Принцип наглядности утверждает, что сознательное овладение знаниями и формирование у дошкольников научных представлений и понятий возможно лишь в том случае, если у них имеется определенный чувственно — практический опыт, связанный с непосредственным восприятием изучаемых предметов и явлений. Этот принцип требует, чтобы в процессе обучения использовались различные ощущения: зрительные, слуховые, осязательные и др. Чем разностороннее восприятие предмета, тем полнее и глубже знания учащихся о нем. Поэтому Я. А. Коменский требовал начинать обучение не со словесного толкования о вещах, а с реального восприятия их: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами». Это положение он назвал «золотым правилом для учащихся».
К. Д. Ушинский говорил о том, что наглядности обучения требует сама детская природа. Понятия и абстрактные положения на всех возрастных ступенях доходят до сознания легче, если они подкрепляются восприятием. Образы изучаемых предметов могут восприниматься под руководством преподавателя, который демонстрирует эти предметы или их изображения (внешняя наглядность). Обучение может опираться на опыт детей, самостоятельно проведенное ими ранее наблюдение (внутренняя наглядность). Правильное использование наглядности в обучении способствует развитию наблюдательности, мышления (осмысливание наблюдаемого) и речи (словесное выражение мыслей) воспитанников .
Принцип наглядности соответствует целям обучения и обусловлен самим содержанием материала, изучение которого должно вооружить детей подлинно научными и жизненно важными знаниями. Наглядность способствует лучшему усвоению этих знаний и установлению связи их с жизнью, с практикой. Применение различных видов наглядных пособий на занятиях активизирует мыслительную деятельность детей, мобилизует их внимание. Поэтому средства наглядности применяются на всех стадиях обучения: при восприятии дошкольниками нового материала, закреплении знаний, проверке их и применении в практической деятельности и труде, при формировании трудовых умений и навыков.