1. Для оценки качества образования в вузах в настоящее время используется целый ряд международных и российских рейтингов, однако большинство из них ориентировано на крупные и известные университеты. Они также имеют недостатки в методиках сбора статистики и в самой процедуре составления, которые активно критикуются. При этом ориентация на попадание российских вузов в международные рейтинги приводит к необходимости ускоренной модернизации и финансовой поддержки наиболее эффективных технических вузов.
2. Большинство зарубежных рейтингов вузов характеризуются определенными недостатками: чрезмерно большой набор индикаторов, что вызывает сложности в построении рейтинга и в ходе верификации, а также затрудняет интерпретацию результатов. Критике также подвергаются:
— выбор индикаторов, включая чрезмерное значение показателей цитируемости, которая может быть связана с популярностью вуза;
— наличие разных национальных и отраслевых традиций научного цитирования;
— разные критерии расчета полной ставки преподавателей и приведенного контингента студентов и др.
3. Многие рейтинги не ссылаются на общепринятую методику оценки, а при сборе статистики попадают под влияния эффекта избыточного доверия вузам и экспертам.
4. Многие рейтинги зависят от мнений экспертов, студентов и выпускников, рекрутеров, поэтому нельзя избежать конъюнктурности и субъективности оценок, которые одновременно с этим еще и сильно зависят от уже существующих и известных экспертам рейтингов. Подходы в значительной мере ориентированы на оценку научно-исследовательской составляющей, что слабо применимо для оценки вузов России в виду иных функций и недостатка информации.