Порядок составление и применения бюджетов на предприятии.
Автоматизация бюджетирования
Далее составляется так называемый сводный бюджет месяца. Он представляет собой расчет, в котором находят отражения данные по доходным и расходным статьям бюджета. Цель, которую выполняет данный расчет — определение планируемой прибыли. В верхней части представлены данные о доходах предприятия, а в нижней — о расходах. Причем расходы объединены в крупные блоки бюджетов по направлениям… Читать ещё >
Порядок составление и применения бюджетов на предприятии. Автоматизация бюджетирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первоначально рассчитывается бюджет продаж. Служба сбыта и маркетинга ежемесячно готовит прогноз продаж на следующий месяц, используя портфель заказов. Этот прогноз содержит информацию о структуре продаж в разрезе ассортимента и стоимости каждого вида продукции. Прогноз учитывает как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на изменение цены, объема, общей суммы, такие как историю продаж, общее состояние экономики страны и региона, ценовая политика конкурентов, результаты маркетинговых исследований, производственные мощности и т. д. Обобщенная информация проходит утверждение у руководителя отдела сбыта, а затем у бюджетного комитета, созданного по аналогии с предшествующим комитетом по бюджетированию. На основании прогноза продаж появляется бюджет продаж.
Бюджет по производству — следующая ступень подготовки общего бюджета.
Он рассчитывается, исходя из бюджета продаж и плана производства продукции на соответствующий период, и определяет необходимое количество выпуска изделий для запланированной реализации. Расчет бюджета производства проходит по центрам затрат и представляет собой многоуровневую модель, позволяющую связать воедино расходы данного центра затрат по материалам, заработной плате, накладным расходам, налогам, производственные мощности и движение товарно-материальных ценностей.
Далее составляется так называемый сводный бюджет месяца. Он представляет собой расчет, в котором находят отражения данные по доходным и расходным статьям бюджета. Цель, которую выполняет данный расчет — определение планируемой прибыли. В верхней части представлены данные о доходах предприятия, а в нижней — о расходах. Причем расходы объединены в крупные блоки бюджетов по направлениям использования денежных средств (энергетика, ремонты и т. д.). Расчет каждого показателя проводится с использованием модуля автоматизированной системы, на основе нормативных показателей расхода материалов, заработной платы и т. д. Итогом составления данной таблицы будет цифра планируемого результата (прибыли или убытков).
Следующим шагом является разнесение затрат нашедших отражение в бюджете на центры затрат. При этом в центрах затрат формируются их бюджеты.
Деление затрат происходит на основные материалы, производственные затраты, энергетику, цеховые затраты, заводские накладные затраты, общезаводские расходы.
В течение месяца происходит заполнение отчетных форм по центрам затрат. Вносятся фактические данные о производстве, выпуске и отгрузке готовой продукции, затратах понесенных при производстве, движении материальных ресурсов.
В конце месяца бюджет представляется в законченном виде для утверждения в бюджетный комитет. Комитет рассматривает выполнение бюджета, выявляет изменения и отклонения от первоначального плана.
Далее происходит обработка данных фактического и планового бюджета в модуле «Бюджетирование» и привязка полученных результатов к управленческому учету.
Модель «Бюджетирование» позволяет осуществлять сценарный анализ развития ситуации, благодаря подключению к автоматизированной системе управления бюджетированием «М-2» .
Начиная с конца 2000 г. на предприятии ведется установка и внедрение программного комплекса — «Интегрированная система управления предприятием М-2». В этом комплексе есть модуль, отвечающий за постановку вопроса бюджетирования. Именно он и связан с бюджетом продаж, позволяя решать многие задачи по моделированию. Он предназначен для обеспечения информационной поддержки и координации процессов финансового планирования и контроля. Модуль позволяет выполнять следующие функции:
- — ведение бюджетов предприятия в разрезе центров ответственности, периодов и вариантов планирования;
- — формирование бюджета доходов и расходов предприятия;
- — формирование бюджета движения денежных средств;
- — контроль динамики основных показателей доходов по сравнению с плановым уровнем и согласование изменений планов расходов на новом уровне;
- — возможность проведения калькуляции при построении сводных бюджетов путем корректировки статей первичных бюджетов;
- — комплексный отчет о состоянии статей бюджета;
- — оперативный контроль за ходом исполнения различных бюджетов.
В ОАО «УАЗ» существует модель на основе модуля «Бюджетирования». Суть ее состоит в том, что основой формирования бюджета на планируемый период становится понятие центра затрат. Центр затрат — условно определенное место возникновения затрат. В рассматриваемой модели было принято, что таковым являются производственные секции технологического процесса.
Управление бюджетированием на предприятии осуществляется под руководством директора по бюджету.
Основными проблемами постановки системы бюджетирования на предприятии являются:
- 1. Недостаточная оперативность составления отчетов;
- 2. Низкая профессиональная подготовка персонала;
- 3. Использование бюджетирования в отрыве от стратегического планирования;
- 4. Слабая мотивация сотрудников на достижение запланированных показателей.
Начиная с конца 2000 г. на предприятии ведется установка и внедрение программного комплекса — «Интегрированная система управления предприятием М-2». В этом комплексе есть модуль, отвечающий за постановку вопроса бюджетирования.