Заключение.
Категории художественного пространства и времени в произведениях Л. Петрушевской
В творчестве исследуемого нами автора также обращает на себя внимание чрезмерность в нагнетании безысходности обстоятельств жизни героев. И чем более обстоятельно выписаны бытовые реалии, тем острее ощущение запредельности, абсурдности подобного существования. В этом мире человек страшно одинок. Одиночество героев особого рода — одиночество среди толпы, в перенаселенной квартире, среди родных… Читать ещё >
Заключение. Категории художественного пространства и времени в произведениях Л. Петрушевской (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В каждом произведении литературы при посредстве внешней формы (текста, речевого уровня) создастся внутренняя форма литературного произведения — существующий в сознании автора и читателя художественный мир, отражающий сквозь призму творческого замысла реальную действительность (но не тождественный ей). Художественное пространство и время являются важнейшими параметрами, категориями внутреннего мира произведения. На основе проведенного нами исследования можно сделать вывод, что данные категории являются не просто важными элементами миромоделирования в рассказах Л. Петрушевской, а определяющими, на основе которых строится все произведение. У Петрушевской пространство и время — это своеобразная основа историй: именно пространственно-временными параметрами объясняется выбор героя, место действия, проблематика, сюжет произведения и т. д. Главными хронотопами здесь становятся пространственно-временные образы, традиционно используемые в отечественной литературе: хронотопы дома, дороги (пути), встречи, порога (кризиса, перелома) и другие.
Если у Л. Петрушевской основные события рассказа разворачиваются в коммунальной квартире (территории общности людей вообще), то герой автоматически характеризуется как психологический тип, замкнутый на личных проблемах и преимущественно бытового характера. Так, например, коммуналка определяет не только особые отношения между людьми, но и влияет на их взгляды, формирует характеры, строй мыслей ее обитателей («Путь Золушки» и др.). Если же основные события разворачиваются на фоне природного пространства, пространства вне дома, то здесь сразу возникает мотив опасности, таинственности, непредсказуемости, мотив жизни и смерти («Через поля», «Фонарик» и др.). В таких рассказах герои Л. Петрушевской, как правило, попадают в пороговые ситуации.
Следует заметить, что хронотоп порога — это повторяющийся образ, довольно часто встречающийся в рассказах Л. Петрушевской. Почти в каждом произведении ее герои переживают момент кризиса или перелома («Через поля», «С горы» и др.), находятся в ситуации выбора («Хэппи-энд» и др.) и т. д. С хронотопом порога также связано деление пространства на «свое» и «чужое». Это деление может происходить в различных масштабах: всего мира или в пределах одной квартиры («Хэппи-энд», «Путь Золушки» и др.). Анализ хронотопов позволяет почувствовать и понять образную полноту и семантическую сложность пространственно-временной парадигмы Л. Петрушевской.
В творчестве исследуемого нами автора также обращает на себя внимание чрезмерность в нагнетании безысходности обстоятельств жизни героев. И чем более обстоятельно выписаны бытовые реалии, тем острее ощущение запредельности, абсурдности подобного существования. В этом мире человек страшно одинок. Одиночество героев особого рода — одиночество среди толпы, в перенаселенной квартире, среди родных людей. Такой герой вынужден жить в ситуации «безвременья» и только изредка узнавать об иных пространствах, в которых чудесные мгновения жизни обладают удивительной текучестью, и, как правило, остаются в прошлом. С этим и связано своеобразие художественного решения времени и пространства в произведениях Л. Петрушевской. Ее герои довольно часто пытаются убежать от повседневного быта, массы тяжелейших житейских обстоятельств, «начиная от пустых тарелок, дыр и всевозможных пятен и кончая бесчисленными разводами, абортами и брошенными детьми» [Щеглова 2001: 53], но, едва преступив границу своего круга, человек вынужден тут же возвращаться в него вновь, ибо пространство другого для него враждебно.
Таким образом, изучение творчества Л. Петрушевской именно через категории пространства и времени позволяет наиболее полно представить специфику этого художественного мира.