Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Профессиональное кредо руководителя

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый руководитель (назовем его Виктор), например, идет к цели, упорно и тщательно отрабатывая с участниками каждое показанное им движение, жест, позу. При этом он строго, профессионально (как принято в профессиональном искусстве) ориентируется на канон. Канон Скапоп) в переводе с греческого языка означает «норма», «правило». Это совокупность принципов и приемов, которые исторически сложились… Читать ещё >

Профессиональное кредо руководителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Чтобы определиться с этим понятием, начнем с представлений, близких и знакомых каждому человеку. Вспомним, например, что такое поза. Наверное, любой скажет, что это фиксированное положение человеческого тела в пространстве. В балете позой называют «определенное положение корпуса, ног, рук и головы»[1].

Что представляет собой «позиция»? В хореографии позицией обозначаются основные положения ног и рук танцующего человека. Из позиции, как правило, начинается и позицией же заканчивается какое-либо танцевальное движение. В энциклопедии «Балет» сказано, что позиции ног и рук «обуславливают единое для всех танцовщиков правильное исполнение каждого pas, способствуют гармоничному расположению фигуры в пространстве, определяют грацию и выразительность танца»[2].

Попробуем словесно определить позу (позицию) человека, изображенного в скульптуре Родена «Мыслитель». Такого рода не обозначенных каким-либо понятием положений довольно много. Например, каким понятием определить позу, занимаемую скрипачом перед игрой, перед началом исполнения музыкального произведения? Как обозвать исходную стойку боксера во время боя? У балетных танцоров тоже есть подобное положение. Оно обозначается французским термином epaulement — эпольман (от epaule — «плечо»). Это положение, при котором фигура танцора развернута в четверть оборота «к зрителю, голова повернута к плечу, выдвинутому вперед. Epaulement croise и epaulement efface являются исходными положениями при образовании основных поз классического танца, а также при исполнении большинства танцевальных pas»[3].

В специальной литературе «позу скрипача», «позу рыбака», «позу всадника», «позу пианиста, сидящего за инструментом», «позу препарасьон в танце» (франц. preparation — «приготовление») и другие подобные положения часто называют «профессиональными». В таких положениях у человека предельно сконцентрировано внимание, напряжены мышцы. Весь его организм направлен на выполнение предстоящего дела. В этом положении отражается готовность человека к последующему, четко направленному профессиональному действию. Боксер, к примеру, готов нанести удар и одновременно защититься от нападения противника, музыкант — начать извлекать звуки исполняемого произведения, всадник — пришпорить коня, танцор готовится исполнить какое-то сложное движение. Этой «профессиональной» направленностью они и отличаются от других поз, позиций, положений.

Такое «профессиональное положение» можно называть «исходной позицией предстоящего дела» или «положением предварительного действия». В любом случае оно является позой (позицией) телесной, предваряющей последующее телесно-физическое действие. Но ведь параллельно с ним у человека возникает особое внутреннее состояние, которое определяет его отношение к предстоящему профессиональному действию. Да и само положение тела способствует возникновению такого внутреннего состояния, которое тоже можно называть позицией, только более высокой, нежели позиция тела. Эта позиция духовного порядка. В ней задействовано сознание, чувства, которыми руководствуется деятельный человек.

Помните, у Владимира Высоцкого «Песню о сентиментальном боксере». В ней поэт очень выразительно показал внутреннее состояние боксеров-соперников. Вот, например, духовно-нравственная позиция «сентиментального боксера»:

…Бить человека по лицу Я с детства не могу…

…Ведь бокс не драка — это спорт Отважных и т. д.

А вот позиция его противника:

…И думал Буткеев, мне челюсть кроша:

И жить хорошо, и жизнь хороша!

Соответственно своим духовно-нравственным позициям оба соперника по-разному относятся друг к другу и действуют разными способами. «Сентиментальный боксер» ироничен, сдержан. Относится к сопернику с долей симпатии. Действует осторожно:

…Встаю, ныряю, ухожу —.

И мне идут очки…

Его противник без сантиментов. Стремясь к самоутверждению, он беспрерывно бьет, «кроша» и «круша» челюсть соперника:

…Удар, удар…

Еще удар…

На этом примере видно, что поведение боксеров-соперников определяется духовно-нравственными соображениями. Это равнозначно тому, когда о человеке говорят, что он руководствуется «чувством и разумом».

Профессиональное кредо можно охарактеризовать как внутреннее состояние человека, которое служит ему основанием для каких-либо действий. В нем выражается гражданская позиция, определяющая степень расположения человека к другим людям, к сложившейся ситуации, к окружающей действительности.

Кредо руководителя любительского хореографического коллектива — это основа, база его трудовой, профессиональной деятельности. В конечном счете духовно-нравственная позиция определяет все отношения, все действия, проявляющиеся в его работе. Она же определяет уровень решаемых задач. Чем серьезнее задачи, чем дальше и глубже приходится заглядывать при их осмыслении, чем больший круг вопросов они затрагивают, тем выше должен быть уровень кредо руководителя.

Профессиональное кредо руководителя любительского (самодеятельного) хореографического коллектива формируется всей его предшествующей жизнедеятельностью и отражает, по существу, его жизненный и профессиональный опыт. Главными источниками его формирования являются: уровень мировоззренческой культуры, система ценностных ориентиров, жизненный и профессиональный опыт, степень образованности, объем и качество приобретенных знаний, умений, навыков. На основе всего этого у него вырабатывается свой профессиональный и человеческий подход.

Продолжим разговор о разных «рабочих методах» руководителей, о которых мы начали говорить в начале главы. Их работа, как и любая человеческая деятельность, направлена на достижение результата. При этом каждый из этих руководителей, используя свой метод, вольно или невольно, осознанно или неосознанно определяет для себя реальную цель, ставит и решает конкретные задачи.

Цель — это то, чего хочет достичь руководитель коллектива в работе со своими участниками. В нашем примере оба руководителя стремятся к тому, чтобы их коллективы выделялись на общем фоне, чтобы исполняемый ими репертуар пользовался успехом у зрителей, чтобы участникам было интересно заниматься и т. д. При этом каждый из них действует по-своему.

Задачей является то, что делает руководитель конкретно, чтобы достичь своей цели. Вспомните сказку о солдате, который варил «кашу из топора». Сказочный герой поступает мудро. Он перестает преследовать цель — наесться, и предлагает решить задачу «как приготовить кашу из топора?». Ну, очень просто: разводишь костер, ставишь на него котелок, заливаешь водой, воду кипятишь, потом кладешь в воду топор, потом этот бульон надо посолить, добавить в него маслица и немного крупы… Глядь… и каша из топора готова!

Наши руководители стремятся к цели разными путями, решают разные задачи, используют разные средства для их решения. «Рабочий метод» обоих руководителей показывает, что в любой ситуации они умеют сосредоточиться на задаче. Не фиксируются на цели, а стремятся понять, какую задачу надо решить. Оба продумывают последовательность шагов. С чего начать и чем закончить? Конкретные задачи заставляют обоих думать не абстрактно, искать соответствующие решения.

Первый руководитель (назовем его Виктор), например, идет к цели, упорно и тщательно отрабатывая с участниками каждое показанное им движение, жест, позу. При этом он строго, профессионально (как принято в профессиональном искусстве) ориентируется на канон. Канон Скапоп) в переводе с греческого языка означает «норма», «правило». Это совокупность принципов и приемов, которые исторически сложились и считаются обязательными в танцевальном искусстве. Каноническими являются соответствующие им образцы движений, жестов, поз, позиций, положений — буквально все композиционные детали. Если, например, он показывает участникам какую-либо «дробь», то требует от них неукоснительно точного исполнения, как принято в профессиональном искусстве.

Второй (Юрий) справедливо считает, что любители не должны, да и не могут копировать профессионалов. Он решает другие задачи. Стремится через движения, жесты, позы выявить и подчеркнуть индивидуальность каждого участника. При этом он, как в традиционном народном творчестве, строго (профессионально) ориентируется на местную, региональную традицию. Традиция (tradition) с латинского языка определяется как «передача», «повествование». Это — комплекс исторически сложившихся правил поведения, обычаев и порядков, связанных с танцевальным творчеством, переходящих из поколения в поколение. В каждом конкретном регионе страны свои локальные (местные) традиции. Если, к примеру, он разучивает с участниками «дробь», то не требует от них, чтобы они копировали его. Каждый участник должен «присвоить эту дробь» и исполнять ее, «наполняя своим чувством», «подчеркивая свою индивидуальность», т. е. так, как это принято в традиционной народной хореографии.

В своих действиях оба руководителя исходят из того, как каждый из них видит и осознает свою роль и ответственность за все происходящее в коллективе, которым руководит. А в целом результаты деятельности обоих руководителей зависят от используемых ими «рабочих методов» и тех задач, решая которые, они достигают своих целей. И, конечно же, все это определяется их профессиональными кредо.

Кредо руководителя является показателем его отношений. А любое отношение — это итог, результат предыдущих связей и событий, предыдущего взаимодействия и общения. Отсюда на хорошее, доброе отношение надо иметь право, точнее, надо заслужить это право.

  • [1] Балет. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 406.
  • [2] Там же.
  • [3] Балет. Энциклопедия. С. 601.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой