Методы контроля — это способы, по которым осуществляется обратная связь в процессе обучения с целью получить данные об успешности и эффективности учебного процесса:
- а) устный контроль;
- б) письменный контроль;
- в) самоконтроль.
В зависимости от дидактических условий определяется та или иная форма проверки, которая позволяет получить наиболее объективную информацию о качестве результатов обучения:
- — фронтальная беседа,
- — индивидуальный опрос,
- — самостоятельная работа (заполнение таблицы, решение задач и др.),
- — тест,
- — контрольная работа,
- — лабораторный опыт,
- — практическая работа,
- — кратковременная проверочная работа,
- — практическое задание индивидуальное.
Методы устного контроля — беседа, рассказ ученика, объяснение карты, схемы, диаграммы, описание иллюстрации и др. Их основа — монологическая речь ученика. Большое развивающее значение приобретает такая форма, как рецензирование. Это не простое дополнение ответа товарищей, но и указание на нарушение правильной последовательности изложения, отсутствие обобщений, выводов и их обоснования.
Методы письменного контроля — составление плана в тетради и на доске, тематических и хронологических таблиц, схем, химические диктанты и др. Эти формы помогают активизировать при проверке весь класс. Письменные работы являются дополнительным средством выявления знаний, а главное, умений.
Целесообразной формой письменного контроля в старших классах может быть реферат, так как его выполнение требует комплекса знаний и умений ученика. Ученик показывает теоретические знания и применяет их для решения конкретных задач; хорошо видна степень владения письменной речью, умение логично выстраивать и составлять текст, излагать его, давать оценку явлениям, делать выводы. Но все это возможно, если ученик работает самостоятельно над литературными источниками, текстами. Сравнительно новым, но весьма широко используемым сегодня становится такой метод проверки знаний, как тестирование.
Методы самоконтроля. Чтобы сформировать эти навыки, используются приемы самопроверки:
- — после знакомства с текстом учебника самостоятельно составить краткий или развернутый план;
- — ознакомившись с текстом учебника раскрыть главное содержание изложенного материала;
- — работа с контрольными вопросами в конце параграфа;
- — работа с вопросами, которые формирует учитель при сообщении задания;
- — составление своих контрольных вопросов по тексту (особенно эффективен этот прием в старших классах).
биология контроль преподавание школьный.