Смысл этого вопроса можно сформулировать и проще: «стоит ли овчинка выделки», т. е. оправданы ли все эти довольно большие затраты труда и времени сотен тысяч профессоров и доцентов из всех вузов по всей России на разработку все больших и больших объемов и номенклатуры постоянно меняющихся педагогических материалов, дают ли эти без преувеличения сказать колоссальные затраты (авторы знают это «не понаслышке») соразмерное этим затратам, т. е. столь же колоссальное, повышение качества образования и соразмерное затратам положительное влияние на реализацию миссии образования вообще и вузов в частности?
Итак, мы имеем все основания задать вопрос Скорее всего риторический: «На сколько оправданы затраты на разработку все возрастающих объемов бесконечно меняющихся по своим шаблонам и содержанию педагогических материалов?» .
Мы считаем, что этот вопрос давно назрел и знаем, что практически все коллеги, которых знают авторы, однозначно и уверенно отвечают на этот вопрос отрицательно. А значит обоснованно и закономерно возникают вопросы об эффективности и целесообразности этих затрат и о необходимости пересмотра положения дел в этой чувствительной области одно упоминание о которой способно сразу ввести ППС в депрессию [7].
По всей видимости в настоящее время этот процесс развивается стихийно и никем не спланирован с учетом с одной стороны затрат различного рода на его осуществление, а с другой стороны, обеспечения его эффективности с точки зрения достижения поставленных целей и получения заданных желаемых результатов, соразмерным затратам, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Осмысленность и оправданность же этому процессу может придать только его существенное положительное влияние на повышение качества образования, причем только при разумных адекватных затратах на это.
Любые решения в области изменения оформительских или содержательных требований к учебно-методическим материалам или введение в практику новых педагогических материалов допустимы только в том случае, если до этого убедительно научно обосновано их существенное влияние на повышение качества образования, а затраты труда и времени ППС и технических специалистов, необходимые для этого, соизмеримы с эффектом от полученного результата и есть соответствующее обеспечение.
Для аргументированного ответа на эти актуальные вопросы авторы предлагают применить теорию рефлексивного управления активными объектами, автоматизированный системно-когнитивный анализ (АСК-анализ), функционально-стоимостной анализ (ФСА) и метод «Директ-костинг» [8, 9, 10, 11].
Кратко АСК-анализ кратко описан в работе [11], а подробно в [12].
Имеется задел для решения поставленной проблемы: это большой опыт преподавательской и научной деятельности, успешный опыт применения АСК-анализа и ФСА для управления персоналом; программный инструментарий АСК-анализа — интеллектуальная система «Эйдос», находящаяся в полном открытом бесплатном доступе на сайте автора [4].