Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Виды опросов. 
Методика проверки знаний в младших классах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Индивидуальный опрос имеет ряд преимуществ. Вся группа и преподаватель слушают одного человека. Ответ устный, полный, самостоятельный. Оценка ответа, обычно безошибочная, ставится за все качества ответа: за знание фактического материала, логическую стройность изложения, выразительность и точность языка. Организация опроса должна быть исключительно четкой. Вопросы продуманы до мелочей, точно… Читать ещё >

Виды опросов. Методика проверки знаний в младших классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Фронтальный опрос.

Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части, с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При таком способе опроса не всегда легко выставлять учащимся отметки, так как ответ на 1−2 мелких вопроса не дает возможности определить объем и глубину усвоения материала.

Фронтальный опрос, как и всякий опрос, — это контрольное опрашивание на уроке, проверка степени и осознанности усвоения учебного материала.

Организация опроса должна быть исключительно четкой. Вопросы продуманы до мелочей, точно установлена их последовательность. Преподаватель обязан чутко реагировать на любое отступление от темы. Фронтальный опрос имеет ряд положительных качеств.

  • — позволяет охватить проверкой многих учащихся;
  • — вырабатывает способность к краткому, но точному ответу;
  • — обращает внимание на существенные детали темы и способствует их запоминанию;
  • — отрабатывает по плану полный ответ по теме, приучая к последовательности и обоснованности изложения;
  • — вовлекает в работу всю группу, держит в напряженном внимании всех учащихся

Уплотненный (комбинированный) опрос.

Сущность уплотненного (комбинированного) опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а 4−5 учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них отметки, тем самым «уплотняя», экономя время на проверку знаний, умений и навыков.

  • 1. Вызывают одновременно 3 — 4 учащихся. Один отвечает устно, как при индивидуальном и фронтальном опросе, остальные — письменно на доске или за партой на отдельном листочке (или используют перфокарту).
  • 2. После устных ответов учащихся учитель проверяет письменные ответы на доске, задает по одному — два небольших вопроса и ставит всем оценки.
  • 3. После проверки можно спросить устно в порядке фронтального опроса еще одного — двух учащихся.
  • 4. Одновременно опрошено пять человек, из них двое ответили у доски устно и трое продемонстрировали знание материала и определенные навыки по составлению планов, тезисов, решению задач и т. д.

Комбинированный опрос:

  • — позволяет в течение 20 — 25 минут, обычно отводимых на опрос, спросить в среднем от 5 до 10 человек;
  • — дает возможность проверять и выработать умение составлять планы и тезисы, решать задачи и проводить опыты;
  • — позволяет за сравнительно небольшое время проверить знания учащихся по большому разделу программы;
  • — развивает у учащихся способность последовательного изложения, способность к отбору основных положений, охвату темы в целом.

Индивидуальный опрос.

Индивидуальный опрос — самый простой и доступный способ опроса.

  • 1. Преподаватель ставит перед группой вопрос, одну — две минуты выжидает, чтобы все учащиеся подумали, затем вызывает кого-либо из намеченных учащихся.
  • 2. Учащийся ответил, преподаватель обращается к группе с предложением дополнить или исправить ошибку, допущенную при ответе; делает нужные замечания по ответу и выставляет оценку. Затем ставит новый вопрос.
  • 3. Преподаватель успевает спросить, таким образом, от 2 до 4 человек. Ответ учащегося с дополнением и решением в зависимости от вопроса занимает обычно от 5 до 10 минут.
  • 4. Индивидуальный опрос имеет ряд преимуществ. Вся группа и преподаватель слушают одного человека. Ответ устный, полный, самостоятельный. Оценка ответа, обычно безошибочная, ставится за все качества ответа: за знание фактического материала, логическую стройность изложения, выразительность и точность языка.

Индивидуальный опрос — основной способ опроса, и каждый учащийся должен через него проходить, возможно, чаще.

Но индивидуальный опрос имеет недостатки. Во-первых, преподаватель выделяет одного учащегося, и поэтому весьма трудно привлечь внимание всего коллектива. Во-вторых, при индивидуальном опросе можно спросить лишь небольшое количество учащихся. Если удовлетвориться только этим методом опроса, то получится, что в течение месяца при составе учащихся в 30 человек можно спросить каждого учащегося только по одному разу, даже если он получит отрицательную оценку. В-третьих, при помощи индивидуального опроса невозможно проверить навыки учащихся в составлении планов и тезисов, решении задач, выполнении практических работ. Эти три недостатка весьма существенны: учитывая их, необходимо прибегать к другим методам опроса.

  • 5. Самое трудное при проведении индивидуального опроса — активизировать группу, привлечь к работе всех учащихся. Для этого существует несколько приемов:
    • — задают вопрос и предлагают всем учащимся составить план ответа. Затем вызывается учащийся, а остальные следят по плану и после ответа дополняют, исправляют ошибки, уточняют;
    • — преподаватель ставит вопрос, предлагает подумать, а затем вызывает одного учащегося отвечать, а другим дает задание фиксировать в своей тетради пробелы, неточности. При этом в отдельных случаях разрешается использовать учебник;
    • — задают вопрос, вызывают учащегося для ответа, а остальные обязаны слушать и быть готовыми продолжать ответ, развить какую-то мысль, привести пример, решить задачу и т. д.;
    • — в редких случаях допускается дать всей группе задание, а в это время опросить кого-то из слабых учащихся. Это делается тогда, когда преподавателю ясно, что во время опроса группа в данном случае ничему не научится.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой