Сестры Бронте.
История зарубежной литературы эпохи реализма (вторая треть xix века)
Самая младшая из сестер, Энн Бронте (1820—1849), была нс только поэтессой, но и сумела стать автором двух романов («Агнесс Грей», «Незнакомка из Уайлфилд-Холла»). В отличии от Шарлотты и Эмили, наделенных сильным воображением, Энн живописала будничную, повседневную реальность. В ее прозе сказывается документальное начало; в ней передана атмосфера и детали той среды, которая была хорошо знакома… Читать ещё >
Сестры Бронте. История зарубежной литературы эпохи реализма (вторая треть xix века) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В 1840-е гг. на литературной арене загорелись имена удивительного «трио», сестер Бронте. Они принадлежали к семье уникальной, в чем-то загадочной. Самой знаменитой была Шарлотта, старшая из сестер. Писательницами были также и младшие, Эмили и Энн. Их отец, вдовец, был священником, человеком суровым и мрачным, а их дом, холодный, негостеприимный, возвышался посреди кладбища. Казалось, злой рок, дыхание смерти тяготели над этой семьей. Рано умерла мать, в 12 лет — сестра Мэри, в 13 — единственный одаренный брат Брэнуэлл. В 30-летнем возрасте чахотка сразила Эмили и Энн. Шарлотта сумела дожить до 39 лет. Исследователи озабочены очевидным вопросом: каким образом в исключительно неблагоприятной домашней психологической атмосфере в детях могла проявиться ослепительная талантливость.
Шарлотта Бронте (1816—1855), как и сестры, училась в пансионате, подобно своей знаменитой героине, и готовилась стать гувернанткой, успела написать несколько десятков стихотворений и четыре романа («Профессор», «Джейн Эйр», «Виллет», «Шерли»), самым прославленный среди которых — «Джейн Эйр» (1847) — обрел статус классики и вобрал автобиографические черты. В отличие от Джейн Остин, склонной к иронической отрешенности, Ш. Бронте исполнена сострадания и силы фантазии, а ее роман социальнопсихологического плана построен на острых сюжетных коллизиях.
В центре — Джейн Эйр, девушка-сирота, скромная и бескорыстная, воспитывающаяся сначала в суровом неродном доме тетки, потом в благотворительном пансионе для бедноты. В нем заправляют жестокие и лицемерные «воспитатели», желающие сделать из своих подопечных забитых и запуганных людей. По Джейн сохраняет чувство собственного достоинства, выйдя из пансиона, она работает гувернанткой в имении Торнфильд. Эта часть романа связанна с таинственными и романтическими ситуациями. Джейн влюбляется в Эдурда Рочестера, владельца усадьбы, и их чувство взаимно. Но в тот самый момент, когда они стоят перед алтарем, выясняется тщательно скрывавшаяся тайна: Рочестер женат, его супруга Берта поражена наследственной болезнью — безумием. Несмотря на мольбы Рочестера остаться с ним, Джейн покидает Торнфильд и находит прибежище в доме священника Сент-Джона Риверса, предлагающего ей вместе с ним отправиться в Индию христианизировать язычников. Сент-Джон наталкивается на отказ. От него Джейн узнает, что ее отец был родственником священника и завещал ей солидную сумму. Ее чувство к Рочестеру нс угасало. Возвратившись в Торнфильд, она находит на месте усадьбы пепелище. Джейн встречает ослепшего во время пожара овдовевшего Рочестера, с которым решает соединить жизнь. Через два года после женитьбы к Эдварду Рочестеру начинает возвращаться зрение…
Как и старшая сестра Шарлотта, Эмили Бронте (1818—1848) познала невзгоды сурового детства, рано проявила писательские наклонности. Она дебютировала как поэтесса в сборнике стихов трех сестер, выпущенном в 1846 г. В год смерти увидел свет ее единственный роман «Грозовой перевал», в начале не вызывавший интереса, а позднее его признали образцом английской классической прозы.
В романе, насыщенном сложными психологическими коллизиями, построенном как рассказ в рассказе, отчетливо выражено романтическое начало.
Повествование ведется от лица джентльмена Локвуда, посетившего усадьбу «Грозовой перевал», место действия произведения. В центре — судьба Хитклифа, сироты, подобранного хозяином усадьбы мистером Эрнгио. Он усыновил его, воспитал вместе со своими детьми. После смерти Эрншо его сын начинает скверно относиться к Хитклифу, унижать и третировать его. К тому же дочь Эрншо, Кэтрин, в которую страстно влюблен Хитклиф, выходит замуж за Эдгара Линтона из соседнего поместья. Хитклиф, зная, что Кэтрин была к нему неравнодушна, резонно считает, что она отвергла его по причине его бедности и низкого происхождения. Это ожесточает Хитклифа, человека бурного темперамента, в котором течет дунганская кровь. Озлобленный Хитклиф начинает мстить тем, кого полагает своими обидчиками, отнявшими у него счастье. При этом Хитклиф выказывает неоправданную жестокость, нс щадя и детей своих недругов. Он предстает в романе как романтический бунтарь, яростно осуждающий лицемерную мораль, имущественное неравенство, всевластие денег, ибо они разлучили героя и Кэтрин, которая признается: «…я — часть Хитклифа. Он… — все мое существо».
Самая младшая из сестер, Энн Бронте (1820—1849), была нс только поэтессой, но и сумела стать автором двух романов («Агнесс Грей», «Незнакомка из Уайлфилд-Холла»). В отличии от Шарлотты и Эмили, наделенных сильным воображением, Энн живописала будничную, повседневную реальность. В ее прозе сказывается документальное начало; в ней передана атмосфера и детали той среды, которая была хорошо знакома Энн. Она оказалась в тени старших сестер, ее произведения долгое время почти не привлекали внимания, а интерес к ним возник лишь в последнее время.