Актуальность темы
Ушедший XX век поставил перед школьным образованием сверхсложную задачу повышения качества образования параллельно с реформированием всей системы образования. Современная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, потребовала содержательных перемен во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. Изменившиеся требования к современным образовательным учреждениям были сформулированы в Законе ПМР «Об образовании», где названа одна из главных задач — стимулирование и развитие умственных процессов. Одними из главных задач современного образования являются перестройка и адаптация учащегося к сегодняшним реалиям, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. Успешное решение этих задач связано с преодолением внутренних стереотипов, которые сложились в течение нескольких последних поколений. В настоящее время в педагогике все большую значимость приобретают педагогические технологии или технологии обучения. В противовес традиционно выделяемым педагогической, методической и дидактической системам.
В системе образования родной язык занимает особое место, обеспечивая культурно-гуманистическую направленность, формирование нравственного мира личности, развитие духовной среды, что отмечается учеными-классиками (М.В. Ломоносов, С. И. Ожегов, Д. Розенталь, Л. Н. Толстой, Л. В. Щерба, К.Д. Ушинский). Хотя знание родного языка дается ребенку с детства, в школе русский язык выступает как научная дисциплина, изучение которой требует большого труда.
Объект исследования: процесс изучения русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: развивающие технологии как средство повышения качества учебных достижений младших школьников по русскому языку.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое использование развивающих технологий на уроках русского языка в начальных классах.
В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:
- 1. дать характеристику специфике обучения русскому языку в начальной школе, его формы и методы.
- 2. раскрыть суть современного подхода к обучению русскому языку в начальной школе.
- 3. разработать урок с применением технологий развивающего обучения и проверить его эффективность.
В данном исследовании были использованы следующие методы:
- 1. Теоретические: изучение и анализ педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; научно — методический анализ состояния проблемы исследования; синтез, обобщение, систематизация.
- 2. Экспериментальные: изучение опыта преподавателей начальных классов, по проблеме применения технологий развивающего обучения; беседы с учащимися; педагогический эксперимент; педагогические наблюдения за учащимися;