Анализ эффективности проведенной системы занятий педагогом по формированию экологической культуры у младших школьников
Свои мысли дети излагали логически верно. У большинства детей мнения, их размышления совпали: «Я подошла бы к мотоциклисту и сказала, что вы вредите всем, кто живет на аллее» — Катя Ф.; «Я подошла бы к мотоциклисту и сказала ему, что он загрязняет воздух» — Ангелина Х.; «…нельзя дымить в парке» — Женя Б. или «Чтобы овраг не размывался, надо посадить деревья, чтобы их корни не пропускали воду… Читать ещё >
Анализ эффективности проведенной системы занятий педагогом по формированию экологической культуры у младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирующий эксперимент, проводимый в 3 классе показал, что дети стали больше интересоваться природой, у них расширились экологические знания. Учащиеся стали более эмоционально воспринимать природу и произведения искусства о природе. В заключении формирующего эксперимента нами был проведен повторный срез.
Задачи контрольного эксперимента:
- 1. Использовать ту же методику, что и в констатирующем эксперименте, для исследования уровня развития младших школьников.
- 2. Провести исследование уровня экологической культуры до и после проделанной в формирующем эксперименте работы.
- 3. Сделать вывод о результативности педагогической работы.
Эксперимент проводился в естественных условиях для младших школьников, общение велось непринужденно, с учетом возрастных особенностей, интереса и желания детей выполнять задания.
1. Детям были предложены вопросы анкеты (приложение № 1.) Данные повторного среза показали, что после занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных ответов.
Ответы учащихся 3 класса на вопрос: Что такое природа?
Как видно по результатом анкетирования, большинство обучающихся дали достаточно точные и полные ответы на данный вопрос. Среди компонентов природы школьники наиболее часто называли воздух, растения, воду, животных, человека.
Ответы учащихся 3 класса на вопрос: «Что природа дает человеку?», приведенные данные свидетельствуют, что большинство учащихся дали правильные ответы на этот вопрос.
Полученные ответы на вопрос: «Назовите охраняемые растения нашей местности» позволяют делать вывод о том, что занятия по программе привели к повышению уровня знаний об охраняемых растениях. Уменьшилось количество неточных ответов, многие растения, называвшиеся до занятий одним — двумя школьниками, стали известны большинству школьников.
На вопрос: «Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?» большинство учащихся назвали охраняемых животных.
Ответы учащихся 3 класса на вопрос: «Какие насекомые появляются весной первыми?», показывают результаты анкетирования, целенаправленные систематические фенологические наблюдения под руководством учителя способствовали расширению знаний учащихся по данному вопросу.
Приведенные данные говорят о том, что многие учащиеся познакомились на занятиях с безопасным видом охоты в природе — фотоохотой.
Большинство учащихся узнали достаточное число видов лекарственных растений. Ответы учащихся 3 класса на вопрос: «Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?» показывают, что у большинства школьников расширились знания об экологической обстановке в своей местности.
Приведенные ответы школьников на вопрос: «Как человек разрушает природу?» свидетельствуют, что школьники узнали о многочисленной деятельности человека на природу.
Ответы учащихся 3 класса на вопрос: «Что могут сделать дети для охраны природы?» доказывают что, большинство учащихся осознают свою роль в охране и восстановлении природной среды.
Приведенные данные свидетельствуют об эффективности системного подхода педагога к обучающимся в формировании экологической культуры. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что работа достигает цели при правильной ее реализации. Изменение отношения школьников к природе выразилось в повышении интереса к проблемам ее охраны.
Обработанные результаты анкетирования представлены в таблице № 2 и диаграмме № 1.
Таблица № 2
Уровни сформированных экологических знаний и экологической культуры младших школьников
Уровни. | Количество детей. | %. |
Высокий. | ||
Выше среднего. | ||
Средний. | 26,6. | |
Низкий. | 13,4. | |
Всего. |
Диаграмма № 2.
Исходный уровень экологических знаний и экологической культуры младших школьников в процентном соотношении
Анализ анкетирования показывает, что экологическая культура обучающихся намного улучшились. Так детей с низким и средним уровнем знаний совсем не наблюдается. Уровень выше среднего повысился на 26,6%, а высоким уровнем стало обладать 20% детей. Такие данные показывают, что дети овладели материалом в области экологических знаний, предложенных в системе проведенных занятий.
Сравнение результатов первого и второго анкетирования, т. е. динамику сформированности экологической культуры у младших школьников представим в гистограмме.
Гистограмма
Динамика сформированности экологической культуры у младших школьников
Из гистограммы видно, что количество обучающихся, усвоивших предложенный материал на уровне выше среднего и высоком, значительно возросло. Этот рост составляет в сумме 60%. Одновременно наблюдается падение числа обучающихся на низком и среднем уровнях усвоения знаний, что связано с их переходом на более высокие уровни.
2. Для подтверждения полученных результатов детям было предложено разрешение проблемных ситуаций (приложение № 2).
Анализ проблемных ситуаций показывает, что все дети справились с заданием. В своих ответах дети высказывали свое мнение о том, как бы они поступили в той или иной сложившейся ситуации, объясняли причины поведения других детей (Маши и Коли), причины возникновения самих экологических проблем (например, «Почему люди отравились съедобными грибами?»).
Свои мысли дети излагали логически верно. У большинства детей мнения, их размышления совпали: «Я подошла бы к мотоциклисту и сказала, что вы вредите всем, кто живет на аллее» — Катя Ф.; «Я подошла бы к мотоциклисту и сказала ему, что он загрязняет воздух» — Ангелина Х.; «…нельзя дымить в парке» — Женя Б. или «Чтобы овраг не размывался, надо посадить деревья, чтобы их корни не пропускали воду и укрепляли края оврага» — Маша Б.; «…нужно посадить деревья» — Саша В.; «Нужно посадить деревья, которые укрепляют края» — Саша Е.
Такое совпадение детских рассуждений показывает, что все дети правильно понимают содержание предложенных проблемных ситуаций состоянии воздуха, воды, почвы. Дети предлагают пути разрешения, устранения экологических проблем на примере своего края. Они осознают, что глобальные экологические проблемы начинаются, прежде всего, с загрязнения воздуха, воды, с разрушения почв родного края каждого человека.
Таким образом, анализ проблемных ситуаций подтвердил результаты анкетирования, что у детей в целом сформирована экологическая культура, они могут выявлять причины возникновения экологических ситуаций в природе, а также самостоятельно находить способы разрешения этих ситуаций путем внесения собственного посильного вклада в защиту окружающей среды.
Итак, обучающихся исследуемого класса показали значительный в целом рост экологических знаний и экологической культуры, усвоенные ими в ходе специально разработанной и проведенной педагогом системы занятий.
Выводы по 2 главе
Задача учителя — поиск новых форм и методов по экологическому воспитанию младших школьников на уроках окружающего мира и внеурочное время.
Систематическая работа с использованием различных форм работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.
Внеклассная работа формирует практические умения по оказанию помощи природе, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.
Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности обучающихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.
Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, способствует значительному повышению экологической культуры школьников.