Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Конец педагогической деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Шацкого начинают упрекать в том, что среди его сотрудников много толстовцев, которых он прячет от правосудия. «Шацкий стоит в стороне от марксистской теоретической педагогики», — пишут о нем. Официальная идеология утверждала, что революционная практика основана на революционном насилии, необходимом для того, чтобы победить старое и обеспечить победу новому. Шацкий этого не понимал, его… Читать ещё >

Конец педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Жизнь Шацкого и после 1917 г. была сложной. На него постоянно навешивали ярлыки типа «толстовец», «аполитичный интеллигент» и т. д. Не всегда разделял его идеи и А. В. Луначарский, считая ошибочным его направление — «шацкизм», называя его «фермерским» педагогом, в то время как основное направление виделось тогда в школе индустриального труда (1920). Правда, позднее нарком просвещения признал неверность своих обвинений, оценив «фермерскую» школу «блестящего педагога Шацкого» как полезную и нужную.

Опыт Шацкого был горячо поддержан Н. И. Бухариным, видевшим в его школе возможность подготовки «крепко стоящего на ногах, грамотного, образованного, инициативного работника», так необходимого для сельского хозяйства.

Шацкого связывали дружеские узы со многими сотрудниками Московской сельскохозяйственной академии; особенно был близок ему профессор А. С. Чаянов — экономист, агроном, публицист. Вскоре эти люди были репрессированы, объявлены «врагами народа», Луначарского отстранили от руководства Наркомпросом.

Шацкого начинают упрекать в том, что среди его сотрудников много толстовцев, которых он прячет от правосудия. «Шацкий стоит в стороне от марксистской теоретической педагогики», — пишут о нем. Официальная идеология утверждала, что революционная практика основана на революционном насилии, необходимом для того, чтобы победить старое и обеспечить победу новому. Шацкий этого не понимал, его критиковали за примиренчество, непоследовательность, либерализм.

В начале 1930;х гг., после выхода серии партийно-государственных постановлений о школе, вся учебно-экспериментальная работа предыдущего десятилетия была признана вредной и ошибочной, поиски новых методов обучения и воспитания детей запрещены.

Уникальный опыт Шацкого и его коллег остался невостребованным и после 1930;х гг., когда вся педагогика вылилась в пустое словесное теоретизирование, а любые ростки реального новаторского дела сразу же ликвидировались.

В 1932 г. решением Наркомпроса была закрыта Первая опытная станция, а Шацкий назначен руководителем Центральной педагогической лаборатории и директором Московской консерватории; так власти отстранили его от педагогики.

В довершение ко всему Шацкий узнает, что на него заведено «персональное дело» по подозрению в связях с «врагами народа». Это был последний удар. 30 декабря 1934 г. Шацкий умер в возрасте 56 лет.

Подводя итоги педагогической деятельности незаурядного гуманиста и педагога, можно отметить следующее: он был в числе тех немногих до 1917 г. педагогов, которые не только искренне и горячо сочувствовали детям из рабочих семей, но и самоотверженно помогали им, создавая воспитательные учреждения, стремясь облегчить их бедственную жизнь, вернуть в нее радость и счастье.

Чрезвычайно перегруженный делами, Шацкий не имел времени для обработки полученного материала, поэтому опубликовано им было значительно меньше того, что сделано реально. Самые большие и яркие его работы: «Бодрая жизнь», «Годы исканий», «Детский труд и отдых»; и тем не менее влияние, оказанное Шацким на педагогов, было огромным. Он первым еще в дореволюционные годы создал учреждение нового типа, в котором дети и подростки получали образование, разностороннее развитие, навыки социальной жизни.

Имя Шацкого на несколько десятилетий было забыто советской педагогикой. Лишь в 1960;х гг. о нем вновь «вспомнили» и выпустили четырехтомное собрание его сочинений.

Сегодня приобрели особую актуальность учебно-воспитательные проблемы, которые успешно решал Шацкий:

  • • демократические принципы организации школьной жизни — самоуправление, самодеятельность, активность детей;
  • • ненасилие в воспитании, гуманизм, признание самоценности каждой личности;
  • • прочная опора учебной и воспитательной работы школы на потребности социальной жизни;
  • • исследовательское и самостоятельное начало в учебной работе школьников;
  • • трудовое воспитание;
  • • нравственная чистота в жизненных помыслах и деятельности исследователей, воспитателей, детей.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой