Содержание и понятие воспитания
В основе современной концепции воспитания лежит система воспитательных отношений, обеспечивающих взаимодействие воспитателей и воспитанников по общественно значимым целями формирования личности. Воспитание" — процесс целенаправленного, систематического формирования личности, обусловленный законами общественного развития, действием многих объективных и субъективных факторов. Любой тип… Читать ещё >
Содержание и понятие воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
«Воспитание» — процесс целенаправленного, систематического формирования личности, обусловленный законами общественного развития, действием многих объективных и субъективных факторов.
Как целостный процесс воспитание имеет две стороны:
- — внешнюю (собственно воспитание, воспитывающая деятельность как передача социального опыта);
- — внутреннюю (самовоспитание, целенаправленный процесс самосовершенствования путем усвоения социального опыта деятельности, поведения, духовного обогащения), поэтому оно является одним из основных видов деятельности человечества. Такой общий подход к пониманию сущности воспитания сложился еще во времена первобытного общества и в народной педагогике. Он является ведущим в попытках дать определение понятию «воспитание».
Следует отметить, что исторически сложились различные подходы к воспитанию детей:
- — авторитаризм средневековой системы воспитания;
- — гуманизм и высокая нравственность как основные цели воспитания Я. А. Коменского;
- — воспитание джентльмена в педагогической теории Джона Локка;
- — «теория естественного воспитания» Ж. Руссо и другие.
В основе современной концепции воспитания лежит система воспитательных отношений, обеспечивающих взаимодействие воспитателей и воспитанников по общественно значимым целями формирования личности.
Любой тип воспитательных отношений всегда связан со стремлением изменить человека, повлиять на его внутреннюю позицию, поведение и деятельность, управлять формированием его личности.
Традиционно в педагогике категорию «воспитание» рассматривали в разных аспектах, а именно:
- 1) в широком смысле:
- — как социальное явление (влияние среды, условий, обстоятельств, общественного устройства, учебных заведений, общественных организаций, всей жизни (К. Ушинский, Л. Выготский, Т. Шацкий и другие);
- — как процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания (Ю.Бабанский)
- — как общественное явление, охватывающее все воспитательные силы общества (Т.Ильина);
- — как процесс формирования личности в целом, направленный на овладение молодежью всей совокупностью социального опыта, общечеловеческих знаний, умений и навыков, способами творческой деятельности, социальными и духовными ценностями (И.Огородников, И. Харламов и другие).
- 2) в узком смысле под воспитанием чаще понимают:
- — влияние или систему воздействий воспитателей на воспитанников с целью формирования у них определенных свойств и качеств;
- — специфический процесс формирования социальных и духовных ценностей;
- — систему ценностных ориентаций и соответствующего поведения.
Некоторые ученые рассматривают понятие «воспитание» и в специальном педагогическом смысле как «…процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе», и в широком педагогическом смысле, когда понятие «воспитание» охватывает и процесс обучения, и собственно воспитания, то есть педагогический процесс в целом.
Б.Г. Ананьев считал, что воспитание можно толковать как общественное руководство индивидуальным развитием.
Итак, можно сделать вывод, что воспитание — это:
- — социальное явление, которое детерминировано природными задатками;
- — процесс, ведущий к определенным изменениям;
- — управление и руководство развитием личности;
- — действие всех объектов педагогического процесса;
- — развивающая деятельность.
Выделенные признаки не являются универсальными, однако они позволяют представить специфические особенности процесса воспитания и подтвердить его сложность, многоаспектность.