  46. И.И. Структура процесса учения М.: изд-во МГУ, 1986.-200 с.
  47. Е.И. Основы проектирования психологического образования педагога: Автореф. дис.. докт.псих.наук-М.: 1998. -210с.
  48. Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие М.: Академия, 1999.- 288 с.
  49. Искусство и педагогика: Из культурного наследия России XIX—XX вв.: Хрестоматия/Автор-сост. М. А. Верб.-2-е изд., доп.-Псков: ПОИПКРО, 2002.-220 с.
  50. История педагогики. Пособие для педагогических институтов /под ред. Н. А. Константинова М.: изд-во Академии педагогических наук, 1955.587 с.
  51. М.С. Что должно быть в основе?//Вестник высшей школы М.: 1990, № 5.-с. 12−17.
  52. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости М.: Педагогика, 1981.-200 с.
  53. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя — М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  54. И.Я. Измерение и конструирование обучения в зоне ближайшего развития//Педагогика -М.: 2002, № 10. с.37−44.
  55. П.Ф. История русской педагогики Петроград: 1915.-441 с.
  56. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система: Учеб. пособие СПб.: Образование, 1996. — 135 с.
  57. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения -М.: Просвещение, 1980. 159 с.
  58. В.А., Ломоносова А. И. Малокомплектная школа: специфика и опыт управления Калуга: Гриф, 1998.- 164 с.
  59. В.А., Зайцев E.H., Козырева А. Г. Сельская МКШ: опыт, проблемы, перспективы сохранения и развития. Материалы конференции Калуга: изд. Бочкаревой Н., 1998. — 212с.
  60. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие/Под ред. Ю. М. Забродина М.: 1994. — 342 с.
  61. И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы//Педагогика-М.: 1992, № 5−6. с.71−78.
  62. И. А. О феномене педагогического мастерства// Интегративные основы педагогического мастерства: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции СПб.: 1996.- 87 с.
  63. H.A., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России М.: Учпедгиз, 1953. — 274 с.
  64. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Вестник образования России -М.: 2002, № 6. с.11−40.140
  65. Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации//Вестник образования России М.: 2002, № 7. — с.9−16.
  66. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)/Содержание образования в 12-летней школе М.: МО РФ, 2000. — с.3−35.
  67. В.М. Самоуправление школьников М.: Просвещение, 1976. -175 с.
  68. В.М. Идущему на первые уроки М.: Педагогика, 1977.-87 с.
  69. В.В., Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Дидактика современной школы М.: Просвещение, 1982.- 319 с.
  70. В.Ю. Контроль в управлении школой: мифы и реальность //Народное образование-М.: 2001, № 6-с. 30−33.
  71. В.Ю. О некоторых направлениях развития теории управления школой //Материалы международного семинара «Управление в образовании" — СПб.: Образование, 1996.-е. 6−8.
  72. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: Учебное пособие-М.: 1991.- 112 с.
  73. И.В. Профессиональный компетентный преподаватель вуза :Педагогическая компетентность, мобильность, творчество /под ред. Лобановой Н.Н.- СПб.: ИОВ РПО, 1994. сЛ 8−21.
  74. Н.Б. Культура учебной деятельности/ЛИкольные технологии -М.: 2002, № 1.-с.224−232.
  75. Н.В. Формирование педагогических способностей Л.: Издательство ЛГУ, 1961.- 98 с.
  76. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся//Вопросы психологии М.: 1984, № 1. — с.73−79.
  77. C.B. Личностная ориентация методологической культуры учителя//Педагогика -М.: 1997, № 5. с. 108−115.141
  78. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя//Вопросы психологии -М.: 1986, № 2. с. 15−21.
  79. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций М.: Педагогика, 1981. — 207 с.
  80. М.М. Технология профессионального педагогического образования М.: Академия, 2001. — 272 с.
  81. А.Н. Деятельность, сознание, личность— М.: Наука, 1997. -304с.
  82. И.Я. Процесс обучения и его закономерности М., Знание, 1980.- 95 с.
  83. Личностно-ориентированное обучение в средних профессиональных образовательных учреждениях /под общей редакцией Кайновой Э.Б.-М.: НМЦСПО, 1998.- 144 с.
  84. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя//Педагогика М.: 2001, № 10. — с.56−61.
  85. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя М.: Просвещение, 1992.- 231 с.
  86. Малокомплектная школа: содержание, технологии образования, управление, развитие/под ред. Кишеева В. А. Калуга: Изд-во Н. Бочкаревой, 1998.- 88 с.
  87. А.К. Психология труда учителя М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  88. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя//Советская педагогика М.: 1990,№ 8. — с.82−91.
  89. Материалы по актуальным вопросам среднего профессионального образования: технологии обучения и новации в системе (материалы научно-практической конференции) М.: НМЦ СПО, 1997.- 73 с.
  90. М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся- Казань: 1993.- 118 с.142
  91. E.H. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции (изд.2) М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1938.- 511 с.
  92. JI.M. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя//Вопросы психологии- М.: 1998, № 3. с.3−16.
  93. Моделирование и экспертиза педагогического опыта: Монография /Каплунович Т.А., Гусев А. Г., Федорова Е. А., Филиппова JI.A. -В. Новгород: НРЦРО, 2001, — 152 с.
  94. Модернизация образования в Новгородской области: опыт и перспективы. Сборник материалов /Сост. В. Н. Аверкин, О. М. Зайченко.-В.Новгород: НРЦРО, 2003.- 80 с.
  95. В.М. Методология проектирования педагогической технологии: аксиоматический подход/ЯДкольные технологии М.: 2000, № 3. — с.57−71.
  96. A.B. Социализация и воспитание подрастающих поколений-М.: Знание, 1990, — 40 с.
  97. A.B. Общение школьников М.: Знание, 1987.- 80 с.
  98. Начальное образование в России: Инновация и практика М.: Школа, 1994.-263 с.
  99. JI.A., Семушина Л. Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе М.: Педагогика, 1989.- 114 с.
  100. Новые исследования в педагогике и психологии: Сб. науч. ст./Сост. О. С. Орлов В. Новгород: НРЦРО, 1997. — 72 с.
  101. Образование в сельском социуме: проблемы и инновационный опыт /Сборник статей М.: Издательство АСОПиР, 2001.-125с.
  102. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии СПб: 1995.- 232 с.
  103. A.A. Профессиональное мышление учителя какценность//Педагогика М.: 1995, № 6. — с.63−68.143
  104. О.С. Образование в развивающейся школе. Монография.- В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. 200 с.
  105. Е.О. Культурологические аспекты подготовки учителя начальной школы: Дисс.канд.пед.н.- В. Новгород, 2000.-173с.
  106. Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе: Книга для учителя/Под редакцией П. Т. Фролова М.: Просвещение, 1991- 155 с.
  107. Основы методики начального обучения математике: Пособие для учителей/под ред. A.C. Пчелко-М.: Просвещение, 1965.-375с.
  108. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР Конец XIX начало XX вв. /Под ред.Э. Д. Днепрова — М.: Педагогика, 1989.- 706 с.
  109. Педагогическое образование в университете. Контекстно-биографический подход. /Под ред. А. Л. Гаврикова, М. Н. Певзнера -НовГУ им. Ярослава Мудрого: 2001. 300 с.
  110. A.B., Ярошевский М. Г. Психология М.: Академия, 2000.- 512 с.
  111. .И. Самостоятельная деятельность учащихся М.: Педагогика, 1972. — 216 с.
  112. Программа модернизации педагогического образования //Вестник образования России -М.: Просвещение, 2003, № 10.-с.10−36.
  113. Программно-методические материалы. Математика. Начальная школа /Сост. И. А. Петрова, Е.О. Яременко- М.: Дрофа, 2000.-192с.
  114. Психология развивающейся личности/Под ред. А. В. Петровского -М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  115. Психология: словарь /под общей редакцией Петровского A.B., Ярошевского М. Г., 2-е изд. М.: 1990. — 416 с.
  116. Пути повышения эстетической культуры старшеклассников: Методические рекомендации к спецкурсу /сост. М. А. Верб Л.: издат. Центр ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1987. — 80 с.144
  117. Пути интенсификации процесса обучения в школе с малой наполняемостью классов: Методические рекомендации /Н.В. Степанова, Г. Г. Куприянова и др. Новгород: НРЦРО, 1990. — 123 с.
  118. Развитие образования взрослых на селе: Научно-методическое пособие/Н.П.Литвинов, Р. М. Шерайзина, А. Л. Гавриков, Г. А. Федотова -В.Новгород: НовГУ им. Я.Мудрого, 2001.-123 с.
  119. H.A. Модель профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования//Завуч школы М.: 2001, № 4. — с.113−136.
  120. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителя -М.: Владос, 2000. 304 с.
  121. Российская педагогическая энциклопедия /Под ред.В. В. Давыдова -М.: 1993. -Т.1,608 с, 1998. т.2, 672 с.
  122. С.Л. Основы общей психологии— М.: Педагогика, 1989.-т.2, 328с.
  123. Г. И. Теория, методика и технология обучения//Педагогика. -М.: 1999, № 1.-с. 19−24.
  124. Г. К. Взгляд на проблему//Народное образование -М.: 1997, № 9. с.27−32.
  125. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных заведениях: Учебник для преподавателей учреждений СПО-М.: Мастерство, 2001.-272с.
  126. Л.Г., Байденко В. И., Васильева C.B. Колледж как вид среднего специального учебного заведения— М.: НИИВО, 1994.-67с.
  127. М.П. Педагогические технологии: Теоретические основы и проектирование СПб.: ЦПКРО, 1998. — 332 с.
  128. Г. Г. Ценностные ориентации сельских учителей в условиях становления рыночной экономики на селе— М.: Изд-во АСОПиР, 2001.-267с.
  129. П.В. Диагностика личности и профессионального145мастерства преподавателя: Учебное пособие для студентов пед. вузов, учителей и слушателей ФПК М.: Международная педагогическая Академия, 1995. — 192с.
  130. М.Н. Совершенствование процесса обучения М.: Просвещение, 1971. — 217 с.
  131. В.А., Тамарин В. Э. Методическая культура учителя//Сов. Педагогика М.: 1990. № 7. — с. 82−88.
  132. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Педагогика: Учебное пособие М.: Академия, 2002.- 567 с.
  133. С.А. Педагогические теории, системы, технологии М.: Академия, 2000.- 504 с.
  134. Современные подходы и технологии формирования общей и профессиональной культуры педагога: материалы конференции /А.Е. Марон, Л. Л. Горбунова, Л. И. Рожко СПб.: ИОВ РАО, 1992.- 72 с.
  135. Среднее педагогическое образование: состояние, перспективы развития /Под ред. П.Ф.Анисимова-М.: ИПР СПО, 2001. 105 с.
  136. Л.П., Пышкало A.M. Основы начального курса математики /Учебное пособие М.: Просвещение, 1998. — 320 с.
  137. Г. Ф. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе М.: Педагогика, 1980.- 88 с.
  138. В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. Т.2 /Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская М.: Педагогика, 1981. — 640 е., ил.
  139. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний М.: Изд-во МГУ, 1975, — 290 с.
  140. Н.Ф. Деятельностный подход к механизмам обобщения//Вопросы психологии -М.: 2001, № 3.- с.3−16.
  141. A.B. Формирование у учащихся учебных умений— М.: Просвещение, 1987.- 80 с.
  142. К.Д. Проблемы русской школы/Йзбранные146педагогические сочинения M.: Педагогика, 1974.- Т2, 618 с.
  143. Е.А. Формирование готовности педагога к экспериментальной деятельности: Дисс. канд.пед.наук — Новгород: 1997. 154 с.
  144. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога М.: Просвещение, 1985.- 224 с.
  145. JI.M. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей и методистов педагогических высших учебных заведений М.: — МПСИ, 1998.-224с.
  146. Р.Г. Десять заповедей учителя математики//Народное образование -M.: 1991, № 1. с. 117−120.
  147. И.Ф. Педагогика: учебное пособие M.: Высшая школа, 1990. — 576 с.
  148. A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно -ориентированной парадигмы образования//Народное образование -М.: 2003, № 2 с.54−64
  149. A.M. Вариативная организация и развитие сельской школы М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1994. — 104 с.
  150. Н.М. Профессиональная деятельность учителя: Концептуальные основы обновления содержания начального образования М.: ИООМОПО РФ, 1996. — 8 с.
  151. Т.И. Активизация учения школьников М.: Педагогика, 1982. — 208с.
  152. С.Д. Школьный урок: как научить думать каждого М.: Просвещение, 1991.- 174 с.
  153. P.M. Профессиональное становление учителя сельской школы в процессе непрерывного образования Теоретико-методологический аспект: Дисс.докт.пед.наук СПб.: 1994. — 349 с.
  154. P.M. Сельский учитель: социально-педагогический портрет СПб.: ИОВ РАО, 1993.- 133 с.147
  155. E.H. Гуманизация профессионального становления педагога//Сов.педагогика -М.: 1991, № 9. с.80−84.
  156. А.И. Психология учителя. Возрастная и педагогическая психология-М.: Просвещение, 1973.-3 11с.
  157. П.М., Эрдниев Б. П. Обучение математике в школе / Укрупнение дидактических единиц. Книга для учителя М.: АО «Столетие», 1996.-320с.
  158. И.С. Психологические аспекты совершенствования труда учителя сельской школы: Сборник научных трудов М.: МГПИ, 1988.-c.318
  159. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения М.: Сентябрь, 2000.- 175 с.
  160. В.А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты СПб.: 1988, — 226 с.
  161. Dannhauser A. Lehrer Zukunft. Situation und Perspektiven der pedagogischen Profession. Munchen, 1989.-184 s.
  162. G., Figge U. (Hrsg) Lehrende lernen das Lehren. Hochschuldidaktische Materiallien GG. Hamburg, 1978.-117 s.
  163. Gudjons H. Handlungsorientirt lehren und lernen. Projektunterricht und Schuleraktivitat. Bad Heilbrunn/Obb.: Klinkhardt, 1986.-164 s.
Заполнить форму текущей работой