Цель и основные направления развития системы дошкольного образования определены в Программе развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009;2014 годы. Реализация Программы позволит укрепить качественные позиции системы дошкольного образования в нашей стране. Приоритетной целью развития этой системы является дальнейшее развитие доступного и качественного дошкольного образования в соответствии с социальным заказом общества и государства, обеспечивающего гармоничное, разностороннее, адекватное возрастным особенностям и возможностям развитие детей дошкольного возраста. Для достижения данной цели определён ряд значимых направлений. Среди них:
Оптимизация сети дошкольных учреждений — сохранение и развитие многофункциональной сети дошкольных учреждений, внедрение новых форм дошкольного образования, удовлетворение запросов семьи на образовательные услуги, в том числе на платной основе — по гибкому режиму, воспитание и обучение на дому и др.
Формирование адаптивной здоровьесберегающей системы в дошкольных учреждениях — улучшение медицинского обслуживания, создание всех необходимых условий для комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников, повышение квалификации медицинских работников, совершенствование организации питания детей; внедрение методики оценки здоровьесберегающей системы; обеспечение дошкольных учреждений необходимым медицинским оборудованием.
Развитие высокотехнологичного образовательного процесса в дошкольных учреждениях — внедрение современных образовательных технологий, определение базового компонента дошкольного образования, повышение профессиональной компетентности кадров, научного, программно-методического, материально-технического обеспечения, развитие научного потенциала в сфере дошкольного образования и др.
Повышение социального статуса работников системы дошкольного образования — одно из важнейших направлений её развития. Правительством Республики Беларусь уже приняты меры по повышению заработной платы педагогическим работникам дошкольных учреждений, установлены надбавки молодым специалистами и педагогическим работникам, имеющим квалификационную категорию.
Негативные демографические процессы приводят к уменьшению численности детей. Несмотря на это, в республике сохраняется тенденция расширения сети дошкольных учреждений разных профилей, таких, как санаторные дошкольные учреждения, дошкольные центры развития, детские сады-школы. На современном этапе дошкольное учреждение приобретает новый статус, изменяются его функции. На первое место выходит функция охраны жизни и здоровья ребенка, а не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению в школе.