Анализ результатов диагностики «Исключение лишнего» позволяет сделать вывод о том, что уровень сформированности познавательных УУД в экспериментальном классе стал выше и выше, чем в контрольном. У многих учащихся есть положительные стороны сформированности познавательных УУД: адекватное выполнение задания, способность актуализировать имеющиеся знания и представления. Для сравнения полученных данных используем диаграмму (см. рис.7).
Рис. 7. Сформированность способности к обобщению на этапе контрольного эксперимента (методика «Исключение лишнего»)
По результатам диагностики «Сравнение понятий» видно, что уровень операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей экспериментальном класса стал выше, в контрольном классе ситуация осталась фактически такой же, что и на этапе констатирующего эксперимента (см. рис.8).
Рис. 8. Сформированность владения операциями сравнения, анализа и синтеза на этапе контрольного эксперимента
По результатам диагностики «Существенные признаки» видно, что у учащихся экспериментального класса способность отличать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных увеличилась, а у учащихся контрольного класса осталась на том же уровне (см. рис.9).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотеза исследования нашла наглядное подтверждение.
Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования познавательных универсальных учебных действий. УМК «Школа России» обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития познавательных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями стандарта.