Наше исследование посвящено проблеме использования моделирования при работе над рассказом в начальной школе.
В связи с недостаточной разработанностью системы работы по формированию умения моделировать, данная проблема остается актуальной в настоящее время.
Проанализировав научную литературу, в теоретической части мы рассмотрели понятия «моделирование», «рассказ». В связи с появлением нового стандарта использование моделирования становится неотъемлемой частью обучения.
В процессе изучения литературного чтения у детей должны быть сформированы умения работать над рассказом. Таким образом, результаты исследования показывают, что применение метода моделирования при работе над рассказом в начальной школе дает ощутимые положительные результаты, а именно:
Метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития младшего школьника, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления.
Кроме того, установлено, что применение метода моделирования является возможным и актуальным в связи с уровнем умственного развития младших школьников. Именно в этом возрасте дети достигают уровня умственного развития, достаточного для того, чтобы успешно применять метод моделирования для работы над рассказом.
Предлагается использовать метод моделирования шире в практике начального образования, активно применяя эту методику во всех направлениях начального образования и особенно в умственном воспитании, поскольку именно здесь данный метод дает наиболее ощутимые результаты.
Изучая школьные программы для начальной школы по литературному чтению, мы выяснили, что во всех программах ставится цель — формировать умения работать над рассказом.
В ходе опытно-экспериментальной работы был проведен констатирующий эксперимент во 2 «А» классе школы № 4, цель которого выявить уровень сформированности умений моделировать и работать над рассказом у учащихся. Анализ результатов показал, что в классе учащиеся имеют в основном высокий уровень сформированности умений.
Мы предположили, что использование моделирования будет служить для эффективной работы над рассказом в начальной школе, если в урок включать систему специально подобранных заданий.
При реализации данного условия, очевидно, что наша гипотеза подтвердится, а значит, использование моделирования эффективнее влияет на работу над рассказом.