Разработка проблемы познавательного интереса обусловлена задачами современного общества озабоченного подготовкой молодого поколения к активной жизнедеятельности. Пробуждение любознательности, воспитание и развитие познавательных интересов и потребности в самообразовании — сложная проблема и важнейшая задача педагогов, с особенной очевидностью встающая в настоящее время. В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.
Познавательный интерес определяет активность, самостоятельность и инициативность студента в учебно-познавательной и профессиональной деятельности, влияет на формирование его мировоззрения и является одним из факторов личностного развития. Для профессионального образования познавательный интерес необходим по причине того, что именно из него дифференцируются профессиональные интересы и на его основе формируется активная познавательная позиция будущего специалиста.
Проанализировав теоретические основы проблемы исследования, мы провели экспериментальную работу по выявлению уровня развития познавательного интереса у студентки второго курса. Исходя из полученных результатов проведенной работы, мы можем сделать следующие выводы.
Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе трактуется как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями. Также познавательный интерес является устойчивым мотивом личности и необходимым фактором ее становления.
Структуру познавательного интереса составляют два компонента: эмоционально-волевые и мыслительные процессы в человеке, которые составляют единое взаимосвязанное целое.
Основными показателями развития познавательного интереса у студентов являются: активность, любознательность, устойчивый интерес к изучаемым предметам, его яркая эмоциональная окраска, ориентированность не на сам процесс обучения, а на его конечную цель. Выявлено, что наибольшее влияние на академические успехи оказывает познавательная потребность в сочетании с высокой потребностью в достижениях.
В связи с рассмотренными показателями развития познавательного интереса было выявлено четыре стадии развития познавательного интереса. Мы предложили несколько эффективных методов для развития познавательного интереса к обучению у студентов.
Поведенное нами экспериментальное исследование уровня развития познавательного интереса к обучению у студентки второго курса на базе ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирской Государственной Академии образования» показало, что познавательный интерес к обучению у студентки второго курса имеет высокий уровень.
Таким образом, поставленная нами в начале исследования гипотеза о том, что познавательный интерес у студентки второго курса сформирован недостаточно не нашла своего подтверждения.
Мы считаем, что цель исследования достигнута через решение поставленных задач.