Этапы становления высшего образования
Одно из неоспоримых достижений советского режима — развитие системы образования и борьба с безграмотностью. В 1918 году принимаются «Декларация о единой трудовой школе» и «Положение о единой трудовой школе», в которых отражались основные принципы советской образовательной системы — бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена… Читать ещё >
Этапы становления высшего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Появление в Казахстане высшей школы принято отсчитывать с приходом советской власти. До нее система образования состояла, в основном, из гимназий, медресе и училищ.
Одно из неоспоримых достижений советского режима — развитие системы образования и борьба с безграмотностью. В 1918 году принимаются «Декларация о единой трудовой школе» и «Положение о единой трудовой школе», в которых отражались основные принципы советской образовательной системы — бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление.
В годы Советской власти в Казахстане начала развиваться система высших учебных заведений. В 1926 году в Ташкентском высшем педагогическом институте был образован казахский факультет. В 1928 году факультет был переведен в Алма-Ату и преобразован в Казахский государственный университет. Два года спустя он был переименован в Казахский педагогический институт, а в 1935 году получил имя Абая Кунанбаева. В 1929 году в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 — сельскохозяйственный. В 1934 году в столице состоялось открытие двух новых вузов — Горно-металлургического института и Казахского государственного университета им. С. Кирова (ныне КазГУ им. Аль-Фараби). В 1931 году в Алма-Ате открывается первый в республике медицинский институт. Открываются педагогические и учительские институты в Уральске, Семипалатинске, Актюбинске, Петропавловске, Чимкенте и Кустанае. В 30-е годы начинает развиваться система заочного обучения. Условно прошедший период времени с момента обретения Казахстаном суверенитета можно разделить на следующие этапы. Первый этап — с 1991 по 1994 годы. Становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования. Второй этап — с 1995 по 1998 годы. Модернизация системы высшего образования, обновление ее содержания. Третий этап — с 1999 по 2000 годы. Децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования. Четвертый этап — с 2001 года. Стратегическое развитие системы высшего профессионального образования. Основная цель развития системы высшего профессионального образования — удовлетворение долгосрочных стратегических интересов общества, государства и личности, повышение качества подготовки специалистов путем системного и целенаправленного реформирования вузовской системы.
В Казахстане высшие учебные заведения по форме собственности делятся на заведения государственной, коммунальной и частной форм собственности, вполне равноправных между собой и обеспечивающих идентичное качество образования. По типам украинские вузы делятся на университеты, академии, институты, консерватории (музыкальные академии), колледжи и техникумы (училища).
Университет — многопрофильное высшее учебное заведение IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование по широкому спектру гуманитарных, экономических, естественных и других наук, и является ведущим научно-методическим центром. Университеты могут быть классическими и профильными.
Институт — высшее учебное заведение III или IV уровня аккредитации или структурное подразделение университета, предоставляющее высшее образование в определенной отрасли науки, образования, культуры или производства.
Академия — высшее учебное заведение IV уровня аккредитации, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в определенной отрасли науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром в сфере своей деятельности и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения.
Консерватория — высшее учебное заведение ІІІ или IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование в отрасли культуры и искусства. образовательный педагогика школа Колледж — высшее учебное заведение ІІ уровня аккредитации или структурное подразделение учебного заведения ІІІ или IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование по родственным направлениям подготовки или по нескольким родственным специальностям.
Техникум (училище) — высшее учебное заведение І уровня аккредитации или структурное подразделение вуза ІІІ или IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование по нескольким родственным специальностям.
Университеты, академии, институты, консерватории могут осуществлять обучение по всем типам программ подготовки (младший специалист, бакалавр, специалист, магистр, кандидат наук), а также по программам последипломного образования. Университету (академии) может быть предоставлен статус национального за достижение наивысших показателей в научно-исследовательской деятельности.