Деятельностный подход в организации образовательного процесса
Существенным образом меняется и роль педагога. Педагог из «основного звена» превращается в куратора, консультанта, контролера, менеджера, помощника при овладении студентом новым профессиональным знанием. При этом необходимо учитывать тот факт, что изменение роли педагога требует от него умения целенаправленно применять в процессе организации познавательной деятельности обучаемых современные… Читать ещё >
Деятельностный подход в организации образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Подготовку современного специалиста невозможно осуществлять в опоре на старые методы преподавания. Необходим активный переход от традиционной классно-урочной системы организации обучения к деятельностной, личностно-ориентированной, индивидуально-виртуальной системе.
Широкое применение в учебном процессе современных образовательных технологий ориентировано на активную самостоятельную познавательную деятельность обучаемых. Современные педагогические технологии позволяют в достаточно короткие сроки (период обучения в образовательном учреждении) подготовить современного специалиста-профессионала, конкурентоспособного на рынке рабочей силы.
В этой связи современная система образования по-новому рассматривает принцип деятельностного подхода в образовании. Применение психологической теории деятельности в образовании, так или иначе, должно быть направлено на особую организацию целостного педагогического процесса как особого рода деятельности студента по усвоению им основного содержания изучаемых дисциплин (программированное обучение).
В качестве важнейшей цели образования выдвигается задача овладения деятельностным подходом к самой профессиональной деятельности. Специфика данного подхода на современном этапе развития системы образования должна предполагать особым образом организованную познавательную деятельность студентов, при которой обучающийся становится активным субъектом учения, иными словами, процесс обучения должен представлять собой обучение в деятельности.
Цель деятельностного подхода в современной педагогике необходимо рассматривать как процесс развития и формирования личности будущего профессионала как саморазвивающейся, саморегулирующейся личности с осознанными и гибкими знаниями и умениями.
Профессиональное образование должно осуществляется в деятельности. Студент должен быть максимально включен в самостоятельную познавательную деятельность, решая предложенные педагогом учебные проблемы, задачи и задания, опираясь на целенаправленно разработанные информационные материалы, справочную литературу, методические рекомендации и др. В результате внедрения в образовательный процесс средств информатики и коммуникаций происходят существенные перемены в психологии студента. Из позиции пассивного слушателя он превращается в участника продуктивного типа взаимоотношений, в котором ему отводится активная роль. В этом и заключается основный смысл деятельностного подхода в профессиональном образовании.
Деятельностный подход, являясь методической основой профессионального образования, позволяет каждому обучающемуся активно включаться в процесс усвоения нового предметного содержания, овладевать операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности, самостоятельно планировать и контролировать уровень овладения профессиональными умениями и навыками. Новая роль и деятельность студента при деятельностной организации обучения требует от него активного развития познавательных и исследовательских умений, позволяющих самостоятельно использовать современные информационные технологии в процессе обучения.
Существенным образом меняется и роль педагога. Педагог из «основного звена» превращается в куратора, консультанта, контролера, менеджера, помощника при овладении студентом новым профессиональным знанием. При этом необходимо учитывать тот факт, что изменение роли педагога требует от него умения целенаправленно применять в процессе организации познавательной деятельности обучаемых современные развивающие педагогические технологии.
Обучение в деятельности способствует включению студента в решение профессиональных задач сразу же на этапе непосредственного овладения им основами профессиональных знаний и умений, то есть, в период обучения в образовательном учреждении.