Заключение.
Проблемное обучение на уроках истории
Отработка учебного материала осуществляется активнее и эффективнее, если во главу угла поставлен продуктивный анализ и синтез исторических фактов, событий, личностей, основанный на проблемном методе обучения. Анализ результатов диагностики в контрольном эксперименте показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента повысился уровень развития познавательного интереса… Читать ещё >
Заключение. Проблемное обучение на уроках истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемному обучению позволил определить дидактические основы, психолого-педагогические предпосылки изучения проблемного обучения как условия реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории в 9-м классе.
В настоящее время методисты и педагоги все больше внимания уделяют вопросу о месте и роли проблемного обучения в школе, об эффективности применения данного вида обучения.
Проблемное обучение должно активно применяться на уроках истории, так как оно не только способствует развитию логического мышления, творческих способностей учащихся, но и позволяет лучше, полнее понять ход исторических событий, что отражается на развитии и качестве знаний учащихся.
История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Всему этому способствует технология проблемного обучения.
Данная технология ориентированна на личностную структуру обучения. Преобладающий метод обучения — проблемный. Обучение по данной технологии способствует активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это методы, основанные на решении проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся. В результате использования такой технологии, деятельность учащихся направлена на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализ и умение видеть за отдельными фактами явления или законы.
Отработка учебного материала осуществляется активнее и эффективнее, если во главу угла поставлен продуктивный анализ и синтез исторических фактов, событий, личностей, основанный на проблемном методе обучения.
При таком обучении в основе познавательной деятельности лежит важная психологическая закономерность — проблемный характер мышления.
Было проведено исследование использования проблемного обучения на уроках истории как условия реализации системно-деятельностного подхода в МБОУ «Фоминская средняя общеобразовательная школа».
В соответствии с поставленными задачами констатирующего этапа эксперимента было проведено исследование уровня познавательной активности и познавательного интереса у учащихся 9-х классов. У большинства испытуемых выявлен средний порог познавательной активности, познавательный интерес у большинства испытуемых выражен умеренно.
На формирующем этапе экспериментального исследования были разработаны и проведены уроки по истории в 9 классе на основе проблемного обучения. В целом были проведены 10 уроков, общей целью которых является применение методов и приемов проблемного обучения. В процессе работы использовались следующие методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приемом, подводящий от проблемы диалог, подводящий без проблемы диалог. Разнообразие методов и приемов работы учителя побудило учащихся активно проявлять себя на уроках, выполнять все задания. Со стороны детей была проявлена особая заинтересованность в выполнении заданий. Учащиеся размышляли, применяли полученные знания для решения поставленной проблемы, они вступали в дискуссию и самостоятельно принимали решение по оценке личности или исторических событий.
Для проверки эффективности проделанной работы на контрольном этапе экспериментального исследования были проведены диагностика познавательного интереса и познавательной активности учащихся 9-х классов, сравнение и обобщение полученных результатов и сделаны выводы.
Анализ результатов диагностики в контрольном эксперименте показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента повысился уровень развития познавательного интереса и познавательной активности.
Это позволяет сделать вывод, что гипотеза о том, что уровень познавательного интереса и познавательной активности детей среднего школьного возраста может быть существенно повышен, если в образовательном процессе на уроках истории будет целенаправленно использоваться проблемное обучение как условие реализации системно-деятельностного подхода, подтвердилась.
Таким образом, задачи, поставленные в начале эксперимента, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.