Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Характеристика и анализ проблемной ситуации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уровень — предполагает самостоятельное выдвижение и обоснование гипотез обучаемыми, однако процесс доказательства гипотез осуществляется вместе с педагогом; Возникновение собственно познавательного отношения к ситуации, а именно: у человека появляется ориентировочная реакция, потребность понять, что произошло. В ходе занятия преподаватель предлагает обучаемым различные проблемы, которые вызывают… Читать ещё >

Характеристика и анализ проблемной ситуации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теория и практика проблемного обучения развивалась в работах известных отечественных психологов А. В. Брушлинского, А. М. Матюшкина, И. М. Махмутов и др. А. М. Матюшкин выделяет следующую структуру проблемной ситуации [6]:

потребность человека в раскрываемом новом отношении, свойстве или способе действия;

неизвестное знание, которое должно быть открыто;

возможности обучаемых, включая интеллектуальные способности и достигнутый ими уровень знаний.

Проблемную ситуацию можно ещё представить и как некоторую неформальную, ценностно-смысловую ситуацию задачи, в основе которой лежит сформированное участником познавательное противоречие, тем самым проблемная ситуация выступает как своеобразное «знание о незнании», когда участники знают что именно они не знают. Иначе проблемная ситуация становится лишь смутным ощущением познавательного затруднения. Совместное мышление по поводу решения проблем в ходе групповой дискуссии представляет взаимодействие таких неформальных структур о задаче, проблеме. Различия в пределах неформальных структур представляют собой определенные «зоны ближайшего развития» в нахождении решения и формировании мышления участников.

Таким образом, для проблемной ситуации характерно:

объективно возникающее рассогласование или противоречие между целью, отвечающей актуально действующей потребности, и средствами её достижения (эмоционально это противоречие переживается как состояние внутреннего конфликта);

возникновение собственно познавательного отношения к ситуации, а именно: у человека появляется ориентировочная реакция, потребность понять, что произошло.

И.М. Махмутов выделяет различные уровни проблемности, возможные в педагогическом процессе, в зависимости от характера действий по разрешению породивших противоречий [7]:

  • 1) уровень — определяется наличием в учебном материале объективного противоречия и его выражением в форме проблемы: преподаватель создаёт проблемную ситуацию и показывает выход из неё;
  • 2) уровень — связан с процессом коллективного поиска способов решения проблемы: в возникшей ситуации обучаемые совместно с преподавателем выдвигают и обосновывают различные гипотезы;
  • 3) уровень — предполагает самостоятельное выдвижение и обоснование гипотез обучаемыми, однако процесс доказательства гипотез осуществляется вместе с педагогом;
  • 4) уровень — обучаемые самостоятельно ставят проблемы, самостоятельно выдвигают и обосновывают гипотезы, доказывают их и проверяют правильность решения проблем.

В ходе занятия преподаватель предлагает обучаемым различные проблемы, которые вызывают у них интеллектуальную активность, проявляющуюся в дискуссии.

В ходе групповой дискуссии преподавателю следует:

анализировать высказывания всех участников;

обсуждать все предложенные гипотезы, точки зрения;

контролировать ход дискуссии, направляя её путём постановки проблемных вопросов;

подводить обучаемых к групповому решению предложенной проблемы.

При анализе проблемных ситуаций, возникающих по ходу занятия, необходимо:

чтобы участники активно и интенсивно общались друг с другом, обмениваясь учебной информацией, за счёт чего происходит расширение объёма знаний, повышение компетентности;

создавать доброжелательные отношения между участниками, служащие средством и условием повышения эффективности обучения;

создавать условия для возникновения эмоционального заражения, когда эмоциональные состояния каждого участника, взаимно отражаясь, усиливаются, и приводят к эмоциональной насыщенности группового обсуждения, усилению активности участников.

Выработанные групповые решения, эмоционально закрепляясь, приобретают особую значимость для участников обсуждения, являясь основанием для дальнейшего познания различных аспектов проблемы.

При использовании метода анализа конкретных ситуаций рекомендуется применять следующий алгоритм работы обучаемых в подгруппах:

  • — анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признака проблемы, ее ясной, четкой, краткой формулировки;
  • — выработка альтернатив, т. е. различных «способов действия в данной ситуации;
  • — разработка критериев решения проблемы, требований к содержанию альтернатив и их обоснованию;
  • — при выборе лучшего решения опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов по их осуществлению.

Метод анализа конкретных ситуаций в основном активизирует интеллектуальную сторону личности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой