Развитие системы среднего профессионального образования объединённой Германии: 90 годы XX — нач.
XXI вв
Диссертация
В развитых странах (Германия, Англия, Франция и др.) подготовка высококвалифицированных специалистов выделяется в качестве ключевого фактора экономического процветания страны и высокой конкурентоспособности на внешнем рынке, так как квалифицированные специалисты представляют собой базис развития современного производства. Германия — одна из наиболее развитых стран мира, имеющая высокий… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЪЕДИНЁННОЙ ГЕРМАНИИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ
- 1. 1. Основные тенденции развития системы среднего 14 профессионального образования Германии на современном этапе
- 1. 2. Социально-экономические и профессионально обусловленные 34 предпосылки развития системы среднего профессионального образования объединённой Германии
- 1. 3. Современное состояние взаимодействия профессионального 47 образования и рынка труда
- ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГЕРМАНИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Структура профессиональной подготовки квалифицированных 73 специалистов в Германии
- 2. 2. Специфика подготовки квалифицированных специалистов по 95 дуальной системе в средних профессиональных образовательных учреждениях Германии
- 2. 3. Организационно-педагогические условия использования опыта 114 дуальной системы образования в отечественной практике
Список литературы
- Абрамова, Л.И. Философско-психологическая концепция апперцептивной педагогики И.Ф. Гербарта / Л. И. Абрамова // Альма-матер: Вестн. Высш. шк. -2004. № 6.- С. 54−55.
- Андреев, А.Ю. Гумбольдовская модель классического немецкого университета: (История Германии) / А. Ю. Андреев // Новая и новейшая история.- 1999. № 4.- С. 63−72.
- Анисимов, П. Ф. Среднее профессиональное образование России: период реформ / П. Ф. Анисимов, В. И. Байденко, А. Л. Коломенская, Л. Т. Семушина. -М.: НМЦ СПО, 1995, — 112с.
- Атутов, П.Р. Технология и современное образование. / П.Р.Атутов// Педагогика. 1996. № 2. — с. 11 -14.
- Ахтамзян, Н.А. Ученическое самоуправление в Германии / Н. А. Ахтамзян // Воспитание школьников.- 2004. № 8−9.- С.77−86.
- Ахтамзян, Н.А. Дискуссия в немецком обществе об образовательной политике Германии / Н. А. Ахтамзян // Педагогика.- 2003. № 2.- С.67−74.
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М., 1982.- 250с.
- Бартель, X. Немецкий институт международных педагогических исследований: (DIPE) / Х. Бартель // Педагогика.- 1997. № 3.- С.102−104.
- Басалин, О. Г. Фах-хохшуле. Как с деньгами у супруги? Башни королевства ни к чему: (О высшем образовании, Германия) / О. Г. Басалин // Поиск.- 1996. № 2.- С. 4.
- Басалин, О. Г. Государству их не съесть: Не ломитесь в открытую дверь: (О высшей школе ФРГ) / О. Г. Басалин // Поиск.- 1996. № 1.- С.5
- Батышев, С.Я. Некоторые вопросы совершенствования подготовки квалифицированных рабочих в профтехучилищах / С. Я. Батышев // Профтехобразование. 1968. № 5. — с.30−35.
- Батышев, С. Я. Основы профессиональной педагогики / С. Я. Батышев, С. А. Шапоринский. М.: Высш. шк., 1977. — 503с.
- Бауман, Х. Обучение иностранным языкам и подготовка учителей в объединённой Германии / Х. Бауман, А.С.Карпов// Иностранные языки в школе.- 1992. № 7.- С. 70−75.
- Беляева, А.П. Интегрально-модульная педагогическая система профессионального образования / А. П. Беляева. СПб.:Радом, 1997. — 226с.
- Бергхорн, Г. Высшая школа Германии: доступность и качество / Г. Бергхорн // Поиск.- 1995. № 48.- СЛ4.
- Бергхорн, Г. Высшее образование в Германии: структура и система финансирования / Г. Бергхорн // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6., Экономика.- 1995. № 6, — С.47−55.
- Берне, Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р.Бернс.- М.: Прогресс, 1986, — 421с.
- Болотова, А.Г. Гуманистическая ориентация высшего педагогического образования в Германии / А. Г. Болотова // Высшее образование в России.-1996. № 3.-С.119−129.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская.- Ростов-н/Д., 2000.- 352с.
- Бутко, Е.Я. Профессиональное образование это базис, от которого зависит завтрашний день экономики / Е. Я. Бутко // Предпринимательство и занятость юных. — 1992. № 8−9. — с. 10−14.
- Ворожейкина, O.JI. Высшее образование в ФРГ: пути развития / O.JI. Ворожейкина // Соврем. Европа.- 2004. № 4.- С.123−133.
- Ворожейкина, O.JI. Образование в Федеративной Республике Германии / О.JI.Ворожейкина// Социал.- полит, журнал, — 1998. № 4, — С. 172−180.
- Воскресенская, Н.М. Буржуазные концепции учебных программ / Н. М. Воскресенская, В. П. Лапчинская // Советская педагогика, — 1985. № 6.- С. 118−123.
- Вульфсон, Б.Л. Мировое образовательное пространство / Б. Л. Вульфсон // Педагогика.- 2002. № 10.- С.3−14.
- Вульфсон, Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века / Б. Л. Вульфсон.- М.: УРАО, 1999.- 204с.
- Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика / Б. Л. Вульфсон, З. А. Малькова.- М., 1996.- 256 с.
- Галаган, А.И. Методические основы сравнительного анализа образования / А. И. Галаган, В. Д. Гоппа // Проблемы зарубежной высшей школы. М.: НИИВШ, 1995.-52 с.
- Германия охрана университетов: Ст. нем. специалистов) // Наука и жизнь.- 1996. № 4.-С.91−99.
- Германская система образования: Справка // Отечеств, записки.- 2002. № 2.- С. 189−191.
- Гершунский, Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России / Б. С. Гершунский // Педагогика.- 1996. № 5.- С.46−54.
- Глоссарий по профессиональному образованию. Bielefeld: Bertelsmann, 1994.-35с.
- Джонсон, Д.Б. Суд над системой образования- стратегии на будущее / Д. Б. Джонсон.- М., 1991.- 180 с.
- Джуринский, А.И. История педагогики. Учебное пособие для студентов педвузов / А. И. Джуринский. М.: Владос, 2000. — 432с.
- Димова, М.А. Содержание и организация производственного обучения / М. А. Димова. М.: Высш. шк., 1985. — 126с.
- Дистервег, А. Об учительском образовании. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег / Пер. с нем.- М., 1956.- 321с.
- Духовная, И. К. Как я знакомлю детей с профессиями: (Германия) / И. К. Духовная // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2004. № 6.- С. 29−35.
- Ельцова, О.В. Система негосударственных общеобразовательных школ ФРГ / О. В. Ельцова // Педагогика.- 2002. № 9.- С.91−98.
- Зиновкина, М.М. Инженерное мышление: Теория и инновационные педагогические технологии. Монография. М.: МГИУ, 1996. — 283 с.
- Ибрагимов, Г. И. Образовательный стандарт и формирование системы контроля качества подготовки выпускников ССУЗ / Г. И. Ибрагимов // Профессиональное образование. Казань, — 2001. № 4. — 96с.
- Карачев, А.А. Технологическая подготовка учащейся молодёжи в Германии / А. А. Карачев // Шк. и пр-во.- 2000. № 8.- С.4−5.
- Катханов, К.Н. Педагогические основы производительного труда учащихся в профессионально-технических училищах / К. Н. Катханов. М.: Высш. шк., 1976.-335с.
- Кеппел, Ф. Образовательные стандарты что взять за основу // Суд над системой образования: Стратегия на будущее / Ф. Кеппел / Пер. с анг.- М.: Педагогика, 1991.-260с.
- Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике / М. В. Кларин.- Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.- 176с.
- Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М.: Новая школа, 1994.-222с.
- Кларин, В.М. Педагогическое образование в ФРГ / В. М. Кларин // Преподаватель.- 2000. № 1.- С.41−47.
- Коваленко, Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ / Ю. И. Коваленко. М.: Высш. шк., 1988. — 157с.
- Кондратова, М. А. Немецкая школа: образование, которое мы потеряли? / М. А. Кондратова // Первое сент.-2002. № 2.- С.44−47.
- Конституция ФРГ, Закон о профессиональном образовании и другие нормативные документы, регулирующие вопросы профессионального образования размещены на сайте http: // bundesrecht. juris, de / bundesrecht / bbig / inhalt. html (на немецком языке).
- Кораблёва, Г. Б. Профессиональное образование: Социологический аспект связи / Г. Б. Кораблёва. Екатеринбург: Издательство Урал. гос. проф пед. унта, 1999.-284с.
- Корнетов, Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы / Г. Б. Корнетов, — М., 1993.-135с.
- Краснова, Г. А. Открытое образование: цивилизационные подходы и перспективы / Г. А. Краснова.- М.: Изд-во РУДН, 2002.- 152с.
- Критерии качества для профессионального обучения Европейского объединения профессиональных образовательных учреждений (ЕОПОУ). -Лейпциг: Изд-во СП «ЕОПОР», 1997. 58 с.
- Леднев, B.C. Содержание образования / В. С. Леднев. М., 1989.
- Лиферов, А.П. Основные тенденции интегральных процессов в мировом образовании / А. П. Лиферов.- М., 1993.- 145с.
- Максимович, О.Н. «Земельные контролёры»: Они решают, каким быть немецкому образованию / О. Н. Максимович // Учит. газ.: Спец. выпуск.-2001. № 28−29.- С.83−84.
- Малых, С.Б. Психологическая служба в системе образования Германии / С. Б. Малых, А. Н. Шапкина // Вопр. психологии.- 2004. № 5.- С.127−140.
- Малышева, В.А. Государственный надзор в системе начального профессионального образования: опыт становления, теория и методика, итоги эксперимента / В. А. Малышева / Академия профессионального образования. М.: ИСОМ, — 2002. — 290с.
- Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тесты. -М.: Просвещение, 1989.- 287с.
- Некоторые проблемы реформирования высшей школы Германии: (по материалам Русско-Немецкого семинара Союза ректоров, 28 мая 1999 г.) // Альма-матер: Вестн. высш. шк.- 1999. № 12.- С. 18−20.
- Немецкий комитет по вопросам образования и воспитания, Берлин, 1965. -с.57.
- Нигматов, З.Г. Гуманистические традиции педагогики / З. Г. Нигматов.-Казань, 2003.
- Нилова, Е.А. Гуманизация педагогического образования в странах Западной Европы / Е. А. Нилова. Дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2001.-211с.
- Новиков, A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития / А. М. Новиков. М.: ИЦПНПО РАО, 1997. 254с.
- Новиков, A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития / А. М. Новиков. М.: Эгвес, 2000. — 272с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Д. Шведов.- М., 1999.- 944с.
- Олейникова, О.Н. Основные тенденции развития и современное состояние профессионального образования в странах Европейского союза. Монография / О. Н. Олейникова. Казань: ИСПО РАО, 2003. — 252с.
- Олейникова, О.Н. Европейское сотрудничество в области профессионального образования и обучения. Копенгагенский процесс / О. Н. Олейникова. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2004. — 70с.
- Омельяненко, Б.Л. Профессионально-техническое образование в зарубежных странах. М.: Высш. Шк., 1989. — 224 с.
- Перспективы. Сравнительные исследования в области образования -T.XXVI № 3, 1997. ЮНЕСКО.- 191с.
- Пилипенко, И.В. Поиск новых высоких образовательных технологий: (германский опыт постижения географического пространства) / И. В. Пилипенко // Безопасность Евразии.- 2004. № 9.- С. 27.
- Писарева, Л.И. Дидактические исследования в ФРГ / Л. И. Писарева // Педагогика.- 2003. № 8.- С.96−101.
- Писарева, Л.И. Модернизация школьного образования ФРГ / Л. И. Писарева // Нар. образование.- 2004. № 2.- С.33−37.
- Писарева, Л.И. Оценка учебных достижений учащихся в ФРГ / Л. И. Писарева // Нар. образование.- 2004. № 7.- С. 165−171.
- Писарева, Л.И. Образовательная политика ФРГ на рубеже XX—XXI вв.еков / Л. И. Писарева // Нар. образование.- 2005. № 2.- С. 65−70.
- Подготовка ремесленников: интеграция опыта Германии и России // Профессиональное образование. 2004. № 9 — с. 2−23.
- Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях. / Под общей редакцией А. П. Беляевой. СПб.: Институт профтехобразования РАО, 1995. — 227с.
- Профессиональное обучение в рамках дуальной системы в ФРГ. Бонн: Издательство Федерального министерства образования и науки, 1991. — 64с.
- Процесс европейской интеграции и его влияние на систему профессионального образования: Коллективная монография. Часть I. / Под ред. Шамрай Н. Н., Торопов Д. А. М.: ИТО и ПРАО, 2003. — 136 с.
- Процесс европейской интеграции и его влияние на систему профессионального образования: Коллективная монография. Часть II. / Под ред. Шамрай Н. Н., Торопов Д. А. М.: ИТО и ПРАО, 2004.
- Рамочное соглашение о профессиональной школе (Решение Постоянной конференции министров культуры и образования от 14−15 марта 1991 г.) Бонн, 1991.-с.5.
- Ратнер, Ф.Л. О роли системы консультирования студентов за рубежом // Научные основы формирования компетентного специалиста в системе непрерывного профессионального образования / Ф. Л. Ратнер. Мат. Всерос. науч.-практ. конф.- Казань: КСЮИ, 2003.- 214с.
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции.- М.: РОУ, 1995.-272с.о
- Рольф Арнольд, Иоахим Мюнх. Вопросы и ответы относительно дуальной системы профессионального обучения в Германии. Бонн: Федеральное министерство образования, науки, исследований и технологии, 1998.- 155 с.
- Рыжов, В.А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Германии / А. В. Рыжов.- М.: Высшая школа, 1991.- 157с.
- Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В. В. Сериков.- Волгоград, 1994.- 187с.
- Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин.- М., 1986.- 23с.
- Смирнов, И.П. Европейская профессиональная школа / И. П. Смирнов. -М., 1996.
- Социальная статистика. / Под ред. И. И. Елисеевой.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 480с.
- Степанова, А.А. Не всё приживается на российской почве: Что же стоит заимствовать из чужого опыта школьного обучения (Германия) / А. А. Степанова // Европа.- 2001. № 6.- С. 24−25.
- Структура и учебно-воспитательный процесс в 12-летней общеобразовательной школе западноевропейских стран / Под ред. Мальковой З.А.- М.: ИТОП РАО, 2001.-94с.
- Табаков, Т.А. Реформа педагогического образования / Т. А. Табаков // Народное образование.- 1992.№ 11/12.- С.27−42.
- Торопов, Д.А. Профессиональное образование фактор экономического развития ФРГ / Д. А. Торопов. Учебное пособие. — Казань: ИСПО РАО, 2003, -64с.
- Торопов, Д.А. Профессиональное образование в Федеративной Республике Германия / Д. А. Торопов. М.: УЦ «Перспектива», 2004, 134с.
- Трегубова, Т.М. Модернизация профессионального образования: глобализация, ключевые компетенции, образовательный перенос / Т. М. Трегубова.- Казань, 2003.-180с.
- Тулупова, О.В. Проблема соотношения обучения и воспитания в педагогическом наследии И.Ф. Гербарта / О. В. Тулупова // Педагогика.- 2003. № 5.- С.71−78.
- Тюников, Ю.С. Реализация взаимосвязи общего и профессионального образования на политической основе. Научные основы межпредметных связей в средних профтехучилищах / Ю. С. Тюнников. JL, 1986. — 130с.
- Фёдоров, И.М. Разумно использовать мировой опыт / И. М. Фёдоров, С. А. Еркович // Высшее образование в России.- 2003. № 4.- С.39−45.
- Фуряева, Т.В. Россия и Германия: развитие коррекционной педагогики / Т. В. Фуряева, И. А. Яценко // Педагогика.- 2003. № 7.- С.98−104.
- Хайдаров, Я.И. Профессиональная переподготовка в ФРГ / Я. И. Хайдаров // Специалист, — 2004. № 6.- С.22−23.
- Шакуров, Р.Х. Эмоция, личность, деятельность (механизмы психодинамики) / Р. Х. Шакуров.- Казань, 2001 .-180с.
- Штатно-окладная система оплаты труда за рубежом // Профессионал.-2004. № 9.- С. 27.
- Allehoff W.H. Berufswahl und berufliche Interessen / W.H. Allehoff. -Gottingen, 1995.-42 p.
- Alt C. Berufliche Weiterbildung in Deutschland. Strukturen und Entwicklungen / C. Alt, H. Sauter, H.Tillmann. Bielefeld, 1994. — 64 p.
- An Agenda for Education Research: a View From the firing Line. National Consortium for Educational Exercise. Nashville: TN, Vanderbilt Univ., 1985. -234p.
- Arnold R. Kompetenzentwicklung durch Schlusselqualifizierung. Band 19 der Reihe: Grundlagen der Berufs- und Erwachsenenbildung / R. Arnold /Schneider Verlag Hohengehren, Baltmannsweiler, 2003. 211 p.
- Barthel K.W. Foerdern und Fordern: Grosse Pedagogen und die betriebliche Ausbildung / K.W.Barthel. Koelner Universitaets-Verlag, 1997. — 52 p.
- Bartolome L.I. Beyond the Methods Fetish: Toward a Humanizing Pedagogy / L.I.Bartolome // Harvard Education Review, 1994. Vol. 64 (2). — 173−194 p.
- Beauchamp G.A. Curriculum Theory / G.A.Beauchamp. Hasca, ILL, 1981. -221 p.
- Beck U. Soziologie der Arbeit und der Berufe / U. Beck, M. Brater, H.Daheim. Reinbek, 1980.-80 p.
- Beck U. Berufswahl und Berufszuweisung / U. Beck, M. Brater, B. Wegener. -Frankfurt / Main, 1979. 31 p.
- Behr M. Die Entstehung der industriellen Lehrwerkstatt. Materialien und Analysen zur beruflichen Bildung im 19. Jahrhundert / M.Behr. Frankfurt, 1981 — -108 p.
- Beller M. Der Ausbildungsberuf als berufspaedagogisches und bildungsoekonomisches Problem / M.Beller. Hannover, 1977. — 76 p.
- Benner H. Jugendliche beim Ubergang vom Bildungs- in das Beschaftigungssystem / H. Benner, H. Saterdag, H.Stegmann. Nurnberg, 1980. -55 p.
- Berger R. Jugendliche zwischen Schule und Beruf / R.Berger. Nurnberg, 1993.-90 p.
- Bergmann W. Analyse der beruflichen Einzelberatung / W. Bergmann, G. Birkhan, G.Klevenow. Nurnberg, 1999. — 86 p.
- Berufsbildungsbericht, 2003. 83 p.
- Blankerttz H. Die Geschichte der Paedagogik / H.Blankerttz. Wetzlar, 1992. -201 p.
- Bresnahan T. Information Technology, Workplace Organisation and the Demand for Skilled Labor: Firm Level Evidence / T. Bresnahan, E. Biynjolfsson, L. Hitt, 1998. -34p.
- Brooks J.G. In Search of Understanding: the Case for Constructivist Classroom. Association for Supervision and Curriculum Development / J.G.Brooks, M.G.Brooks. Alexandria, 1993. — 214 p.
- Bundesanstalt fur Arbeit. Beruf aktuell. Nurnberg, 1994. — 7 p.
- Bundesministerium fur Bildung und Wissenschaft. Die Neue IT Berufe. -Bonn, 1997.-41−48 p.
- Chang J. Collaborative Learning Strategies / J. Chang // Educational technology, 1991 V.31 (2). 15−20 p.
- Chinapah V. Evaluating Educational Programs and Projects- Holistic and Practical Considerations / V. Chinapah, G.Miron. Paris: UNESCO, 1990. — 220 p.
- Clark D.L. Redirecting Reform. Challenges to Popular Assumptions About Teachers and Students / D.L.Clark, T.A.Astuto // Phi Delta Kappan, 1994. V. 75 (7).-513−515 p.
- Curties D. National Pretences in Business and Communication Education / D. Curties, I. Winsor, R. Stevens // Communication Education, 1989. Vol. 38. — 614 p.
- Damm R. Die Bedeutung regionalstruktureller Rahmenbedingungen fur die Ausbildungs- und Berufsentscheidung / R.Damm. Nurnberg, 1988. — 69 p.
- Darling-Hammond L. Perfomance based Assessment and Educational Equity / L. Darling-Hammond // Harvard Educational Review, 1994. — Vol.62 (1). -5−26 p.
- Davis G.A. Educational Psychology: Theory and Practice / G.A.Davis. -New-York, 1983.-214 p.
- Davis G.A. Portrait of the Creative Person / G.A.Davis // The Educational Forum, 1995. Vol. 59 (4). 423−429 p.
- Dixon, W.J. BMDP Statistical Software / W.J.Dixon. Berkley, 1985. — 41 p.
- Drexel I. Die offentliche Regelung aufstiegsorientierter Weiterbildung und ihre Steuerungs- wirkungen- Lektionen aus dem Vergleich der Entwicklung in Frankreich und Deutschland / I.Drexel. Berlin, 1995. — 223−235 p.
- Dybowski G. Ein Weg aus der Sackgasse Pladoyer fur ein eigenstandiges und gleichwertiges Berufsbildungssystem / G. Dybowski, H. Putz, H. Sauter / in: BWP, 1994.-3−13 p.
- Eckert R. Jugend und Wertewandel Worauf mussen sich die Betriebe bei der Nachwuchssicherung einstellen? / R. Eckert / in: Berufsbildung 45, Heft 5−6, 1993.-84 p.
- Egan M.W. The Telecourse Experience: a Student Perspective / M.W.Egan // Educational Journal, 1993. Vol.7. — 1−17 p.
- Engelbrech G. Berufliche Erstausbildung und Weiterbildung von Frauen / G. Engelbrech / in: Gewerkschaftliche Bildungspolitik, Heft 5, 1991. 109−113p.
- Ertmer P. A. Using Case Studies to Exchange Instructional Design Education / P.A.Ertmer I.D. Russel // Educational Technology, 1995. Vol.35 (4). — 28−30 p.
- Fogarty R. How to Integrate the Curricula / R.Fogarty. Palatine, 1991. — 3 p.
- Franke G. Training und Lernen am Arbeitsplatz. In C.K. Friede und Kh. Sonntag (Hrsg.), Berufliche Kompetenz durch Training / G.Franke. Heidelberg: Sauer, 1993.-85−99 p.
- Friedeburg L. Bildungsreform in Deutschland. Geschichte und gesellschaftlicher Wiederspruch / L.Friedeburg. Frankfurt a. M., 1989. — 476 p.
- Gaulke K. Berafswunsch und Berufswahl, in: Deutsches Institut fur Wirtschaftsforschung (Hrsg.): Beitrage zur Strukturforschung, Heft 40 / K.Gaulke. -Berlin, 1988.-53 p.
- Geissler K.A. Sechs Thesen zur Entwicklung von beruflicher Aus- und Weiterbildung in: Betriebspaedagogik in nationaler und internationaler Perspektive / K.A.Geissler, W.Wittwer. Baden-Baden, 1989. — 93−102 p.
- Georg W. Kulturelle Tradition und berufliche Bildung. Zur Problematik des internationalen Vergleichs. Vierzig Jahre Berufsbildungszusammenarbeit mit Landern der Dritten Welt / W.Georg. Baden-Baden, 1997. — 65−93 p.
- Giddens A. Modernity and Self-Identity / A.Giddens. Cambridge, 1991. -122p.
- Greenman I.P. Talented Students in Career, Vocational and Technical Education Programs / I.P.Greenman, M. Wu, K. Broering // The Educational Forum, 1995. Vol. 59 (4). — 409−422 p.
- Greinert W. Schule als Instrument sozialer Kontrolle und Objekt privater Interessen. Der Beitrag der Berufsschule zur politischen Erziehung der Unterschichten / W.Greinert. Hannover, 1995. — 71 p.
- Greinert W. Das deutsche System der Berufsbildung / W.Greinert. Baden-Baden, 1998.- 117 p.
- Heckhausen H. Motivation und Handeln, 2.Aufl., / H.Heckhausen.- Berlin, 1996.-94 p.
- Husemann R. Berufliche Weiterbildung als freier Markt? Regulationsanforderungen der beruflichen Weiterbildung in der Diskussion / R.Husemann. Berlin, 1995. — 44−50 p.
- Husemann R. Mit Berufsausbildung zur Hochschule. Argumente zur Gleichwertigkeit allgemeiner und beruflicher Bildung / R. Husemann, I. Munch, C.Putz. Frankfurt / M, 1995. — 11 p.
- Instructional Technology. A Systematic Approach to Education. G. Frederick, L.Kent. New York, 1986. — 387p.
- IT Workforce Data Project, United Engineering Foundation. Report I: Core Occupations of the US Information Technology Workforce- Report II: The Production of US Degrees in Information Technology Disciplines, 1999. 62−94 p.
- Jarvis Ph.S. Career Information and Delivery Systems. The next Generation. Paper presented to a Careers Guidance and Counselling Conference on «Theory and Practice for the 21st Century» / Ph.S.Jarvis. Budapest, 2000. — 14−18 p.
- Johnasen R.L. Ethics in Human communication. / R.L.Johnasen, 3rd edition, Prospect Heights, IL: Waveland Press, Inc, 1990. 327p.
- Kagan D.M. Personal Perspectives on a School-university Partnership / D.M.Kagan, L. Freemann // Teaching and Teacher Education, 1993. Vol.9 (5−6). -499−511 p.
- Kanter R.M. When Giants Learn to Dance / R.M.Kanter. New York, 1989. -54p.
- Kaplan G.P. New Beginnings, New Limits. Presidential Election / G.P.Kaplan // Phi Delta Kappan, 1988. Vol.70 (2). — 119−121 p.
- Killeen J. The Economic Value of Careers Guidance / J. Killeen, M. White, A.G.Watts. London, 1992. — 33−74 p.
- King U. In Search of World Class Standards in VET. Laur-Ernst / U.King. -Bonn, 2000.- 19−31 p.
- Knirk L. Gustafson, Holt, Rinehart and Winston / L.Knirk. New York, 1986.-398p.
- Kruger H. Doing Gender Geschlecht als Statuszuweisung im Bildungssystem. Ubergange in den Beruf / H.Kruger. — Weinheim, 1998. — 139 p.
- Kutscha G. Berufsbildungspolitik und Berufsplanung. Studienbrief der FernUniversitaet Hagen / G. Kutscha, 1999. 1−3 p.
- Kutscha G. Berufsbildungsforschung unter dem Anspruch des Bildungsprinzips Berufspaedagogische Aspekte unter besonderer Beruecksichtigung der Regionalforschung. In Berufsbildung in Wissenschaft und Praxis / G. Kutscha, 1997.- 3−9 p.
- Kutscha G. Das duale System der Berufsbildung in der BRD auslaufendes Modell? in: Die berufsbildende Schule / G. Kutscha, 1992. — 145−156.
- Labaree D.F. Too Easy a Target: the Trouble with Ed. Schools and the Implication for the University / D.F.Labaree // Academe, 1999. Vol.85, № 1. -34−39 p.
- Lange E. (1978): Berufswahl / E.Lange. Munchen, 1998. — 65−69 p.
- Leferink К. Geschlechtsunterschiede im Ausbildungs- und Berufsweg / K.Leferink. Frankfurt / Main, 1998. — 45 p.
- Lempert W. Neuere Untersuchungen zur Qualitaet der betrieblichen Lehre in der BRD / W.Lempert. Frankfort / Main, 2002. — 68−84 p.
- Lewis A.C. Schools and Preparation for Work / A.C.Lewis // Phi Delta Kappan, 1995. Vol.76 (9). — 66 p.
- Maurice M. Die Entwicklung der Hierarchie im Industrieunternehmen: Untersuchung eines gesellschaftlichen Effekts Ein Vergleich Frankreich-Bundesrepublik Deutschland / M. Maurice, F. Sellier, J. Sylvestre // Soziale Welt, 1979. № 3.-7−16 p.
- Maurice M. Dynamique industrielle et capacite d’innovation de I’industrie de la machine-outil en France et en RFA- analyse societal des rapports entre «espace de qualification» et «espace industriel» / M. Maurice, A. Sorge, 1989. 21 lp.
- Mediengestalter / in fur Digital- und Printmedien: Ein Neuer Ausbildungsberuf fur die Medienwirtschaft und Druckindustrie. Berlin, 1998. -61−68 p.
- Meyser J. Die Berufspaedagogische Genese des Produktionsschulprinzips. Von den Ursprungen im 18. Jahrhundert zur aktuellen Situation / J.Meyser. -Frankfurt a. M, 1996.-67 p.
- Muench J. Das berufliche Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland / J.Muench. Vom CEDEFOP, 3. Aufl.- Luxemburg, 1987.- 207 p.
- Multivariative Analysemethoden, 7. Aufl., Berlin, 1994.- 33 p.
- National Education Goals. National Governor’s Association, 1990.
- Northwest Center for Emerging Technologies, Bellevue Community College, Bellevue, Washington. Buildung a Foundation for Tomorrow: Skill Standards for Information Technology. -1997. 55−83 p.
- Oerter R. Die Anpassung von Jugendlichen an die Strukturen von Arbeit und Beruf. Lebensbewaltigung im Jugendalter / R.Oerter. Weinheim, 2003. — 69 p.
- Oetting R. Die Studie zur Berufsbildung in der europaischen Union. / R. Oetting, A. Fischer, M.Beutner. Kapitel 3. In: UEAPME: Qualitaet der Ausbildung in der europaischen Union. Brussel, 2000. — 6−12 p.
- Paul R.W. Critical thinking and critical person / R.W.Paul // Thinking: Report on Research. Hhlsdale, 1987. — 133 p.
- Piore M.G. Das Ende der Massenproduktion. Studie uber die Requalifizierung der Arbeit und die Ruckkehr der Okonomie in die Gesellschaft / M.G.Piore, C.F.Sabel. Berlin, 1995. — 13−34 p.
- Ploghaus G. Berufsbildung und Organisationsentwicklung: Perspektiven, Modelle, Forschungsfragen / G. Ploghaus, P. Dehnbostel, G.Dybowski. -Bertellsmann, Bielefeld, 2002. 76 p.
- Rettke U. Die schrittweise «Verweiblichung» der Berufsvorstellungen von Hauptschulerinnen / U. Rettke / in: Paedagogische Beitrage, Heft 5,1999. 2−9 p.
- Ritlook M. Counselling in Hungary: present and future trends / M. Ritlook // Interpretation Journal for the Advancement of Counselling, 1997. № 19. 10−12 p.
- Sarason S. The Culture of School and the Problem of Change / S.Sarason. -Boston: Allyn and Bacon, 1982. 311 p.
- Schedler K. Theorien der Berufswahlentscheidung / K. Schedler, N.Willenpart. Wien, 2004. — 2−22 p.
- Shapiro H. Knowledge which way? / H.Shapiro. Danish Technological Institute, Center for Competency Development and Media, 1999. — 43−76 p.
- Shor I. A Pedagogy for Liberation Sough Hardley / I. Shor, P.Freire. -London, 2000. — 332p.
- Sievers W. Elemente der Statistik / W. Sievers, 2. Aufl., Gottingen, 1999.- 8 p.
- Simpson D.J. Professional Development Schools, Prescriptions and Propositions / D.J.Simpson // Journal of Teacher Education, 1999. Vol.45 (4). -253−260 p.
- Stoos F. Zum Beruf als Grundlage des Berufsbildungsgesetzes / F.Stoos. In: Recht der Jugend und des Bildungswesens, 1990. 38 p.
- Stratmann К. Die Krise der Berufserziehung im 18. Jahrhundert als Ursprungsfeld paedagogischen Denkens / K.Stratmann. Ratingen, 1997. — 77 p.
- Stratmann K. Das duale System und das Problem seiner «Verschulung», in die Deutsche Berufs- und Fachschule / K.Stratmann. Bonn, 1975. — 820−835 p.
- Streek W. Die Rolle der Sozialpartner in der Berufsausbildung und beruflichen Weiterbildung BRD / W. Streek, J. Hilbert, H.Weber. Luxemburg, 2001.-83−90 p.
- Sudek R. Berufswahlmotive der Jugendlichen und Berufsberatung / R. Sudek, H. Buck, M.Hennen. Mainz, 2002. — 12−23 p.
- Task Force on Education for Economic Growth. Action for Excellence. Denver: Denver Co., Education Commission of the States, 1995. 54 p.
- The digital Workforce: Buildung Infotech Skills at the Speed of Innovation. US Department of Commerce, Office of Technology Policy, 1999. 53−58 p.
- The international Encyclopedia of Education: Research and Studies / Torsten Husen, T. Nevill Postlethwaiter. Oxford: Pergamon Press, 1985. — V.7. — 37 374 368 p.
- The Times Educational Supplement. Friday fed. 2, 1996. 48 p.
- Watts A.G. Paper presented to a Careers Guidance and Counselling Conference on «Theory and Practice for the 21st Century» / A.G. Watts. Budapest, 2000.-43−74 p.
- Weinheim J. Berufsbildungspolitik / J. Weinheim, H. Sudermersen, H.Weber. -Opladen, 1990.-63−77 p.
- Witwer W. Die ungleichen Partner. Berufsbildung in der Bundesrepublik Deutschland. Strukturen. Probleme. Perspektiven. / W. Witwer, M.Pilnei. -Weinheim-Basel, 1996. 95−109 p.
- Wlodkowski R.J. Enhancing adult motivation to learn / R.J.Wlodkowski. -San Francisco: Jossey-Bass, 2004.-216 p.
- Zais R.S. Curriculum: Principles and Foundations / R.S.Zais. New York: Thomas J. Crowell Company, 2003. — 516 p.