Главный принцип воспитания ребенка технологии Монтессори — дисциплина в свободе. Активность действий поощряется воспитателем, но они направляются в нужное русло. Здесь нет четкой организации занятий, когда дети строем пришли, сели за столы и начали заниматься все одним и тем же.
Детям в группе позволяется выполнять любую работу" по дому", которую не каждая мама доверит своему малышу.
Все зоны вместе являются подготовительной средой для дальнейшего развития ребенка. Ребенок сам выбирает привлекательную для себя зону, но каждую из пяти он со временем пребывания в группе опробует.
Задача воспитателей в таких группах — не сделать за ребенка, а помочь ненавязчиво сделать самому.
До 5 лет подготовленной средой является материал для занятий, развивающих моторику и сенсорику, а также глаза, речь и т. д. Частью такого материала могут быть повседневные бытовые предметы, которые отличаются по форме, запаху, цвету, весу, вкусу, температуре.
После 5 лет начинается развитие сознания ребенка. Он начинает более внимательно исследовать предметы, разбирать, пробовать, задавать множество вопросов. В это время можно начинать знакомство ребенка с различными предметами, явлениями, окружающими его.
Ближе к 8 годам начинается исследование текста, как часть саморазвития. В это время подготовленная педагогическая среда должна быть представлена буквами, цифрами, ручками, карандашами, разными текстами, книгами. Взрослым необходимо уделять большое внимание своей речи.
В группе всегда есть несколько правил, которые помогают поддерживать коллективный порядок. Задача воспитателя — акцентировать внимание ребенка в тот момент, когда правило нарушается. Но ребенка никто не заставляет соблюдать правила под страхом наказания. Он сам должен понять, что плохого в его нарушении. И когда новичок пробегает по чужому коврику, где работает другой ребенок, воспитатель подзывает ребенка и спрашивает: «Если бы ты работал на коврике и кто-то пробежал по нему, а еще хуже — разрушил твою работу, тебе было бы приятно?».
Правило выводится вместе с ребенком. Ребенок начинает понимать — правила это то, что помогает дружно жить. Постепенно правила входят в повседневность так, что старшие дети начинают обучать им вновь пришедших: «У нас так не принято, давай покажу как надо».
Целевые ориентации.
- * Всестороннее развитие.
- * Воспитание самостоятельности.
- * Соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности.