Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Теоретические основы изучения «внутренней позиции школьника» у детей с ЗПР

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению С. Г. Шевченко, ВПШ позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, др. словами, произвольном поведении ученика. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с ЗПР / С. Г. Шевченко кн. 1 М.: 2014. Стр. 44 Божович же, в 1968, 1979, опираясь на исследования, проведенные… Читать ещё >

Теоретические основы изучения «внутренней позиции школьника» у детей с ЗПР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «внутренняя позиция школьника» (ВПШ)

Понятие «Внутренняя позиция школьника» (ВПШ) введенное в психологию Л. И. Божович 1968. ВПШ представляет собой новое отношение ребенка к среде, возникающее в результате тесного переплетения 2 основных ненасыщаемых потребностей — познавательной и потребности в общении со взрослым, причем обе потребности выступают здесь на новом уровне. ВПШ возникает вследствие потребности ребенка не просто узнавать новое, а вследствие потребности вступить со взрослым в новые соц. отношения, что возможно для него в это время через учебную деятельность, повышающую его соц. статус и обеспечивающую новый уровень взаимоотношений со взрослым. Как психологическое новообразование ВПШ возникает к концу дошкольного возраста при наличии адекватной социальной ситуации развития ведущая игровая деятельность, развитие в ребенке активного субъекта деятельности в сюжетно-ролевой игре, развитие мотивационной сферы — появление новых мотивов поведения и деятельности, полноценное общение ребенка со взрослым и сверстниками и др.

По мнению С. Г. Шевченко, ВПШ позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, др. словами, произвольном поведении ученика. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с ЗПР / С. Г. Шевченко кн. 1 М.: 2014. Стр. 44 Божович же, в 1968, 1979, опираясь на исследования, проведенные в ее лаборатории, указывает, что ВПШ в силу ряда причин недолговечна уже в 3-м классе начальной школы она выражена слабо, а затем исчезает. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: / Л. И. Божович Воронеж: НПО «МОДЭК», переизд. 2012.стр. 44 В качестве таких причин называется, в частности, неудовлетворительная организация учебного процесса, фактически игнорирующая особенности мотивационного развития ребенка. Исследования ВПШ показали, что с поступлением ребенка в школу ВПШ практически не формируется если до этого момента она не была сформирована, а в случае изначальной сформированности она быстро исчезает.

К.П. Гавриков определяет внутреннюю позицию школьника — отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации. Гавриков К. В., Глазачев О. С. «Система медико-педагогического контроля готовности и адаптация детей старшего дошкольного возраста к обучению к школе» / К. В. Гавриков, Волгоград.: Слово, 2012 г., стр. 82 В целом внутренняя позиция как психологическое образование характеризует точку зрения человека относительно определенных ситуаций и обстоятельств его жизнедеятельности, вызывая определенные эмоциональные переживания как положительного, так и отрицательного характера. Внутренняя позиция школьника проявляет образ ученика, процесса обучения и всего, что с ним связано, а также школы в целом, сформировавшийся в сознании ребенка или подростка, включенного в учебную деятельность. Таким образом, в зависимости от того, каков модус отношения к учебным занятиям, можно судить о сформированной или несформированной позиции школьника.

Процессуально формирование внутренней позиции школьника связано с принятием или отвержением тех правил и требований, которые предъявляет к ребенку образовательная среда и его статус ученика. Период ее развития приходится на начальную школу и в первую очередь на первый год обучения. Л. И. Божович отмечает, что первоначально ребенок выполняет свои школьные функции подобно правилу той роли, которую брал на себя в игре. Желание быть на уровне тех требований, которые к нему предъявляет образовательная среда, является более сильным, чем остальные. Эта «детская произвольность» со временем исчезает, когда ребенок привыкает к позиции школьника. На ее месте должен сформироваться более высокий тип произвольности, отвечающий специфике учебной деятельности как повседневной обязанности ребенка, причем деятельности все более усложняющейся. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. М: Логос, 2010. Стр. 202.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что у ребенка со сформированной позицией школьника учение и осознание себя учащимся вызывают положительные эмоциональные переживания, а игры и занятия дошкольного периода теряют свою привлекательность. Школьник дорожит своей новой ролью, гордится теми учебными обязанностями, которые на него возложены, понимает всю ответственность и важность учебной деятельности. В случае, если внутренняя позиция школьника не была сформирована или потеряла свою привлекательность, побудительную силу, выполнение обязанностей школьника становится обузой, нудной и подчас неприятной ношей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой