Проблемно-исследовательский метод и одаренные дети
Правила переноса рутинных операций и процедур из данной исследовательской программы в другие отрасли знания для выполнения аналогичных исследований; Эвристические правила расширения и повышения концептуального уровня исследовательской программы данного научного сообщества; Исследователи выявили различные виды знаний, которые ученики воспринимают от учителя и других учащихся школы: Рутинные… Читать ещё >
Проблемно-исследовательский метод и одаренные дети (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Повышенный творческий потенциал одаренного ребенка, так же, как и признание в качестве приоритетной цели обучения развитие творческой личности являются основанием для признания необходимости иной, отличной от традиционной модели обучения таких детей, в центре которой лежит уже не репродуктивная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, а продуктивная, творческая.
Творческое обучение, т. е. обучение, ориентированное на поддержание и развитие творческого потенциала ребенка и предполагающее собственную активность ребенка по порождению и постановке проблемы, поиску и осуществлению ее решения, является наиболее подходящим стратегическим направлением обучения одаренных детей.
Развитие общей одаренности в школьные годы определяется также и условиями, которые необходимы для того, чтобы обеспечить развитие исследовательской активности на каждом возрастном этапе. Такими условиями являются содержание и методы специальных программ обучения, которые соответствуют особым познавательным потребностям и возможностям одаренных детей, особенностям их личности. Кроме того, в качестве значимого условия можно выделить социальное признание творчества ребенка, ценности его исследовательской активности, что, в период обучения ребенка в школе относится, главным образом, к признанию со стороны учителя (учителей) и ближайшего семейного окружения.
Согласно этой модели, создание условий для поддержания и развития исследовательской активности и исследовательских склонностей ребенка становится основной задачей творческого обучения. Такими условиями могут стать только такое содержание и методы обучения, которые отвечают повышенным познавательным потребностям и возможностям одаренных детей, особенностям их личности.
Наконец, мы рассмотрели необходимые условия для реализации творческого обучения, связанные с взаимодействием субъектов образовательного процесса. Творческий характер процесса обучения определяет необходимость создания особой атмосферы субъект-субъектного взаимодействия, в которой только и становится возможным поощрение инициативы и самостоятельности ребенка в учебном процессе, поощрение мыслей и идей, разрушающих привычные, стереотипные подходы к решению проблем. Важнейшим условием реализации соответствующего процесса обучения является его проблемно-диалогический характер. Применение групповых форм работы школьников создает наиболее благоприятные возможности в реализации принципа диалогичности и проблемности в процессе обучения (А, М. Матюшкин).
Своеобразной «клеточкой» процесса обучения стал проблемно-исследовательский, предполагающий собственную активность ребенка по порождению и постановке проблемы, поиску и осуществлению ее решения, обеспечивающий «субъективное „открытие“ мира самим ребенком». Принципиально важным, на наш взгляд, является то, что этот метод позволяет поставить ребенка в позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками. Проблемно-исследовательский метод, представленный в виде двух основных разновидностей — индуктивный и дедуктивный тип, подробно рассматривается в этой главе. Основное внимание уделено обоснованию психологического значения и функционального смысла реализации каждого этапа проблемно-исследовательского метода путем их соотнесения с этапами полной структуры мыслительного цикла.
Исследователи выявили различные виды знаний, которые ученики воспринимают от учителя и других учащихся школы :
- — общекультурный фонд знаний, призванный подготовить ученика к деятельности и вне сферы науки;
- — рутинные операции и процедуры, предназначенные для реализации некоторой исследовательской программы ;
- — правила переноса рутинных операций и процедур из данной исследовательской программы в другие отрасли знания для выполнения аналогичных исследований;
- — эвристические правила расширения и повышения концептуального уровня исследовательской программы данного научного сообщества;
- — эвристические правила оценки адекватности исследовательских программ логике развития науки и запросам развития ее категориального строя, правила построения принципиально новых исследовательских программ.