Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Профессиональное самоопределение учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов обеспечены выявленными методологическими, педагогическими, психологическими и социологическими предпосылками исследования, сочетанием качественного и количественного анализов данных, применением комплекса взаимодополняющих методик диагностического, констатирующего и формирующего характера, адекватных природе изучаемых явлений, учетом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 17 САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Состояние разработанности проблемы формирования 17 профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях
    • 1. 2. Сущностная характеристика профессионального само- 43 определения учащихся
    • 1. 3. Современное состояние деятельности профильных об- 60 щественных объединений по формированию профессионального самоопределения учащихся
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УС- 81 ЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
    • 2. 1. Разработка модели формирования профессионального 81 самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту
    • 2. 2. Учебно-педагогическая среда профильного обществен- 110 ного объединения как фактор формирования профессионального самоопределения
    • 2. 3. Использование методов и форм, адекватных формиро- 127 ванию профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту
    • 2. 4. Результаты экспериментальной работы по формирова- 156 нию профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту
  • Выводы по второй главе 1
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180 БИБЛИОГРАФИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Профессиональное самоопределение учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена новыми социально-экономическими условиями в России, рынком труда, необходимостью подъема и обеспечения научно-технического развития в стране на период до 2020 г. Решение этих стратегических задач связано с потребностями общества в кардинальном повышении качества профессиональной подготовки молодежи.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается: «Школа — в широком смысле этого слова — должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственно-предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». Подготовка такого конкурентоспособного на рынке труда, профессионально мобильного работника в значительной степени зависит от социализации и педагогической поддержки процесса профессионального самоопределения учащихся.

В Концепции обращается внимание на то, что в решении этих задач важно взаимодействие школы с различными учреждениями образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Известно, что социально-экономические процессы в России сопровождаются рядом серьезных негативных явлений в обществе: проявление экстремизма в молодежной среде, детская безнадзорность, наркомания, ослабление внимания к нравственному, психическому, физическому здоровью подрастающего поколения и т. п. В связи с этим стратегия социально-экономического подъема в стране должна быть связана с повышением личностных и профессиональных качеств молодежи на основе принципа гуманизма. Главная задача российского общества и работников образования сегодня состоит в том, чтобы не допустить кризиса социализации новых поколений в условиях, когда молодежные неформальные группы и субкультуры становятся объектами и жертвами политических манипуляций, криминала, организаций тоталитарного толка.

Важной составной частью обучения и воспитания молодежи является формирование у нее навыков профессионального самоопределения. Ретроспективный анализ педагогической литературы и диссертационных исследований показывает, что проблема определения теоретических и практических предпосылок организации и оказания педагогической поддержки профессиональному самоопределению учащейся молодежи в последние годы разрабатывается в различных аспектах.

Особенности формирования профессионального самоопределения молодежи в новых социально-экономических условиях исследованы М. А. Дьяковой, Н. Э. Касаткиной, Н. Д. Скосыревой и др.- при изучении конкретных дисциплин в общеобразовательной школе — И. Д. Бобковой, Т. И. Екимовой и др.- в условиях профессионального образованияН.А.Зарубой, В. Ш. Масленниковой, Ю. В. Масленниковой, Г. В.Мухаметзя-новой, С. Н. Чистяковон и др.- во внеучебной работе с учащимисяМ.М.Даниловой, И. И. Орлянской, И. Е. Сазоновым, Н. А. Читалиным и др.- в системе дополнительного образования — С. В. Сальцевой, В. Л. Шкляевым, В. А. Березиной и др.- формы, методы и средства формирования профессионального самоопределения молодежи исследуются С. Г. Анисимовой, Г. Р. Волковым, О. Г. Гераниной и др.

Указанные работы внесли весомый вклад в развитие теории и практики формирования и развития профессионального самоопределения молодежи. Однако за пределами указанных и других исследований по профессиональному самоопределению учащихся осталось выявление потенциальных возможностей решения этой социально значимой задачи в условиях функционирования профильных общественных объединений.

Необходимость исследования этой стороны части общей проблемы профессионального самоопределения учащихся возрастает в связи с приобретением профильными общественными объединениями большей автономности от школы или любого другого образовательного учреждения, выполнением принципа добровольности участия в их работе детей и подростков. Установлено, что возможности профильпых общественных объединений в социализации личности далеко не всегда используются в полной мере в силу недостаточной разработанности цели их деятельности, содержания, форм и методов в современных социально-экономических условиях. В силу этого потенциальные возможности включения детей и подростков в реальные социально-значимые отношения в общественных объединениях используются в недостаточной степени. Поэтому особое внимание должно быть уделено профильным общественным объединениям, деятельность которых носит общественно значимую направленность, что делает неотложным вопрос о выработке нового понимания данного социально-педагогического явления, его социального наполнения в плане организационного и педагогического содействия личностному и профессиональному самоопределению учащейся молодежи. Высокую значимость в решении этой важной социальной задачи имеет оказание педагогической поддержки функционированию профильных общественных объединений учащихся.

Вследствие этого возникла необходимость научной разработки системы развития профессионального самоопределения молодежи на специальности экономического и управленческого профиля, начинающегося на дальних подступах к вузу и включающего педагогическую поддержку развития этого процесса в профильных общественных объединениях учащихся по экономике и менеджменту.

Российская педагогическая наука всегда придавала большое значение влиянию детского коллектива на процесс становления и развития личности будущего специалиста. Так в 30-е годы к этой проблеме обращались П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, В.Н.Сорока-Росинский и др. Необходимость формирования социальной активности личности учащихся подчеркивается в работах А. С. Зосимовского, Т. Н. Мальковской, А.В.Муд-рика, А. Ф. Спирина, П. В. Конаныхина и др.

Исследователи проблем детского движения Л. В. Алиева, Н. Ф. Басов, Г. М. Иващенко, А. Г. Кирпичник, М. Е. Кульпединова, Р. А. Литвак и др. подчеркивают, что современный этап развития детских общественных объединений в России сложен и противоречив. Это касается и профильных общественных объединений в области экономики и менеджмента.

В контексте данной проблемы выполнено ряд исследований, посвященных рассмотрению таких вопросов, как становление и развитие экономического образования в российской общеобразовательной школе (О.Г.Грохольская, 1997), теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников (А.С.Прутченков, 1997), организация системы профессиональной ориентации молодежи в условиях дифференцированного обучения (О.Г.Максимова, 1992]), формирование профессиональной готовности студентов ССУЗ (В.Ш.Масленникова, 1995) и др.

Изучение педагогической литературы, существующего положения и специально проведенные исследования позволили выявить ряд существенных недостатков в теории и практике как процесса формирования навыков профессионального самоопределения учащихся в новых социально-экономических условиях, так и в использовании потенциальных возможностей профильных общественных объединений в решении этой социально значимой задачи: недостаточное использование потенциальных возможностей профильных общественных объединений учащихся по их личностному развитию и формированию навыков профессионального самоопределения в конкретных областях трудовой деятельностиотсутствие научно-обоснованных и апробированных программ содержания процесса развития профессионального самоопределения в деятельности конкретных профильных общественных объединений учащихся ввиду неопределённости целей их созданиянедостаточная подготовленность работников образования к оказанию педагогической поддержки профессиональному самоопределению учащихся в процессе их деятельности в профпльных общественных объединениях.

Устранению этих недостатков мешают возникшие в новых социально-экономических условиях противоречия между:

— необходимостью оказания педагогической поддержки подросткам в творческом саморазвитии и профессиональном самоопределении в процессе деятельности в профпльных общественных объединениях и недостаточной подготовленностью педагогов к выполнению этой общественно значимой г функции;

— поставленной социально значимой целью формирования профессионального самоопределения учащихся в процессе их деятельности в профильных общественных объединениях и недостаточной разработанностью теории и методики решения этой социально значимой задачи по конкретным направлениям предстоящей профессиональной деятельности молодежи.

Указанные недостатки и противоречия между потребностями общества в формировании социально ориентированной личности и развитии ее профессионального самоопределения в условиях функционирования профильных молодежных и детских общественных объединений и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и организационных основ педагогической системы, способствующей устранению этих недостатков и преодолению указанных противоречий, определили проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту?

Недостаточная разработанность сформулированной проблемы и большая практическая значимость ее решения определили тему диссертационного исследования: «Профессиональное самоопределение учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту».

Объект исследования — профессиональное самоопределение учащихся в профильных общественных объединениях.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащейся молодежи в области экономики и менеджмента в процессе организации ее деятельности в профильных общественных объединениях.

Цель исследования — выявить и обосновать организационно-педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту.

Гипотеза исследования: профессиональное самоопределение учащихся в области экономики и менеджмента в процессе продуктивной деятельности в профильных общественных объединениях будет эффективным при реализации следующих организационно-педагогических условий:

— создания профильных общественных объединений молодёжи как педагогических систем, одной из приоритетных целей которых является формирование профессионального самоопределения учащихся, способствующего повышению качества подготовки специалистов в области экономики и менеджмента;

— разработки модели и содержания процесса профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях;

— использования образовательных технологий, адекватных развитию профессионального самоопределения учащихся в профессиональных общественных объединениях по моделированию экономики и менеджмента.

Задачи исследования:

1. Выявить состояние разработанности проблемы профессионального самоопределения учащихся в теории и практике профильных общественных объединений.

2. Определить теорегико-методологнческие основы проектирования системы формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях функционирования профильных общественных объединений.

3. Разработать организационно-педагогические условия профильной деятельности общественных объединений по формированию профессионального самоопределения учащихся.

4. Опытно-экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий формирования профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях.

Теоретической и методологической основой исследования явились идеи диалектического метода познания действительности, теории системно-комплексного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений, теории педагогического проектирования, педагогической интеграции и дифференциации. Исследование опиралось на:

— идеи необходимости обеспечения единства и целостности социальных и педагогических процессов в условиях деятельности профильных общественных объединений (А.В.Волохов, А. В. Мудрик, И. И. Фришман и др.) — работы Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, И. С. Кона, В. А. Сухомлинского, раскрывающие психолого-дидактические основы проектируемой системы;

— концепции развития личности в детском общественном объединении (В.В.Ковров, М. Е. Кульпединова, Д.Н.Лебедев);

— методологические основы развития системы дополнительного образования на современном этапе и ее влияние на процесс формирования профессионального самоопределения учащейся молодежи (А.Г.Асмолов, Э. Д. Днепров, А. Н. Тубсльский, С. Я. Харченко и др.);

— исследования по проблеме развития личности и ее мотивационной сферы (Л.И.Божович, Л. А. Волович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, В. Ш. Масленникова, Р. Х. Шакуров и др.);

— исследования по динамике и региональных особенностей процессов профессионального самоопределения личности (Л.А.Йовайша, Д.Л.Кон-стантиновский, Т. А. Костюкова, Г. В. Мухаметзянова и др.).

При решении поставленных задач и проверке гипотезы исследования в работе использован комплекс взаимно дополняющих методов исследования:

— теоретические: изучение философской, социально-исторической и психолого-педагогической литературы по проблеме, системный анализ, многофакторное педагогическое моделирование воспитательно-образовательной и соци-ально-профессиоиальной деятельности учащихся в профильных общественных объединениях в современных условиях развития российского общества;

— практические: изучение нормативных документов по проблеме, передового педагогического опыта организации работы профильных общественных объединений, др. социальных институтов, занимающихся проблемой профессионального самоопределения и ориентации учащихсятеоретическое обобщение собственного многолетнего педагогического опыта работы в данной областивключенное наблюдение за деятельностью ассоциированных членов регионального молодежного общественного движения, анкетирование и интервьюирование, проектирование и опытно-экспериментальная проверка эффективности реализации модели системы развития профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях, статистическая обработка и анализ результатов проведённой экспериментальной работы, монографическое изучение динамики развития учащихся в профильных общественных объединениях и в молодежном общественном движении МЭКОМ Поволжья.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: детская общественная организация «Городской МЭКОМ-клуб» (г.Тольятти), Самарское региональное молодежное общественное движение «Ассоциация МЭ-КОМ-клубов», профильные общественные объединения учащихсяШкольные МЭКОМ-клубы в следующих муниципальных образовательных учреждениях: лицей «Престиж», г. СамараМОУ №№ 4, 6, 7, 9, 10, 11, 14, 16, 19, 21, 25, 30, 37, 38, 39, 40, 48, 49, 51, 57, 59, 77, 85, 90, 91, г. Тольяттигимназия № 1, г. Новокуйбышевск.

Коллективными участниками эксперимента (без постоянного членства и создания школьного МЭКОМ-клуба) явились МОУ городов Самара, Жи-гулёвск, Новокуйбышевск, Тольятти (всего 39 учреждений). Общий охват учреждений по городу Тольятти — 59 из 93 общеобразовательных школ города (61% от общего числа). Ежегодно в мероприятиях региональной Ассоциации МЭКОМ-клубов принимает участие более двух тысяч человек.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 14 лет с 1994 по 2008гг. и состояло из четырех этапов.

Первый этап: поисково-подготовительный (1994;1996гг.) — педагогический анализ состояния деятельности профильных общественных объединений, создание аналогичных объединений учащихся по экономике и менеджменту, изучение литературы по проблеме профессионального самоопределения и становления личности в социальных системахопределение цели, направлений, задач и предмета исследования, выдвижение гипотезы об организационно-педагогических условиях влияния профильных общественных объединений по экономике и менеджменту на профессиональное самоопределение учащихся.

Второй этап: теоретико-проектировочный (1996;1998гг.) — уточнение концептуальных положений, разработка педагогической модели социально-воспитательной деятельности в профильных общественных объединениях учащихся, создание организационных систем и программ по развитию профессионального самоопределения учащихся в области экономики и менеджмента.

Третий этап: опытно-экспериментальный (1998;2004гг.) — организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проверке гипотезы исследования, корректировка модели деятельности профильного общественного объединения по экономике и менеджменту, разработка комплексной профессионально определяющей и личностно развивающей программы поэтапного развития профессионального самоопределения учащихся, составление методических рекомендаций для обеспечения социально ориентирующей и развивающей профессиональные навыки учащихся деятельности педагогов в рамках профильных общественных объединений по экономике и менеджменту.

Четвертый этап: обобщающий (2004;2008гг.) — апробация эффективности спроектированной системы и авторской технологии в рамках профильных общественных объединений по экономике и менеджменту, призванных обеспечить формирование профессионального самоопределения и профессионально значимых личностных качеств учащихся в области экономики и менеджмента.

Научная новизна исследования.

Полученные научные результаты содержат в совокупности решение-актуальной педагогической проблемы — проектирование и реализация системы развития профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе деятельности в профильных общественных объединениях:

— уточнена категория профессионального самоопределения учащихся как управляемого процесса на социальном, педагогическом и психологическом уровнях: профессиональное самоопределение — это целостный процесс вхождения человека в определенную трудовую деятельность на основе собственного волеизъявления, в котором используются различные виды творческой профессиональной деятельности, направленной на самореализацию личности в единстве общенаучных, учебных и профессиональных интересов, предпочитаемых социальных ролей и позиций;

— выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащейся молодёжи в области экономики и менеджмента в профильных общественных объединениях;

— дано обоснование концептуальных положений и разработана модель формирования профессионального самоопре/-еления учащихся в профильных общественных объединениях подростков, состоящая из проектировочного, конструктивного, коммуникативного и организаторского компонентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— определены теоретические основы организации педагогической поддержки процесса формирования профессионального самоопределения учащихся в области экономики и менеджмента в профильных общественных объединениях;

— уточнены функции, требования и правила принципа преемственности как системообразующего фактора разработанной системы формирования профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях молодежи по экономике и менеджменту;

— теоретически обоснована и экспериментально подтверждена эффективность реализации идеи многоуровневости и поэтапности формирования профессионального самоопределения учащихся в общественных объединениях любого профиля.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной технологии формирования профессионального самоопределения учащихся не только в условиях профильного общественного объединения, но и во внешкольной работе с подростками по месту жительства.

Этому также содействуют методические рекомендации автора в помощь преподавателям: «Профессиональное самоопределение личности», «Самодеятельные общественные формирования в структуре детского движения», «Технология конструирования деловой экономической игры»", «Имитационные формы активного обучения школьников на уроках и во внеурочное время».

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов обеспечены выявленными методологическими, педагогическими, психологическими и социологическими предпосылками исследования, сочетанием качественного и количественного анализов данных, применением комплекса взаимодополняющих методик диагностического, констатирующего и формирующего характера, адекватных природе изучаемых явлений, учетом особенностей функционирования профильных общественных объединений, репрезентативностью используемых выборок при проведении экспериментальной работы, широкой апробацией и внедрением результатов исследования в педагогическую практику, продолжительным характером экспериментальной работы и воспроизводимостью ее результатов, контрольным сопоставлением полученных данных с педагогическим опытом, личным участием автора в проводимых мероприятиях.

Апробация и внедрение результатов исследования велись на протяжении всего периода работы автора как исследователя, организатора и руководителя детской общественной организации «Городской МЭКОМ-клуб» г. Тольятти, координатора детского экономического движения в Самарской области, организатора и руководителя Самарского регионального молодежного общественного движения «Ассоциация МЭКОМ-клубов».

Результаты исследования докладывались на Международных, Всероссийских, региональных и муниципальных конференциях, семинарах, совещаниях. Среди них: августовские педагогические советы (Тольятти, 1997, 1998), семинар-тренинг для педагогов «Дистантная экономическая олимпиада. Принципы и структура проведения» (Тольятти, 2000), VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования» (Казань, 2000), III Международная научно-практическая конференция «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 2000), III Всероссийская и V Международная конференция «Проектирование, обеспечение и контроль качества образования и образовательных услуг» (Москва — Тольятти, 2000), областной слет актива детских и молодежных общественных объединений (Самара, 2001), круглый стол «Проектирование развития дополнительного образования детей в образовательной системе муниципалитета» (Тольятти, 2003), семинар «Современные подходы к организации деятельности молодежных организаций» (Самара, 2005), межведомственное совещание «Создание условий для организации работы с детьми и подростками по месту их жительства воспитательного пространства микрорайона» (Тольятти, 2006), фестиваль некоммерческих организаций (Самара, 2006), межрегиональный фестиваль МЭКОМ-клубов (Тольятти, 2007).

Результаты диссертационного исследования представлены в двух статьях изданий, рекомендованных ВАК (Известия Самарского научного центра РАН (Самара, 2006) и Среднее профессиональное образование — М., № 2, 2007) — отражены в работах «Проекты программ развития муниципальной системы образования» издательства «Сингл» (Тольятти, 1999) — изложены в методических рекомендациях для преподавателей по технологии организации деловых экономических игр (фонд «Развитие через образование», 1998 г. и 2006 г.), учебных пособиях для вожатых и организаторов профильных общественных объединений учащихся по методике оказания молодежи педагогической поддержки профессионального самоопределения в области экономики и менеджмента (МЭКОМ, 1999;2006гг.).

Представленный в настоящем исследовании материал и рекомендации используются в работе профильных общественных объединений Самарской области (города Самара, Тольятти, Новокуйбышевск, Жигулевск). Разработанные в исследовании игровые технологии по развитию профессионального самоопределения и включения молодежи в предпрофессиопальную деятельность оформлены как «Образовательный игровой полигон» (Патент № 63 580 С. З, Бюллетень № 15) и используются участниками соревнований и чемпионатов по МЭКОМ в городах Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и др. (всего 34 города в различных регионах страны).

Итоги исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и методик преподавания Тольяттинского государственного университета, лабораторий Института педагогики и психологии профессионального образования РАО (г.Казань), где получили одобрение и поддержку. Материалы исследования, программы, методические рекомендации автора внедрены в практику работы МОУ «Гимназия № 1» г. НовокуйбышевскаМОУДОД «Центр информационных технологий г. Искитнм, Новосибирская областьМУ «Межшкольный учебный комбинат» г. Новоуральск, Свердловская областьнекоммерческая организация СЭРВИК.

На защиту выносятся:

1. Концептуальные положения формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях функционирования профильных общественных объединений.

2. Организациопно-педагогические условия формирования профессионального самоопределения в области экономики и менеджмента участников профильных общественных объединений.

Структура и объем диссертации

обусловлены её логикой, поставленной целью и задачами. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографии (184 наименования) и приложений. Текст диссертации (без приложений) изложен на 200 страницах, имеет 19 рисунков и 26 таблиц.

Выводы по второй главе.

1. Опираясь на выявленные в исследовании научные предпосылки в работе сформулированы концептуальные положения проектирования модели системы развития профессионального самоопределения учащихся в условиях функционирования профильных общественных объединений: системный подход, принцип преемственности как системообразующий фактор, взаимодействие принципа преемственности с другими специфическими для профессионального образования принципами, программно-целевой подход к преобразованию структурных компонентов педагогической системы развития профессионального самоопределения учащихся, ориентация проектируемой системы на творческое саморазвитие будущего специалиста как активного субъекта профессионального самоопределения.

2. Конструктивным результатом исследования явилась пространственно-временная теоретическая модель системы развития профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях.

3. Важной составной частью методики реализации теоретической модели системы явилась разработка технологии создания и определения содержания деятельности экспериментальных профильных общественных объединений по моделированию экономики и менеджмента как учебно-педагогической среды по развитию профессионального самоопределения учащихся.

4. В соответствии с требованиями системного подхода в работе определена направленность приоритетных целей функционирования системы профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях по моделированию экономики и менеджмента:

— приобщение молодежи к отечественной культуре, содействие профессиональному самоопределению личности;

— формирование гражданской позиции, содействие выбору жизненного и профессионального пути;

— вовлечение молодежи в предпринимательскую, научную, культурную и иную социально полезную деятельность;

— приобщение учащихся к этическим и нравственным ценностям, имеющим общечеловеческую значимость;

— создание условий для участия молодежи в экономической деятельности, бизнесе и предпринимательстве.

Концентрированное отражение этих целей дано в «профессиограмме» выпускника профильного общественного объединения учащихся по экономике и менеджменту, состоящей из трех взаимосвязанных компонентов: психограммы, социограммы и трудограммы.

5. В процессе исследования были сформулированы принципы определения структуры и содержания системы развития профессионального самоопределения учащейся молодежи в условиях функционирования профильных общественных объединений учащихся по моделированию экономики и менеджмента: защита прав детейсамореализация личноститворческое взаимодействие детей и взрослыхсоциально-педагогическая защищенность подростковромантика и игра в деятельности.

6. В исследовании раскрыты основные методические подходы к проектированию структуры и содержания системы развития профессионального самоопределения учащихся и включения их в экономическую и управленческую деятельность: поэтапность развития профессионального самоопределения учащихсяучет содержания предшествующего уровня профессионального самоопределения и знаний основ экономики и менеджмента, полученных учащимися в школеобеспечение преемственности содержания как между этапами развития профессионального самоопределения учащихся по экономике .и менеджменту, так и преемственности с предшествующими и последующими этапами его формированияпрактико-ориентированный характер содержания и методики обучения учащихся основам экономики pi менеджмента в профильных общественных объединенияхвключение учащихся в разнообразные виды практической деятельности по применению полученных знаний по экономике и менеджменту.

7. В основу проектирования структуры и содержания развития профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту положены: система непрерывного профессионального самоопределения личностиЕвропейская система квалификацийструктура содержания развития профессионального самоопределения учащихся в процессе изучения основ экономики и менеджмента в общественных объединениях включает три этапа:

I этап — введение учащихся 7−8 классов в имитационную деятельность в области экономики и менеджмента;

II этап — подготовка учащихся 9−10 классов к управленческой деятельности в качестве организаторов-игротехников в школах, лагерях отдыха молодежи;

III этап — профессиональная самоидентификация учащихся И классов школ и студентов младших курсов вузов в области экономики п менеджмента.

В исследовании для каждого этапа разработано содержание учебно-тематических планов и программ педагогической поддержки развития их профессионального самоопределения.

8. В соответствии с системным подходом в работе выявлены особенности деятельности педагогов и учащихся по развитию профессионального самоопределения подростков в профильных общественных объединениях по моделированию экономики и менеджмента:

— определены основные направления взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся;

— спроектировано и реализовано содержание установочных семинаров инструкторов и вожатых профильных общественных объединений по образовательным технологиям МЭКОМ;

— разработано содержание учебно-тематического плана и программы подготовки педагогов и вожатых к работе в летних детских оздоровительных лагерях отдыха с участием МЭКОМ-объединений;

— представлено содержание программы подготовки персонала детских учреждений по обеспечению условий здорового образа жизни и деятельности подростков;

— раскрыто содержание и виды деятельности педагогов по поддержке деятельности профильных общественных объединений учащихся по моделированию экономики и менеджмента;

— определены основные направления и виды деятельности учащихся в процессе имитационного моделирования экономики и менеджмента.

9. В процессе исследования разработаны методы, формы и средства развития профессионального самоопределения учащихся. Особое внимание обращено на методику организации и проведения деловых игр. Дана их классификация, представлены правила их организации и проведения, раскрыта методика проведения наиболее действенных из них: «Инвестор», «Мой Город», «Валютная биржа», «Прибыльное производство», «Моя компания» и др.

10. Эффективность реализации спроектированной в исследовании системы профессионального самоопределения школьников и учащейся молодежи определялась путем периодически проводимых экспериментальных срезов в различных направлениях деятельности учащихся:

— выявление эффективности влияния системы на качество знаний учащихся;

— определение информированности учащихся в выборе профессии;

— установление эффективности включения учащихся в опытно-экспериментальную и практическую деятельность;

— выявление результативности участия школьников в творческих конкурсах;

— отслеживание динамики сформированности профессионального самоопределения учащихся в конкретных сферах деятельности и т. п.

Критериями эффективности профессионального самоопределения учащихся явились: информированность, сформированность мотивов выбора профессии, выраженность профессиональных интересов, наличие специальных способностей к тому или иному виду профессиональной деятельности, практический опыт, сформированность профессиональных намерений, уровень профессиональных притязаний, адекватность личности профессиональному выбору.

11. В ходе эксперимента были проверены и подтверждены следующие частные гипотезы:

— целенаправленное включение школьников и учащейся молодежи в разнообразную игровую и практическую деятельность является одним из эффективных подходов к повышению их академической активности, общего интеллектуального развития и профессионального самоопределения;

— наибольшей эффективностью в рамках общественного движения обладает такая система развития интеллектуальных способностей обучающихся, которая включает в себя как теоретическую деятельность, так и различные виды практической работы учащихся.

Коэффициент эффективности профессионального самоопределения в условиях профильного общественного объединения составил 62,5−89,8%, а коэффициент эффективности закрепления профессионального выбора на выходе бывших участников детских общественных организаций из вуза находится в пределах 80,06−91,42%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Дадим характеристику основным результатам решения поставленных в исследовании задач и вытекающим из них научно-методическим рекомендациям.

1. Определенные в работе теоретико-методологические основы позволили не только спроектировать и реализовать систему формирования профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях, но и выявить и создать организационно-педагогические условия обеспечения эффективности функционирования спроектированной системы: разработка концепций и положений развития регионального молодежного движения, Уставов деятельности детских общественных объединений в образовательных учреждениях и за их пределами, создание соответствующей учебно-педагогической среды и необходимой материально-технической базы, повышение квалификации преподавателей в этой области, организация обмена передовым педагогическим опытом, его теоретического обобщения и внедрения в широкую педагогическую практику.

2. На основе разработанной концепции и модели системы формирования основ профессионального самоопределения учащихся в условиях профильных общественных объединений определены основные подходы и закономерности по его реализации:

— рассмотрение системы формирования профессионального самоопределения молодежи в тесной связи с современными социально-экономическими условиями;

— учет противоположностей: воздействие педагогов и стремление учащихся к самостоятельности;

— преемственность развития профессионального самоопределения молодежи в различных образовательных учреждениях;

— достижение единства дискретности и целостности процесса формирования профессионального самоопределения;

— сочетание социоцентрической и антропоцентрической моделей воспитания подрастающего поколения.

3. Выявленные и созданные организационно-педагогические условия обеспечения эффективной реализации спроектированной системы формирования профессионального самоопределения учащихся в общественных объединениях позволили определить приоритетные направления перестройки ведущих компонентов системы и сформулировать рекомендации по их направленности в новых социально-экономических условиях рынка труда. В частности, цели системы должны быть направлены на:

— приобщение молодёжи к отечественной культуре, содействие профессиональному самоопределению личности;

— формирование гражданской позиции, содействие выбору жизненного и профессионального пути;

— вовлечение молодежи в предпринимательскую, научную, культурную и иную социально полезную деяюльиость;

— приобщение учащихся к этическим и нравственным ценностям, имеющим общечеловеческую значимость;

— создание условий для участия молодежи в экономической деятельности, бизнесе и предпринимательстве.

Содержание и рекомендуемые направления деятельности учащихся в спроектированной системе:

— организация и проведение экономических игр, соревнований, олимпиад, конкурсов среди детей п подростков;

— организация обучающих семинаров по основам экономических знаний, информационных технологий в экономике и бизнесе;

— организация и проведение бизнес-лагерей для детей и подростков;

— разработка новых деловых экономических игр, в том числе с использованием компьютерных технологий;

— организация и обеспечение деятельности подростковых учебных фирм;

— проведение тематических бизнес-смен в детских летних лагерях отдыха;

— проведение деловых (в т.ч. имитационных, ролевых, настольных, компьютерных) экономических игр в школах и других учреждениях.

4. В процессе разработки технологии реализации формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях профильных общественных объединений установлено, что основной формой её внедрения в практику являются игровые методы обучения. Исследованием определено, что ведущими подходами к организации и проведению деловых игр как основы методики развития профессионального самоопределения учащихся в профильных общественных объединениях должны быть:

— нацеленность всех элементов игровой технологии на решение поставленной и принятой учащимися проблемы;

— оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов игры;

— прикладная направленность содержания игры;

— наглядность и простота конструкции игры;

— автономность игровых циклов;

— максимальное освобождение игроков от рутинных процедур;

— рациональное сочетание игровой деятельности и деятельности по внедрению полученных результатов в практику;

— возможность дальнейшего совершенствования и развития сценария игры;

— опора па типовые разработки;

— доступность предлагаемой детям деятельности в игре;

— учет возрастных особенностей детей;

— вовлечение учащихся в разработку игры.

5. Анализ результатов мониторинговых опытно-экспериментальных срезов, определяющих эффективность реализации спроектированной системы, показал правильность выдвинутой гипотезы исследования и высокую эффективность системы в повышении качества сформированности навыков профессионального самоопределения учащихся в процессе их разнообразной деятельности в профильных общественных объединениях.

Продолжение исследований по проблеме формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях профильных общественных объединений автор видит в отслеживании влияния спроектированной и реализованной системы на профессиональное становление и развитие, карьерное продвижение ее выпускников при их самостоятельной профессиональной деятельности в области экономики и менеджмента с целью внесения необходимых корректив в систему при ее дальнейшем совершенствовании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире// В. В. Абраменкова. — Вопросы психологии. -2002. -№ 1.
  2. Д.Л. Социальная адаптация молодых сотрудников в органах внутренних дел// Д. Л. Агранат: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2001.
  3. Л.В. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства// Л. В. Алиева: Автореф. дисс.докт. пед. наук. — М., 2002.
  4. Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума// Л. В. Алиева М.: Педагогика. — 2000. — № 7.
  5. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Кн.1// В. И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1996.
  6. С.Г. Воздействие социальных институтов на профессиональное самоопределение молодежи// С. Г. Анисимова: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2001.
  7. А.Г. Психология личности// А. Г. Асмолов. — М.: «Смысл», 2001.
  8. Региональное общественное движение детей как социально-педагогическая система// Н. Ф. Басов. Кострома: КГПУ, 1997.
  9. Н.Ф. Социальная работа в сфере детского движения/ Теория, история, методика детского движения. Специальный выпуск// Басов Н. Ф., Басова В. М., Кирпичник А. Г. и др. М., 1995.
  10. В.В. Воспитание профессионального самосознания старшеклассников в современных условиях// В. В. Бахарев: Автореф. дисс. канд.пед.наук. Челябинск, 1995.
  11. B.C. Педагогика // В. С. Безрукова. Екатеринбург, 1994.
  12. А.П. Перспективные направления развития профессионального образования в России// А.П.Беляева/ Методолого-теоретические проблемы развития профессионального образования. Под ред. Х.Беднарчика. СПб.: Инс-т Профтехобразования, 1995.
  13. А.П. Политеоритические основы многоуровневой профессиональной подготовки// А. П. Беляева. СПб: Инс-т профессионально-технического образования, 1995.
  14. П.П. Память и мышление// П. П. Блонский. СПб.: «Питер», 2001.
  15. И.Д. Профессиональное самоопределение подростков при изучении естественных наук в общеобразовательной школе// И. Д. Бобкова: Автореферат дисс.канд. пед. наук. М., 1999.
  16. М.В. Методологические проблемы истории социоки-нетики детства// М. В. Богуславский. М.: «ТИМ». — 1998. — Вып.4.
  17. В.А. Психология профессиональной пригодности// В. А. Бодров. М.3 2001.
  18. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте// Л. И. Божович. М., 1986.
  19. Л.И. Психологические особенности развития личности подростка// Л. И. Божович. М., 1979.
  20. С.В. Отношение взрослых к современному детскому движению как социально — педагогический ресурс его развития// С. В. Бойцова: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Кострома, 2002.
  21. К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства// К. Я. Вазина. Н. Новгород, 1997.
  22. И.А. Становление и развитие взаимоотношений взрослых и детей в общественных объединениях (на примере деятельности российских скаутов)// И. А. Валгаева: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1994.
  23. Т.П. Социально-педагогические условия формирования культуры деловых отношений у старшеклассников в деятельности детских общественных объединений и детских организаций// Т. П. Вернигорова: Автореф. дисс. канд.пед.наук. Ярославль 1994.
  24. P.P. О потенциальном личностного развития в детском возрасте / P.P. Ветчинкина // Мир психологии. — 2005. № 2.
  25. С.А. Динамика престижа и привлекательности профессий// С. А. Войтович. Киев: Наука, 1999.
  26. И.А. Становление и развитие взаимоотношений взрослых и детей в детском общественном объединении (на примере деятельности российских скаутов)// И. А. Волгаева: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1994.
  27. .С. Психология юности и молодости: учебное пособие для вузов// Б. С. Волков. М.: Академический Проект, 2006. — 255с.
  28. Г. Р. Организация профессионального самоопределения школьников в условиях базового города Крайнего Севера// Г. Р. Волков: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Курган, 1996.
  29. Л.А. и др. Стимулирование творческой активности учащихся во внеучебной деятельности// Л. А. Волович, М. И. Рожков и др. Казань: ИССО РАО, 1993. — 54с.
  30. Л.А. Стимулирование творческой активности учащихся во внеучебной деятельности// Л. А. Волович, М. И. Рожков. Казань: ИССО РАО, 1993.-54с.
  31. Вол охов А. В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях// А. В. Волохов: Автореферат дисс. докт. пед. наук. Ярославль, 1999.
  32. JI.C. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  33. Н.А. Экономическая подготовка старшеклассников как средство их профессионального самоопределения// Н. А. Галушко: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Курган, 1999.
  34. О.Г. Профессионально-ориентационные игры как средство профессионального самоопределения учащихся// О. Г. Геранина: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1996.
  35. М.Р. Личностное самоопределение в ранней юности// М. Р. Гинзбург. -М.: Книжный мир, 2003.
  36. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи// Е. И. Головаха. Киев, 1988.
  37. О.Г. Становление и развитие экономического образования в российской общеобразовательной школе// О. Г. Грохольская: Автореф. дисс. док-pa пед. наук. М., 1997.
  38. В.В. Теория развивающего обучения// В. В. Давыдов. М.: «Интер», 1996.
  39. М.А. Дидактика средней школы// М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. -М.: Просвещение, 1975.
  40. Г. В. Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников// Г. В. Данилова: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб., 1997.
  41. М.М. Профессиональное самоопределение учащихся в сфере туризма в процессе довузовской подготовки// М. М. Данилова: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 2002.
  42. В.К. Мотивы выбора профессии школьниками// В. К. Демиденко. Сов. педагогика. — 1989. — № 6.
  43. В.А. Социально-педагогические условия саморазвития личности ребенка в детской организации// В. А. Дергунов: Автореф. дисс. канд. пед. паук. Казань, 2000.
  44. Детское движение: стратегия и тактика нового века. Концептуальные подходы и программа научно-практической конференции. М., 2002.
  45. Диагностика уровней профессиональной воспитанности личности студента (методики и тесты)/ Под ред. В. Ш. Масленниковой. Казань: ИЛ 111 ПО РАО, 2006. — 72с.
  46. Т.В. Воспитание социально-экономической активности детей в деятельности детских организаций// Т. В. Дурова: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Ярославль, 1995.
  47. М.А. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи в условиях трансформации современного общества// М. А. Дьякова: Автореф. дисс.канд. пед. наук. — Хабаровск, 2002.
  48. .П. Мыслительная активность учащихся в обучении// Б. П. Есипов. М.: Из-во АПН РСФСР, 1960.
  49. Г. Б. Этико-педагогические основы социально-нравственной ориентации подростков// Г. Б. Жанбуршина: Дисс.. д-ра пед. наук. Казань, 2000. — 314с.
  50. Н.А. Педагогические основы сотрудничества взрослых и подростков в детских общественных самодеятельных объединениях// Н. А. Жокипа: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Киров, 1996.
  51. В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы// В. И. Журавлев. JL, 1973.
  52. JI.B. Развитие учащихся в процессе обучения// Л. В. Занков. -М.: АПН РСФСР, 1963.
  53. Н.А. Педагогическое руководство профессиональным самоопределением школьников в условиях профессионального обучения// Н. А. Заруба: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1995.
  54. Э.Ф. Психология личностно-ориеитированного профессионального образования// Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000.
  55. Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов// Э. Ф. Зеер. М.: Академический проект, 2005. — 330с.
  56. С.А. Восприятие старшеклассниками событий собственного жизненного пути и профессионального самоопределения// С. А. Иванушкина: Автореф. дисс.капд. пед. наук. -М., 1997.
  57. JI.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников// Л. А. Йовайша. -М.: Педагогика, 1983.
  58. В.А. Воспитание? Воспитание.Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем/ Под ред. Н.Л.Селивановой// В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256с.
  59. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования// Н. Э. Касаткина: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1995.
  60. С.С. Взаимосвязь деятельности и общения в детском общественном объединении// С. С. Качалина: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-СПб., 1996.
  61. А.Г. Детская организация как общественная организация// А. Г. Кирпичник. М.: Ассоциация исследователей детского движения, 1992.
  62. Психология профессионального самоопределения// Е. А. Климов. -РнД: Изд-во «Феникс», 1996.
  63. Психология юношеского возраста// И. С. Кон. М.: Наука, 1968.
  64. Кон И. С. Ребенок и общество (историческая, этнографическая перспектива)// И. С. Кон. М.: Наука, 1988.
  65. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года// Профессиональное образование. 2002. — № 5.
  66. Ю.В. Демократический лидер организатор детского движения (как создать детскую общественную организацию)// Ю. В. Королев. — Тольятти: Изд-во «МЭКОМ», 2001.
  67. Ю.В. Профессиональное самоопределение личности// Ю. В. Королев. Тольятти: Изд-во МЭКОМ, 2003.
  68. Ю.В. Самодеятельные общественные формирования в структуре детского движения// Ю. В. Королев. Тольятти: Изд-во «МЭКОМ», 2003.
  69. Ю.В. Формирование профессионального самоопределения личности в молодежных общественных организациях// Ю.В.Королев/ Среднее профессиональное образование. 2007. — № 2.
  70. Ю.В. Формирование профессионального самоопределения учащихся в детских общественных организациях// Ю. В. Королев. — Известия Самарского научного центра РАН, специальный выпуск, 2006.
  71. Т.А. Профессиональное самоопределение будущего педагога в традициях российских духовных ценностей// Костюкова Т. А.: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Томск, 2002.
  72. О.А. Организационно-педагогические условия допро-фессиональной управленческой подготовки учащихся// О. А. Кравченко: Автореф. дисс.канд. пед. наук. — Брянск, 1997.
  73. JT.H. Реализация прав ребенка в детском общественном объединении (социально-педагогический анализ)// Л. Н. Крупенина: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М., 1997.
  74. Н.К. О дошкольном воспитании// Н. К. Крупская. Л.: Лениздат, 1977. — 163с.
  75. В.А. Детское и молодежное движение в России в XX веке (монография)// В. А. Кудинов. Кострома: КГПУ, 2000.
  76. B.C. Теория и методика воспитательной работы// В. С. Кукушкин. РнД: Издательский центр «МарТ», 2007. — 320с.
  77. Ю.А. Личностные качества будущего специалиста: монография/ Ю. А. Кустов, Л. Г. Саксонова, В. Г. Шинкаренко и др. Самара: Самарский государственный технический университет, 2004. — 214с.
  78. Ю.А. Профориентация учащихся в социуме: монография/ Ю. А. Кустов, В. Н. Жирнова, С. В. Стацук. Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2008. -183с.
  79. Кустов Ю. А. Закрепление профессионального выбора учащейся молодежи: учебное пособие/ Ю. А. Кустов, В. А. Гусев, С. В. Стацук и др. -Тольятти: Волжский университет им. В. М. Татищева, 2003. 198с.
  80. Д.Н. Детское общественное движение переходного периода// Д. Н. Лебедев. М., «Внешкольник». — 1999. — № 5.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность// А. Н. Леонтьев. -М.: Мысль, 1971.
  82. А.Н. Проблемы развития психики// А. Н. Леонтьев. М., 1981.
  83. И.Я. Дидактические основы методов обучения// И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981.
  84. Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях// Р. А. Литвак: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997.
  85. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания/ Ред. Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова. М.-Тверь, 2004.
  86. А.С. Педагогические сочинения// А. С. Макаренко. — М.: Педагогика, 1983.
  87. А.С. Методика воспитательной работы// А.С.Макаренко/ Избр. педагог, произвел. В 2-х т. Т.2. М.: Магистр, 1998. — 428с.
  88. В.Ш. Современная идеология воспитания социально-ориентированной личности// В. Ш. Масленникова. Казань: РИД «Школа», 2004.- 176с.
  89. В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога// В. Ш. Масленникова: Дисс.. д-ра пед. наук. Казань: ИССО РАО, 1996. -446с.
  90. Ю.В. Раннее профессиональное самоопределение школьников в системе «школа-вуз». На примере физико-математического образования// Ю. В. Масленникова: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Н. Новгород, 2002.
  91. М.И. Теория и практика проблемного обучения// М. И. Махмутов. Казань, 1972.
  92. Е.В. Педагогические условия для формирования у старших школьников готовности к принятию решения в выборе профессии// Е. В. Машиньян: Автореф. канд. пед. наук М., 1993.
  93. Методическое обеспечение реализации моделей воспитательной деятельности/ Под ред. Г. В. Мухаметзяновой. Казань: ЮЛАКС, 2007. — 116с.
  94. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях// Л.М.Митина/ Вопросы психологии.- 1997. № 4.
  95. Г. М. Ценностные ориентации и профессиональное становление молодежи. Выбор профессии: мотивы и их реализации// Г. М. Мкртчян. М.: «Знание». — 1986. — № 6.
  96. Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье// Н. Г. Морозова. М., 1961.
  97. ЮО.Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед. вузов// А. В. Мудрик. М., 1999.
  98. Муравьева J1.A. Организатору детского движения// Л. А. Муравьева, И. В. Руденко. Тольятти, 2005.
  99. Г. В. Вопросы общей и профессиональной педагогики// Г. В. Мухаметзянова / Избранные труды: в 3-х т. Т. З. Казань: Мага-риф, 2005.-415с.
  100. Г. В. Обновление содержания среднего профессионального образования в свете «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»// Г. В.Мухаметзянова/ Профессиональное образование. 2002. — № 3.
  101. Г. В. Приоритеты воспитания в профессиональной школе// Г. В. Мухаметзянова. Казань: Казанский педагогический журнал. -2000. — № 2.
  102. Г. В. Подготовка специалистов социальной сферы: региональный аспект// Г. В. Мухаметзянова, Ф. Ш. Мухаметзянова. Казань: Изд-во ЮГУ, 2004. — 284с.
  103. Нестеренко В. М. Проектирование учебно-технической среды профессионально-личностного саморазвития студентов технических вузов// В. М. Нестерешсо: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Тольятти, 2000.
  104. И.Т. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе// И. Т. Огородников. М., 1969.
  105. И.И. Профессиональное самоопределение старшеклассников в культурно-досуговой деятельности// И. И. Орлянская: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1999.
  106. П.Н. Профессиональное развитие студента среднего специального учебного заведения (социально-психологический аспект)// П. Н. Осипов.- Казань: РИД «Школа», 2002. 196с.
  107. П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся// П. Н. Осипов. Казань: Карпол, 1997. — 216с.
  108. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. Пидкасистого П. И. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  109. Педагогическая модель социально-ориентированной личности студента (методическое пособие). Казань: ИСПО РАО, 2006. — 124с.
  110. А.В. Психология// А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М., 2002.
  111. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека// Ю. П. Поваренков. М.: УРАС, 2002. — 160с.
  112. В.А. Концепция профессионального самоопределения молодежи// В. А. Поляков, С.Н.Чистякова/Педагогика. 1993. — № 5.
  113. В.Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социальном обществе// В. Д. Попов. М.: Мысль, 1998. — 239с.
  114. А.С. Игровая технология и ее педагогические возможности // А.С.Прутченков/ Школьный экономический журнал. 1997. — № 1.
  115. А.С. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников// А. С. Прутченков: Автореф. дисс. д-ра. пед. наук. -М., 1999.
  116. А.С. Экономическое воспитание старших подростков в первичном трудовом коллективе школьников// А. С. Прутченков: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1990.
  117. А.С. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников// А. С. Прутченков: Дис.. д-ра пед. наук. -М., 1998.-366с.
  118. Н.С. Соотношение понятий «личностное самоопределение» и «профессиональное самоопределение»// Н.С.Пряжников/ В кн. «Понятийный аппарат педагогики и образования». Екатеринбург, 1995.
  119. Д.Р. Социализация личности подростка в условиях детского общественного объединения// Д. Р. Пташко: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Челябинск, 2000.
  120. Реализация модели социально-ориентированной личности в процессе воспитательной деятельности / Под ред. Г. В. Мухаметзяновой. — Казань: ИПП ПО РАО, 2006. 144с.
  121. А.А. Психология адаптации личности// А. А. Реан. СПб.: Прайм — Еврознак, 2006. — 483 с.
  122. Т.В. Оптимизация самоопределения старших школьников в условиях трансформации общества// Т. В. Рогачева: Дис.. канд. психол. наук. М., 2006
  123. М.И. Детские организации: возможности выбора. Методическое пособие для организаторов детского движения// М. И. Рожков, А.В.Волохов- М., 1996.
  124. А.П. Детские и подростковые клубы в системе общественного воспитания// А. П. Романов: Дисс.докт. пед. наук. -М., 1990.
  125. СЛ. Основы общей психологии// С Л.Рубинштейн. -М.: Изд-во АН СССР, 1946.
  126. СЛ. Человек и мир проблемы общей психологии// С. Л. Рубинштейн. — М., 1976.
  127. И.В. Введение в педагогику детского движения. Учебное пособие// И. В. Руденко. М.: Педагогическое общество России, 2004.
  128. А.В. Формирование готовности будущего педагога к организации деятельности детского общественного объединения// А. В. Савченко: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Оренбург, 1999.
  129. И.Е. Социально-профессиональное самоопределение школьников в трудовых объединениях// И. Е. Сазонов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 1999.
  130. С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждении дополнительного образования// С. В. Сальцева: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1996.
  131. B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания// В.С.Селиванов/ Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336с.
  132. И.И. Культура в эпоху социального хаоса// И. И. Сиземская. М., 2000.
  133. В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. Учебное пособие// В. Д. Спмоненко. Брянск. 1995.
  134. М.Н. Проблемы современной дидактики// М. Н. Скаткин. — М.: Педагогика, 1984.
  135. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учебное пособие для преподавателей// Г. Б. Скок. -М.: Пед. общество России, 2000.
  136. Н.Д. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях становления рыночных отношений (сравнительный анализ, состояние, тенденции)// Н. Д. Скосырева: Автореф. дисс. .канд. пед. паук. М., 1993.
  137. Е.Н. Детское движение в современном обществе// Е. Н. Сорочинская. РнД: РГПУ, 1993.
  138. Социокинетика. Книга о социальном движении в детской среде: в 2-х частях/ Сост. и ред. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. М., 2000.
  139. Теория, история, методика детского движения (ТИМ). Кострома, 2002.
  140. С.В. Социальное участие молодежи: опыт России// С.В.Тетерский/ Социальные инициативы и детское движение. Материалы международной научно-практической конференции 25−27 ноября 2000 г. -Ижевск, 2000.
  141. М.Х. Жизненная ориентация как феномен сознания. Формирование молодежного сознания// М. Х. Титма. Таллин, 1978.
  142. С.В. Формирование ценностных ориентаций подростков в деятельности детских общественных объединений// С. В. Тиханова: Авто-реф. дисс.канд. пед. наук. Челябинск, 1999.
  143. С.В. Экономическая подготовка школьников в системе дополнительного образования// С. В. Трусов: Автореф. дисс.канд. пед. наук. — Тула, 1999.
  144. М.Н. Педагогические условия профессионального самоопределения творческой личности// М. Н. Тулякова: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Сумы, 1998.
  145. М.Н. Организационно-педагогические условия развития предприимчивости у школьников в детском акционерном обществе (на примере Башкортостана)// М. Н. Умутбаева М.Н.: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М., 1997.
  146. Г. Н. Деятельность детских общественных организаций как средство развития жизнеспособной личности// Г. Н. Уразов: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Воронеж, 2002.
  147. Т.А. Педагогические условия экономической подготовки учащихся в учреждениях дополнительного образования// Т. А. Федоткина: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1997.
  148. Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства//Д.И.Фельдштейн. — М., 1997.
  149. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие //К.Фопель.- М.: Генезис, 2004. 160с.
  150. Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты// Р.Френкин. СПб.: Издательство «Питер», 2006.- 651с.
  151. И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях// И. И. Фришман И.И.: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Ярославль, 2001.
  152. С.Я. Социально-педагогические основы подготовки учителя к работе с детскими общественными объединениями// С. Я. Харченко: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1993.
  153. О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учебное пособие / О. В. Хухлаева М.: Академия, 2005. — 203с.
  154. Е.Е. Реализация социально-педагогических функций детских организаций// Е. Е. Чепурных: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -Ярославль, 1997.
  155. В.Ф. Мировоззрение личности и ее основные жизненные выборы//В.Ф.Черноволенко. Киев, 1997.
  156. А.С. Психологическая школа молодежных лидеров// А. С. Чернышев и др. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. -271с.
  157. И.Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационные учебных заведений// И. Д. Чечель: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. -М., 1995.
  158. С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи// С. Н. Чистякова. — М., 1992.
  159. О.Д. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков// О. Д. Чугунова: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Кострома, 2000.
  160. Ч.А. Ценностные ориентации молодежи в новых общественно-экономических условиях// Ч. А. Шакиева: Дис.. д-ра психол. наук. -СПб, 1998.-312с.
  161. Р.Х. Личность: психогенез и воспитание// Р. Х. Шакуров. -Казань: ЦИТ, 2003. 305с.
  162. Р.Х. Эмоции. Личность. Деятельность: механизмы психодинамики// Р. Х. Шакуров. Казань: ЦИТ, 2001. — 180с.
  163. Т.И. Теория и практика личностно-ориентированной подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников// Т. И. Шалавина: Автореф. дисс.канд. пед. паук-. -М., 1995.
  164. P.M. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте// Р. М. Шамионов: Автореф. дисс.капд. пед. наук. СПб., 1997.
  165. Н.И. Основы психологической диагностики: учебн. для студентов высш.учебн. заведений// Н. И. Шевандрин. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2005. — 336с.
  166. Н.С. Социально-профессиональное самоопределение личности// Н. С. Ширшина. Н. Новгород, 1995.
  167. А.Н. Профессиональное самоопределение учащихся как проблема управления многопрофильным образовательным учреждением// А. Н. Шишлов: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 2002.
  168. С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования// Шишов С.Е./ Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2.
  169. В.Л. Профессиональное самоопределение учащихся учреждений дополнительного образования// В. Л. Шкляев: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 2000.
  170. С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры// С. А. Шмаков: Автореф. дисс.докт. пед. наук. -М., 1999.
  171. С.Н. Детство как социальный феномен// С. Н. Щеглова: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1999.
  172. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике// Г. И. Щукина. -М., 1971.
  173. Н.Е. Прикладная педагогика воспитания// Н. Е. Щуркова. -СПб: Питер, 2005. 366с.
  174. Д.Б. Избранные педагогические труды// Д. Б. Эльконин. -М., 1989.
  175. Э. Идентичность: юность и кризис// Э.Эриксон. М.: Прогресс, 2006. — 344с.
  176. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе// И. С. Якиманская. М., 1996.
  177. Argyris С. Increasing Leadership Effectiveness. New York: John Wiley&Sons, 1976.
  178. J. Cassaigneau. Russian Federation Situation Update//Network Russia — Web Edition. № 8.
  179. Mertens D. Schlusselgalifikationen. Thesen zur Schulung fur eine mod-erne Jeschellschaft. 1994, № 4.
  180. Soviet Media News Budget. June 7. 1990.
  181. Stogdill R.M. Handbook of Leadership. New York: The Free Press, 1974.
  182. УСТАВ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «Городской МЭКОМ-клуб"1. Общие положения
  183. Детская общественная организация «Городской МЭКОМ-клуб» (в дальнейшем «Клуб») является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
  184. Клуб создан по инициативе граждан объединившихся на основе общности интересов, для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
  185. Место нахождения клуба: 445 011, Самарская область, г. Тольятти, ул. Карла Маркса, дом № 27-а.
  186. Учредителями Клуба являются физические лица.
  187. Полное официальное наименование Клуба: детская общественная организация Городской МЭКОМ-клуб.
  188. Клуб в праве в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.
  189. Клуб имеет круглую печать, угловой штамп, бланк со своим наименованиям, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
  190. Клуб осуществляет свою деятельность в пределах города Тольятти в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящим Уставом.
  191. Клуб не отвечает по обязательствам своих членов. Члены Клуба не несут ответственность по обязательствам Клуба.
  192. Предмет и цели ден гсльности клуба
  193. Деятельность клуба основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.
  194. Клуб может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых он создан, и соответствующую этим целям.
  195. Клуб не в праве расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и компаний.
  196. Члены Клуба, их обязанности и права
  197. Порядок приема в члены Клуба
  198. Прием в члены клуба производится в индивидуальном порядке, на основании письменного заявления вступающего.
  199. Вступающий в члены Клуба предоставляет заявление, 2 фотографии 3 на 4 и рекомендацию члена Клуба, знающего рекомендуемого по месту жительства или по совместной учебе.
  200. Рекомендующий несет ответственность за свою рекомендацию, помогает новому члену клуба активно включиться в жизнь Клуба.
  201. Решение о принятии в члены Клуба принимает Совет Клуба простым большинством голосом членов Совета. На вновь вступившего заводится регистрационная карточка и ему выдается билет члена Клуба установленного образца.
  202. За невыполнение уставных требований, неуплату взносов в течении года член клуба может быть исключен из его членов. Решение об исключении из членов клуба принимает общее собрание клуба.
  203. Члены Клуба, достигшие 18-летнего возраста и не избранные в руководящие органы клуба, снимаются с учета и выбывают из Клуба.
  204. Структура и управление Клуба и срок полномочий руководящих органов
  205. Высшим органом управления Клуба является общее собрание членов Клуба.
  206. Общее собрание Клуба проводится не реже одного раза в год. Присутствующий член Клуба имеет один голос.
  207. Общее собрание клуба правомочно, если на нем присутствует больше половины членов.
  208. Решение общего собрания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании. Решения общего собрания по вопросам исключительной компетенции принимается квалифицированным большинством голосов членов присутствующих на собрании.
  209. Текущее руководство Клубом осуществляет Совет Клуба, избираемый поименно общим собранием сроком на 1 год. В состав Совета Клуба входит: председатель, заместитель председателя, секретарь.
  210. Председатель Клуба должен действовать в интересах Клуба добросовестно и разумно. В случае причинения убытков организации, председатель Клуба должен возместить их.
  211. К компетенции заместителя председателя относятся:• информирование членов Клуба о деятельности Совета Клуба, доведение до них решений общего собрания и Совета Клуба-• контроль за исполнением поручений Клуба ее членами.
  212. К компетенции секретаря относятся:• ведение учета приема и выбытия членов Клуба-• согласование повестки дня заседаний Совета Клуба.
  213. В период отсутствия председателя его обязанности выполняет заместитель.
  214. Контрольно-ревизионная комиссия является контрольно-ревизионным органом Клуба, осуществляющий контроль за расходованием материальных и денежных средств1. Клуба.
  215. Контрольно-ревизионная комиссия избирается на общем собрании Клуба сроком на 1 год в количестве 3-х человек: председателя, заместителя председателя и секретаря.
  216. Контрольно-ревизионная комиссия не реже одного раза в год докладывает общему собранию Клуба о результатах финансово-хозяйственной деятельности.
  217. Члены контрольно-ревизионной комиссии подотчетны только общему собранию Клуба.
  218. Председатель контрольно-ревизионной комиссии осуществляет планирование и организацию ее деятельности в течении срока своего избрания.
  219. Источники формирования имущества
  220. Вступительные и членские взносы с момента их уплаты становятся собственностью Клуба. Члены многодетных семей, дети-сироты освобождаются от уплаты членских взносов.
  221. В случае выхода или исключения лица из членов Клуба вступительные и денежные взносы не возвращаются.
  222. Члены Клуба не имеют права на долю имущества организации, в том числе при выходе из ее состава.
  223. Полученная Клубом прибыль не подлежит распределению между ее членами.
  224. Прибыль Клуба используется исключительно в соответствии с уставными целями.
  225. Реорганизация и ликвидация клуба
  226. Реорганизация клуба осуществляется по решению общего собрания, если за данное решение проголосовало большинство голосов присутствующий на общем собрании, и в порядке, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ.
  227. Имущество Клуба переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ.
  228. Клуб может быть ликвидирован на основании решения общего собрания, если за данное решение проголосовало большинство голосов присутствующий на общем собрании или судебном порядке.
  229. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Клуба. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого Клуба выступает в суде.
  230. Решение о ликвидации публикуется в местных средствах массовой информации.
  231. Имущество, остающееся после ликвидации Клуба, направляется на цели, предусмотренные Уставом.6.24.7. Заключительные положения
  232. Изменения вносятся в Устав решением членов общего собрания и вступают с момента государственной регистрации.
  233. УСТАВ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «МЭКОМ-клуб школы №"1. Общие положения
  234. Детское общественное объединение «МЭКОМ-клуб школы № «(в дальнейшем «Клуб») является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
  235. Клуб создан по инициативе граждан объединившихся па основе общности интересов, для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.13. Место нахождения клуба:.
  236. Учредителем Клуба является ДОО «Городской МЭКОМ-клуб».
  237. Полное официальное наименование Клуба: Детское общественное объединение МЭКОМ-клуб Школы №.
  238. Клуб приобретает права юридического лица с момента регистрации.
  239. Клуб осуществляет свою деятельность в пределах Школы №города Тольятти в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящим Уставом.
  240. Клуб не отвечает по обязательствам своих членов. Члены Клуба не несут ответственность по обязательствам Клуба.
  241. Предшет н цели деятельности клуба
  242. Деятельность клуба основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.
  243. Члены Клуба, их обязанности и права
  244. Порядок приема в члены Клуба
  245. Прием в члены клуба производится в индивидуальном порядке, на основании письменного заявления вступающего.
  246. Вступающий в члены Клуба предоставляет заявление, рекомендацию члена Клуба, знающего рекомендуемого по месту жительства или по совместной учебе.
  247. Рекомендующий несет ответственность за свою рекомендацию, помогает новому члену клуба активно включиться в жизнь Клуба.
  248. Решение о приняши в члены Клуба принимает Совет Клуба простым большинством голосом членов Совета. На вновь вступившего заводится регистрационная карточка и ему выдается билет члена Клуба установленного образца.
  249. За невыполнение уставных требований, неуплату взносов в течении года член клуба может быть исключен из его членов. Решение об исключении из членов клуба принимает общее собрание клуба.
  250. Члены Клуба, достигшие 18-летпего возраста и не избранные в руководящие органы клуба, снимаются с учета и выбывают из Клуба.
  251. Структура и управление Клубом и срок полномочий руководящих органов
  252. Высшим органом управления Клуба является общее собрание членов Клуба.
  253. Общее собрание Клуба проводится не реже одного раза в год. Присутствующий член Клуба имеет один голос.
  254. Общее собрание клуба правомочно, если на нем присутствует больше четверти членов.
  255. Решение общего собрания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании. Решения общего собрания по вопросам исключительной компетенции принимается квалифицированным большинством голосов членов присутствующих на собрании.
  256. Текущее руководство Клубом осуществляет Директория, избираемая поименно общим собранием сроком на 1 год. В состав Директории входит: генеральный директор, исполнительный директор, технический директор.
  257. Генеральный Директор должен действовать в интересах Клуба добросовестно и разумно. В случае причинения убытков организации, председатель Клуба должен возместить их.
  258. К компетенции Исполнительного Директора относятся:• информирование членов Клуба о деятельности Директории, доведение до них решений общего собрания и Директории-• контроль за исполнением поручений Клуба ее членами.
  259. К компетенции Технического Директора относятся:• ведение учета приема и выбытия членов Клуба:• согласование повестки дня заседаний Директории.
  260. В период отсутствия Генерального Директора его обязанности выполняет Исполнительный Дирек гор.
  261. Контроль за деятельностью клуба выполняет представитель районного отделения Городского МЭКОМ-клуба.
  262. Реорганизация и ликвидация клуба
  263. Реорганизация клуба осуществляется по решению Совета Городского МК, если за данное решение проголосовало большинство голосов присутствующий на общем собрании, и в порядке, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ.7. Заключительные положения
  264. Изменения вносятся в Устав решением членов общего собрания и вступают с момента государственной регистрации.
  265. Содержание программы подготовки педагогов (вожатых) к работе в детских лагерях отдыха с участием «Ассоциации МЭКОМ-клубов»
  266. Раздел 1. Организационно-правовой (4 ч.)
  267. Цели, задачи и основные функции ДОЛ. Законодательные основы деятельности детских оздоровительных лагерей. Особенности деятельности ДОЛ с участием «Ассоциации МЭКОМ-клубов».
  268. Раздел 2. Социально-психологический (4 ч.)
  269. Раздел 3. Педагогический (6 ч.)
  270. Раздел 4. Технология МЭКОМ (6 ч.)
  271. Раздел 5. Методический (8 ч.)
  272. Теоретические основы деятельности и функциональные обязанности педагога-вожатого в ДОЛ. Методика воспитательной работы в ДОЛ. Методика подготовки и проведения игр в условиях ДОЛ. Методика подготовки и проведения коллективных творческих дел (КТД).
  273. Раздел 6. Практический (8 ч.)
  274. Туристко-краеведческий практикум. Оформительский практикум. Творческие конкурсы, игры с залом. Интеллектуальные игры. Ролевые игры. Подвижные игры. Спортивные игры.
  275. Следующая стадия вводного цикла доведение ролевых функций директора, бухгалтера и брокера и выдача типовых бланков: расчетного счета и баланса. Для правильного ведения бланков проводится инструктаж с проверкой.
  276. Заключительной частью вводного цикла является доведение до участников Правилигры.1. Правила игры:
  277. Целью любого бизнеса является получение прибыли. Целью инвестора является получение прибыли от вложений в ценные бумаги: акции и облигации.
  278. Всем фирмам, участвующим в игре выдается равный начальный капитал в сумме 100 денежных единиц.
  279. Победителем игры признается фирма, получившая к окончанию игры самую большую прибыль.
  280. Игра состоит из периодов. В свою очередь каждый период состоит из торгов, выплаты дивидендов, сдачи баланса.
  281. Каждый период маклер продает по одной акции каждого эмитента.
  282. В случаях, когда фирма не в состоянии купить акцию (например, брокер назначил слушком высокую цену) банк принимает в оплату уже купленные фирмой акции по текущему курсу. Если и на этот раз акций не хватает фирма объявляется банкротом.
  283. Размер бонуса объявляет ведущий организатор, бухгалтера фирм фиксируют операцию в своих расчетных счетах и получают деньги в банке.
  284. После выплаты дивидендов и бонусов период (биржевая сессия) объявляется закрытым и сразу же начинается следующий период.
  285. Для успешного освоения правил игры проводится нулевой (пробный) период, которые не засчитывается, а является показательным для участников игры.1. Основной цикл
  286. В целях предупреждения завышения стоимости акций в последнем периоде, участникам не говорится количество периодов.1. Заключительный цикл
  287. ПРИХОД РАСХОД ОСТАТОК ОПЕРАЦИЯ ОТМЕТКА БАНКА100 100 Начальный капитал
  288. Бухгалтерский баланс фирмы1. АКТИВ
  289. Эмитент Количество Курс Итого
Заполнить форму текущей работой