Исследование имиджа педагога
На рисунке 3.5 изображена статистика ответов на вопрос «Как должны относиться учащиеся к личной жизни педагога?», которая выглядит следующим образом: личная жизнь преподавателя не должна интересовать учащихся — 47,5%; учащиеся могут интересоваться семьей педагога — 10,0%; это не влияет на отношения с педагогом — 42,5%. На рисунке 3.9 мы можем увидеть, как отвечали педагоги и учащиеся на вопрос… Читать ещё >
Исследование имиджа педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация и методы проведения исследования
В исследовании были задействованы 40 человек, из них 10 — это преподаватели кафедры психолого-педагогических дисциплин, 6 — учащиеся группы 13 381, 24 — учащиеся группы 93 494.
Каждому педагогу и учащемуся была роздана анкета, в которой они отмечали те или иные варианты ответов (прил. 1).
Из данных анкетирования (прил. 2) следует, что статистика ответов на вопросы выглядит следующим образом:
Рисунок 3.1 — На что в первую очередь обращают внимание при встрече с педагогом?
На рисунке 3.1 мы видим, что на вопрос «На что в первую очередь обращают внимание при встрече с педагогом?» отметили варианты: на отношение к учащимся — 32% опрошенных; на манеру общения с учащимися — 40%; на характер 3%; на одежду — 5%; на причёску 0%; на возраст — 10%; на лицо — 5%; на макияж 0% и свой ответ «На все» — 5% опрошенных.
Рисунок 3.2 — Важно ли, как выглядит преподаватель?
На рисунке 3.2 изображена тенденция ответов на вопрос «Важно ли, как выглядит преподаватель?», которая имела следующие результаты: «внешность — это не главное» выбрали 12,5% опрошенных; «внешний облик педагога имеет большое значение» отметили 52%, всё равно было 35% опрошенных, и свой ответ не написал никто.
Рисунок 3.3- Как на ваше мнение должен быть одет педагог?
На вопрос «Как на ваше мнение должен быть одет педагог?» (рис. 3.3) ответы выглядели следующим образом: преподаватель должен быть одет строго, по-деловому — 37,5%; преподаватель имеет право одеваться так, как хочет — 47,5%; преподаватель должен выглядеть современно и модно — 15,0%.
Рисунок 3.4 — Что, по-вашему, недопустимо в облике педагога?
В вопросе «Что, по-вашему, недопустимо в облике педагога?» выделили такие варианты, как неряшливость — 17,5% опрошенных; очень короткая юбка или глубокое декольте — 27,5%; яркий макияж — 5,0%; свой вариант не написал никто; неопрятность — 40,0%; отсутствие маникюра — 10,0% (рис 3.4).
Рисунок 3.5 — Как должны относиться учащиеся к личной жизни педагога?
На рисунке 3.5 изображена статистика ответов на вопрос «Как должны относиться учащиеся к личной жизни педагога?», которая выглядит следующим образом: личная жизнь преподавателя не должна интересовать учащихся — 47,5%; учащиеся могут интересоваться семьей педагога — 10,0%; это не влияет на отношения с педагогом — 42,5%.
Рисунок 3.6 — Какое качество педагога ценнее всего?
На рисунке 3.6 видно, что на вопрос «Какое качество педагога ценнее всего?» ответили: умение объяснять учебный материал — 65,0%; чувство юмора — 15,0%; доброжелательность — 12,5%; общительность — 5,0%; принципиальность — 0,0%; строгость — 2,5%; Свой ответ — 0,0%.
Рисунок 3.7 — Влияет ли имидж педагога на отношение к предмету?
На вопрос «Влияет ли имидж педагога на отношение к предмету?» ответы выглядят следующим образом: да — 52,5%; нет — 32,5%; затрудняюсь ответить на этот вопрос — 15,0% (рис 3.7).
Рисунок 3.8 — Какой из нижеперечисленных факторов является наиболее необходимым?
Ответы на вопрос «Какой из нижеперечисленных факторов является наиболее необходимым?» выглядят следующими образом: наличие творческого потенциала педагога — 10,0%; убедительность, «сила» предъявления — 7,5%; оригинальность, яркость выступления — 22,5%; культура речи — 30,0%; значимость информации для аудитории, была ли мотивация слушать — 30,0% (рис. 3.8).
Рисунок 3.9 — Какие ошибки иногда допускают педагоги?
На рисунке 3.9 мы можем увидеть, как отвечали педагоги и учащиеся на вопрос «Какие ошибки иногда допускают педагоги?»: подчеркивание неудач — 7,5%; неумение управлять собственным психическим состоянием в общении — 40,0%; игнорирование проблем учащихся — 15,0%; ошибки не допускаются — 12,5%; затрудняюсь ответить — 25,0%.
Опираясь на данные проведенного анкетирования, можно смело заявить, что на успешный процесс обучения влияет не только высокая эрудированность, но и внешний облик. Учащиеся придают большое значение внешнему облику, иногда даже большее внимания, чем знаниям и педагогическим способностям преподавателя. Педагоги, в свою очередь, так же выделяют значимость своего внешнего облика для учащихся. Из проведенных исследований был сделан вывод о том, что неряшливый или вызывающий вид может отвлекать учащихся от излагаемого педагогом материала, а иногда даже полостью поглощать их внимание.
Без интереса к личности учителя нет и интереса к предмету. Интерес к личности учителя — средство активизации интереса к предмету. Образ педагога должен вдохновлять ученика. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, свои профессиональные качества, создавая собственный имидж. От того, как педагог будет создавать и продумывать свой профессиональный имидж, будет зависеть его профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех, профессиональная компетентность.
Использованные методики были адекватны цели и задачам исследования. Выборка была однородной.