Образование в области безопасности жизнедеятельности должно отвечать следующим требованиям:
- — быть непрерывным и опережающим;
- — охватывать все уровни образования;
обладать преемственностью и согласованностью образовательных программ различных уровней;
- — обладать интегративностью и междисциплинарностью;
- — базироваться на методологии познания, соответствовать психофизиологическим и познавательным возрастным возможностям обучаемых лиц;
- — базироваться на научной основе.
Непрерывность и опережающий характер образования
Человек сталкивается с опасностью на протяжении всей жизни, а круг опасностей и их характер в зависимости от возраста и вида деятельности постоянно расширяется и изменяется. Поэтому образование должно быть непрерывным и опережающим по отношению к номенклатуре опасностей, с которыми сталкивается человек.
Непрерывность образования — это введение его во все уровни воспитания и обучения.
Концепция устанавливает четыре уровня воспитания и образования в области безопасности жизнедеятельности:
I уровень — дошкольное воспитание;
II уровень — среднее общее (школьное) воспитание и образование;
III уровень — профессиональное образование (начальное, среднее и высшее);
IV уровень — послевузовское образование и обучение (повышение квалификации), подготовка научных кадров.
Преемственность и согласованность образовательных программ различных ступеней и уровней заключается в интеграции инновационных идей в вопросах непрерывного сопровождения человека на всех уровнях образования.
Интегративность и междисциплинарность — ориентация на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополняемости содержания и единства цели и требований.
Методология познания, соответствие психофизиологическим и познавательным возрастным возможностям обучаемых лиц заключается в использовании способов, приемов научного познания предмета, с учетом возрастных групп обучаемых, т. е. от простого к сложному.
Методы научного познания включают в себя:
- — общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукцию, дедукцию…);
- — способы эмпирического и теоретического исследования; для процессов построения теоретических систем знания особое значение имеет метод восхождения от абстрактного к конкретному.