Если вы пока не овладели компьютерной диагностикой, необходимо прибегнуть к традиционным безмашинным средствам, ведь знать для целенаправленной работы уровень воспитанности класса и каждого воспитанника крайне необходимо. Изучение школьника может осуществляться с различными целями: знать состояние здоровья; определить возможности овладения определенной профессией и т. д. Изучение классного коллектива и воспитанников лучше проводить по специальной программе, тогда есть гарантия, что вы ничего не забудете и получите систематизированную информацию.
Для того чтобы программа целостно характеризовала воспитанника, в ней должны быть представлены все основные стороны воспитанности: духовная, нравственная, трудовая, эстетическая, физическая и умственная, охарактеризованы интеллектуальная, волевая и эмоциональная сферы психики, а также интересы и способности воспитанника. Нас, конечно, интересует, как максимально сократить объем программы. Остановитесь на 10 пунктах: 1) духовный мир школьника; 2) нравственная воспитанность; 3) отношение к учению; 4) культурный кругозор; 5) основные общеучебные умения (выделять главное, планировать учебную работу, читать и писать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль); 6) уровень интеллектуального развития; 7) сформированность эмоциональной сферы; 8) здоровье и работоспособность; 9) интересы, склонности, ориентации, жизненные планы; 10) отклонения (какие, глубина, необходимость коррекции).
Не следует исключать более углубленное изучение отдельных сторон и качеств личности. Так, при наличии отрицательного отношения к учению в качестве главной причины могут выступать заниженная самооценка, пробелы в знаниях, конфликтные отношения с учителем и т. п. Вопросы, имеющие частный характер, не включайте в общую программу.
Для того чтобы наполнить программу объективными данными, учителю необходимо пользоваться всеми доступными в массовой практике методами изучения учащихся. (Эти методы мы подробно разобрали в разделе I части 1 учебника «Общие основы педагогики».) Применяйте тестирование, анкетирование, беседы, систематизированные наблюдения. Очень важно в ходе наблюдений выделять и фиксировать те изменения в личности ученика, которые происходят па протяжении длительного времени. Фиксируя изменения, прослеживаем, как влияют на школьника те или иные меры педагогического воздействия, какие из них оказываются эффективными.