Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ: на примере школ Башкортостана

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В вузах Республики Башкортостан изучению искусства придается серьезное значение со дня организации высших учебных заведений, а точнее — с 30-х годов XX века. Связанные с искусством и эстетикой вопросы в институтах и университетах республики являются составной частью учебной программы по истории и философии. На факультетах педагогики и методики преподавания в начальной школе предусмотрены… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ? ТРАДИЦИОННОМУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В МЛАДШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
  • §-1.Народное искусство Башкортостана неотъемлемая часть национальной художественной культуры
    • 2. Методологические основы понимания национальной орнаментальной композиции в декоративно-прикладном искусстве
    • 3. Содержание и методы обучения основам орнаментальной ком позиции в начальной школе
  • ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ (ОРНАМЕНТ)
    • 1. Констатирующий эксперимент
  • §-2.Поисковый эксперимент
  • §-3.Обучающий эксперимент

Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ: на примере школ Башкортостана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность.

Декоративно-прикладное искусство любого народа всегда предметно, оно имеет свое специфическое смысловое поле, свой образный ряд, свою неповторимую специфику. Именно в этом заключен его могучий творческий потенциал, тут мы можем обнаружить богатейшее разнообразие форм, которое может воспроизводить духовно свободный человек. В свое время известный русский философ И. А. Ильин говорил, что Россия выйдет из того кризиса, в котором она находится, и возродится к новому творчеству и новому расцвету — через сочетание и примирение трех основ, а точнее — трех законов духа: свободы, любви и предметности.

Наша культура на современном этапе ее развития представляет сложную и широко разветвленную систему духовных и эстетических ценностей, основанную на идейном единстве и теснейшем творческом взаимодействии всех культур братских народов и включающую в себя все многообразие видов и жанров искусства. В процессе культурного строительства средняя школа, в частности ее начальное звено, пытаются использовать весь арсенал многонациональной культуры, лучшие демократические традиции художественного наследия, высшие достижения мастеров современного прогрессивного и народного искусства.

Разнообразие культур многонационального Башкортостана представляет собой огромное духовное богатство. Каждый, населяющий республику народ со своими оригинальными обычаями, верованиями, традициями и языком не только украшает Башкортостан, но и обогащает историю и культуру России. Народы Башкортостана создали свою самобытную материальную культуру, которая до сих пор является неисчерпаемым источником для многих сфер жизни, и конечно, в первую очередь, для воспитания, подрастающего поколения. Произведения народного искусства испокон веков отличаются изяществом и красотой з форм, богатством красок, мастерством художественного исполнения. Башкиры бережно относятся к своей культуре, обычаям и традициям. Особенно заметно это проявляется в сохранении и передаче подрастающему поколению лучших традиций, веками сложившихся в таких видах декоративно-прикладного искусства, как ковроткачество, вышивка, керамика, художественная обработка кожи, резьба по дереву и камню и т. д.

Проблема использования отечественного изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе и в вузах Башкортостана остается явно недостаточно исследованной. Особенно мало работ, освещающих эту проблему, касается начальной школы, где на сегодняшний день главной задачей остается методика проведения уроков с использованием произведений декоративно-прикладного искусства. Представляется важным определить форму и содержание уроков изобразительного искусства с привлечением декоративно-прикладного искусства Башкортостана, предложить пути рационального использования народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом становлении младших школьников, в трудовом и патриотическом воспитании учащихся различных типов школ.

В вузах Республики Башкортостан изучению искусства придается серьезное значение со дня организации высших учебных заведений, а точнее — с 30-х годов XX века. Связанные с искусством и эстетикой вопросы в институтах и университетах республики являются составной частью учебной программы по истории и философии. На факультетах педагогики и методики преподавания в начальной школе предусмотрены специальные предметы по изучению изобразительного и декоративно-прикладного искусства Башкортостана. Поскольку внедрение новых технологий обучения обусловливает разработку элективных курсов, предлагаем тему и содержание такого предмета, который ориентирован на овладение методикой проведения уроков изобразительного искусства с использованием основы всех без исключения видов декоративно-прикладного искусства — орнаменталистики.

Проблема данного исследования — выявление общеобразовательной функции национального орнамента и на основании этого разработка содержания и методов обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства.

Актуальность проблемы заключается в учете специфики начального этапа обучения школьников как наиболее важного в развитии целого спектра художественных способностей: художественно-образного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, эмоционального отношения к действительности, сенсомоторные качества детей. В этой связи можно с полной уверенностью констатировать, что в данное время на младшей ступени среднего образования не в полной мере реализован имеющийся потенциал национального декоративно-прикладного искусства. Не смотря на существующие методики (подробнее о них речь идет в данном исследовании ниже), открытой остается тематика, связанная с глубоким изучением национального образного строя, компонентом которого является орнамент. Общеобразовательная функция народного искусства затрагивает, таким образом, общие социокультурные принципы развития, которые должны быть раскрыты в форме и содержании образовательного процесса. Недостаточная разработанность существующей проблемы определила тему и актуальность диссертационного исследования: «Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ».

В связи с этим, обозначилась и стратегия исследования: комплексное изучение возможностей повышения качества преподавания основ декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе.

Теоретическое положение разрабатываемой темы базируется на фундаментальных трудах отечественных ученых: в области исследования народной культуры как важнейшего воспитательного средства (М.А.Некрасова, Г. Я. Шпикалова, Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, А. П. Усова, Е. А. Флорина, Л.А.Ивахнова) — в области психологии изобразительной деятельности (Р.Арнхейм, Н. Н. Волков, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. Ф. Ломов, Г. Б. Смирнов, П.М.Якобсон) — в области педагогики и методики преподавания изобразительного искусства (Н.Н.Анисимов, Е. В. Шорохов, С. Е. Игнатьев, О. И. Галкина, Н. Н. Ростовцев,.

Н.М.Сокольникова).

Объект исследования — учебный процесс обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования — содержание и методы обучения основам национальной орнаментики в начальной школе с учетом ее общеобразовательной функции.

На основании изучения научных публикаций, анализа педагогического опыта, а также констатирующего эксперимента автором диссертации выдвинута следующая гипотеза: эффективность обучения декоративно-прикладному искусству в младших классах повысится, если:

• выявить и методологически обосновать роль общеобразовательной функции национального орнаментального строя;

• активизировать уровень художественно-образного мышления учащихся младших классов путем оптимального сочетания изучения национального орнаментального строя и условного языка декоративно-прикладного искусства;

• в процессе обучения орнаменту включить методику обобщения и стилизации реальных природных форм в декоративные.

Цель исследования — разработать форму подачи материала, содержание и методы, способствующие совершенствованию обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства. Задачи исследования:

• изучить и теоретически проанализировать данные философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;

• разработать методологические основы обучения' национальной орнаментики;

• выявить общеобразовательную функцию орнамента, связав ее с блоком предметов общеобразовательного цикла;

• разработать и обосновать систему специальных упражнений, связанных со спецификой декоративно-прикладного искусства и способствующих развитию художественно-творческих, способностей детей;

• разработать критерии оценки* знаний, умений и навыков в тех областях декоративно-прикладного творчества, где используются орнаментальные мотивы;

• экспериментальнопроверить содержание и методику обучения учащихся младших классов основам ДНИ.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы научно-педагогического исследования:

• изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

• анализ и изучение педагогического процесса;

• метод педагогического эксперимента;

• педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся младших классов в учебном процессе;

• анкетирование учащихся младших классов и учителей изобразительного искусства (ИЗО);

• анализ работ учащихся младших классов;

• математические методы обработки результатов исследования. Теоретической основой и методологической базой исследования послужили труды ученых в области философии, психологии, педагогики, искусствоведениядостижения современной педагогической науки, раскрывающие деятельно-творческий подход к образованиюосновные положения программы развития среднего образования (изложенные в Государственном образовательном стандарте), ряд вопросов, примыкающих 7 к практическому воплощению достигнутого в сфере изысканий по исследуемой проблеме.

Организация и этапы исследования.

Первый этап (2003—2004 гг.): изучение и обработка материалов по проблеме исследования, определение цели, объекта и предмета исследованияформулировка гипотезы, определение содержания теоретической части.

Второй этап (2004—2005 гг.): теоретическое исследование и экспериментальная проверка уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся по основам национальной орнаментики в декоративно-прикладном искусстверазработка наиболее эффективных методов, специальных упражнений и заданий для совершенствования обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства.

Третий этап (2006—2008 гг.): апробация и внедрение экспериментальной методики обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусствасравнительный анализ результатов исследований, корректировка тематики диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• аналитическим методом выявлена общеобразовательная функция орнамента, на основе чего разработана система специальных упражнений и заданий для учащихся младших классов способствующая развитию их художественно-творческих способностей;

• разработана учебно-методическая система, включающая содержание и методы обучения учащихся младших классов основам ДНИ;

• выявлены основные приемы и средства условного языка декоративно-прикладного искусства, адаптированные для учащихся младших классов.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

• решена существенная научно-педагогическая задача, имеющая социально-культурное значение, а именно — исследована общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства на примере школ Башкортостана;

• материал исследования в целом отражает общую тенденцию на развитие эстетической культуры детей младшего школьного возраста, что вызвано необходимостью доминирующей установки на закрепление и сохранение этнокультурных традиций в сфере среднего образования, актуализацию развивающего потенциала народного искусства.

Практическая значимость результатов исследования определяется:

• направленностью на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства башкирского народа;

• необходимостью обеспечения обучения целостным программно-методическим обеспечением.

В настоящее время результаты данного исследования используются в практике работы школьных учреждений Башкортостана. По его материалам подготовлены методические рекомендации к проведению уроков с использованием произведений декоративно-прикладного искусства. Новизна результатов научного исследования позволяет расширить круг вопросов для дальнейших исследований как в отношении творчества в области декоративно-прикладного искусства, так и в специальной и профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечены:

• широким привлечением материала из области разных научных дисциплин (философии, истории культуры, этнологии, искусствознания, психологии, педагогики и др.);

• многообразием исследовательских методов;

• сочетанием полевого изучения этнокультурных артефактов с экспериментальным анализом проблемы;

• математической обработкой данных, позволяющей доказать аргументированность и достоверность выводов исследования.

На защиту выносятся следующие положения, утверждающие что:

1. Выявление общеобразовательной функции национального орнаментального строя служит исходным условием педагогически эффективного приобщения к национальной культурной традиции.

2. Национальное декоративно-прикладное искусство может быть положено в основу развивающей модели обучения и воспитания, этнокультурная специфика которой не только не отрицает, но и дает возможность наполнить его новыми смыслами.

3. Смысловой образ окружающего мира, освоение которого протекает в ходе развития сознания, является в младшем школьном возрасте одним из средств его формирования и национальное декоративно-прикладное искусство, с присущим ему орнаментальным строем, является неотъемлемой частью этого формирования.

4. Реализация образовательных задач, содержание которых определяется этнокультурными аспектами, требует поэтапного приобщения детей к национальному декоративно-прикладному искусству, важнейшими ступенями этого восхождения являются младшие классы средней школы.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику проводилась на базе общеобразовательных школ городов Уфы, Стерлитамака, Ишимбая в процессе опытной работы. Кроме того, на республиканских и межрегиональных научно-практических конференциях и семинарах, посвященных проблемам организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах различных типов школ, автор диссертации неоднократно выступала с докладами и сообщениями.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. По ходу изложения текста дается ряд рисунков, графиков и таблицы.

Выводы исследования.

1. Изучение и теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования позволил разработать методические основы обучения национальной орнаментики. Опорными работами в этом плане послужили фундаментальные труды отечественных ученых в области исследования народной культуры: Н. А. Некрасовой, Г. Я. Шпикаловой, Г. Г. Григорьева, П. С. Комаровойв области школьной методики — Э. Э. Пурик, Н. Э. Ахмадуллиной, А. В. Молчевой, З. Х. Мурадовой, Л. Н. Неретиной. Используемая ими методология сочетала в себе эмпирическое исследование и теоретический анализ, в некоторых случаях использовался метод возрастных срезов.

2. Общеобразовательная функция орнамента и декоративно-прикладного искусства в целом реализуется в процессе декоративно-прикладного творчества, где ребенок преобразует обыденную действительность по веками сложившимся канонам. Таким образом, он адекватнее и глубже постигает реальный порядок вещей и устройство того мира, который его окружает.

3. Декоративно-прикладное искусство содержит в себе мощный общеобразовательный потенциалпоследний имеет выходы как в гуманитарный блок знаний, так и в сферу знаний, связанных с естественными науками. Автором диссертации разработана система упражнений, отражающих специфику декоративно-прикладного искусства и способствующих развитию художественно-творческих способностей детей. С целью развития воображения в младшем школьном возрасте могут быть использованы такие методики, как «набросок вербальной фантазии», а для закрепления основ орнаментального строя — методика графического (линейного) построения ленточного орнамента и методика орнаментального декорирования предметов верхней одежды.

4. Общеобразовательная функция орнамента, в соотношении с предметами общеобразовательного цикла, выражена в следующих показателях (критериях): способность обобщать учебный материал и логически мыслить — математикаспособность ориентации в пространстве и на местности—наблюдательностьспособность дать устное описание состояния предметов окружающего мира (природоведение, краеведение) — способности понятийно мыслить, представлять то или иное понятие и адекватно выражать его словеснородной язык.

5. Общий вектор развития способностей к художественному и декоративно-прикладному творчеству задается единством эстетического и трудового воспитания. При этом сам процесс художественного творчества становится для ребенка свободным и ответственным трудом, приносящим как индивидуально, так и социально значимые результаты.

6. Разработанная и научно обоснованная комплексная система преподавания основ декоративно-прикладного искусства в младших классах средней школы должна быть взаимосвязана как с дошкольными, так и специализированными художественно-образовательными учреждениями, поскольку это непрерывное звено единой художественно-образовательной цепи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Представленные в настоящем исследовании материалы дают основание рассматривать декоративно-прикладное искусство как предмет, наделенный общеобразовательной функцией. При этом смысловая нагрузка в процессе обучения учащихся основам декоративно-прикладного искусства принадлежит национальному орнаментальному строю. Отсюда проистекают и его этно-культурные формы. Посредством декоративно-прикладного искусства ребенок открывает для себя исторически заданный образ мира, семантика и формы которого не пребывают в замкнутости, а остаются открытыми, что в свою очередь дает широкие возможности реализовываться творческому потенциалу ребенка. Последнее является условием полноценного личностного роста ребенка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 186 с.
  2. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392с.
  3. Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. — 286 с.
  4. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. — 262 с.
  5. Башкирское народное творчество (многотомник на русском языке). Эпос. Уфа, 1987.-324 с.
  6. Башкирский народный эпос. М., 1977. 186 с.
  7. Башкирские предания и легенды. Уфа, 1985. 212 с.
  8. Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. — 244 с.
  9. В.Г. Полное собрание сочинений М .: Просвещение, 1954. -Т .4- 160 с.
  10. П. Г. Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971.-328 с.
  11. П. Г. Вопросы теории народного искусства М.: Искусство, 1971.-544 с.
  12. Ю.М. Миф и культура // Опыты. М .: Политиздат, 1990. -С.138−155.
  13. Ю. В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1981.- 282с.
  14. Ю. В. Этносоциальные процессы: Теория, история, современность. М.: Наука, 1987. — 344 с.
  15. Ю. В. Подольный Р.И. Человечеств — это народы. —М.: Мысль, 1990.-391 с.
  16. А. Этнография, искусство, образование // Сов. этнография. -1998. С.175−180.
  17. В. М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве 10 20 в. в. — М.: Советский художник, 1974. — 294 с.
  18. Е. С. Ткани и шитьё XIV в.из раскопок в Болгарах. Краткие сообщения института истории минеральной культуры. 1947. 186 с.
  19. Н. И. Некоторые данные о технике орнаментации тканей у казанских татар. Казань, 1930. 68 с.
  20. В. С. Крестьянское искусство и кустарная промышленность// Вести промысловой кооперации. 1927. № 9/14.
  21. В. С. О крестьянском искусстве (избранные труды) М.: Советский художник, 1972. — 350 с.
  22. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. Пособие/ Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А.Покровской-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАСДОС, 2000.-272 с.
  23. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
  24. Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка //Собр. соч.: В 6-ти тт. Научное насл-во: под. ред. М. Г. Ярошевского. -М., 1984. Т. 6. С. 6−90.
  25. Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте /Хрестоматия по психологии. М., 1987. — 228 с.
  26. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 90 с.
  27. С. А. Культура Башкортостана. Учебник для 8 класса / С. А. Галин, Г. С. Галина, Ф. Т. Кузбеков, P.A. Кузбекова, JI.H. Попова. — Уфа: Китап, 2003. 264 е.: ил.
  28. Г. Национальные образы мира: Космо-психологос. — М.: Прогресс -Культура, 1995. 355 с.
  29. Ю. Я. Что такое орнамент? М.: Галарт, 1998. — 146 с.
  30. Ю. П. Что такое орнамент //Декоративное искусство. 1978. -№ 1 — С.29−31.
  31. С. В. Изучение орнаментов народов мира как средство активизации творческой деятельности // Культура искусство — школа. — М.: РИЦМГОПУ, 1999.-С. 118−119.
  32. Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: 5 кл.: методическое пособие. / H.A. Горяева- под ред. Б. М. Неменского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2007. — 109с.: ил.
  33. Н. А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / H.A. Горяева, О.В. Островская- под ред. Б. М. Неменского. 5-е изд. — М.: Просвещение, 2006. — 176 с.
  34. А. А. Воспитательный потенциал народного искусства // Советская педагогика. 1989, № 3. — С. 33.
  35. Дидактика средней школы. /Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина, М., 1975.-216 с.
  36. Н. Н. Эстетическое воспитание. М., 1973. 164 с.
  37. В. Ю. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В. Ю. Дьяченко, О. В. Гузенко, И.А.
  38. К., Халлатов X. Изобразительное искусство Казахстана и Средней Азии в системе подготовки будущих учителей. М.: Прометей, 1991.-55 с.
  39. Е. Л. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 кл.: Таблицы с методическими рекомендациями / Т. Я. Шпикалова, Н. М. Сокольникова и др. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.-78 с.
  40. Н. А. Иллюстрирование финно-угорских мифов и легенд для 5−6 классов: учебно-метод. Пособие / Н. А. Зинченко. Сыктывкар: Изд-во Коми пед. Ин-та, 2006. — 112 с.: ил.
  41. Н. А. Традиционный орнамент как творческий поиск на уроках декоративного рисования в школе: Мат-лы докладов XV Коми респ. Молодежной конф.: В 2-х т. Сыктывкар, 2004 T. I. — 380 с.
  42. И.А. О воспитании национальной элиты. М.: Жизнь и мысль, 2001.-350 с.
  43. Кабакова Меллер Е. Н. О роли наглядного материала в процессах абстракции и освобождения у школьников // Вопросы психологии. — 1955. № 2-С. 65−71.
  44. . А. Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа, 1970. -212 с.
  45. Э. В. Основы изобразительного искусства и орнамента. -М.: Наука, 1968.-207 с.
  46. А. А. Абстрактная форма как ассоциативный источник реалистической композиции // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск 6. -М.: МГПУ, 2005. С. 110−118.
  47. А. А. Использование связей абстрактного с конкретным на поисковом этапе художественно-композиционной деятельности //
  48. Декоративно-прикладное искусство в педагогическом вузе и в учреждениях дополнительного образования. М.: Прометей, 2005. — С. 138−139.
  49. А. А. Философия изобразительного искусства: Программа спецкурса для студентов. Прометей, 2002. — 24 с.
  50. А. А. Формальный метод в поисково-организационном этапе работы над реалистической композицией: Монография. — М.: Прометей МГУ, 2005.- 120 с.
  51. В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. -М., 1981. -144 с.
  52. В. Т., Урмурзина Б. Г. Творческий потенциал дошкольника: природа и структура. М.: AHO «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева» Актобе: Актюбинск, гос. ун-т. им. К. Жубанова, 2002. — 150 с.
  53. Р. Г., Бикбулатов И. В., Шитова С. Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979. 186 с.
  54. Р. Г. Очерки исторической этнографии башкир. Уфа, 1957.- 86с
  55. Р. Г. Башкирские шежере. Уфа, 1960. — 68 с.
  56. Р. Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав история расселения. М., 1974. — 80 с.
  57. Р. Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978. 124 с.
  58. В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М., 1997. -212 с.
  59. В. С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М., 1972. — 270 с.
  60. В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М., 1984. — 320 с.
  61. В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М., 1977.-207 с.
  62. В. С. Изобразительное искусство. 1 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / B.C. Кузин, Э. И. Кубышкина. 11-е изд., дораб. — М.: Дрофа, 2007. — 110, 2. е.: ил.
  63. В. С. Изобразительное искусство. 2 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / B.C. Кузин, Э. И. Кубышкина. 11-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2008. — 111, 1. е.: ил.
  64. В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, 1977. 246 с.
  65. Культура Башкоркостана. Учебник для 8 класса/ С. А. Галин, Г. С. Галина, Ф. Т. Кузбеков, Р. А. Кузбекова, JI. Н. Попова. Уфа: Китап, 2003. -264с.
  66. Г. У. Методы изучения этнических стереотипов // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. — С. 225 — 231.
  67. Л. А. Образы народного искусства. М.: Знание, 1983. — 48 с.
  68. Д.С. Деревенская культура и современность// Декоративное искусство СССР С. 14−18.
  69. Н. А. Тайны древнего Урала. Уфа, 1973. 268 с.
  70. А. X. Казахское народное прикладное искусство.// В 3 томах. — Алма-Ата, 1986 г.
  71. Т. А. Башкирское жилище как архитектурно-художественный ансамбль.// Ленинские чтения по итогам научно-исследовательской работы за 1990 г./ Тезисы докладов, часть II. М., 1991— 121 с.
  72. Т.А. Влияние природно-климатических и исторических условий на формирование башкирского народного жилища. М., 1991. — 16 с. -Деп. В ИНИОН АН СССР № 45 054 от 24 июля 1991 г.
  73. Т.А. К вопросу об эстетическом освоении башкирского народного искусства// Теория и методика преподавания спецдисциплин на ХГФ пединститутов/ Межвузовский сборник научных трудов. Уфа. 1990. — С.85−91.
  74. Малик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников// Вопросы психологии. 1989, № 1. — С. 15−23.
  75. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981ю — 95 с.
  76. А. В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана дошкольникам (на русском и башкирском языках). — Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995. — 112 е.: ил.
  77. А. В. «Башкирская мозаика» (настольные игры с использованием элементов башкирского декоративного искусства вподготовительных группах детских садов и первых классах общеобразовательных школ), -изд. 1-е.-Уфа: «Китап», 1995.-256с.
  78. Мурадова 3. X. Ознакомление школьников с национальным изобразительным искусством// Формирование мировоззрения школьников в процессе эстетического воспитания: Материалы симпозиума, — М., 1971. — С.165−167.
  79. В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 268 с.
  80. И. Р. Эффективное средство эстетического воспитания.//Учитель Башкоркостана. Научно-педагогический и методический ежемесячный журнал. №З.Уфа.С.41−42
  81. И. Р. Методические основы понимания башкирской национальной орнаментальной композиции в декоративно-прикладном искусстве.//Сборник научных статей. Приложение к журналу «ОБРАЗОВАНИЕ-НАУКА-ТВОРЧЕСТВО» Адыгейской (Черкесской)
  82. Международной Академии наукЛб-й выпуск. Нальчик-Армавир 2008.-С.60−74.
  83. А. Методическое пособие для школ. Резьба по дереву. -Алма-Ата, 1994 г.
  84. . Ж. Этнокультурное образование. Алматы, 1997. — 152с.
  85. Народное творчество башкир (сб. ст.). Уфа, 1976.
  86. М. А. Народное искусство как тип художественного творчества // Искусство. 1991. № 14. — С. 8−14
  87. М. А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983.-344 с.
  88. . М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987.
  89. . М. Основы художественного ремесла: Русские худож. лаки Резьба по дереву и др.: Практ. пособие для руководителей школьных кружков. -М.: Просвещение, 1979.
  90. . М. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1−9 кл. / Науч. рук. Б. М. Неменский. — М.: Просвещение, 1994.
  91. Л. В. Изучение башкирского орнамента младшими школьниками на уроках ИЗО и трудового обучения. Межв. Сб. посвященный 60-летию института. Магнитогорск, 1992, с. 92−97
  92. Л. В. К вопросу формирования творческой педагогической деятельности студентов в процессе изучения башкирского орнамента. Тезисы. / Сб. Матер. Республ. Семинара-совещания педвузов России. Шуя, 1992. С.92−93.
  93. Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору: 1 кл.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-224с.
  94. Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство на занятиях методики преподавания изобразительного искусства и трудовогообучения. Методические указания для студентов педфака. Магнитогорск, 1992.-36 с.
  95. JI. В. Развитие творческой активности студентов средствами народного и декоративно-прикладного искусства. / На материале народного искусства Башкортостана / Спецкурс для студентов педфака /. Магнитогорск, 1993.-26 с.
  96. JI. В. Развитие творческих способностей младших школьников средствами народного творчества Башкирии. Тезисы. Конференция по итогам научно-исследовательской и научно-методической работы. Магнитогорск, 1991. — с.40−41
  97. . В., Щедрина Е. Д. Основы декоративного искусства в школе / под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. М.: Просвещение, 1981.
  98. Основы декоративного искусства в школе/ Учебное пособие для студентов ХГФ педагогических институтов. Под. Ред. Нешумова Б. В./ М.: Просвещение, 1981.- 175 е., ил.
  99. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. I-IV кл. / Науч. рук. Т. Я. Шпикалова. -М.: Просвещение, 1992.
  100. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись. Композиция. 1−11 кл. (для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). -М.: Просвещение, 1995.
  101. Н. А. Декоративное искусство в Академии художеств (из истории русской художественной школы XVIII — пер. пол XIX в.) М.: Изобразительное искусство, 1983. — 400 с.
  102. Э. Э., Ахадуллина Н. Э. Изобразительное искусство. Учебник для учащихся 3−4 классов общеобразовательных учреждений РБ/Под ред. Пурик Э. Э. -Уфа:Китап, 2003.-216 с.
  103. Э. Э. Ахадуллина Н. Э. Изобразительное искусство. Учебник для учащихся 1−2 классов общеобразовательных учреждений./Под ред. Пурик Э. Э. Уфа: Китап, 2002.-208с.
  104. Э. Э. Ахадуллина Н. Э. Изобразительное искусство: Программа для 1−8 классов средних общеобразовательных учреждений/Сост. Пурик Э. Э. Ахадуллина Н.Э. /под ред. Пурик Э.Э.- Уфа, 1999.-56с.
  105. У. X. Население Башкирии в XVII XVIII вв. М., 1988.
  106. Е. Е. Изобразительное искусство в начальной школе. М.: Просвещение, 1980.
  107. Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1974.
  108. С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. -Уфа:Китап, 2006.-376с.
  109. С. И. Башкиры: Опыт этнологической монографии. Ч.2.Бут башкир// Зап. Русского географического общества по отд-нию этнографии. Л., 1925. Т. 43. Вып. 2. 330 с.
  110. С. И. Скифская проблема и алтайские находки// Изв. Академии наук. Серия ист. и филос. 1944. Т. 1. № 6 С. 266−275
  111. . А. Микрокосм в Макрокосме народного искусства // декоративное искусство СССР. 1975ю -№ 1. 30−53 С.
  112. JI. Б. Изобразительное искусство в школе :дидактика и методика. Ижевск, 1992. 164 с.
  113. И. М. Общеобразовательная функция орнамента в подготовке учителя изобразительного искусства: Автореф. дис. канд. педагог, наук. М., 1994. — 16 с.
  114. Н.П. Национальное искусство и детское творчество.// Дошкольное воспитание. 1965. № 5. С. 11−12.
  115. Л.Г. Воспитание средствами декоративно-прикладного искусства// Советская педагогика. 1986, № 11. с. 73−77.
  116. М.Ш. Наглядное пособие по изобразительному искусству и художественному труду (1 класс). Комментарий для учителя. М., АО «Международный дом сотрудничества», 1997. — 24 с.
  117. Н. Н. Очерки по истории украшения тканей. М.-Л., Academia. 1934.- 168с.
  118. Д. Н. О башкирских тамгах. Оренбург, 1904
  119. Т.М. Орнамент почерк эпохи. — Л.: Аврора, 1972. — 128 с.
  120. Т.М. Орнамент почерк эпох. — Л.: Аврора, 1972. — 89 с.
  121. Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 368 е., 12 л. ил.: ил.
  122. Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5−8 кл.: В 4 ч. Обнинск: Титул, 1996. — 4.1. Основы рисунка- Ч. 2. Основы живописи- Ч. 3. Основы композиции- Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов.
  123. Н. М. Изобразительное искусство: Тетрадь творческих заданий для 1 кл.: В 3 ч. М.: ООО «Изд-во ACT-ЛТД», 1998. — 214с.
  124. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. -М.: Прометей. 1993.- 186 с.
  125. В.В. Русский народный орнамент. Шитьё, вышивка, кружева. СПБ., 1872.
  126. К.Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании? // Дошкольное воспитание. 1993. № 3. С. 58−61.
  127. З.Г. Русско-башкирский фразеологический словарь. М., 1989.
  128. Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., 1956. — 344 с.
  129. П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. -325 с.
  130. Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. -М.: Просвещение, 1984. 160 с.
  131. А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1988. — 214 с.
  132. Ф.Г. и др. Родной Башкортостан. Уфа, 1992. — 295 с.
  133. Хозяйство и культура башкир в XIX XX вв. (Сб. ст.). М., 1979. -232 с.
  134. Художники советской Башкирии. Справочник. Уфа, 1979.
  135. А. К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства.- М.: Изд. АХСССР, 1962. 67 с.
  136. В.М. Об искусстве казахского народа (Орнаментика). — М., 1936 г.- 153 с.
  137. Р.З. По следам географических названий. Уфа, 1986. 120 с.
  138. Р. Путешествие в страну, где живут «умные знаки» /Учитель Башкортостана. Ежемесячный научно-педагогический и методический журнал. Выпуск 857. Уфа, 2007. С 29−31.
  139. , Г. А. Мирошниченко. Волгоград: Учитель, 2007. — 271 с.
  140. С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984. -260 с.
  141. С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). Уфа: Китап, 2006. — 200 е.: ил.
  142. Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1977. -224 с.
  143. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования (пособия для учителей) М.: Просвещение, 1979. — 191 с.
  144. Т.Я. Изобразительное искусство в 1 кл. — М.: Просвещение, 1981. 164 с.
  145. Т.Я. Изобразительное искусство во 2 кл. М.: Просвещение, 1984. — 182 с.
  146. Т.Я. Изобразительное искусство в 3 кл. М.: Просвещение, 1985. — 140 с.
  147. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., 1974. 168 с.
  148. Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика// Сб. статей. -М.: Педагогика, 1990. 148с.
  149. .Х. История формирования башкирской нации. Уфа, 1972.
  150. Юнг К. Г. Архетип и символ. -М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
  151. А.Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век: От тамги до авангарда. Уфа: Китап, 2006. — 224 е.: ил.
  152. А.Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа: Китап, 1993.132 с.
  153. А.Г. Башкирский тамбур // Декоративное искусство СССР. 1973. № 2. С. 47−49.
  154. А.Г. К вопросу методологии изучения и анализа народного искусства // Советское искусствознание 76. М., 1977. Вып. 2. С. 249−257.
  155. А.Г. К вопросу методологии изучения и анализа народного искусства // Критерии и суждения в искусствознании. М., 1986. С. 294 301.
  156. А.Г. Родовая память и современное искусство Башкортостана// Вестник АН РБ. 1996. Т. 1. № 3−4. С. 48−54.
  157. А. Г. Декоративно-прикладное искусство Башкортостана// Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа, 1996. С. 70−72.
  158. А. Г. Современный башкирский палас // Ватандаш. 1999. № 8. С. 63−71.
  159. А.Г. К вопросам развития народного искусства и художественных промыслов Башкортостана // Вестник Уфимского технологического института сервиса (УТИС). Уфа, 2001. С. 141−148.
  160. В. В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7−14 лет. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -184 е., 8с. ил.: ил. — (Б-ка учителя изобразительной деятельности)
Заполнить форму текущей работой