Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Просветительская деятельность и педагогические воззрения Степана Даниловича Лисициана

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Западной Армении, В начале XX в. С. Д. Лисициан был широко известен армянской общественности как умелый педагог и школьный деятель, издатель и редактор детско-юношеского педагогического журнала, переводчик и издатель русской и европейской художественной и педагогической литературы, литературный критик, писатель, историк, географ и этнограф и, в особенности, как пропагандист марксистского учения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.Д.ЛИСИЦИАНА
    • I. Жизнь и педагогическая деятельность
  • С.Д.Лисициана
    • 2. Литературная, переводческая и издательская деятельность С .Д. Лисициана
    • 3. С.Д.Лисициан — редактор и издатель детского педагогического журнала «Аскер»
    • 4. * Борьба С. Д. Лисициана за демократизацию народного образования."
  • ГЛАВА ВТОРАЯ.
    • 1. ВД1ЮШЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ С.Д.ЛИСИГЩАНА
    • I. Научные и социально-политические истоки педагогической системы С .Д. Лисициана,
    • 2. Дидактические воззрения
    • 3. Вопросы воспитания в педагогической системе
  • С.Д.Лисициана
    • 4. Учитель и вопросы его подготовки (в свете воззрений С.Д.Лисициана)
  • ОБЩИЕ ЗАНИЖЕНИЯ И
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Просветительская деятельность и педагогические воззрения Степана Даниловича Лисициана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Решение современных цроблем коммунистического воспитания цредполагает исследование и оценку педагогического наследия прошлого с точки зрения теоретического и практического развития современной педагогической науки. В. И. Ленин учил внимательно и уважительно относиться к культурному наследию и человеческому опыту прошлого, подвергать их критическому анализу и осмыслению и творчески применять в современных условиях. В своей речи на Ш съезде комсомола В. И. Ленин указывает: «Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру — без такого понимания нам этой задачи не разрешить» (1.2,с.304).

Критикуя и осуящая недостатки старой школы, характеризуя ее как средство угнетения трудовых масс, как школу «муштры и зубрежки», В. И. Ленин вместе с тем подчеркивал, что «надо уметь различать, что было в старой школе плохого и полезного нам, и надо уметь выбрать из нее то, что необходимо для коммунизма» (1.2, с.303). В своем решении «Об основных направлениях деятельности Академии педагогических наук СССР» от 1969 г. ЦК КПСС указывает на необходимость исследования истории развития народного образования и педагогической мысли СССР (2.40,с.502).

Научно-исследовательский институт? общей педагогики АПН СССР, принимая в качестве директив указания 25-го и 26-го съездов о дальнейшем развитии педагогических наук в связи с воспитанием нового человека, указал два основных направления в исследованиях по истории педагогики:

1. история развития педагогической науки в СССР и за рубежом (конец XIX в. — 1937 г.);

2. создание и развитие экспериментальных воспитательно-образовательных учреждений в дореволюционной России, в СССР и за рубежом (2.45,с, 8).

В настоящее время АПН СССР особое внимание уделяет исследов-ваниям по истории педагогики. «Особая забота должна быть проявлена к исследованию истории педагогики. Забвение разработок различных аспектов истории педагогики — опасное явление. Усиление внимания к историко-педагогическим исследованиям поможет повысить теоретический уровень педагогики» (5.20,с.47).

Данное исследование соответствует вышеуказанным требованиям. Оно охватывает период с 80-ых годов XIX века до 40-ых годов XX века, одновременно охватывает и анализирует период двадцатилетней деятельности экспериментального учебного заведения.

История советской армянской педагогики (М.Сантросян, Г. Кара-мян, А. Мовсисян, Г. Назикян, Т. Джуарян, Б. Аствацатрян, Ц. Симонян, А. Тер-Григорян, Г. Арутюнян, С. Худоян, А. Игнатян, С. Мовсисян, Н. Саркисян, М. Гамагелян, С. Ерканян, В. Маргарян, Л. Алексанян и др.) внесла свой определенный вклад в дело исследования истории развития армянской школы и педагогической мысли, благодаря чему многосторонне и глубоко исследованы и оценены многогранная деятельность известных армянских школ (Московская Лазаревская академия, Эчмиадзинская Геворкяновская академия, Тифлисская Нерсесяновская семинария, Ереванская и Щушинская средние школы и цр.), педагогическая деятельность и воззрения выдающихся армянских педагогов (М.Тагиадян, А. Аламдарян, Х. Абовян, Г. Агаян, М. Налбандян, Н. Зораян, Раффи, С. Мацдинян, А. Багатрян, Г. Эдилян, И. Арутюнян и др.), а также воцросы развития педагогической печати и народного образования и просвещения определенных периодов. Однако до сих пор не исследовано педагогическое наследие видного армянского просветителя, издателя, редактора, детского писателя, переводчика, педагога-демократа, кандидата исторических наук Варшавского университета Степана Даниловича Лисициана (1865−1947). Его наследие, несомненно, представляет собой значительный интерес с точки зрения как педагогических теоретических положений, так и развития современного школьного дела. Действуя в конце XIX и в начале XX вв., в период подъема революционного движения в Закавказье, С. Д. Лисициан неоднократно подвергался социально-политическому и национальному преследованию со стороны царских властейон стал свидетелем невиданной трагедии армянского народа — геноцвда 1915 года, пережил все его ужасы, стал очевцццем возрождения своей родины благодаря Великой Октябрьской Социалистической революции, оставаясь всегда верным своему народу. Глубоко изучив в свое время марксизм, он верил в светлое будущее своего народа и с большой радостью встретил Великую Октябрьскую революцию.1 Еще в 1906 г. Лисициан вместе со своим близким другом С т. Шаумяном впервые в Закавказье издал на армянском языке «Наемный труд и капитал» К.Маркса.2 Он твердо верил в то, что социалистическая формация возродит.

1 В журнале «Аскер» (I9I6/I7,J?5), издаваемом и редактируемом С. Д. Лисицианом, была напечатана его же статья «Свободная Россия», где автор с восторгом отзывается о революции.

2 По цросьбе С. Д. Лисициана перевод был сделан Степаном Шаумяном. Перевод и издание других трудов К. Маркса были запрещены властями. Лисициан — первый издатель К. Маркса на арм. языке в Закавказье. к жизни армянский народ, находившийся на краю гибели.

Просветительско-педагогическая деятельность С. Д. Лисициана до установления Советской власти в Закавказье протекала в тесном содружестве и под влиянием передовых армянских и русских мыслителей того времени. Он был в дружеских отношениях с соратником В. И. Ленина Ст. Шаумяном и профессиональным революционером Ан. Микояном, вел переписку с В. Брюсовым, М.Горысим. С особым чувством относился С. Лисициан к Л. Н. Толстому, в похоронах которого принимал участие его сын — Левон Лисициан как один из представителей студенчества Московского университета. Педагогические воззрения С. Д. Лисициана формировались и развивались под влиянием К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, Н. Ф. Бунакова, К. НЛЗентцеля, В. П. Острогорского, Н.КЛСрупской.

Детский ежемесячник «Аскер», издаваемый и редактируемый С. Лисицианом (I905-I9I8), играл существенную роль в развитии армянской детской реалистической литературы и в формировании целой плеяды армянских детских писателей, в ознакомлении армянских детей с русской литературой (А.С.Пушкин, И. С. Тургенев, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Л. Н. Толстой, И. Крылов, Л. Андреев и др.). Педагогическое приложение к журналу, издаваемое под названием «Педагогическая библиотека «Аскера», знакомило армянских педагогов и родителей с трудами передовых русских педагогов: Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, К. Н. Вентцеля, В. П. Острогорского, Г. Вирениуса и др. Многие из этих трудов были переведены на армянский язык самим Лисицианом. В журнале в тесном содружестве сотрудничали видные армянские писатели и педагоги.

Сфера просветительско-педагогической деятельности С. Д. Лисициана распространялась по территории всей Восточной и, частично,.

Западной Армении, В начале XX в. С. Д. Лисициан был широко известен армянской общественности как умелый педагог и школьный деятель, издатель и редактор детско-юношеского педагогического журнала, переводчик и издатель русской и европейской художественной и педагогической литературы, литературный критик, писатель, историк, географ и этнограф и, в особенности, как пропагандист марксистского учения в армянской действительности в Закавказье. Значительна его роль в деле воспитания и образования детей — армян, русских, грузин,, евреев, немцев и представителей других национальностей! В детских художественных произведениях и педагогических статьях Лисициана обобщается ряд методических советов и указаний, а также результаты экспериментальных исследованийпоследние, пройдя испытание временем, с успехом могут найти практическое применение и в нашей советской школе.

О деятельности С. Д. Лисициана издано всего лишь несколько газетных и журнальных статей (5.16, 5.8, 5.12, 5.19). Среди них особое место занимает обширная статья академика Г. Б. Гарибджаняна, написанная совместно с Н. С. Лисициан. В статье раскрывается роль С. Д. Лисициана в развитии русско-польско-армянских культурных связей (3.8). В исследовании М. Корюна «Детский журнал «Аскер» частично анализируется деятельность С. Д. Лисициана как редактора и издателя детского журнала. В книге С. С. Назарян (2.38,с.173−188) также кратко освещается издательская деятельность Лисициана.

В книге С. А. Мовсисяна упоминается о его педагогической деятельности (2.37,с.48−51, 57−59). Следовательно, более чем 60-летняя плодотворная педагогическая деятельность и взгляды С. Д. Лиси.

I Ученический контингент частной экспериментальной школы Лисициана был многонациональным. циана не стаж до сих пор материалом особого исследования, и его богатое педагогическое наследие оставалось неизвестным. Именно этим обусловлен выбор темы нашего исследования.

Тема диссертации согласована с Советом координации педагогических исследований Арм.ССР.

Объект исследования: общественно-просветительское и педагогическое наследие С. Д. Лисициана, его последовательная борьба за развитие армянской народной школы и демократизацию педагогики в конце XIX и в начале XX вв., процесс и результаты этой борьбы.

Предмет исследования: общественно-педагогическая деятельность С. Д. Лисициана и становление и развитие его педагогических концепций.

В качестве рабочей гипотезы нами приняты следующие положения:

1. Теоретическое применение наследия видного педагога может способствовать более эффективной организации воспитательно-образовательных работ с учениками, особенно, в области их трудового воспитания и обучения.

2. Применение общих дидактических предложений С. Д. Лисициана (в частности, о начальном образовании и учебниках родного языка) может усовершенствовать процесс обучения родного языка в армянских школах.

Цель исследования: Выявить вклад С. Д. Лисициана в развитие армянской прогрессивной педагогической мысли конца XIX и первой половины XX вв., показать его место в деле распространения цро-свещения среди восточных армян и борьбы за демократизацию школы, дать систематизированный и научный анализ его педагогических воззрений и выявить возможности их творческого применения в практике советской армянской школы.

Задачи исследования:

1. На общем фоне развития армянской педагогической мысли исследовать процесс формирования педагогических воззрений С. Д. Лисициана, особенно, источники его передовых взглядов.

2. Охарактеризовать влияние русской прогрессивной педагогики, литературы и истории на педагогические воззрения и деятельность С. Д. Лисициана.

3. Дать сравнительную характеристику критического анализа его общественно-просветительской, преподавательской деятельности и педагогических воззрений.

4. Раскрыть суть педагогической концепции С. Д. Лисициана.

5. Определить роль С. Д. Лисициана в развитии армянской детской педагогической печати.

6. Показать его место в деле усовершенствования содержания армянского школьного образования, в особенности, в деле развития начального образования.

7. Наметить возможные пути осуществления передовых педагогических идей С. Д. Лисициана.

В методологическую основу исследования легли положения марксистско-ленинской философии, исторического материализма о том, что решение социальных проблем требует проявления конкретного исторического подхода. В нашем исследовании мы руководствовались ленинским учением об оценке культурного наследия прошлого, в частности, положением, которое гласит: «исторические заслуги оцениваются не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тоцу, что они дали нового сравнительно со своими предшественниками» (1.3,с.178).

В процессе исследования мы руководствовались учением К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина о коммунистическом воспитании подрастающего поколения, решениями съездов КПСС и КП Армении о воспитании и образовании, а также основными методологическими принципами марксизма-ленинизма о партийности, классовости, историчности, систематичности и др.

Методы исследования. Диссертация изложена историко-сравни-тельным и историко-логическим методами, благодаря которым мы могли избежать прямолинейных сравнений научно-педагогических теорий, взглядов и положений, являющихся результатом, цроявлением конкретных и исторических условий разных эпох. Кроме того, в процессе исследования и систематизирования архивных материалов и документов мы пользовались аналитическим и синтетическим методами, в результате чего никем не обработанный ранее материал подвергся глубокому и всестороннему научно-педагогическому анализу, на основе которого были сделаны соответствующие заключения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Общественно-просветительская деятельность Степана Даниловича Лисициана является прямым и последовательным продолжением деятельности видных армянских просветителей (Х.Абовян, С. Назарян, М. Налбандян, Г. Агаян, Г. Арцруни и др.) при благотворном влиянии русско-армянских культурных связей в условиях буржуазно-демократической революции 1905 г.

2. В теоретических и практических работах С. Д. Лисициана обрабатывались и в пределах возможного применялись основы единой системы армянского народного образования.

3. Педагогические идеи С. Д. Лисициана о содержании воспитания и образования, об их целях и задачах, идеалах, методах и принципах были значительны в развитии армянской педагогики в период национально-освободительной борьбы и буржуазно-демократических революций*.

4. Педагогическое наследие С. Д. Лисициана как мыслителя, прошедшего путь от демократизма к марксизму, является ценным источником познания и дальнейшего развития школы и педагогики в современной армянской действительности.

Источниками исследования являются многочисленные исторические материалы, хранящиеся в ГЦИА Арм. ССР (Ереван), в музее литературы и искусства им. Е. Чаренца (Ереван), в кабинете-архиве им. Степана и Србуи Лисицианов Института археологии и этнографии АН Арм. ССР (Ереван), в фондах Государственной публичной библиотеки им. В. И. Ленина (Москва), в Государственной публичной библиотеке им. А. Мясникяна (Ереван) — армянская педагогическая общественно-политическая и художественная периодика конца XIX и начала XX вв., в особенности, детско-педагогический ежемесячник «Аскер» основанный, редактируемый и издаваемый С. Д. Лисицианомего учебники родного языка для начального обучения и учебные пособия для вузов, а также многочисленные сборники его детских художественных произведений, литературно-критические статьи и педагогические исследования. Наш частично исследованы и его исторические и этнографические труды, в которых можно найти немало интересных высказываний о русско-армянских культурных связях, о воспитании и образовании древних и современных армян, о школе и школоведении разных стран.

Нами использованы ценные материалы из семейного архива Лисицианов, впервые обнаружен и приобщен к научному активу ряд педагогических рукописных и машинописных трудов (6.1), а также писем, проливающих свет на педагогические и общественно-политические взгляды С. Д. Лисициана. Особую группу составляют источники, оценивающие деятельность С Д. Лисициана, разные мнения и точки зрения относительно его наследия, которые также использованы нами.

Новизна исследования. Впервые в советской армянской педагогике представлена целостная монография, посвященная исследованию общественно-педагогических воззрений и деятельности С. Д. Лисициана, в которой выявлена педагогическая система автора с ее концепциями, щюделан анализ формирования этой системы как процессапрослежены и выявлены суть его педагогических воззрений и благотворное воздействие русской демократической педагогической мысли на их формированиепоказан вклад С. Д. Лисициана в дело развития передовой армянской педагогической мысли в дореволюционный и послереволюционный периоды, а также рассмотрены перспективы возможного претворения передовых педагогических идей С. Лисициана в советской армянской школе.

Практическое значение исследования. Как историко-педагогиче-ское исследование это первая попытка осмыслить творчество С.Д.Лисициана-педагога и определить его место и роль в истории армянской педагогики. Заключения и положения, выдвинутые в исследовании, могут быть использованы для дальнейшей обработки общих теоретических проблем советской армянской педагогики, а также в деле совершенствования содержания и организации профессиональной подготовки учителя. Ценные мысли С. Д. Лисициана о трудовом, физическом, умственном и нравственном воспитании, о связи школы с жизнью, об экспериментальном исследовании педагогических явлений вооружат советскую армянскую педагогику новыми фактами и сведениями о состоянии и развитии восточной армянской передовой педагогической мысли конца XIX и начала XX вв. Восштательно-образова-тельные идеи (о связи обучения с жизнью, развитии познавательных способностей, самостоятельного мышления младших школьников, связи семьи со школой и пр.) педагогического наследия С. Д. Лисициана сохранили свое значение до настоящего времени и могут быть творчески применены в советской армянской школе. Кроме того, основные положения диссертации могут быть использованы цри чтении спецкурсов по истории армянской школы и педагогической мысли в педагогических вузах.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационной работы были изложены автором в докладах на научных сессиях Армянского педагогического института им. Х. Або-вяна (1977;1983 гг.). Часть положений была внедрена в виде лекций, прочитанных по истории педагогики для студентов того же института. В ряде Ереванских средних школ (№ 34 им. С. Д. Лисициана, № 148 им. М. Манукяна и др.) для педагогических коллективов и старшеклассников автором исследования были прочитаны лекции о педагогической и издательской деятельности С. Д. Лисициана. Содержание исследования отразилось в номерах журнала «Советакан манка-варж» («Советский педагог») и в сборнике научных трудов аспирантов пединститута им. Х.Абовяна.

Основное содержание диссертационной работы отражено в следующих статьях:

1. Из истории частной школы Ек.Лисициан. -Сборник научных трудов аспирантов8, выпуск Ш, изд. Пединститута им. Х. Абовяна, Ереван, 1975, с.71−82.

2. Из истории издания «Лусабера» .- Лурн. «Советакан манкаварж», Ереван, 1978,$ 3, с.92−95.

3. Степан Лисициан.-Еурн. «Советакан манкаварж», Ереван, 19 829Л 2, с.61−65.

4. Предисловие к книге Ек. Лисициан «Посвящение», 1982, Ереван, изд. «Советакан грох» («Советский писатель»), с.3−16.

5. К дидактическим воззрениям С. Д. Лисициана.-Тезисы докл. науч. конф. профессорско-препод. состава и молодых ученых, Ереван, 1984, с. 63−64.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии (149 источни.

1. Произведения основоположников марксизма^ленинизма и Материалы пленумов DK КПСС.

2. Ленин В. И. О воспитании и образовании, — Изд. 3-е, сост. Груздев В, П., М.: 1963.-627с.

3. Ленин В. И. Полн.собр.соч., том 41.-М.:1963,сс.298−318.

4. Ленин В. И. Полн.собр.соч., том 2.-М.: 1958, сс.505−550.

5. Маркс К. и Энгельс Ф. О воспитании и образовании /сост.Груздев П. Н., Изд. АПН РСФСР.-М:1957.-326с.

6. Об основных направлениях реформы общеобразовательной ипрофессиональной школы: Постановление Пленума ЦК КПСС 10 апреля 1984 г. жур. Коммунист, 1984,№ 6, сс.37−40.

7. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС (10 апреля1984г.) М. Д984.-31С.

8. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.: Политиздат, 1981.-220с.2. Книги.

9. Абакумов A.A. и др.сост. Народное образование в СССР (общеобразовательная школа) «сборник документов в I9I7-I973 гг.-М.: изд. «Педагогика», 1974.-531с.

10. Апраскина O.A. Очерки по истории художественного воспитанияв советской школе.-М.: изд. АПН РСФСР, 1956.-223с.

11. Аракелян Л. П. 1урген Эдилян.-Ереван, изд. госуниверситета, 1973.-2Пс. (на арм.яз.).

12. Арутюнян P.A. Педагогическая мысль в Армении и русскаяпрогрессивная педагогика.-Ереван, изд." Луйс*, 11 984. 293с.

13. Арутюнян Г. А. Педагогическая мысль в Восточной Армении вовторой половине XIX века.-Ереван, изд. «Айастан», 1978.-179с. (на арм.яз.).

14. В. Б. Семейный театр. Пед. библиотека «Аскера», выпуск 18, Тифлис, 1908.-57с. (на арм.яз.).

15. Габриельян Г. Г. История армянской философии от начала донаших дней.- Изд. Ереванского университета, 1976, — 495с. (на арм.яз.).

16. Габриельян Т. А. Очерки по истории дошкольного воспитания вАрмении.-Ереван, изд. Айпетрат, 1963.-167с. (на арм.яз.).

17. Григорян Г. А. Нерсесяновская школа: (краткий очерк).-Ереван, изд. «Айастан», I974.-I25C. (на арм.яз.).

18. Гюльназарян X. Очерки по истории армянской детской литературы. Ереван, изд. АН Арм. ССР, 1961.-247с. (на арм.яз.).

19. Даниелян Г. А. Седрак Мандинян. Ереван, изд. «Луйс», 1964. 197с. (на арм.яз.).

20. Джугарян Т. Г. Методика преподавания армянской литературы.- Уч. пос., изд. Ереванского университета, 1972. 518с. (на арм.яз.).

21. Дистервег А. Избр. пед. соч. М.: гос. учебно-пед. изд. МП РСФСР, I956.-333C.

22. Дистервег А. Избр. пед. соч.-Е^юван, Армпедгиз, 1963. 487с. (на арм.яз.).

23. Ерканян С, Борьба за новую армянскую школу в Закавказье1870−1905 гг.).— Ереван, I970.-292C. (на арм.яз.).

24. Зенков М. С. сост. -Документы и материалы по перестройкешколы.-М.: гос. учебно-пед. изд. МП РСФСР, I960. 167с.

25. Игнатян A.A. Лазаревский институт.-Ереван, изд. университета,, 1969.-354с. (на арм.яз.).

26. Казахецян A.M. Общеобразовательная школа в Советской Армении (I94I-I970 гг.).-Ереван, изд. «Луйс», 1972. 223с. (на арм.яз.).

27. Карадетян P.A. Степанос Назарянц: философские взгляды. Ереван, изд. «Айастан», 1976.-225с. (на арм.яз.).

28. Константинов H.A., Мединский E.H., Шабаева М. Ф. Историяпедагогики.-М.: изд. «Просвещение», 1982.-441с.

29. Крупская Н. К. О коммунистическом воспитании. изд. «Молодая гвардия», 1956, сс.345−351, 364−378.

30. Лес. гафт П. Ф. Собр. пед. соч.-М.: гос. изд. «Физкультура испорт», 1951.-441с.

31. Лисициан К. Х. Посвящение.-Ереван, изд. «Советакан грох», 1982.-75с. (на арм.яз.).

32. Лисициан С. Д. А. С. Пушкин (жизнь и деятельность) к 100-%яетию со дня рождения.-Тифлис, арм. изд. об-во, 1899. 140с. (на арм.яз.).

33. Лисициан С. Д. Избранные сочинения.- Ереван, изд. «Айастан», 1969.-233с. (на арм.яз.).

34. Лисициан С. Д. Из народных легенд и преданий.-Ереван, изд. Айпетрат, 1940.-104с. (на арм.яз.).2*27″ Лисициан С. Д. Народные детские игры,-Тифлис, 1907.-97с.на арм.яз.).

35. Лисициан С. Д., Туманян 0 В., Шант Л. Лусабер (Утренняя звезда), серия учебников для обучения 1, П, Ш,1У, У годов.-Тифлис, 1905;1922, Константинополь, I9II, I год обучения.-77с. (на арм.яз.).

36. Лисициан С. Д. Этнографический вопросник.-Ереван, изд. АНАрм. ССР, 1946.-106с. (на арм.яз.).

37. Лисициан С. Д. Физическая география Армении: уч. пособиедля вузов.-Ереван, изд. Айпетрат, 1940. 170с. (на арм.яз.).

38. Мазманян М. А. Некоторые вопросы педагогической психологии.-Ереван, изд. «Луйс», 1975, сс.3−24, 154−162, 197−205 (на арм.яз.).

39. Макаренко A.C. Художественная литература о воспитании детей. соч. в 7-и томах, т.5.-М.:1958,сс.363−364.

40. Мелкумян М. С. В. И. Ленин о воспитании и образовании.-Ереван, изд. иЛуйс", 1972.-167с. (на арм.яз.).

41. Мелкумян М. С. Развитие детей и их некоторые возрастныеособенности.- Изд. Ереванского университета, 1957. 121с. (на арм.яз.).

42. Мовсисян А. Х., Сантросян М. А., Назикян Г. А. Очерки по истории общеобразовательной школы Советской Армении.- Ереван, изд. гос. университета, 1955.-231с. (на арм.яз.).

43. Мовсисян С. А. Основы управления школой.-Ереван, изд." Луйс", 1980.-209с. (на арм.яз.).

44. Мовсисян С. А. Состояние народного образования и распространение марксистских педагогических идей в Армении (I900-I9I7 гг.).-Ереван, изд. Армпедгиз, 1955.-200с. (на арм. яз*).

45. Назарян С. С. Армянская детско-юношеская печать (I85I-I9I7).- Ереван, изд. АН Арм. ССР, 1979.-209с. (на арм.яз.).

46. Народное образование в СССР: Сб. документов I9I7-I973 гг.-Изд. «Педагогика», 1974, сс.450−510.

47. Назикян Г. А. Западноармянская педагогическая мысль и школас начала XIX в. до 50−60-х гг.).-Ереван, 1969. 363с. (на арм.яз.).

48. Ов. Туманян в воспоминаниях современников.-Ереван, изд. АНАрм. ССР, 1969, сс.347−350 (на арм.яз.).

49. Огородников И. Т. /под ред. Педагогика школы.-М.:-изд.Просвещение? I978, cc.303−3I6.

50. Основы марксистско-ленинской философии.-М. :-изд. политической литературы, 1980.-459с.

51. Парсамян В. А., проф. История армянского народа (18 011 917 гг.): т.Ш.-Ереван, изд. «Луйс», 1967.-484с. (на арм.яз.).

52. Петровский A.B., Бабанский Ю. К. /под ред. Исследования потеории и истории педагогики в научно-исследовательских институтах АПН СССР: обзорная информация, вып. XI.-М.:1977.-44с.

53. Пирогов Н. И. Избр. пед. соч.-М.: -изд. АПН РСФСР, 1952, сс.5−55, 85−104, 201−215.

54. Проект устава и программа армянских церковных начальныхшкол.-Тифлис, 1906.-101с. (на арм.яз.).

55. Путеводитель к «Лусаберу» — I год обучения.-Тифлис, 1906.88с. (на арм.яз.).

56. Разумовский H.H. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевшсого.-М.:Учпедгиз, 1948.-470с.

57. Савин Н. В. Педагогика: уч. пособие для пед. училищ.-М.:Просвещение «, 1978, сс. I44-I61,193−203,323−334.

58. Сантросян М. А. Великий армянский просветитель-педагог Хачатур Абовян.-Ереван, изд. Айпетрат, 1953.-311с. (на арм.яз.).

59. Сантросян М. А, Восточноармянская школа в первой половинеXIX века.-Ереван, изд. Арадучпедгиз, 1964.-440с. (на арм.яз.).

60. Симонян Ц. Р. Очерки по истории армянской школы и педагогической мысли.-Ереван, изд. гос. университета, 1971. 254с. (на арм.яз.).

61. Скаткин Л. Н. и Тамицкий Д.Ф./под ред. Школа им. С. Т. Шацкого.-М.: гос.уч.пед.изд. Наркомпроса РСФСР, 1940. 213с.

62. Сорокин H.A. Дидактика: Уч. пос. для студентов пед.институтов.-М.: изд. «Просвещение» Д974−222С.

63. Стрезикозин В. П. Актуальные проблемы начального обучения.- М.: изд. «Просвещение», I976.-206C.

64. Тутунджян О. М. Основные психологические оообенности младшего школьника.-Ереван, изд. Армучпедгиз, 1962. 2Пс. (на арм.яз.).

65. Толстой Л. Н. Пед.соч.^1.^1.: -изд. АПН РСФСР, 1948.-398с.

66. Ушинский К. Д. Собр.пед.соч., т.1.-М.: изд. Учпедгиз, 1948.сс.236−281.2"60. Хачатрян П. Г. Семья и воспитание.-Ереван, изд. «Луйс», 1976.-50с. (на арм.яз.).

67. Хрлопян Г. Т. Вопрос комплексного воспитания учащихся. Ереван, изд. «Луйс», 1980.-129с. (на арм.яз.).

68. Худоян С. К. История советской армянской школы.-Ереван, изд. «Луйс», 1973.-309с. (на арм.яз.).

69. Шаваршян А., Аствацатрян В., Асатрян А. К. Агаян-просветитель.- Ереван, I941.-21Ос. (на арм.яз.).

70. Шаваршян A.M. /сост.- Арнянские педагоги (XIX век): хрестоматия, кн.1.-Ереван, изд. Армучпедгиз, 1950.-610с., кн.П.-Ереван, изд. Армучпедгиз, I961.-777с. (на арм.яз.).

71. Шаумян Ст. Полн.собр.соч., т.I.-Ереван, изд. «Айастан», 1.5I.-4I2C. (на арм.яз.).3. Статьи.

72. Акопян В. Рецензия на книгу Е. Х. Лисициан «Посвящение» .-М.:газ. «Комсомолец», 1983, J 24 (5889).

73. Акопян М. Жизнь, посвященная народу.-Ереван, газ. «Советакан Айастан», 1965,$ 256 (на арм.яз.).

74. Арсталь Аксель. Труд детей в семье.- Пед. библиотека «Аскера','выпуск № 9, Тифлис, 1907, с. 48 (на арм.яз.).

75. Будагян А. Гибель здоровья в семье.-журн. «Аскер», Тифлис, 1905, В 2, сс.37−40 (на арм.яз.).

76. Вентцель К. Н. Освобождение ребенка,-Пед.библиотека «Аскера», вып. № 9, Тифлис, 1906, с.3−19 (на арм.яз.).

77. Вирениус Г. Сон ребенка.-Лед.библиотека «Аскера», вып.№ 9,Тифлис, 1906.-55с. (на арм.яз.).

78. Гарибджанян Геворг, акад. Роль Степана Лисициана в развитиирусско-армянских культурных связей.-журн. «Литературная Армения» .-Ереван, 1980,№ 3,с.100−105.

79. Гарибджанян Геворг, Лисициан Назелла. Из истории русскопольско-армянских культурных связей. Степан Лисициан, -журн. «Польско-славяно-востоковедческие исследования» института славяноведения АН Польши, 1980, Л 6, с.223−247 (на польском языке).

80. Гаспарян М. К. Д. Ушинский и его армянские последователи.газ. «Советакан дпроц» («Советская школа»).-Ереван, 1941,$ 12 (на арм.яз.).

81. Джугарян Т. О вопросе развития методики родного языка како науке.-журн. «Советакан манкаварж» («Советский педагог» ь-Ереван, 1960,№ 6,с.47−51 (на арм.яз.).

82. Каптерев П. Ф. Страх и бесстрашие во время начального воспитания.^-Пед.библиотека «Аскера», вып.№ 23, Тифлис, I9II.-I28C. (на арм.яз.).

83. Каптерев П. Ф. Цели и основы семейного воспитания.-Пед.библиотека «Аскера», вып.$ 7, Тифлис, 1906.-47 (на арм.яз.).

84. Кнунянц Б. «Новый разбой'^газ. «Искра», 1903,$ 49.

85. Корш М. * «Аскер», его редактор, его поколение.-газ. «Пионер канч» («Пионерский зов»).-Ереван, 1965,№ 224 (на арм.яз.).

86. Корюн М. «Аскер» Ст.Лисициана.-газ. «Авангард» «Ереван, 1965,$ ИЗ (на арм.яз.).

87. Корюн М. Детские рассказы Ст. Лисициана в «Аскере» .-газ.Советакан Айастан" («Советская Армения»)"Ереван, 1945,№ 197 (на арм.яз.).

88. Корюн М. Учебник «Лусабер» .-газ. «Советакан дпроц» «Ереван, 1965,$ 38 (на арм.яз.).

89. Кусикян И. С. Д. Лисициан.-журн. «Советская этнография» .М.: 1947,№ 2,с.231−234.

90. Лалаханян С. Великая жизнь для большого пути.-газ. «Ерекоян Ереван» («Вечерний Ереван»), 1969,$ 224 (на арм. яз.).

91. Леман Рудольф. Идеалы воспитания.-41ед.библиотека «Аскера», вып. $ 17, Тифлис, 1908, с.3−49 (на арм.яз.).

92. Лисициан С. Д. А. С. Пушкин в Армении (к столетию его трагической гибели).-в сб.: «А. С. Пушкину к столетию его трагической гибели»): Института истории и литературы АН СССР (арм. филиал).Ереван"Госиздат, 1937, с.217−246 (на арм.яз.).

93. Лисициан С. Д. Г. Э. Эзов «Сношения Петра Великого с армянским народом» .-СПб: 1898 (рецензия).-журн. «Азга-гракан ацдес» («Этнографический журнал»), Тифлис, 1898, с.299-ч313 (на арм.яз.).

94. Лисициан С. Д. Жизнь и школа.-журн." Аскер", Тифлис, 1905,$ 1, с.1−5 (на арм.яз.).

95. Лисициан С. Д. История школы Пятигорска.-журн." Тараз", Тифлис, 1893,$ I2, c. I85-I86 (на арм.яз.).

96. Лисициан С. Д. Манифест 17-го октября.-журн." Аскер", Тифлис, 1905,$ 2, с.25−27 (на арм.яз.).

97. Лисициан С. Д, Народный театр.-журн. «Tapas», 1893, № 19,с.289−290 (на арм.яз.).

98. Лисициан С. Д. Н. В. Гоголь.-Ж. «Цурч» («Молот»), Тифлис, 1902I, c. I73-I87 (на арм.яз.).

99. Лисициан С. Д. Прошло десять лет (об Аракеле Багатряне).Ж. «Тараз», Тифлис, 18 939Л 9, с.129−130, подпись С.Л. (на арм.яз.).

100. Лисициан С. Д. Рецензия на пьесу М. Горького «На дне» .-Ж.Мурт", Тифлис, 1903I, c. I88-I9I (на арм.яз.).

101. Лисициан С. Д. Родительские круги.-Ж. «Аскер», Тифлис, 1905,3.4,с.49−51 (на арм.яз.).

102. Лисициан С. Д. Свободная Россия.-Ж." Аскер", Тифлис, 1916/17,3,с.84−88 (на арм.яз.).

103. Лисициан С. Д. Спряжение в современном армянском языке.-сб.науч.трудов, т. Х1Х, Ереван, изд. гос. университета, 1941, с.473−503 (на арм.яз.).

104. Лисициан С. Д. Студенческие экскурсии.-Ж. «Тараз», Тифлис, 189 320, с.305−307, подпись С.Л. (на арм.яз.).

105. Лисициан С. Д. Школа Пятигорска.-Ж.-" Тараз", Тифлис, 1893, JI 21, с. 342 (на арм.яз.).

106. Лисициан С. Д. Генрик Сенкевич.-газ." Оризонм («Горизонт»), Тифлис, 1916,16 ноября (на арм.яз.).

107. Лисициан С. Д. Генрик Сенкевич.-Ж. «Мурч», Тифлис, 1901,1.января, с. IOO-IIO (на арм.яз.).

108. Мартиросян А. Из истории издания «Лусабера» .-Ж. «Советаканманкаварж», Ереван, 1978, JI3,с.92−95 (на арм.яз.).

109. Мартиросян А. Из истории частной школы Екатерины Лисициан.-Сб. аспир.научн.трудов8,часть Ш, Ереван, изд. Армпединститута им. Х. Абовяна, с.73−82 (на арм.яз.),.

110. Мартиросян А. Предисловие к книге Е. Х. Лисициан «Посвящение?-Ереван, изд. «Советакан грох», 1982, с. З-16 (на арм.яз.).

111. Мартиросян А. Степан Лисициан.- Ж." Советакан манкаварж", Ереван, 1982,№ 2,0.61−65 (на арм.яз.).

112. Мелик-Пашаян К. Ученый-патриот.-газ." Коммунист", Ереван, 1965,16 256.

113. Оганян А. Заслуженный педагог-писатель.-газ. «Гракан терт» Литературная газета") «Ереван, 1965,$ 45 (на арм. яз.).

114. Серобян А. Воспитатель поколений.-газ. «Советакан Врастан» Советская Грузия"), Тбилиси, 1965,№ 114 (на арм. яз.).

115. Эдилян Г. Школа и педагогика.-Ж. «Аскер», Тифлис, 1905,№ 2,с.40−43 (на арм.яз.).4. Диссертации.

116. Гамагелян М. Г. История семинарии Геворкян.-Дис. .канд.пед.наук.-Ереван, 1965.-450с.

117. Карамян Г. Г. Ведающиеся армянские педагоги. XIX века (Х.Абовян и Г. Агаян) и русская педагогическая мысль.-Дис. .докт.пед.наук.-М., 1950.-880с.

118. Корюн М. Г. Детский журнал «Аскер» .-Дис.. .канд.фил.наук.Ереван, 1947.-370с.

119. Агбюр (Родник).-Ж., Тифлис, 1883−1918 гг. (на арм.яз.).

120. Азгагракан андес (Этнографический журнал).-Тифлис, 1898I, с.393−397 (на арм.яз.).

121. Айастани ашхатаворуи (Работница Армении).-!. «Ереван, 1965,9,с.28−29 (на арм.яз.).

122. Ардзаганк (Эхо).-газ., Тифлис, 1891,№ 17,Л 162 (на арм.яз.).

123. Аскер (Колосья) — Тифлис, 1905;1918 гг. (на арм.яз.).

124. Бюзандион.-газ. Константинополь, 1910,№ 4297 (на арм.яз.).

125. Кайц (Искра).-газ., Тифлис, 1906,№№ 5, 18 (на арм.яз.).

126. Коммунист.-газ., Ереван, 1937 1/ПД939 11/1, 1965 29Д (нарусском языке).

127. Мартакоч (Воззвание).-газ., Тифлис, 1924 17 августа (на арм.яз.).

128. Мурч (Молот).- Ж., 1890,№ 1−12 (на арм.яз.).

129. Мшак (Труженик).-Ж., Тифлис, 1905,№ 63 (на арм.яз.).

130. Пионер.- Ж."Ереван, 1979, й 9 (на арм.яз.).

131. Пионер канч (Пионерский зов) .-газ. «Ереван, 1963,№ 31 (наарм.яз.).

132. Пролетар.-газ., Тифлис, 1902, Ш 1−5 (на арм.яз.).4.5.на арм.яз.).

133. Советакан Айастан (Советская Армения).-газ."Ереван, 19 391./IX- 1945 23/IX- 1947 № 6- 1965, Ю (на арм.яз.).

134. Советакан арвест (Советское искусство).-!., 1965,№ 12,с.4950 (на арм.яз.).

135. Советакан дпроц (Советская школа).-газ."Ереван, 1963,№ 18на арм.яз.).

136. Советакан манкаварж (Советский педагог).-!.Ереван, 1965,9 (на арм.яз.).

137. Советская педагогика.- Ж., М.: 1983, Л 4, с.46−51.

138. Тараз (Мода).-Ж., Тифлис, 1893, H-I2,1905,№ 10 (на аря.яз.).

139. Фарос (Маяк).-газ. Ахалкалаки, 1965,№ 78 (на арм.яз.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой