Введение.
Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
Мотивационная готовность — это зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности. Особое значение придается развитию познавательной мотивации и мотивации достижения, т. е. в основе деятельности ребенка уже лежит не желание поиграть, а желание узнать что-то новое, достичь определенного результата. В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методы… Читать ещё >
Введение. Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации [13, С.416−420].
Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятием мотива и мотивации.
Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют себя вести определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.
Проблема готовности детей к школе — одна из важнейших в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Начало обучения в школе — новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности — учебной.
Готовность к школе рассматривается как выражение новообразований дошкольного возраста, которое обеспечивают, в дальнейшем адаптацию ребенка к условиям школьного обучения.
Мотивационная готовность — это зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности. Особое значение придается развитию познавательной мотивации и мотивации достижения, т. е. в основе деятельности ребенка уже лежит не желание поиграть, а желание узнать что-то новое, достичь определенного результата [15, С.18].
Целью нашего исследования является изучение особенностей мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования — развитие мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.
В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста характеризуется преобладанием внешней мотивации и недостаточной сформированностью внутренней позиции школьника.
Основными задачами исследования выступили следующие:
- 1. Теоретически обосновать проблему исследования в психолого-педагогической литературе.
- 2. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста и определить критерии оценки полученных результатов.
- 3. Экспериментально определить уровень сформированности мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
- 4. Интерпретировать полученные результаты экспериментального изучения мотивационной готовности.
В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методы исследования: теоретический метод (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); экспериментальный метод (констатирующий эксперимент), количественный и качественный анализ полученных результатов.
Организационная база исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 65» п. Уптар Магаданской обл.
В исследовании приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка литературы.
мотивация обучение дошкольник.